Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственный бюджет 4
1.1 Понятие государственного бюджета 4
1.2 Расходы и доходы госбюджета 6
2 Государственный бюджет Республики Беларусь 11
2.1 Доходная часть бюджета Республики Беларусь 11
2.2 Расходная часть бюджета Республики Беларусь 13
2.3 Итоги первой половины 2012 года 14
2.4 Прогноз на 2013 год 15
3. Пути совершенствования бюджетной системы 18
Заключение 21
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Введение (2).docx

— 66.48 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                          3

1. Государственный бюджет                                                                        4

1.1 Понятие государственного  бюджета                                                    4

1.2 Расходы  и доходы госбюджета                                                             6

2 Государственный  бюджет Республики Беларусь                                   11

2.1 Доходная  часть бюджета Республики Беларусь                                 11

2.2 Расходная  часть бюджета Республики Беларусь                                13

2.3 Итоги  первой половины 2012 года                                                      14

2.4 Прогноз  на 2013 год                                                                                    15

3. Пути  совершенствования бюджетной системы                                      18

Заключение                                                                                                  21

Список  использованных источников                                                         24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры  любого   современного   общества   играет   государственное   регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики.  Одним  из наиболее   важных   механизмов,   позволяющих    государству    осуществлять экономическое  и  социальное  регулирование,  является  финансовая   система  общества, ее главное звено  -  государственный  бюджет.  Именно  посредством финансовой системы  государство образует централизованные и  воздействует  на формирование  децентрализованных  фондов   денежных   средств,   обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с  начала девяностых годов XX века, также  не могли не затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь, бюджетную  систему. Государственный бюджет, являясь  главным средством  мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в  большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько  бюджетная политика государства  будет отвечать требованиям времени.

Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета  в финансовой системе РБ, изучение бюджетной политики нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственный бюджет

 

1.1 Понятие государственного  бюджета 

 

Финансовые отношения,  складывающиеся у государства с  предприятиями, организациями, учреждениями  и  населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как  части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в  распределительном процессе, непременным  участником которого является государство (в лице соответствующих органов  власти) , и, во-вторых,  связаны с  формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения характеризуются  большим многообразием, поскольку  опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства  ежегодно должна концентрироваться  определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан,  решения оборонных задач,  покрытия общих издержек государственного управления.

Совокупность бюджетных  отношений по формированию и использованию  бюджетного фонда страны составляет понятие государственного   бюджета - определяющего финансового плана  в  жизни государства. 

По   экономической  сущности, государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с  юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования  общегосударственного фонда денежных средств.  Благодаря бюджету государство  имеет  возможность  сосредоточить  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Будучи экономической формой существования  реальных, объективных распределительных  отношений, выполняя специфическое  общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных  структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. К числу ее особенностей относятся следующие:

  1. государственный бюджет является особой экономической формой

перераспределительных отношений, связанной с обособлением части

национального дохода в руках  государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества  и  отдельных  его государственно-территориальных  формирований ;

  1. с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями  народного  хозяйства, территориями  страны,  сферами общественной деятельности;
  2. пропорции  бюджетного  перераспределения  стоимости определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
  3. область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Сущность  государственного  бюджета  как  экономической категории

реализуется через его  функции:

  1. распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода);
  2. контрольную (движение бюджетных средств сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать); 
  3. регулирующую (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции и т.д., т.е. стабилизировать экономику).

        Государственный  бюджет является исторической  категорией, появившейся с возникновением  государства и развитием товарно-денежных  отношений, он задействован в  разных эпохах для обеспечения  выполнения общегосударственных  функций. Поэтому сущность бюджета  как экономической категории  не меняется в зависимости  от смены общественных формаций, но на его содержание и роль  влияют объективные и субъективные  факторы. 

Среди объективных первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический  потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, социальные особенности и др.

К субъективным факторам относятся  тип государства, политика правительства  в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень  экономической науки и др.

Бюджеты разных стран имеют  схожую структуру доходов (их формирование по большей части за счет налогов) и расходов, несмотря на любые национальные и другие особенности.

        

2 Расходы  и доходы госбюджета

 

Функционирование государственного бюджета происходит посредством  особых экономических форм - доходов  и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости  общественного продукта, концентрируемой  в руках государства. Доходы и  расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.

          Расходы государственного бюджета  - это экономические отношения,

возникающие в связи с  распределением фонда денежных средств  государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Категория расходов бюджета  проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может  быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных  расходов, количественная - их величину.

Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального  производства, совершенствованием его  отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее  развитие  непроизводственной сферы.  С  помощью  бюджетных расходов государство  может регулировать распределение  денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями  общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, стимулировать развитие принципиально

новых отраслей экономики  и видов производства, влиять на ускорение научно-технического прогресса.

         Экономическая группировка бюджетных  расходов по их общественному  назначению отражает выполняемые  государством функции - экономическую,  социальную, оборонную и др. В  соответствии с общественным  назначением, все расходы бюджета  могут быть подразделены на  четыре группы: народное хозяйство,  социально-культурные мероприятия,  оборона и управление.

        Наиболее  крупными до недавних пор были  расходы бюджета на

финансирование народного  хозяйства. В их состав включались расходы  на

отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства  и бытового обслуживания населения. Основная масса бюджетных ресурсов

направлялась на финансирование капитальных вложений в государственном  секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций (на возмещение разницы в ценах, оказание финансовой помощи малорентабельным и убыточным  хозяйствам и т.д.).

Значительные бюджетные  средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они  позволяют государству развивать  систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять  минимальные потребности населения  в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень  их социального обеспечения.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение. Являясь  финансовой базой осуществления  социальных  прав - на образование, медицинское  обслуживание, социальную защиту и  т.д., эти расходы одновременно влияют на общественное производство, способствуя  улучшению качественного  состава  трудовых ресурсов,  созданию условий  для повышения производительности труда на основе использования научных  достижений, ускорению научно-технического прогресса.

         Часть средств бюджета государство  направляет на оборону.  Основное  место в затратах на оборону  занимает закупка вооружений  и военной техники; затем идут  затраты по текущему содержанию  армии и флота, финансированию  научно-технических разработок в  области вооружения; остальное приходится  на долю военного строительства,  пенсий военнослужащим и прочие  расходы. Объем расходов на  оборону зависит прежде всего  от степени реальной угрозы  военного нападения: при благоприятной  международной обстановке они

сокращаются.

Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством хозяйственно-организаторской функции  и связаны с наличием специфической - управленческой - сферы деятельности. Бюджетные расходы на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.

Разбалансированность отечественной  экономики выдвигает на первый план двуединую задачу - сокращения бюджетных  расходов и одновременного повышения  эффективности  использования  бюджетных  средств. Главная трудность в  решении этой задачи заключается  в том, что на пути подчас неоправданного роста бюджетных расходов еще  не создано непреодолимых преград,  а оценка бюджетных расходов  с  позиций их народнохозяйственной и социальной эффективности затруднена в связи с отсутствием необходимой  нормативной базы.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь