Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственный бюджет 4
1.1 Понятие государственного бюджета 4
1.2 Расходы и доходы госбюджета 6
2 Государственный бюджет Республики Беларусь 11
2.1 Доходная часть бюджета Республики Беларусь 11
2.2 Расходная часть бюджета Республики Беларусь 13
2.3 Итоги первой половины 2012 года 14
2.4 Прогноз на 2013 год 15
3. Пути совершенствования бюджетной системы 18
Заключение 21
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Введение (2).docx

— 66.48 Кб (Скачать файл)

Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура  бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим  потенциалом страны, масштабностью  задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства  в экономике, состоянием международных  отношений и рядом других факторов. Каждое правительство в своей  деятельности стремится к тому, чтобы  доходная часть бюджета равнялась  расходной. Соответствие их называется “балансом дохода”.

В процессе составления, утверждения  и исполнения бюджетов могут иметь  место сбалансированность доходов  и расходов, превышение расходов над  доходами – дефицит бюджета, превышение доходов над расходами – профицит бюджета.

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает  доходную. Такое состояние бюджета  называется “бюджетным дефицитом”.

Дефицит (от лат. Deficit - недостает) – 1) убыток, превышение расхода над  доходом; 2)  недостаток, нехватка чего-либо.

Для того, чтобы определить воздействие бюджетного дефицита на состояние национальной  экономики  в целом, необходимо оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным. 

Так, основные причины бюджетного дефицита можно объединить в три  группы:

Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

Дефициты возникают в  результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупные стихийные бедствия и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам дохода особого  рода.

Дефицит может отражать кризисные  явления в экономике, ее развал, неэффективность  финансово-кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране. В  этом случае он – явление чрезвычайно  тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных мер (по стабилизации экономики, финансовому  оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений. 

Таким образом, можно сделать  вывод, что не всегда наличие дефицита бюджета свидетельствует  об отрицательных  ситуациях в экономике. Он не страшен  в количественно допустимых границах. Положение считается контролируемым при бюджетном дефиците не более 2-3%. Однако количество не должно переходить в отрицательные качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением  средств на выполнение социально  значимых программ. Хочется также  отметить, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории  не сталкивалось с бюджетным дефицитом.

Многие экономисты пытались раскрыть сущность дефицита, найти  возможные пути его преодоления. Дефицит называют хроническим недостатком  государственных бюджетов. Считается, что его «узаконил» известный  экономист Дж. М. Кейнс своими рекомендациями проводить политику дефицитного  финансирования.

Также  ценный вклад в  исследование механизма функционирования социального хозяйства внес венгерский экономист Янош Корнал. Он давал  определение дефицита государственного бюджета, как отсутствие необходимых  ресурсов для реализации какого-либо плана, намерения.

Проблема дефицита, как  характерная черта социалистической экономики, широко изучалась в 20-е  годы прошлого столетия. Исследованием  дефицита в плановом хозяйстве занимались такие видные российские экономисты, как Б.Д. Бруцкус,  Л.Н. Крицман, Н. Д. Кондратьев, В.В. Новожилов и другие.

Согласно монетаристской  теории, которой придерживался американский экономист Милтон Фридмен, бюджетный  дефицит – негативное явление, так  как он усиливает инфляционные процессы, вытесняет частные инвестиции и сдерживает развитие производства и народного хозяйства в целом. Дефицит государственного бюджета – это своего рода бомба замедленного действия, взрыв которой разрушает экономическую систему необоснованной эмиссией денег и, как следствие, гиперинфляцией. Кроме того, он может стать тяжким бременем для будущих поколений, вынужденных обслуживать долги и возвращать займы другим странам, в случае если покрытие дефицита осуществляется при помощи последних.

Таким образом, концепция  дефицитного финансирования бюджетных  расходов подразумевает следующее:

  1. для состояния  национальной экономики дефицит государственного бюджета не является деструктивным, т.к. все расходы, в том числе превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны;
  2. дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения, что стимулирует рост покупательной способности, производительности труда и расширение национального производства. Это в свою очередь приводить к росту налоговых поступлений.
  3. Третья точка зрения – эклектическая, основана на объединении разнородных принципов и взглядов. Одни сторонники эклектизма утверждают, что рост дефицита бюджета поддерживает высокий уровень процентных ставок даже при уменьшении темпов инфляции, а также завышает обменный курс национальной денежной единицы на внешних рынках. Другие экономисты (их еще называют экономистами неоклассического направления), возглавляемые Робертом Барро из Гарварда, считают, что рост бюджетного дефицита не обязательно сведется к повышению процентных ставок. Роберт Баррро полагает, что государственный долг подразумевает под собой его покрытие через будущие налоги. А ожидания налогоплательщиков относительно того, что грядущее увеличение налогов уменьшит их располагаемый доход, приведет к сегодняшнему росту сбережений как защитной мере, направленной на сохранение определенного уровня жизни.

Также экономисты неоклассического направления считают, что для  покрытия дефицита должны привлекаться экстраординарные доходы, -  эмиссия  денег, расширение заимствований, - что  ведет к росту внутреннего  и внешнего долга государства, к  расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты. Кроме  того, повышение процентных ставок по государственным ценным бумагам, неизбежное при росте дефицита бюджета, вызывает эффект вытеснения частных  инвестиций, нарушает естественный ход рыночного саморегулирования экономики.

Таким образом, вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный  дефицит и опирающейся на потенциал  денежного хозяйства страны. Такая  политика предполагает:

- наличие четкой программы  финансовых мероприятий в рамках  денежного потенциала страны;

- контроль за развитием  бюджетного дефицита и поиск  источников его покрытия;

- выделение бюджетных  средств на мероприятия, дающие  значительный экономический эффект.

Однако при всей привлекательности  политики бюджетного дефицита, крупные  дефициты приводят к значительным отрицательным  последствиям даже для “богатых”  в экономическом отношении стран.

 

3.3 Особенности формирования государственного бюджета в республике Беларусь

 

В Республике Беларусь бюджетная  политика, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления. В период нахождения страны в рамках Советского Союза осуществлялись некоторые меры финансового регулирования  со стороны государства, но поскольку  в социалистической экономике считалось  невозможным возникновение кризисов и связанных с ними проявлений нестабильности, действие бюджетной  политики просто исключалось.

С 1992 г. система налогообложения  в Республике Беларусь находилась в  состоянии постоянного реформирования. Это выражалось в апробации видов  налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских  и местных налогов, уточнения  их функциональной роли и т.д. Конечно, был использован опыт применения форм и методов налогового регулирования  и проанализированы модели налоговых  систем развитых рыночных экономик, но Беларусь не пошла по пути простого их копирования. Поэтому процесс  реформирования налоговой системы  и системы государственных расходов занимает столь длительный процесс, отражая происходящие в нашей стране события.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О бюджетном устройстве»  республика перешла на самостоятельное  построение бюджетов различных уровней  власти: республиканского, регионального (область, район) и местного (административные группы, в том числе города и  районы в городах).

Согласно Закону Республики Беларусь «О налогах и сборах»  применяется способ долевого участия  в использовании налоговых поступлений. Он закрепляет зависимость развития местной экономики от Центра, предполагает субсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежней  практики централизованного регулирования  вышестоящими органами доходов местных  бюджетов.

Поскольку республиканский  бюджет финансирует расходы на оборону, правоохранительные и судебные органы, обслуживание государственного внутреннего  долга, республиканские программы, мероприятия по ликвидации последствий  катастрофы на Чернобыльской АЭС  и др., то все поступления от общегосударственных  налогов зачисляются в общереспубликанский  бюджет, а затем по ряду налоговых  отчислений осуществляется и долевое  использование. Среди налогов, по которым  устанавливаются нормативы отчислений в республиканские и местные  бюджеты, — налог на прибыль и  доходы, платежи за пользование природными ресурсами, госпошлина и сборы.

Следует отметить и отрицательные  стороны существующего централизованного  порядка распределения налоговых  поступлений. Так, местные органы власти не имеют серьезных стимулов к  зарабатыванию средств, поскольку  они недостаточно самостоятельны; высокая  дотационность местных бюджетов предопределена стремлением довести  бюджетную обеспеченность на одного жителя до среднереспубликанского уровня; нагрузка на финансовые органы возрастает по причине огромных встречных финансовых потоков из региона в Центр, а  затем из республиканского бюджета  — в местные.

В Республике Беларусь на современном этапе важнейшую роль играет НДС. В соответствии с общим направлением на упрощение, повышение прозрачности налоговой политики и снижения налоговой нагрузки на экономические субъекты Республики Беларусь с 01.01.2010 был отменен ряд налогов и сборов, включая сбор в Фонд поддержки сельхозпроизводителей. Для компенсации убытков бюджета от данных изменений размер НДС был повышен до 20%, что еще более повысило значимость данного инструмента фискальной политики.

Оценка налоговой системы  осуществляется с позиции соответствия общепризнанным характеристикам - стабильности, справедливости и эластичности, определяющих эффективность. Имеется в виду, что  налоги должны обеспечить необходимый  уровень доходов для финансирования общегосударственных расходов, не создавая чрезмерного давления на субъекты хозяйствования и население, сохраняя свою стимулирующую  функцию.

При этом налоговые поступления  не должны подгоняться под постоянно  растущие потребности бюджета, их величина в ВВП должна быть обоснована. Данное обстоятельство требует проведения политики, направленной на определение  оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и ВВП.

При характеристике доходной части бюджета и оценке налоговой  нагрузки нельзя не учитывать следующее  важное обстоятельство: в состав бюджета  включены государственные целевые  фонды. Соответственно в доходы бюджета  вошли и доходы целевых фондов, которые хоть и не относятся к  налогам, но, тем не менее, являются обязательными платежами в бюджет. Их доля в доходах консолидированного бюджета уменьшилась с 4 % в 2011 г. до 3% в 2012 г. (табл. 1).

 

 

 

 

 

 

 

Табл. 1. Бюджет Республики Беларусь: доходная часть

 

Доходы

Удельный вес в ВВП, %

2011

2012

Налоговые доходы

24,49

25,47

Налоги на доходы и прибыль

6,09

5,94

Подоходный налог с  физ. лиц

3,08

3,01

Налог на прибыль

2,84

2,77

Налог на доходы

0,16

0,16

Налоги на собственность

0,91

0,56

Налоги на товары

11,43

13,25

НДС

8,65

9,24

Другие налоги и сборы  от выручки от реализации товаров (работ, услуг)

0,56

0,56

Акцизы

1,93

2,22

Налоги и сборы на отдельные виды деятельности

0,07

0,07

Сбор (плата) за проезд автотранспортных средств

0,02

0,01

Экологический налог

0,12

0,11

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

5,29

4,98

Неналоговые доходы

3,28

2,28

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности

2,15

1,32

Проценты за пользование  денежными средствами бюджетов

0,84

0,51

Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале

1,31

0,8

Доходы от осуществления  приносящей доходы деятельности

0,67

0,68

Штрафы и удержания

0,11

0,07

Прочие неналоговые доходы

0,35

0,21

Государственные целевые  бюджетные фонды

1,14

0,91

Всего доходов

27,83

27,8

ВВП Беларуси, трлн. руб.

283,2

510,1

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь