Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 10:15, курсовая работа
Целью работы является определение методов управления государственным внешним долгом в условиях нестабильности глобальной экономики.
Реализация намеченной цели потребовала постановки и решения следующих задач, определивших логику и концепцию исследования:
рассмотреть имеющиеся теоретические подходы к вопросам управления государственным внешним долгом;
выявить причины образования государственной внешней задолженности;
проанализировать критерии внешнедолговой зависимости;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические и методологические проблемы управления внешним долгом……………………………………………………………………………...5
1.1. Сущность внешнего государственного долга, причины его образования………………………………………………………………………..5
1.2. Теоретические подходы к выбору концепции управления государственным внешним долгом…………………………………………….14
2. Состояние государственного внешнего долга Российской Федерации
и его влияние на экономику России……………………………………………25
3. Проблемы повышения эффективности управления государственным внешним долгом в России………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованных материалов…………………………………………..43
Инвестиционные займы, обычно менее крупные, чем финансовые, предоставляются для финансирования проектов в таких областях как энергетика, транспорт, коммунальное хозяйство, дорожное строительство, образование, здравоохранение, требующих закупок особых товаров и услуг.
Авансовые займы используются для финансирования консультационно-технической и другой помощи в подготовке новых проектов и выделяются в тех случаях, если страна не может сама финансировать эти работы.
Следующая категория российского долга - еврооблигации - долговые обязательства, размещенные на мировом финансовом рынке по конкурентным ценам.
Средства, привлеченные с помощью еврозаймов, использовались для финансирования бюджетного дефицита, поэтому по целевому назначению еврооблигации аналогичны ГКО.
Кроме того, еврооблигации являются "дорогим" долговым инструментом, процентные ставки по выпускам высоки для суверенного заемщика и свидетельствует о высокой рискованности данных инструментов как объекта для инвестиций.
Наконец, оставшиеся займы приходятся на гарантии правительства по различным коммерческим сделкам и государственные кредиты, полученные на двусторонней основе.
Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в XXI в. Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществленным внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлеченных и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях.
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. В эти периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.
Еще один источник государственного долга - политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.
Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в 3-х звеном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.
У платежного баланса аналогичный характер взаимодействия с долговым циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит период расплаты по долгу. Здесь в целом высокая степень взаимодействия, поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах - даже диктовать необходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса.
Финансовая неустойчивость мировой экономики приобретает системный характер и принуждает отдельные страны и регионы к поиску новых экономических моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и прагматичным участием в международных экономических отношениях. Составной частью такой экономической модели является система управления государственным долгом. До 2001 г. внешняя задолженность России оказывала негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:
- усиливалась зависимость РФ от иностранных государств, предоставлявших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
- происходило сокращение объема средств, которые могли быть направлены на инвестирование, что серьезно ограничивало экономический рост и пр.
Совокупность этих качественных показателей дала основания характеризовать экономическую систему страны в начале нового тысячелетия как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне было тесно связано, или даже зависело, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства являлось на современном этапе задачей исключительной важности. Внешние заимствования представляли собой источник финансовых ресурсов для органов власти. Их особенность заключалась в том, что, хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладали органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложилось на граждан страны, которые через систему налогов передавали субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывал серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.
Для принятия решения о внешнем займе должны быть учтены, как минимум, четыре фактора:
Ни один из этих факторов не учитывался в полной мере при привлечении зарубежных кредитов в последние 10-15 лет, что привело к катастрофическому нарастанию внешней задолженности4.
1.2. Теоретические подходы к выбору концепции управления государственным внешним долгом
Задача политики в области управления задолженностью состоит в обеспечении положительного эффекта от внешнего финансирования, не создавая при этом сложных проблем стабилизации макроэкономической сферы и платежного баланса.
Эффективное управление внешним долгом включает три взаимосвязанные задачи:
Наряду с вышеуказанными задачами правительство должно использовать возможности выплаты своих долгов раньше срока или их рефинансирования на благоприятных условиях.
Заемную политику правительства следует рассматривать в контексте макроэкономической политики. Как свидетельствует мировая практика, долговые проблемы редко возникают в странах, где проводится такая экономическая политика, при которой основные экономические переменные — особенно процентные ставки и валютный курс — отражают реальные экономические соотношения, где правительства подкрепляют свою инвестиционную программу эффективными мерами по мобилизации бюджетных ресурсов и повышению внутренних сбережений.
Эффективное управление внешним долгом включает три специфических взаимосвязанных процесса:
Кредиты, получаемые на финансовых рынках, должны быть встроены в общий финансовый пакет, оптимальный в смысле сочетания различных видов финансирования как для экономики в целом, так и для отдельного инвестиционного проекта. На уровне инвестиционного проекта оптимальность может означать:
Общий финансовый пакет должен отвечать национальным финансовым приоритетам. Это требует оценки следующих аспектов:
Объем привлекаемых внешних займов для любой страны определяется двумя факторами: во-первых, сколько иностранного капитала страна может эффективно поглотить; во-вторых, какой объем долга она может обслуживать без риска возникновения проблем с внешними платежами. Каждый из двух факторов будет зависеть от эффективности общего экономического управления.
Управление рисками, связанными с колебаниями сырьевых цен, валютных курсов и мировых процентных ставок, является частью управления внешним долгом. Например, в ситуации, когда экспортная выручка поступает в долларах США, а ее внешние долги должны быть выплачены в йенах, падение курса доллара по отношению к йене увеличит долговые обязательства страны-должника. Такая же проблема может возникнуть в связи с плавающей процентной ставкой по кредитам: повышение евродолларовых ставок приведет к увеличению долгового бремени страны. Понижательная тенденция цен на сырье для страны, где сырьевой экспорт — основной источник валютных поступлений, также создаст трудности с обслуживанием долга.
Мировая практика выработала методы рыночного характера с использованием финансовых инструментов как средства страхования от потерь в связи с возможным изменением цены. Инструменты хеджирования могут быть рассчитаны на короткий (один год и менее) и длительный срок. К краткосрочным инструментам относятся фьючерсы и опционы. Фьючерс — это соглашение о совершении покупки или продажи (товаров, ценных бумаг или активов) в будущем по сегодняшней цене. Опцион — это контракт, дающий его владельцу право на покупку или продажу определенного количества валюты, товара или установление процентных ставок на фиксированном уровне до или на дату, установленную в контракте.
Опционы позволяют осуществлять ценовое страхование путем гарантирования минимальной цены продажи (при товарном экспорте путем покупки опциона "пут") или максимальной цены покупки (при заимствовании валюты путем покупки опциона "колл"). Продаваемые на биржах фьючерсы и опционы могут использоваться даже странами, не имеющими доступа на рынок долгосрочных сделок6.
Долгосрочные инструменты, к которым относятся свопы и опционы, могут иметь срок действия до 20 лет и дают возможность осуществлять более эффективное и на более продолжительный срок управление рисками.
При операциях своп кредитный риск несут оба участника контракта, поскольку одна из сторон должна уплачивать разницу по завершении сделки. При товарно-индексированной ссуде проценты и основные платежи в погашение займа, по которым наступает срок, варьируются (обычно в определенной пропорции) в зависимости от изменения цены на данный товар. Долгосрочные опционы дают возможность гарантировать минимальную или максимальную цену в течение длительного периода времени.
Формой страхования потерь, обусловленных возможным изменением валютного курса, может выступать валютный своп, соглашение о котором заключается во время привлечения заемных средств. Например, страна имеет доступ к источнику финансирования в японских йенах, но не хотела бы увеличивать размер той части задолженности, которая должна погашаться в этой валюте. Допустим, что заемщик привлек 5-летний заем в 10 млрд. йен под 5% годовых. Через свой банк заемщик организует сделку своп, позволяющую обменять долговые обязательства по этому займу на долговые обязательства в долларах США. Для такого свопа требуется партнер, предпочитающий иметь долговые обязательства в йенах вместо обязательств в долларах США. Партнер, продающий заемщику долг, выраженный в долларах, принимает долг, выраженный в йенах и являющийся зеркальным отражением изначально привлеченного йенового займа. Заемщик йенового займа имеет уравновешивающие друг друга активы и пассивы в йенах. Результатом соглашения своп становится создание искусственных долларовых заимствований7.
Информация о работе Государственный долг: причины возникновения, способы оценки, управление