Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 10:15, курсовая работа
Целью работы является определение методов управления государственным внешним долгом в условиях нестабильности глобальной экономики.
Реализация намеченной цели потребовала постановки и решения следующих задач, определивших логику и концепцию исследования:
рассмотреть имеющиеся теоретические подходы к вопросам управления государственным внешним долгом;
выявить причины образования государственной внешней задолженности;
проанализировать критерии внешнедолговой зависимости;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические и методологические проблемы управления внешним долгом……………………………………………………………………………...5
1.1. Сущность внешнего государственного долга, причины его образования………………………………………………………………………..5
1.2. Теоретические подходы к выбору концепции управления государственным внешним долгом…………………………………………….14
2. Состояние государственного внешнего долга Российской Федерации
и его влияние на экономику России……………………………………………25
3. Проблемы повышения эффективности управления государственным внешним долгом в России………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованных материалов…………………………………………..43
Государственный долг: причины возникновения, способы оценки, управление
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические и методологические проблемы управления
внешним долгом………………………………………………………………
1.1. Сущность внешнего государственного
долга, причины его образования…………………………………………………
1.2. Теоретические подходы к выбору концепции
управления государственным внешним долгом…………………………………………….14
2. Состояние государственного
и его влияние на экономику России……………………………………………25
3. Проблемы повышения эффективности управления
государственным внешним долгом в России………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………
Список использованных материалов…………………………………………..43
Приложения……………………………………………………
Введение
Тема обслуживания государством своего внешнего долга актуальна по нескольким причинам. Рыночная экономика устроена таким образом, что государство становится одним из участников мирового финансового рынка, выступая в качестве кредитора и заемщика. Правительства вынуждены время от времени прибегать к заимствованиям на внутреннем и внешнем рынках, так как бюджеты часто сводятся с дефицитом и наблюдается нехватка бюджетных средств для финансирования государственных расходов. Подобная ситуация характерна для большинства развитых и практически всех развивающихся государств.
Государственный внешний долг может быть погашен за счет нескольких источников: бюджетных средств, золотовалютных резервов, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также за счет новых заимствований. Таким образом, управление государственным внешним долгом – одна из устойчивых проблем, в отношении которой не существует стандартного универсального решения.
Внешний долг государства, непосредственно встроенный в механизм национального рынка, прямо влияет на экономический рост и другие ключевые показатели национального социально-экономического развития. Механизм этого влияния весьма сложен и недостаточно изучен в условиях глобализации экономики. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Объектом анализа является государственный внешний долг.
Предметом исследования являются изменения в методах управления государственным внешним долгом в условиях нестабильности современной мировой экономики.
Целью работы является определение методов управления государственным внешним долгом в условиях нестабильности глобальной экономики.
Реализация намеченной цели потребовала постановки и решения следующих задач, определивших логику и концепцию исследования:
Теоретико-методологической основой работы являются монографии и статьи российских и зарубежных ученых-экономистов по проблемам управления государственным внешним долгом и другим проблемам, имеющим прямое отношение к данной теме.
Работа состоит из трех глав. Первая глава раскрывает теоретические и методологические проблемы управления внешним долгом. В ней рассматриваются теоретические подходы к выбору концепции управления государственным внешним долгом, причины образования государственного внешнего долга и критерии управления внешней задолженностью. Во второй главе анализируется состояние государственного внешнего долга Российской Федерации и система управления государственным внешним долгом в России. В третьей главе рассматриваются проблемы повышения эффективности управления государственным внешним долгом в России.
1. Теоретические и методологические проблемы управления внешним долгом
1.1. Сущность внешнего государственного долга, причины его образования
Согласно п.1 ст. 97 Бюджетного Кодекса РФ в понятие "государственный долг Российской Федерации" включены все виды не погашенных в течение прошлых лет и вновь возникших долговых (кредитных) обязательств РФ перед какими-либо кредиторами, в том числе обязательства РФ по предоставленным ею государственным гарантиям, выраженные в валюте РФ (в рублях)1. Кроме того, в понятие "государственный долг" также включается общая сумма процентов, начисленных на сумму задолженности РФ. При возникновении данного вида долгового обязательства должником в любом случае выступает РФ, интересы которой представляют уполномоченные государственные органы исполнительной власти.
Основные формы долговых обязательств РФ следующие:
Во временном разрезе выделяют следующие виды обязательств:
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.
Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных. Однако государственный долг может расти и в период упадка экономики, так как спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга, что мы и наблюдали в переходный период в экономике России.
Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Однако для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП.
Внешний государственный долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Внешний долг включает в себя обязательства Правительства Российской Федерации в иностранной валюте.
Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели - относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг.
По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18%; умеренным - 18-30%. Другими показателями являются:
По сути, наличие внешнего долга предполагает передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.
Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются: другие государства; международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.); частные фонды - нерезиденты.
Внешняя задолженность России имеет неоднородную структуру и состоит из нескольких видов долга.
По своему происхождению государственный внешний долг России делится на 2 части: долговые обязательства бывшего СССР перед иностранными правительствами, банками и компаниями (относятся все кредиты и займы, привлеченные нашей страной до 1 января 1992 года) и долговые обязательства собственно Российской Федерации, образовавшиеся в период после 1 января 1992 года. Однако с 1 января 2000 года в связи с изменением бюджетной классификации в структуре государственного внешнего долга долговые обязательства бывшего СССР не выделяются.
В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют обязательства перед странами-членами Парижского клуба кредиторов. К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями.
Парижский клуб является неофициальной организацией крупнейших стран - кредиторов. Клуб был создан в конце 50-х годов с целью содействия урегулированию долговой проблемы бывших колоний, получивших независимость. Стандартная процедура предусматривает проведение многосторонних переговоров с участием представителей страны - должника и стран - кредиторов. По результатам переговоров принимается решение об общих принципах реструктуризации задолженности. Далее происходит подписание двусторонних договоров с каждой из стран - кредиторов в соответствии с достигнутыми договоренностями.
Следующая составляющая долга, унаследованная от СССР - задолженность Лондонскому клубу кредиторов, объединяющему около 1000 крупных зарубежных коммерческих банков. В отличие от Парижского клуба кредиторов Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантии или страхования. Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и изначально предназначавшиеся для операций а-форфэ (покупка без права оборота). Именно на данном рынке производились достаточно активные спекулятивные операции. Они заключались в скупке российскими коммерческими банками задолженности по сниженным ценам и последующему резкому сбросу долгов.
Долг оформлен в виде ценных бумаг, зарегистрированных на Люксембургской фондовой бирже и свободно обращающихся на рынке: облигации PRIN, выпущенные на основную сумму задолженности, и облигации IAN, в которые оформлены просроченные проценты по основной сумме долга.
В начале 2000 года была достигнута договоренность о полномасштабной реструктуризации российского коммерческого долга Лондонскому клубу кредиторов с частичным его списанием.
Вторая глобальная составляющая государственной внешней задолженности России - собственному российскому долгу, накопленному за период осуществления реформ. Размеры его относительно невелики - новый российский долг странам нерезидентам составляет 35,9 млрд. долл.
Основная доля приходилась на кредиты международных финансовых организаций (МВФ и группа Всемирного Банка). Данные организации относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году3.
Основными типами займов являются (финансовые) бюджетозамещающие, инвестиционные (нефинансовые) и авансовые.
Финансовые займы предназначены для покрытия дефицита бюджетов государств-членов в ответ на обязательства последних осуществлять согласованные, например, с МБРР, экономические реформы. Обычно заемные средства выделяются в виде серии траншей по мере выполнения странами этапов этих реформ. Средства займов могут использоваться также для финансирования импорта по упрощенной схеме.
Информация о работе Государственный долг: причины возникновения, способы оценки, управление