Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:40, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, утвержденные в законодательном порядке.
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета и его роли как инструмента государственного регулирования.
стр.
Введение
3
Глава 1. Государственный бюджет, его сущность, структура и функции в современной экономике
5
1.1. Понятие государственного бюджета.
5
1.2. Структура государственного бюджета
7
1.3. Структура бюджетной системы Российской Федерации
10
Глава 2. Механизмы бюджетной политики
16
2.1. Проблемы сбалансированности государственного бюджета.
16
2.2. Оценка эффективности бюджетной политики
20
Глава 3. Проблемы и перспективы бюджетной политики Российской Федерации
25
3.1. Состояние государственного бюджета Российской Федерации
25
3.2. Цели и задачи бюджетной политики Российской Федерации на 2009-2011 года
26
3.3. Анализ бюджета Российской Федерации за 2009-2011 года
34
3.4 Пути повышения устойчивости финансовой системы
29
Заключение
40
Список литературы
44
Приложение
46
В макроэкономической
теории рассматриваются три
Бюджетный кодекс РФ определяет границы бюджетного дефицита региональных и местных бюджетов следующим образом:
1. Дефицит бюджета субъекта РФ не может превышать 15% от утвержденного объема доходов без учета безвозмездных поступлений. Если доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета региональному бюджету в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, то предельный размер дефицита снижается до 10%. [13,стр. 146]
В случае утверждения законом субъекта РФ в составе источников финансирования дефицита поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности субъекта РФ, а также снижения остатков на счетах по учету бюджетных средств, дефицит бюджета на указанные суммы может превышать установленные границы дефицита.
2. Дефицит местного бюджета не может превышать 10% утвержденного общего объема доходов без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. В муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам в течение двух из трех последних финансовых лет превышала 70% объема собственных доходов, предельный раз мер дефицита снижается до 5%. В случае утверждения муниципальным правовым актом в составе источников финансирования дефицита поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, а также снижения остатков на счетах по учету средств местного бюджета дефицит бюджета может быть превышен на указанные суммы. Если субъект РФ или муниципальное образование превышают по данным годового отчета установленные размеры дефицита, то это является нарушением бюджетного законодательства РФ, что влечет за собой применение мер принуждения в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Источниками финансирования дефицита региональных и местных бюджетов не могут быть кредиты Центрального банка России, а также приобретение им государственных ценных бумаг субъектов РФ, муниципальных ценных бумаг при их размещении. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) с дефицитом. [13,стр. 147]
Возникновение дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск "пустых" денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной ("легальной") лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в "тени".
Дефицит и профицит являются объектом управления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета рекомендуется осуществить сокращение профицита в следующей последовательности:
1)сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности, сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов;
2)предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
3)увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, то законом о бюджете должны быть утверждены источники финансирования (покрытия) дефицита бюджета. Крайне отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного бюджетного дефицита настоятельно требует осуществления системы мер по его преодолению, проведения активной финансовой политики, использования общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом. Стремление к равновесию бюджетных доходов и расходов путем сбалансированности государственного бюджета - это сегодня одна из главных задач.
Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает хорошее состояние экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.
2.2. Оценка эффективности
Бюджетная политика государства – это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений, осуществляемых с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале предшествующего года.
Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результатам деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях.
Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).
На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функций государства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов.1 Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
К сожалению, на протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой, не всегда достигались, тем не менее, удалось сформировать и обеспечить функционирование трехуровневой бюджетной системы, принять Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, внедрить казначейскую систему исполнения бюджетов, улучшить собираемость налогов, снизить темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. В России несколько лет подряд принимался бездефицитный федеральный бюджет, произошел отказ от его эмиссионного финансирования, удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.
В качестве критериев
эффективности бюджетной
При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства. Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и планируемый период. Бюджетная политика обязательно координируется с денежно-кредитной, внешнеэкономической, структурной политикой.
Бюджетная политика государства в коротком периоде может сопровождаться эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета. В конечном итоге результат этой политики выражается в приросте дохода, производства продукции. Поэтому мультипликативные эффекты играют важную роль при выборе мероприятий бюджетно-налоговой политики.
Государственные расходы, оказывая существенное воздействие на темпы и пропорции совокупного спроса и ВВП, стимулируют рост спроса - инвестиционного и потребительского. ВВП под влиянием расширения совокупного спроса начинает расти, но ВВП растет в большей степени, чем первоначальный прирост государственных расходов и совокупного спроса. В такой ситуации начинает действовать мультипликатор государственных расходов.
Мультипликатор государственных расходов (бюджетный мультипликатор) представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объема государственных расходов:
Мультипликатор
государственных расходов =прирост ВВП/ прирост гос. Расходов
С учетом мультипликационного
эффекта государственных
Мультипликатор сбалансированного бюджета — равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов.
Существует формула для определения мультипликатора (1-b) при отсутствии налогов называется моделью простого мультипликатора Кейнса [рис. 1].
На рисунке 1 показано влияние увеличения государственных расходов на выпуск продукции.
Рис. 1 Влияние увеличения госрасходов на выпуск продукции
Пусть экономика находится в равновесии, если фактические расходы (Y) равны планируемым (Е), т. е. Y = Е. Если экономика закрытая, то Е = С + I + +G; поскольку С = С(Y - Т), то мы можем записать Е = С (Y - Т)+ I + G. Равновесие достигается в точке А, где Y = Е. На рисунке показано, что при росте государственных расходов кривая планируемых расходов сдвигается вверх на величину, равную ΔG, равновесие перемещается из точки А в точку В, объем производства увеличивается с Y1 до Y2 на величину ΔY, причем ΔY > ΔG.
Глава 3. Проблемы
и перспективы бюджетной
3.1. Состояние государственного
Начиная с 2000 года федеральный бюджет исполняется с превышением доходов над расходами. Была ликвидирована просроченная кредиторская задолженность, включая многолетние бюджетные долги перед гражданами по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Это способствовало нормализации состояния расчетов в экономике в целом.
Превышение бюджетных
доходов над расходами и
Тем не менее серьезную озабоченность вызывает возникшая в последние годы несбалансированность Пенсионного фонда Российской Феде-рации, особенно с учетом ожидаемых перспектив увеличения обязательств по выплате пенсий. Не до конца отлажены процедуры выбора новых расходных обязательств, прежде всего - при принятии решений о реализации долгосрочных бюджетных программ, а заявленные бюджетные ограничения зачастую не соблюдаются либо пересматриваются.
Решение этих проблем является необходимой предпосылкой для обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, предотвращения возникновения «необеспеченных мандатов» и неконтролируемого роста нагрузки на бюджетную систему.
Информация о работе Государственный бюджет. Особенности бюджетной политики в РФ