Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 10:15, курсовая работа
Целью работы является определение методов управления государственным внешним долгом в условиях нестабильности глобальной экономики.
Реализация намеченной цели потребовала постановки и решения следующих задач, определивших логику и концепцию исследования:
рассмотреть имеющиеся теоретические подходы к вопросам управления государственным внешним долгом;
выявить причины образования государственной внешней задолженности;
проанализировать критерии внешнедолговой зависимости;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические и методологические проблемы управления внешним долгом……………………………………………………………………………...5
1.1. Сущность внешнего государственного долга, причины его образования………………………………………………………………………..5
1.2. Теоретические подходы к выбору концепции управления государственным внешним долгом…………………………………………….14
2. Состояние государственного внешнего долга Российской Федерации
и его влияние на экономику России……………………………………………25
3. Проблемы повышения эффективности управления государственным внешним долгом в России………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованных материалов…………………………………………..43
Из таблицы 7 видно, что все показатели внешней долговой устойчивости с 2014 г. имели тенденцию к снижению. Исключение составляет коэффициент "ЗВР/ платежи по внешнему долгу". Наибольшего снижения достиг показатель коэффициент "Внешний долг/ЭТУ" (24%).
3. Проблемы повышения эффективности управления государственным внешним долгом в России
Одними из наиболее существенных недостатков формирующейся в России системы управления государственным долгом является то, что упомянутая система:
1. Недостаточно обеспечивает
2. Не полностью обеспечивает
предупреждение возможных финан
3. Носит фрагментарный и в ряде случаев противоречивый характер. В действующей системе управления долгом отсутствует:
1) Четкое законодательное закрепление разделения компетенции между ветвями государственной власти в области управления государственным долгом.
2) Законодательное закрепление
полномочий Правительства
3) Детализированный учет долговых обязательств. В настоящее время учет долговых обязательств в значительной степени разобижен, а единая база данных государственных долговых обязательств отсутствует. Учет государственных долговых обязательств ведется различными банками-агентами (Банк России - внутренний долг, Внешэкономбанк СССР - внешний долг в части облигационных займов и долга официальных кредиторов и других категорий долга), а также различными департаментами Министерства финансов Российской Федерации.
Методология учета долговых обязательств в значительной степени отличается в зависимости от органа и подразделения Минфина России, осуществляющего учет.
4) Единая система анализа и оценки рисков, связанных со структурой государственного долга. В настоящее время размеры погашения и обслуживания долга в значительной степени зависят от материализации рисков, связанных со структурой государственного долга.
В связи с тем, что учет доходов федерального бюджета осуществляется в рублях, а платежи по внешнему долгу производятся в иностранной валюте, государство несет значительные риски в форме возможного резкого изменения валютного курса рубля.
Одновременно рост валютного курса рубля приводит к ситуации, когда внутренние заимствования будут менее выгодными для бюджета, чем внешние заимствования на аналогичные сроки с учетом фактора валютного риска (и, наоборот, в случае падения валютного курса рубля).
Кроме того, часть заимствований, составляющих государственный долг Российской Федерации, имеет плавающие процентные ставки, что приводит к возникновению риска увеличения бюджетных расходов на обслуживание долга в связи с колебаниями процентных ставок на международных рынках.
Таким образом, развитие системы анализа рисков, связанных с управлением государственным долгом и осуществлением заимствований является основополагающим элементом системы активного управления государственным долгом и осуществления экономически и финансово обоснованной политики в области управления долгом.
5) Система и механизмы
6) Координация долговой политики
государства с политикой в
области управления
Политика в области управления государственным долгом непосредственно влияет на денежно-кредитную политику и, в частности, на курс рубля, денежную массу, уровень золотовалютных резервов. Одновременно, денежно-кредитная (в том числе процентная) политика Банка России оказывает непосредственное влияние на стоимость, состояние и рынок внутренних заимствований, а размер золотовалютных резервов на способность страны погашать и обслуживать внешний долг, что, в конечном счете, влияет на кредитный рейтинг России и стоимость внешних заимствований.
В настоящее время упомянутая координация осуществляется на стадии согласования бюджетной и денежно-кредитной политики Правительства Российской Федерации и Банка России на соответствующий год. При этом механизм координации среднесрочной бюджетной и долговой политики и денежно-кредитной политики не определен.
7) Открытая, регулярная и адекватная отчетность о государственном долге. Имеющаяся система отчетности о государственном долге отличается высокой степенью закрытости, прежде всего для участников финансовых рынков - потенциальных инвесторов, с точки зрения объема доступной для них информации о наиболее важных аспектах политики и операций по управлению долгом.
Между тем прозрачность режима принятия решений, распределения полномочий, четкость правил и процедур осуществления операций по управлению государственным долгом способствует укреплению доверия кредиторов и инвесторов к долговым обязательствам государства, что, в свою очередь, повышает эффективность проводимых операций по управлению государственными долговыми обязательствами и в долгосрочной перспективе может привести к снижению стоимости обслуживания государственного долга. В этой связи представляется целесообразным внедрение в практику работы регулярного (ежеквартального, ежегодного) опубликования информации, касающейся основных аспектов сферы управления государственным долгом (целей и инструментов текущей долговой политики, основных характеристик портфеля государственных обязательств, результатов аудиторской проверки деятельности в области управления государственным долгом, программ предполагаемых заимствований, стратегии государственных мер по формированию эффективного рынка государственных ценных бумаг и др.).
Необходимо также внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и разработать специальные нормативные акты, регулирующие операции по выкупу и досрочному погашению долга22.
Необходимы изменения в действующее законодательство Российской Федерации (Бюджетный кодекс Российской Федерации, другие нормативные акты), позволяющие обеспечить:
1) правовые основы по оперативном
2) правовые основы в области
методологии учета
3) правовые основы контроля за долговыми обязательствами субъектов Федерации.
Международный валютный фонд должен усилить свою роль в создании новой модели финансового ландшафта будущего, укрепить аналитические функции, в том числе через наблюдение за соотношением курсов валют и другими источниками глобальных финансовых рисков, создать систему раннего предупреждения фундаментальных изменений в экономике, инициировать формирование сильной глобальной системы контроля, необходимого для сохранения преимуществ глобальных финансовых рынков, но в то же время позволяющих существенно снижать глобальные риски.
В целях большей безопасности мировой финансовой системы необходимо создать механизмы противостояния государствам, которые отказываются на глобальном уровне сотрудничать с мировым сообществом в вопросах международных финансов, бороться с отмыванием денег или предотвращать финансовые риски; регламентировать обращение производных финансовых инструментов, связанных исключительно с рыночными спекуляциями.
Следует принять более строгие правила и в отношении деятельности рейтинговых агентств. Мировой финансовый кризис показал, что они не смогли предупредить инвесторов о рисках по инвестиционным инструментам на рынках ценных бумаг, ставшим неликвидными, несмотря на высокие рейтинги. При этом обвал рынка ценных бумаг не помешал руководителям рейтинговых компаний заработать миллионы долларов. Поэтому требуется разработать специальный коэффициент оценки сложных рыночных продуктов, регулярно публиковать информацию о прибыльности рейтинговых агентств, принять меры по борьбе со злоупотреблением служебным положением в данной сфере. Следует внедрить новые стандарты аудита, которые необходимо сфокусировать на прозрачности.
Нуждаются в корректировке принципы контроля системных рисков на рынке капитала. G20 призвала пересмотреть принцип соглашения «Базель 2» о проциклических потребностях в капитале, связывающий риск со стандартными понятиями о краткосрочной рыночной изменчивости и не принимающий в расчет длительные колебания на рынках активов, требующих противоциклических мер. Кроме преобразований в методах измерения риска и установления резервных запасов капитала для сокращения системного риска следует учитывать колебания цен активов.
Необходимо дальнейшее развитие механизмов кредитования, повышающих эффективность использования финансовых ресурсов. Перспективными путями здесь могут стать так называемые «общественные фонды», стимулирующие местное население к реализации проектов развития, программы микро-кредитов, позволяющие бедным людям в развивающихся странах начинать свой бизнес или расширять уже функционирующие предприятия, успешно гасить долги. Со стороны международных финансовых организаций действенной мерой должно стать расширение помощи странам, которые доказали свою способность правильно расходовать полученные средства.
Необходимо создание системы взаимодействия политики в области управления государственным долгом с финансовой и денежно-кредитной политикой. Согласование долговой политики с финансовой (бюджетной) политикой должно осуществляться как на стадии разработки и утверждения закона о бюджете на очередной финансовый год, так и в ходе его исполнения. При этом разработке бюджета и среднесрочной бюджетной политики должен предшествовать анализ долговой ситуации, а также определение стратегии и политики в области управления долгом.
Взаимодействие долговой политики с денежно-кредитной политикой должно осуществляться по следующим направлениям:
На втором этапе реализации Концепции необходимо провести мероприятия по переходу к централизованному управлению государственными обязательствами. Для этого следует обеспечить:
Достижение указанных целей планируется путем проведения следующих мероприятий:
Таким образом, система управления государственным долгом и активами в перспективе должна представлять собой единую систему в методологическом, учетном и организационном плане.
Заключение
Таким образом, в понятие "государственный долг Российской Федерации" включены все виды не погашенных в течение прошлых лет и вновь возникших долговых (кредитных) обязательств РФ перед какими-либо кредиторами, в том числе обязательства РФ по предоставленным ею государственным гарантиям, выраженные в валюте РФ (в рублях).
Основные формы долговых обязательств РФ следующие:
Задача политики в области управления задолженностью состоит в обеспечении положительного эффекта от внешнего финансирования, не создавая при этом сложных проблем стабилизации макроэкономической сферы и платежного баланса.
Эффективное управление внешним долгом включает три взаимосвязанные задачи:
1. Определение временного профиля по обязательствам страны в рамках обслуживания внешнего долга.
Информация о работе Государственный долг: причины возникновения, способы оценки, управление