Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:49, курсовая работа
Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение 3
1. Государственный бюджет 4
1.1 Понятие государственного бюджета 4
1.2 Расходы и доходы госбюджета 6
2 Государственный бюджет Республики Беларусь 11
2.1 Доходная часть бюджета Республики Беларусь 11
2.2 Расходная часть бюджета Республики Беларусь 13
2.3 Итоги первой половины 2012 года 14
2.4 Прогноз на 2013 год 15
3. Пути совершенствования бюджетной системы 18
Заключение 21
Список использованных источников 24
Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов. Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется “балансом дохода”.
В процессе составления, утверждения
и исполнения бюджетов могут иметь
место сбалансированность доходов
и расходов, превышение расходов над
доходами – дефицит бюджета, превышение
доходов над расходами –
В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется “бюджетным дефицитом”.
Дефицит (от лат. Deficit - недостает) – 1) убыток, превышение расхода над доходом; 2) недостаток, нехватка чего-либо.
Для того, чтобы определить воздействие бюджетного дефицита на состояние национальной экономики в целом, необходимо оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным.
Так, основные причины бюджетного дефицита можно объединить в три группы:
Дефицит может быть связан
с необходимостью осуществления
крупных государственных
Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупные стихийные бедствия и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам дохода особого рода.
Дефицит может отражать кризисные
явления в экономике, ее развал, неэффективность
финансово-кредитных связей, неспособность
правительства держать под
Таким образом, можно сделать
вывод, что не всегда наличие дефицита
бюджета свидетельствует об отрицательных
ситуациях в экономике. Он не страшен
в количественно допустимых границах.
Положение считается
Многие экономисты пытались раскрыть сущность дефицита, найти возможные пути его преодоления. Дефицит называют хроническим недостатком государственных бюджетов. Считается, что его «узаконил» известный экономист Дж. М. Кейнс своими рекомендациями проводить политику дефицитного финансирования.
Также ценный вклад в исследование механизма функционирования социального хозяйства внес венгерский экономист Янош Корнал. Он давал определение дефицита государственного бюджета, как отсутствие необходимых ресурсов для реализации какого-либо плана, намерения.
Проблема дефицита, как
характерная черта
Согласно монетаристской
теории, которой придерживался
Таким образом, концепция дефицитного финансирования бюджетных расходов подразумевает следующее:
Также экономисты неоклассического направления считают, что для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординарные доходы, - эмиссия денег, расширение заимствований, - что ведет к росту внутреннего и внешнего долга государства, к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты. Кроме того, повышение процентных ставок по государственным ценным бумагам, неизбежное при росте дефицита бюджета, вызывает эффект вытеснения частных инвестиций, нарушает естественный ход рыночного саморегулирования экономики.
Таким образом, вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:
- наличие четкой программы
финансовых мероприятий в
- контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
- выделение бюджетных
средств на мероприятия,
Однако при всей привлекательности
политики бюджетного дефицита, крупные
дефициты приводят к значительным отрицательным
последствиям даже для “богатых”
в экономическом отношении
3.3 Особенности формирования государственного бюджета в республике Беларусь
В Республике Беларусь бюджетная
политика, ориентированная на функционирование
в рыночных условиях, проходит этап
становления. В период нахождения страны
в рамках Советского Союза осуществлялись
некоторые меры финансового регулирования
со стороны государства, но поскольку
в социалистической экономике считалось
невозможным возникновение
С 1992 г. система налогообложения
в Республике Беларусь находилась в
состоянии постоянного
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджетном устройстве» республика перешла на самостоятельное построение бюджетов различных уровней власти: республиканского, регионального (область, район) и местного (административные группы, в том числе города и районы в городах).
Согласно Закону Республики
Беларусь «О налогах и сборах»
применяется способ долевого участия
в использовании налоговых
Поскольку республиканский
бюджет финансирует расходы на оборону,
правоохранительные и судебные органы,
обслуживание государственного внутреннего
долга, республиканские программы,
мероприятия по ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС
и др., то все поступления от общегосударственных
налогов зачисляются в
Следует отметить и отрицательные
стороны существующего
В Республике Беларусь на современном этапе важнейшую роль играет НДС. В соответствии с общим направлением на упрощение, повышение прозрачности налоговой политики и снижения налоговой нагрузки на экономические субъекты Республики Беларусь с 01.01.2010 был отменен ряд налогов и сборов, включая сбор в Фонд поддержки сельхозпроизводителей. Для компенсации убытков бюджета от данных изменений размер НДС был повышен до 20%, что еще более повысило значимость данного инструмента фискальной политики.
Оценка налоговой системы
осуществляется с позиции соответствия
общепризнанным характеристикам - стабильности,
справедливости и эластичности, определяющих
эффективность. Имеется в виду, что
налоги должны обеспечить необходимый
уровень доходов для
При этом налоговые поступления не должны подгоняться под постоянно растущие потребности бюджета, их величина в ВВП должна быть обоснована. Данное обстоятельство требует проведения политики, направленной на определение оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и ВВП.
При характеристике доходной части бюджета и оценке налоговой нагрузки нельзя не учитывать следующее важное обстоятельство: в состав бюджета включены государственные целевые фонды. Соответственно в доходы бюджета вошли и доходы целевых фондов, которые хоть и не относятся к налогам, но, тем не менее, являются обязательными платежами в бюджет. Их доля в доходах консолидированного бюджета уменьшилась с 4 % в 2011 г. до 3% в 2012 г. (табл. 1).
Табл. 1. Бюджет Республики Беларусь: доходная часть
Доходы |
Удельный вес в ВВП, % | |
2011 |
2012 | |
Налоговые доходы |
24,49 |
25,47 |
Налоги на доходы и прибыль |
6,09 |
5,94 |
Подоходный налог с физ. лиц |
3,08 |
3,01 |
Налог на прибыль |
2,84 |
2,77 |
Налог на доходы |
0,16 |
0,16 |
Налоги на собственность |
0,91 |
0,56 |
Налоги на товары |
11,43 |
13,25 |
НДС |
8,65 |
9,24 |
Другие налоги и сборы от выручки от реализации товаров (работ, услуг) |
0,56 |
0,56 |
Акцизы |
1,93 |
2,22 |
Налоги и сборы на отдельные виды деятельности |
0,07 |
0,07 |
Сбор (плата) за проезд автотранспортных средств |
0,02 |
0,01 |
Экологический налог |
0,12 |
0,11 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
5,29 |
4,98 |
Неналоговые доходы |
3,28 |
2,28 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности |
2,15 |
1,32 |
Проценты за пользование денежными средствами бюджетов |
0,84 |
0,51 |
Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале |
1,31 |
0,8 |
Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности |
0,67 |
0,68 |
Штрафы и удержания |
0,11 |
0,07 |
Прочие неналоговые доходы |
0,35 |
0,21 |
Государственные целевые бюджетные фонды |
1,14 |
0,91 |
Всего доходов |
27,83 |
27,8 |
ВВП Беларуси, трлн. руб. |
283,2 |
510,1 |
Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь