Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:40, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, утвержденные в законодательном порядке.
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета и его роли как инструмента государственного регулирования.
стр.
Введение
3
Глава 1. Государственный бюджет, его сущность, структура и функции в современной экономике
5
1.1. Понятие государственного бюджета.
5
1.2. Структура государственного бюджета
7
1.3. Структура бюджетной системы Российской Федерации
10
Глава 2. Механизмы бюджетной политики
16
2.1. Проблемы сбалансированности государственного бюджета.
16
2.2. Оценка эффективности бюджетной политики
20
Глава 3. Проблемы и перспективы бюджетной политики Российской Федерации
25
3.1. Состояние государственного бюджета Российской Федерации
25
3.2. Цели и задачи бюджетной политики Российской Федерации на 2009-2011 года
26
3.3. Анализ бюджета Российской Федерации за 2009-2011 года
34
3.4 Пути повышения устойчивости финансовой системы
29
Заключение
40
Список литературы
44
Приложение
46
1. Сохранение бюджетной политики в качестве
важнейшего инструмента макроэкономического
регулирования. Бюджетная политика в среднесрочной
перспективе должна быть направлена не
только на поддержание бюджетной сбалансированности,
но и на обеспечение сбалансированного
развития экономики в целом.
2. Усиление роли бюджета в стимулировании
долгосрочного роста экономики и повышении
уровня жизни населения. Повышение устойчивости
бюджета в условиях непредсказуемости
ситуации в мировой экономике.
3. Создание налоговых стимулов
для увеличения инвестиций в человеческий
капитал, включая сферы образования, здравоохранения,
ускорение инновационного развития страны.
Повышение эффективности налоговой системы.
Ускоряющиеся процессы глобализации мировой
экономики требуют интеграции российской
налоговой системы в международные налоговые
отношения.
4. Кардинальное повышение эффективности
бюджетных расходов. Реформирование и
оптимизация бюджетного сектора.
Реализация мер по
повышению качества государственных
услуг, росту производительности труда в госсекторе.
5. Создание устойчивого механизма
пенсионного обеспечения на длительную
перспективу.
6. Реализация механизма частно-государственного
партнерства. Обеспечение максимальной
эффективности созданных институтов развития.
Улучшение финансовой прозрачности деятельности
всего государственного сектора.
В 2009-2011гг. ежегодные темпы роста ВВП составили 6,2-6,6% в год против прогнозируемых 7,6% в текущем году. Инвестиции в основной капитал в среднесрочной перспективе возрастали ежегодно на 10-15%. Высокими темпами в 2009-2011гг. продолжали увеличиваться доходы населения - на 7,9-10,0% в год. Средняя заработная плата по экономике в 2009-2011 годах возросла в среднем за год на 11,2% в реальном выражении, пенсии - на 12,1%.
Это способствует сокращению уровня бедности в стране. Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения сократилась с 12,3% в 2008 году до 10,0% в 2011 году.
3.3. Анализ бюджета Российской Федерации за 2009-2011 года.
24 ноября 2008 года был принят Федеральный закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры бюджета на 2009 год:
2009
02 декабря 2009 года был принят Федеральный закон № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:
2010
2011
2012
Анализ бюджета Российской Федерации на 2009 - 2011 годы показал следующее.Рассмотрим данные о доходах бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом межбюджетных трансфертов и их удельном весе в ВВП (2008 – 2011 годы) [таблице 4, Приложение]
Анализ динамики доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в данном периоде показывает, что, несмотря на достаточно высокий темп роста поступлений указанных доходов, их удельный вес в ВВП постоянно снижается и составил в 2011 году 12,29 % по сравнению с 13,35 % в 2008 году. По сравнению с 2008 годом темп роста объема доходов бюджетов субъектов Российской Федерации составил в 2011 году 141,3 %.
Без учета межбюджетных трансфертов доходы бюджет субъектов Российской Федерации в 2009 году составил 5 502,5 млрд. рублей, или 10,69 % ВВП, что ниже прогнозного показателя в 2008 году на 0,31 процентного пункта. В 2010 – 2011 годах указанный объем доходов прогнозируется в объеме 6 249,3 млрд. рублей (10,57 % ВВП) и 7 093,4 млрд. рублей (10,49 % ВВП) соответственно. Рассмотрим данные о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом межбюджетных трансфертов и их удельном весе в ВВП (2008 – 2011 годы) [таблица 5, приложение].
Анализ динамики расходов бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом межбюджетных трансфертов показывает, что темп их роста в 2011 году составил по сравнению с 2008 годом 142 %.
Доля указанных расходов в ВВП в 2009 году на уровне 12,97 %, что ниже этого показателя на 2008 год на 0,25 процентного пункта, а в 2010 – 2011 годах их доля снизилась к предыдущему году на 0,4 и 0,34 процентного пункта соответственно. Расходы консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов составят в 2009 году 5 451,8 млрд. рублей, или на 13,9 % больше по сравнению с расходами на 2008 год, в 2010 – 2011 годах – 6 208,9 млрд. рублей (на 13,9 %) и 7 053,4 млрд. рублей (на 13,6 %) соответственно. По отношению к ВВП расходы консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов снижаются и составят в 2009 году 10,59 % (в 2008 году – 10,87 %), в 2010 году – 10,5 % и в 2011 году - 10,43 %. Структура расходов бюджета Российской Федерации на 2009 – 2011 годы приведена в таблице 6, Приложения.
Анализ приведенных в таблице данных показывает, что к концу данного периода по сравнению с 2008 годом существенно увеличивается доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на социальную политику с 65,9 % до 75,6 %, а также на здравоохранение и спорт – с 72,5 % до 75 % и на культуру, кинематографию и СМИ – с 69,1 % до 71,6 %. Вместе с тем доля указанных расходов на национальную экономику снижается с 55,8 % до 52,8 %, и несущественно - на жилищно-коммунальное хозяйство и образование.
Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета - подписания Президентом РФ). В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов (в настоящее время осуществляется переход от банковской системы кассового исполнения бюджета к казначейской - первоначально на эту систему перейдет федеральный бюджет, затем - бюджеты более низких уровней). На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Особая роль определена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ - именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволит обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге Казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей. Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
• перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
• распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;
• возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
• учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.
Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет, вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 % - законом (решением), принимаемым органом законодательной (представительной) власти. Если последний не принял решение о сокращении в установленный законом срок, исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональной сокращение (секвестр) расходов).
Возьмем для примера данные по Челябинской области
Основным фактором роста является увеличение фонда оплаты труда работников бюджетной сферы, которое обусловлено повышением минимального размера с 1 января 2009 года (с 2300 руб. до 4330 рублей в месяц) и переходом на новую систему оплаты труда.
Для финансового обеспечения роста фонда оплаты труда в областном бюджете создан централизованный резерв в объеме: 5,4 млрд. рублей на 2009 год, 6 млрд. рублей - на 2010 год и 6,5 млрд. рублей - на 2011 год.
Этот резерв был распределен
между главными распорядителями
бюджетных средств и
Помимо этого, фонд оплаты труда работников бюджетной сферы проиндексирован в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции: с 1 августа 2009 года – на 8,4 процента, с 1 января 2010 года – на 7 процентов, с 1 января 2011 года – на 8,2 процента.[ рис. 2, Приложение].
В целях развития дорожной инфраструктуры области существенно увеличивается объем средств, выделяемых на строительство и реконструкцию областных автомобильных дорог. [рис. 3, Приложение]
Всего на поддержание и развитие дорожной сети областного значения в 2009 году направленно 6 млрд. 937,4 млн. рублей с увеличением к базовым показателям 2008 года на 41 процент.
Из них на реализацию
программы строительства и
Доходы областного бюджета на трехлетний период определены на основе оптимистического варианта, то есть максимальных показателей прогноза социально-экономического развития области.[рис. 4, Приложение]
Как указано в Бюджетном послании, важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.
«Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.
Соответственно, бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита».
В Бюджетном послании поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:
1) интеграция бюджетного
планирования в процесс
2) создание в рамках
переходного периода
3) улучшение условий
жизни человека, адресное решение
социальных проблем, повышение
качества государственных и
4) повышение отдачи
от использования
5) эффективная децентрализация
полномочий публично-правовых
Вклад федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию стратегического и бюджетного планирования будет состоять в том, что его разработка и исполнение будут осуществляться в увязке с корректировкой концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года при одновременном формировании государственных программ Российской Федерации и подготовкой к переходу, начиная с 2013 года, к «программному бюджету».
Соответственно, бюджетные параметры на 2012 - 2014 годы, а также положенные в их основу показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на этот период составят «отправную точку» для разработки и утверждения в 2012 году первого долгосрочного экономического прогноза и увязанной с ним долгосрочной бюджетной стратегии, а также основных государственных программ Российской Федерации.
Информация о работе Государственный бюджет. Особенности бюджетной политики в РФ