Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:49, курсовая работа
Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение 3
1. Государственный бюджет 4
1.1 Понятие государственного бюджета 4
1.2 Расходы и доходы госбюджета 6
2 Государственный бюджет Республики Беларусь 11
2.1 Доходная часть бюджета Республики Беларусь 11
2.2 Расходная часть бюджета Республики Беларусь 13
2.3 Итоги первой половины 2012 года 14
2.4 Прогноз на 2013 год 15
3. Пути совершенствования бюджетной системы 18
Заключение 21
Список использованных источников 24
Все
расходные статьи бюджета
Перечень защищенных статей дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников.
В
составе республиканского и
резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий возможных стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.
Расходы государственного бюджета
тесно взаимосвязаны с его
доходами. С одной стороны, объем
расходов бюджета лимитируется жесткими
рамками поступающих бюджетных
доходов, причем последние в свою
очередь определяются экономическими
возможностями государства. С другой
стороны, расходы при надлежащем
использовании бюджетных
Доходы бюджета выражают
сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального,
отраслевого и целевого назначения. Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.
Налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Конкретными формами проявления
категории налога являются виды налоговых
платежей, устанавливаемых
Главным среди налогов, взимаемых
с юридических лиц, является налог
на прибыль (доход) предприятий. Его
главенствующая роль вызвана тем, что
в условиях рыночного хозяйства
роль прибыли существенно
Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог. Система подоходного обложения распространяется также на страховые организации, получающие доходы от страховых видов деятельности.
Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество (в частности, на недвижимое и др.) - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. При его взимании реализуются обе функции налога – и фискальная, и экономическая. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции (работ, услуг) ; вторая – через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от излишнего, неиспользуемого имущества.
Важное место в налоговой
системе страны занимают платежи
за природные ресурсы : земельный
налог, плата за воду, лесной доход
и др. Одни из них вносятся из прибыли,
другие - за счет себестоимости. Значение
названных платежей в том, что
они играют не только фискальную, но
и стимулирующую роль, ориентируя
субъектов хозяйствования на
более эффективное
Не менее важен подоходный
налог. Переход к рыночной экономике
создает предпосылки для роста
личных доходов граждан. В этих условиях
применяется прогрессивное
В белорусской системе налогообложения наряду с прямыми используются и косвенные налоги, основным из которых является налог на добавленную стоимость. Этот платеж в бюджет количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж, которые могли функционировать только в системе фиксированных на государственном уровне оптовых и розничных цен.
Одновременно с НДС в системе
косвенного обложения
также различные акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы
товаров. Их введение также обусловлено отменой налога с оборота. В
систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины ; ими
облагаются товары и иные предметы, ввозимые на территорию страны и
вывозимые за ее пределы.
Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к рынку и от ее продажи юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг.
Доходы от продажи государственной собственности в рамках общей программы приватизации могут занять место в общей сумме бюджетных поступлений. В дальнейшем, по мере завершения программы приватизации, доходы от распродажи государственного имущества постепенно будут вытесняться доходами, получаемыми в виде процентов и дивидендов от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги, а также доходами от продажи ценных бумаг.
3. Государственный долг и бюджетный дефицит
3.1 Состав государственного долга
Государственный долг подразделяется на две части — капитальный и текущий.
Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года) — непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному долгу.
Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).
Понятие внутреннего государственного долга Республики Беларусь, представляющего собой долговые обязательства Правительства Республики Беларусь, выраженные в валюте Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами, закреплен в Бюджетном кодексе Республики Беларусь, в нем государственному долгу посвящена отдельная глава. Бюджетный кодекс Республики Беларусь закрепляет не только общее понятие государственного долга, но и подразделяет понятия государственного долга Республики Беларусь и государственного долга субъекта Республики Беларусь.
Государственный долг Республики Беларусь определяется в Бюджетном кодексе Республики Беларусь как долговые обязательства Республики Беларусь перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг субъекта Республики Беларусь определяется как совокупность долговых обязательств субъекта Республики Беларусь. При этом закрепляется, что государственный долг Республики Беларусь полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в государственной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а государственный долг субъекта Республики Беларусь — соответственно всем имуществом субъекта Республики Беларусь, составляющим казну субъекта Республики Беларусь.
В соответствии с Банковским кодексам Республики Беларусь долговые обязательства Республики Беларусь могут существовать в форме:
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
В объем государственного внутреннего долга Республики Беларусь включаются:
В объем государственного внешнего долга Республики Беларусь включаются:
3.2 Сущность и содержание государственного дефицита
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет — самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, непроизводственная сфера, аппарат государственного управления, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
В силу своего особого положения
государственный бюджет взаимодействует
с другими звеньями финансовой системы,
оказывая им при необходимости “помощь”.
Она производится, как правило, путем
передачи денежных средств из центрального
государственного фонда муниципальным
финансовым фондам, фондам государственных
предприятий и специальным
Государственный бюджет состоит
из двух взаимосвязанных и
Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов.
Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь