Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственный бюджет 4
1.1 Понятие государственного бюджета 4
1.2 Расходы и доходы госбюджета 6
2 Государственный бюджет Республики Беларусь 11
2.1 Доходная часть бюджета Республики Беларусь 11
2.2 Расходная часть бюджета Республики Беларусь 13
2.3 Итоги первой половины 2012 года 14
2.4 Прогноз на 2013 год 15
3. Пути совершенствования бюджетной системы 18
Заключение 21
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Введение (2).docx

— 66.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1 Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь

 

     Рассматривая  и анализируя составляющие государственного  бюджета, на первый взгляд может  показаться, что основным способом  минимизации бюджетного дефицита  является сокращение государственных  расходов и увеличение доходов.  Но на самом деле, все не  так просто и перед государством  стоит задача не столько необоснованно  повысить доходы путем увеличения  налоговой нагрузки и устранения  несрочных расходов, сколько поддержать  баланс доходной и расходной  части путем создания благоприятной  налоговой политики и своевременного  выполнения не терпящих отлагательств  государственных программ.

     Характерным  для бюджетного дефицита Республики  Беларусь является несоответствие  плановых показателей на начало  года итоговым на конец года. Это связано с установившейся  практикой частых корректировок  Закона о бюджете.

     Одна из  основных проблем в данной  области – эффективность использования  средств, так как их основная  часть направляется на оказание  финансовой помощи отраслям и  предприятиям страны, находящимся  на грани выживания, и реального  возврата этих средств в бюджет  не происходит. Кроме того, когда  мнимые, записанные в проекте  бюджета доходы распределяются  по статьям расходов, появляется  необходимость урезать расходы  по ходу выполнения бюджета.  Это приводит к росту неплатежей, падению финансовой,  в том  числе налоговой, дисциплины и  подрыву авторитета государственных  институтов. Что касается проблемы  финансирования дефицита бюджета  за счет низкоинфляционных источников, то она является весьма актуальной.

     Из анализа  динамики и структуры доходной  части бюджета видно, что выделяются две ее составляющие: налоговая и неналоговая. Отличие неналоговой составляющей заключается в целевой направленности отчислений и их временном характере.

     Изучение показателей  показывает, что налоги являются  основой формирования государственного  бюджета. Не имея закрепления  за конкретными видами расходов, они обеспечивают маневренность  бюджетными ресурсами и бесперебойное  финансирование предусмотренных  мероприятий.

     Деление бюджета  на несколько частей искажает  информацию об использовании  бюджетных ресурсов: расходы одного  и того же назначения могут  финансироваться как непосредственно  за счет средств бюджета, так  и из фондов.

     Значительная  часть налоговых платежей формирует  доходную базу местных бюджетов. Очевидно, что около половины  всех налоговых поступлений зачисляется  в доходы местных бюджетов.

     Таким образом,  одним из основных направлений  бюджетно-налоговой политики на  ближайшие годы является снижение  налоговой нагрузки. Только за  период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включены в состав государственной пошлины.

     В качестве  наиболее кардинальных шагов  можно отметить уменьшение ставок  налогов, установление единой  ставки подоходного налога в  размере 12 % с 2009 года, ежегодное  увеличение стандартных налоговых  вычетов по подоходному налогу  для физических лиц, снижение  ставки налога на прибыль с  24 % до 18 % с 1 января 2012 года и другие.

     Однако проблема  высокого уровня налогообложения  остается по-прежнему достаточно  острой. Уровень налогообложения  остается самым высоким на  территории постсоветского пространства. А это в условиях активной  внешнеэкономической деятельности  и открытости экономики создает  существенные проблемы в обеспечении  конкурентоспособности белорусских  товаров на традиционных рынках  России и стран СНГ. Поэтому  требуются коренные реформы в  области налогообложения и бюджетной  политики.

Возможными мерами являются:

а) отмена так называемых «оборотных налогов»;

б) серьезная научно обоснованная реформа в области налогообложения  фонда оплаты труда.

Реформирование подоходного  налога, предусматривающее увеличение доходов граждан, даст возможность, во-первых, снизить бюджетную нагрузку, во-вторых, - вовлечь доходы населения  в реальный сектор экономики. Оно  должно начинаться с определения  налогооблагаемой базы и величины ставок налогового изъятия с учетом реальных затрат на воспроизводство рабочей силы, соответствующих процессам выравнивания жизненного уровня населения и повышения его благосостояния.

     Таким образом,  проблемы совершенствования налоговой  системы Республики Беларусь  в условиях экономической интеграции  требуют принятия кардинальных  решений по реформированию системы  налогообложения на основе научно  обоснованного подхода и фактического  анализа налогообложения предприятий  различных секторов экономики  и форм собственности. 

     Финансирование  расходов, превышающих реальные  доходы, может осуществляться за  счет внешних и внутренних  источников: инфляционных и не  инфляционных.

 Большинство развитых стран для покрытия бюджетного дефицита прибегают к выпуску государственных ценных бумаг, как безинфляционному источнику финансирования бюджетного дефицита.

     При наличии  дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат защищенные  статьи бюджета. В Беларуси  к таким статьям относят выплату  заработной платы и других  выплат населению, строительство  социально значимых объектов  и поддержка агропромышленного  комплекса.

     Если в процессе  исполнения бюджета происходит  превышение предельного размера  дефицита бюджета или снижение  поступлений по доходам бюджета  более чем на 10% от запланированного  уровня, то применяются секвестр  расходов по незащищенным статьям  бюджета или блокирование по  отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или  блокирование применяются для  республиканского бюджета в порядке,  установленном законом о бюджете  Республики Беларусь на очередной  финансовый год.

     Принятые в  ходе исполнения бюджета решения,  приводящие к уменьшению доходов  или увеличению расходов, должны  определять источники финансирования  и предусматривать меры по  компенсации потерь доходов бюджета.

     В Беларуси  применяется в основном не  инфляционный источник покрытия  дефицита, что подтверждает неразвитость  рынка государственных ценных  бумаг, обусловленное, прежде  всего, низкой активностью первичных  инвесторов, явившейся следствием  отсутствия свободных средств,  как у банков, так и субъектов  хозяйствования, слабой привлекательностью  прямых инвестиций в производственную  сферу, ухудшением ликвидности  банковской системы, что обусловило  резкое снижение спроса на  государственные ценные бумаги  в основном со стороны банков  республики.

     Это означает  необходимость в дальнейшем развития  инфраструктуры фондового рынка,  главным образом за счет активизации  работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий  и фондовая биржа.

     Необходимо  также отметить, что ряд проблем  остается и в сфере внешнего  долга страны. Существует также  проблема с погашением и обслуживанием  кредитов предприятий. Очевидно, что переложение платежей по  долгам предприятий на правительство  формирует не что иное, как  скрытый внешний государственный  долг и увеличивает дефицит  бюджета.

     Таким образом,  для преодоления отрицательных  последствий бюджетного дисбаланса - инфляция, государственный долг, истощение  валютных резервов, снижение инвестиционной  активности, сокращение экспорта, сопровождаемое  увеличением импорта, снижение  жизненного уровня населения, - необходимо  разрабатывать специальную программу  и проводить  мероприятия по  сокращению бюджетного дефицита. Такая программа должна предусматривать  наиболее существенные и качественные  меры:

  1. Повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов – основного источника увеличения доходов бюджета.
  2. Дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведения рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности.
  3. Расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с улучшением налогового законодательства.
  4. Развитие территориально-регионального хозрасчета.
  5. Оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом, и в первую очередь – направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли хозяйства должны решать задачи структурной перестройки экономики.
  6. В целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых других расходов государства, в частности военных расходов и  расходов на управление. Это позволяет профинансировать в начальный период развитие рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие  систему защищенности населения.
  7. Обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ.
  8. Совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере.
  9. Корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей.
  10. Реформирование бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников.
  11. Составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов.
  12. Развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте.
  13. Принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их  помощью решается сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в бюджет.

     Для достижения  реального эффекта и сокращения  бюджетного дефицита перечисленные  мероприятия должны рассматриваться  в их единстве и применяться  комплексно.

     Таким образом,  разработка и последовательная  реализация мер, направленных  на  увеличение доходов и сокращение  расходов, регулирование бюджетного  дефицита, целенаправленное управление  его размером в совокупности  с другими экономическими антикризисными  мерами будут способствовать  стабилизации финансового положения  республики.

 

 

 

 

 

5. Итоги первой половины 2012 года

 

Рост ВВП за 1-е полугодие  составил всего 2,9%, вместо запланированных 5%. Только промышленность Беларуси показала рост в 8,5%, однако источники этого роста - нефтепереработка и нефтехимия. Да, безусловно, положительное сальдо внешней торговли в размере $3 млрд – это плюс. Но 80% прироста экспорта – это нефть, нефтепродукты и растворители, а это минус.

Прирост реальной заработной платы за 1-е полугодие составил 4%, а рост ВВП всего 2,9%. То есть опять получается как во время экономического кризиса 2011 года: рост реальной заработной платы превысил производительность труда. Дисбаланс в экономике Беларуси сохраняется.

Возвращаясь к экспорту стоит  отметить, что в структуре белорусского экспорта на долю нефтепродуктов приходится 33,6%, растворителей и разбавителей – 10,4%, смазочных материалов – 4%. Получается 48% белорусского экспорта приходится на товары с низкой добавленной стоимостью, другими словами, сырье.

Отчисления в инновационный  фонд. Данный налог вводился государством с целью пополнения инновационного фонда, средства которого бы направлялись на инновационное развитие предприятий  в частности и всей страны в  целом. Исчисление и уплата данного налога Беларуси была достаточно специфичной: к различным организациям применялись различные ставки, льготы. В один момент все свелось к тому, что пополняли инновационный фонд прибыльные частные организации, а пользовались средствами убыточные государственные. Именно поэтому на данный момент этот налог платят только государственные предприятия.

Правительством разработан указ, предлагающий использовать ставку в 10% для данного налога. Но базой  для исчисления будет служить  уплаченный организацией налог на прибыль. Еще одним нововведением является требование эффективности расходования данных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Прогноз на 2013 год

В качестве целевого прогноза на следующий  год принят рост ВВП на уровне 108,5%. Такой рост будет достигаться  как за счет увеличения объемов производства традиционных отраслей, так и в  результате формирования новых высокопроизводительных секторов экономики с высокой добавленной стоимостью.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь