Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственный бюджет 4
1.1 Понятие государственного бюджета 4
1.2 Расходы и доходы госбюджета 6
2 Государственный бюджет Республики Беларусь 11
2.1 Доходная часть бюджета Республики Беларусь 11
2.2 Расходная часть бюджета Республики Беларусь 13
2.3 Итоги первой половины 2012 года 14
2.4 Прогноз на 2013 год 15
3. Пути совершенствования бюджетной системы 18
Заключение 21
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Введение (2).docx

— 66.48 Кб (Скачать файл)

При этом поскольку новая экономика  практически полностью освобождается  от платежей в бюджет,  в качестве базы для расчета доходов использован  рост ВВП на уровне 106% (номинальный  объем ВВП – 616,6 трлн. Br).

Базой для формирования бюджета  на 2013 год выступают реальные параметры  исполнения бюджета в 2012 году.

Министерство финансов подготовило  проект бюджета на 2013 год,  который  сформирован в соответствии с  основными параметрами прогноза социально-экономического развития Беларуси, а также важнейшими индикаторами экономической безопасности страны.

В целях обеспечения сбалансированности расходов бюджетов всех уровней уже  в текущем году потребуется приложить  значительные усилия по ограничению  и экономии государственных расходов.

Налоговая политика. Подходы в области  налогообложения традиционно выступают  важным фактором,  обеспечивающим как  стабильность во всех секторах экономики, так и сбалансированность и устойчивость бюджета. Сегодня показатель налоговой  нагрузки на экономику в результате реализации в последние годы мероприятий  по ее снижению не является критическим  фактором для экономического роста.

При этом показатели налоговой нагрузки  (уровень налоговых доходов к  ВВП, уровень централизации финансовых ресурсов)  в Беларуси и у наших  торговых партнеров по Таможенному  союзу сопоставимы. Это подтверждает анализ данных об исполнении бюджетов Беларуси,  России и Казахстана за апрель – июнь 2012 года. Так, уровень  централизации всех государственных  ресурсов в Беларуси составил 42,8%  к ВВП,  России – 39,6%,  Казахстане – 38,9%.  При этом с учетом более  высоких социальных обязательств уровень  всех государственных расходов в  Беларуси сложился в размере 40,8%  к ВВП, России – 36%, Казахстане – 24,4%.

Для обеспечения сбалансированности бюджета планируется сохранить  ставки основных налогов на 2013 год  на действующем уровне.  В связи  с этим кардинальных изменений налоговой  системы не произойдет. Основные мероприятия  в этой сфере предусмотрены по следующим направлениям:

–  продолжение гармонизации налогового законодательства с партнерами по Таможенному  союзу и придание ему дополнительных конкурентных преимуществ;

– отмена неэффективных и утративших экономическую актуальность налоговых  льгот;

– включение непосредственно в  Налоговый кодекс принятых в течение  года изменений в области налогообложения  на уровне решений Главы государства  и других законодательных актов;

–  создание условий для вовлечения в хозяйственный оборот неэффективно используемого имущества;

– комплекс мер по инвестиционному  стимулированию за счет совершенствования  механизма взимания налога на добавленную  стоимость,  формирования инновационных  фондов и упрощения процедур налогового администрирования.

Одновременно для безусловного выполнения первоочередных расходных  обязательств в 2013  году потребуется  мобилизация внутренних резервов налоговой  системы.  Но это не приведет к  существенному усилению налогового давления на большинство предприятий  реального сектора.

Критерии расходов

В соответствии с основными макроэкономическими  параметрами и подходами в  области налоговой политики объем  консолидированного бюджета на 2013 год  оценивается в 186,5 трлн.Br, что на 18,9% выше запланированного уровня 2012 года.

Оценка и прогноз

Основная цель в области расходов бюджета на 2013 год – достижение бюджетной сбалансированности и  обеспечение достаточными ресурсами  принятых государством обязательств.

Сформированный с учетом данных подходов проект бюджета на 2013 год  позволяет сохранить и увеличить  долю бюджетной поддержки по ряду основных направлений деятельности страны, а также отвечает всем параметрам экономической безопасности.  Вместе с тем в будущем году будут  сохранены жесткие бюджетные  ограничения и формирование бездефицитного бюджета.

Планируется,  что темп роста  приоритетных расходов бюджета (заработная плата,  начисления,  трансферты)  будет опережать темп поступления  доходов, доля которых в бюджете  весьма значительна.  Это означает,  что рост других расходов будет ниже роста доходов. Тем не менее, данные расходы сохранятся в реальном выражении  на уровне текущего года.

В рамках проекта бюджета предусмотрено  провести ревизию всех решений и  пересмотреть действующие в настоящее  время    размеры субсидирования процентных ставок по банковским кредитам.  Планируется повысить адресность государственной  поддержки,  которую необходимо оказывать  лишь тем предприятиям, кто объективно не располагает финансовыми ресурсами  для обслуживания инвестиционных проектов.

Важнейшими направлениями финансирования бюджетных расходов в 2013 году останутся:

– дальнейший рост реальной заработной платы работников бюджетного сектора;

–  здравоохранение и образование (доля этих расходов в бюджете 2013 года увеличится);

–  субсидирование жилищно-коммунального  хозяйства;

– социальная поддержка населения;

–  государственная поддержка  жилищного строительства;

–  своевременное и полное погашение  долговых обязательств.

Также в следующем году    будет существенно повышена доля расходов на финансирование науки –  с 0,28%  до 0,41% ВВП.

Поддержка национальной экономики  в 2013  году будет состоять преимущественно  в гармонизации налогового законодательства с сопредельными странами и сохранении отдельных преференциальных режимов,  направленных на стимулирование экспорта  (в рамках СЭЗ, Китайско-Белорусского индустриального парка, Парка высоких  технологий),  а также бюджетном  субсидировании ставок по банковским кредитам.

В рамках продолжения макроэкономических мер,  направленных на снижение уровня инфляции,  поддержание стабильного  обменного курса белорусского рубля, а также проведение сбалансированной кредитно-денежной поддержки в 2013 году не предусматривается прямого использования  бюджетных средств на кредитование государственных программ.  Бюджетная  поддержка (за счет эмиссионных источников) будет предоставляться только на кредитование жилищного строительства  в объеме 6 трлн. Br, что соответствует  принятым республикой обязательствам в рамках стабилизационной программы  с Антикризисным фондом ЕврАзЭС.

Таким образом,  сформированный проект бюджета на 2013 год позволяет в  полной мере обеспечить исполнение приоритетных бюджетных обязательств, не нарушая  при этом сбалансированность бюджетов всех уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Республика Беларусь является унитарным  государством, и этому типу государственного управления соответствует построения бюджетной системы, которая объединяет республиканский и местные бюджеты. Средства, аккумулируемые в рамках бюджетного процесса, составляют финансовую основу функционирования органов государственной  власти и местного самоуправления, обеспечивающую решение задач и  выполнение функций государством и  местными органами власти.

Целью функционирования бюджетной  системы является построение социально  ориентированного общества, посредством  распределения и перераспределения  ресурсов.

Стабильность функционирования бюджетной  системы — один из наиболее важных показателей, характеризующих устойчивость экономики и прежде всего ее социальной сферы.

Что касается самого понятия «бюджетная система», то существует множество  научных точек зрения и наиболее верной по моему мнению является та, которой придерживается белорусская  школа. Это основанная на экономических  отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных  единиц каждого государства.

Бюджетная система Республики Беларусь строится на принципах единства, полноты, реальности, гласности, самостоятельности  бюджетов.

Все принципы построения бюджетной  системы взаимоувязаны и дополняют  друг друга.

Бюджетная система Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, бюджета г. Минска и местных бюджетов (областных, городских, районных, сельских, поселковых). 
Республиканский бюджет является главным гарантом целостности республики, экономического развития суверенного, независимого государства. За счет республиканского бюджета осуществляется финансирование крупных, общегосударственных целевых программ. Республиканский бюджет играет первостепенную роль в регулировании экономических процессов в стране, является донором для нижестоящих бюджетов.

В течение последних десятилетий  во многих государствах наблюдается  тенденция к передаче расходных  и доходных полномочий на субнациональные  уровни государственного управления. Существование такой тенденции  характерно не только для государств с федеративным устройством, но и  для унитарных государств, в том  числе имеющих традиции сильного центрального правительства. Этот процесс  связан с общемировой тенденцией трансформации государственной  власти в сторону повышения уровня представительства населения в  принятии решений и приближения  количества, качества и структуры  государственных услуг к предпочтениям  их получателей. Республика Беларусь осуществляет перераспределение полномочий и  ответственности между различными уровнями власти с целью усилить  финансовую самостоятельность органов  местного самоуправления и снизить  бремя нагрузки, лежащей на центральном  правительстве.

Но в тоже время нынешняя система  формирования бюджетов не позволяет  в полной мере обеспечить потребности  района в решении проблем и  задач, стоящих перед ними. В связи  с этим вышестоящие бюджеты оказывают  финансовую помощь местным бюджетам. Сегодня формы ее разнообразны: дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ссуды, бюджетные кредиты. Но любая форма  эффективна тогда, когда не порождает  иждивенческого настроения, а создает  условия для повышения самостоятельности  и ответственности. Необходимым  условием предоставления помощи должны быть встречные обязательства органов  местного самоуправления по оздоровлению местных финансов, совместному финансированию отдельных проектов.

Важным направлением контроля над  обеспечением финансовой безопасности бюджетной системы являются межбюджетные отношения. Государство корректирует установленные бюджетные взаимосвязи, регулирует каналы прохождения денежных потоков, уточняет пропорции распределения  централизованных ресурсов и обеспечивает управление внутрибюджетными отношениями, т.е. опосредовано через бюджетные  отношения влияет на экономические  процессы на макро и микроуровнях.

Поэтому для их регулирования целесообразно:

- обеспечить оптимальное сочетание  метода закрепления налогов и  долевого их распределения при  распределении доходов между  бюджетами регионов;

- определить степень централизации  бюджетных ресурсов в республиканском  бюджете и пропорции их распределения  между уровнями бюджетной системы  в соответствии с общей бюджетной  политикой;

- укрепить доходную базу местных  бюджетов для повышения финансовой  самостоятельности регионов расширением  перечня собственных и закрепленных доходов, переводом в разряд закрепленных наиболее значимых доходов;

- закрепить за местными Советами  базового уровня наиболее крупные  местные налоги и сборы, которые,  в соответствии с действующим  законодательством, зачисляются  в областные бюджеты с целью  увеличения доходов бюджетов  базового уровня;

- установить предельный размер  участия республиканского бюджета  в покрытии дефицита региональных  бюджетов. Оставшаяся часть должна  покрываться из средств местных  бюджетов.

Проведение комплекса мероприятий  по совершенствованию бюджетной  системы позволит обеспечить сбалансированность и стабильность региональных бюджетов, повысить уровень экономического развития административно-территориальных единиц путем рационального перераспределения  бюджетных потоков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Байнев, В. Ф. Экономика региона: учеб. пособие / В. Ф. Байнев, С. А. Пелих; под ред. В. Ф. Байнев. - Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2007.;
  2. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2009.
  3. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.
  4. Воловик, Е. Налоговое обозрение// Финансовая газета. Региональный выпуск. - №48. – 2008.
  5. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2011 г. "О бюджете Республики Беларусь на 2012 год"
  6. Ивашевский, С.Н. Макроэкономика: Учеб. пособие. – 4-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2008.
  7. Информационный отдел. Международные финансовые и экономические новости// Журнал «Директор». – №7. – 2007.
  8. История экономических учений: Учеб.-практ. пособие/ Г.А. Шмарловская. – Мн.: БГЭУ, 2008.
  9. Колесников, А. Финансовый рынок Беларуси в январе-сентябре 2009 года// Журнал «Экономика. Финансы. Управление». - №11. – 2009.
  10. Налоговый Кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 г.
  11. О республиканском бюджете на 2010 год: Закон Респ. Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 73-З: принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г.
  12. О республиканском бюджете на 2011 год: Закон Респ. Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-З: принят Палатой представителей 14 сентября 2010 г.
  13. О республиканском бюджете на 2012 год: Закон Респ. Беларусь от 30 декабря 2011г. № 331-З: принят Палатой представителей 19 декабря 2011 г.
  14. Отчет о состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2010 г. // Министерство финансов Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2012 г. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ rmenu/budjet/analytic-data/year 9/yd9. – Дата доступа: 16.01.2012 г.;
  15. Романовский, М. В. Финансы: учебник / М. В. Романовский, О. В. Врублевская; под ред. Романовского М. В. - Москва: Перспектива, 2006.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь