Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственный бюджет 4
1.1 Понятие государственного бюджета 4
1.2 Расходы и доходы госбюджета 6
2 Государственный бюджет Республики Беларусь 11
2.1 Доходная часть бюджета Республики Беларусь 11
2.2 Расходная часть бюджета Республики Беларусь 13
2.3 Итоги первой половины 2012 года 14
2.4 Прогноз на 2013 год 15
3. Пути совершенствования бюджетной системы 18
Заключение 21
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Введение (2).docx

— 66.48 Кб (Скачать файл)

В первую очередь, рассмотрим налоговые доходы. Их доля по сравнению  с 2011 годом хоть и увеличилась, но незначительно. Однако стоит более  подробно остановиться на изменениях в налоговом законодательстве 2012 года. Самое главное изменение – это снижение ставки налога на прибыль на 6% (с 24% до 18%). С одной стороны, государство снизило ставку налога на прибыль, но при этом отменило все льготы, касающиеся прибыли. Раньше у субъектов предпринимательства была возможность финансировать свои капитальные вложения за счет образовавшейся у них прибыли, которая налогом на прибыль не облагалась. Теперь такой возможности у них нет. Что касается НДС, то это по-прежнему основная доходная статья бюджета, а если быть точным, то каждый третий рубль в бюджете – это НДС. Беларусь с 2012 года работает в новых условиях – в ЕЭП (едином экономическом пространстве) с Россией и Казахстаном. Для сравнения: в России ставка НДС – 18%, а в Казахстане – 12%. Что касается остальных налогов, доля которых не превышает 0,2%, то, если всерьез говорить о либерализации налоговой системы, властям Беларуси надо было бы задуматься о целесообразности сохранения данных налогов. Ведь отмена данных налогов незначительно снизит поступления в бюджет, но в тоже время достаточно сильно упростит ведение хозяйственной деятельности. При всем при этом можно отметить все же и несколько положительных моментов, а именно: снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес (снижение ставок налогов при упрощенной системе налогообложения), возможность применения ускоренной амортизации, также возможность переноса убытков на будущие прибыли.

Привлекает внимание неадекватное развитие в анализируемом периоде  налогов на собственность: в доходах  бюджета они сократились с 0,91% до 0,56%.Именно этот источник, отражающий ход рыночных реформ, должен рассматриваться  как перспективный при разработкепутей  увеличения доходов бюджета.

Далее рассмотрим неналоговые  доходы бюджета Республики Беларуси. Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале: доходы составляют всего 0,8%. Что говорит только об одном, государство – это далеко не самый эффективный собственник.  И судя по этой цифре в 2012 году государство эффективным собственником не станет.

Что касается доходов бюджета Беларуси от осуществления приносящей доходы деятельности, то и тут особых изменений нет. Активизации приватизационных процессов, судя по цифрам, не предвидится, то же самое касается и активизации рынка земли. Кредит, который получила Беларусь от фонда ЕврАзЭс, предусматривает приватизацию в 2011—2013 гг. на сумму $7,5 млрд (по $2,5 млрд ежегодно). Однако, судя по цифрам, заложенным в бюджете Беларуси, никаких крупных приватизационных сделок не предвидится.

Важным инструментом бюджетной  политики Республики Беларусь на современном  этапе являются государственные  расходы, которые характеризуются  высоким уровнем социальной направленности, большим удельным весом расходов на социальную политику. По оценкам  международных организаций, проведение социально ориентированной бюджетной  политики в республике позволило  значительно снизить уровень  дифференциации населения по доходам  за последние 15 лет, уменьшить количество населения, находящегося у черты  бедности с 30-35% в 1994 г. до 5-8% в 2012 г. и повысить общий уровень благосостояния и социальной защищенности.

Стратегические направления  расходов бюджета должны выбираться исхода из максимального эффекта  проводимых мероприятий как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде, а также выделения приоритетов на каждом конкретном этапе экономического развития.

Эти задачи решаются на стадии планирования расходов при составлении  проекта бюджета. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов вопросы приоритетности расходов становятся чрезвычайно актуальными.

 

Табл. 2. Бюджет Республики Беларусь: расходная часть

Расходы бюджета Беларуси, млрд. бел. руб.

 

2011

2012

2012 к

2011, в %

Общегосударственная деятельность

13399

34167

255,0

Обслуживание госдолга

3399

9781

287,8

Национальная экономика

15307

25596

167,2

Сельское хозяйство

7658

12007

156,8

Промышленность, строительство

2175

3019

138,8

Дорожное строительство

2175

3019

138,8

Охрана окружающей среды

638

962

150,8

Жилищно-коммунальные услуги и жилищно-коммунальное строительство

6370

9258

145,3

Здравоохранение

10237

18161

177,4

Спорт, СМИ, культура

2633

4687

178,0

Образование

306

546

178,9

Всего расходов

76869

141810

184,5

Всего расходов, % ВВП

27,1

27,8

 

В расходах бюджета Беларуси особых изменений здесь не предвидится.

Подробно рассмотрим, расходы  государства, запланированные на 2012 год. По-прежнему приоритетной отраслью остается сельское хозяйство. Исходя из необходимости сохранения продовольственной безопасности страны и учитывая экономическую ситуацию в агропромышленном комплексе, в ближайшее время будет сохранена государственная поддержка этого приоритетного сектора национальной экономики.

Подобные меры, как показала практика многих лет, не дают ожидаемых  результатов. Несмотря на приоритетное финансирование, сельское хозяйство  остается низкоэффективным. Это требует  не только разработки новых методов  управления, но и его финансирования.

Необходимо расширить  действия рыночных механизмов в этой сфере, ввести постепенную отмену дотаций  на возмещение разницы в ценах  на сельскохозяйственную продукцию  на основе либерализации цен.

На 145% выросли расходы  на жилищно-коммунальные услуги и жилищно-коммунальное строительство. Монополистическая  структура ЖКХ, безусловно, вызывает необходимость регулирования цен и тарифов на оказываемые услуги. При этом цены должны устанавливаться такие, которые бы позволили в полной мере возместить затраты соответствующих предприятий.

В перспективе одновременно с развитием рыночных методов хозяйствования необходимо осуществить постепенный переход от бюджетного финансирования отраслей экономики к самофинансированию на основе собственных доходов.

Возросли затраты в  области здравоохранения. Поддержка  здравоохранения, несомненно, важная миссия государства.

Также в 2012 году суммы на обслуживание госдолга увеличатся в 3 раза. За счет каких средств будут производиться выплаты, в принципе, понятно. Наверняка, это будут золотовалютные резервы, потому что активизации приватизации не предвидится.

Также хочется отметить, что бюджет Беларуси  2012 сохранил все свои недостатки: перекрестное субсидирование, реструктуризацию и рефинансирование неэффективных государственных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Внешний долг Республики Беларусь

 

Управление внешним государственным  долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь “О внешнем государственном  долге Республики Беларусь” от 22 июня 1998 года, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2008 года № 252 “Об  утверждении Положения о внешних  государственных займах (кредитах)”, и Законом Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2009 год” от 29 декабря 2011 года.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь “О внешнем  государственном долге Республики Беларусь”, внешним государственным  долгом является общая сумма основного  долга Республики Беларусь и её резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Динамику внешнего долга  за последние годы можно проследить с помощью табл. 3.

 

Таблица 3 - Внешний государственный долг Республики Беларусь      (млн. долл. США)

 

Год

01.01.2008 г.

01.01.2009 г.

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

Кредиты, привлеченные Республикой  Беларусь (Правительством)

2057,7

3588,8

7778,8

9486,2

Кредиты, привлеченные резидентами  под гарантии Правительства Республики Беларусь

311

130,1

112,6

201,0

Всего:

2336,7

3718,9

7891,4

9687,2


 

     Из таблицы видно, что в структуре внешнего долга имеют значительный удельный вес и прирост кредиты, привлеченные Правительством (на 1707, 4 млн. долларов США за 2010 год), а кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства, наоборот имели тенденцию сокращаться до конца 2009 года и только за 2010 год возросли на 88,4 млн. долларов США.

     Лимиты внешнего (таблица 4) и внутреннего государственного долга ежегодно устанавливаются законом о республиканском бюджете. На 2012 год утверждены: лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь в размере 34 трлн. рублей; лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 14,3 млрд. долларов США.

 

Таблица 4 - Лимиты внешнего  государственного долга, млрд. долларов США

 

Год

2008

2009

2010

2011

Лимит

6,0

9,5

11,0

13,0


 

          Из таблицы видно, что с каждым  годом планируемый показатель  внешнего долга увеличивается  по сравнению с предыдущим  годом. Но реальный внешний  долг Республики Беларусь ниже  запланированного показателя.

     Лимит внутреннего  долга также меняется в сторону  увеличения  из года в год. 

     Для того, чтобы  сделать вывод о приемлемости  размера внешнего государственного  долга, необходимо учитывать не  только его размеры, но и  рассчитать показатели кредитоспособности  по внешнему государственному  долгу (таблица 5) и сравнить их с нормативами, установленными Международным банком реконструкции и развития.

 

Таблица 5 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу, в процентах

 

Показатели кредитоспособности

Норматив МБРР

01.01.2008 г 

01.01.2009 г

01.01.2010г

01.01.2011г

отношение внешнего гос.долга к экспорту товаров и услуг, %

220 %

8,4

10,0

31,8

32,5

отношение внешнего гос.долга  к валовому внутреннему продукту, %

50 %

5,2

6,4

16,5

17,8

Отношение платежей по внешнему гос.долгу к экспорту товаров  и услуг, %

25 %

1,1

1,0

1,3

2,6


  

          Из таблицы видно, что, не  смотря на, казалось бы, огромные  размеры внешнего долга, показатели  кредитоспособности гораздо ниже  нормативов, что, конечно, дает  право делать вывод о том,  что размеры государственного  долга Беларуси не являются  катастрофичными. Но также заметен  и их постоянный рост, связанный  с привлечением дополнительных  ресурсов в Республику Беларусь  и соответственно ростом внешнего  долга.

     Из проведенного  анализа можно сделать вывод,  что за последние годы в  Беларуси вырос долг, как государства,  так и банков, и нефинансовых  организаций. Вместе с тем,  в целом, внешний долг Беларуси  находится на достаточно низком  уровне и не сказывается на  развитии национальной экономики. 

     Поэтому политика  государства направляется на  сохранение объёма государственного  долга на экономически безопасном  уровне, сокращение стоимости обслуживания  долга, управление внешним государственным  долгом с целью снижения рисков, связанных с его структурой  и стоимостью его обслуживания.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь