Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 10:15, курсовая работа
Целью работы является определение методов управления государственным внешним долгом в условиях нестабильности глобальной экономики.
Реализация намеченной цели потребовала постановки и решения следующих задач, определивших логику и концепцию исследования:
рассмотреть имеющиеся теоретические подходы к вопросам управления государственным внешним долгом;
выявить причины образования государственной внешней задолженности;
проанализировать критерии внешнедолговой зависимости;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические и методологические проблемы управления внешним долгом……………………………………………………………………………...5
1.1. Сущность внешнего государственного долга, причины его образования………………………………………………………………………..5
1.2. Теоретические подходы к выбору концепции управления государственным внешним долгом…………………………………………….14
2. Состояние государственного внешнего долга Российской Федерации
и его влияние на экономику России……………………………………………25
3. Проблемы повышения эффективности управления государственным внешним долгом в России………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованных материалов…………………………………………..43
В настоящее время классификация государственного долга Российской Федерации, представленная в таблице 3, предусматривает отражение по структуре долга следующих видов обязательств.
Таблица 3
Классификация государственного долга Российской Федерации15
Код |
Наименование |
100000 |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) |
111000 |
По кредитам правительств иностранных государств |
|
в том числе: |
111001 |
задолженность официальным кредиторам Парижского клуба |
111002 |
задолженность кредиторам - не членам Парижского клуба |
111003 |
задолженность бывшим странам СЭВ |
112000 |
По кредитам иностранных коммерческих банков и фирм |
|
в том числе: |
112001 |
задолженность кредиторам Лондонского клуба |
112002 |
коммерческая задолженность |
113000 |
По кредитам международных финансовых организаций |
Код |
Наименование |
114000 |
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте |
|
в том числе: |
114001 |
еврооблигационные займы |
114002 |
ОВГВЗ |
115000 |
По кредитам Центрального банка Российской Федерации |
Данные об изменениях объема и структуры государственного внешнего долга в 2010-2014 гг. представлены в приложении 1.
Задолженность Российской Федерации по кредитам правительств иностранных государств в структуре государственного внешнего долга России занимает ведущее положение. Объем этой задолженности, учитываемой по структуре государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2015 года, составил 54,7 млрд. долларов США, или 45,7% от общей суммы долга.
В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют обязательства перед странами-членами Парижского клуба кредиторов. По состоянию на 1 января 2014 года объем этих обязательств составил 44,7 млрд. долларов США, или 39,8% от общего объема государственного внешнего долга Российской Федерации.
Структура задолженности Российской Федерации по долгам бывшего СССР по состоянию на 1 января 2015 года представлена в приложении 2.
Более 98% (35,8 млрд. долларов США) задолженности бывшего СССР урегулировано на двусторонней основе со странами-членами Парижского клуба в рамках многосторонних соглашений о реструктуризации (IV и V консолидации)16.
По состоянию на 1 января 2015 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составило 3,6 млрд. долларов США, или 3,0% от общей суммы внешнего долга Российской Федерации на указанную дату. По сравнению с состоянием на 1 января 2007 года указанный вид долговых обязательств сократился на 0,1 млрд. долларов США17.
По состоянию на 1 января 2015 года объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ составил 3,4 млрд. долларов США и по сравнению с состоянием на 1 января 2007 года сократился более чем в 4,2 раза18.
Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм включает в себя обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую задолженность.
Лондонский клуб объединяет около 1000 крупных зарубежных коммерческих банков. В отличие от Парижского клуба кредиторов Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантии или страхования. Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и изначально предназначавшиеся для операций а-форфэ (покупка без права оборота). Именно на данном рынке производились достаточно активные спекулятивные операции. Они заключались в скупке российскими коммерческими банками задолженности по сниженным ценам и последующему резкому сбросу долгов.
Объем коммерческой задолженности по состоянию на 1 января 2015 года учитывается по структуре государственного внешнего долга Российской Федерации в объеме 3,8 млрд. долларов США.
Доля государственных ценных бумаг в составе государственного внешнего долга Российской Федерации увеличилась за период с 1 января 2006 года по 1 января 2015 года с 18,1% до 35,9%. Задолженность по основной сумме государственного внешнего долга Российской Федерации, оформленного в государственные ценные бумаги, составляет 43 млрд. долларов США.
Еврооблигации как вид долговых обязательств в структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию на 1 января 2015 года 29,8% (35,7 млрд. долларов США)19.
Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента.
Купонный доход на облигации ВОЗ со сроком погашения в 2020 году установлен в размере 8,25% и на облигации ВОЗ со сроком погашения в 2030 году в размере от 2 до 7,5%. Таким образом, суммарные расходы по выплате купонного дохода на конечную дату выплаты будут составлять около 2073,46 млн. долларов США.
На момент погашения еврооблигаций расходы федерального бюджета по данной коммерческой задолженности должны будут составить 3270,97 млн. долларов США, т. е. в 3 раза больше чем основной долг.
Внешняя задолженность Российской Федерации в части международных финансовых организаций (далее - МФО) включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:
Основными типами займов являются (финансовые) бюджетозамещающие, инвестиционные (нефинансовые) и авансовые.
Финансовые займы предназначены для покрытия дефицита бюджетов государств-членов в ответ на обязательства последних осуществлять согласованные, например, с МБРР, экономические реформы. Обычно заемные средства выделяются в виде серии траншей по мере выполнения странами этапов этих реформ. Средства займов могут использоваться также для финансирования импорта по упрощенной схеме.
Инвестиционные займы, обычно менее крупные, чем финансовые, предоставляются для финансирования проектов в таких областях как энергетика, транспорт, коммунальное хозяйство, дорожное строительство, образование, здравоохранение, требующих закупок особых товаров и услуг.
Авансовые займы используются для финансирования консультационно-технической и другой помощи в подготовке новых проектов и выделяются в тех случаях, если страна не может сама финансировать эти работы.
Задолженность по кредитам МФО по состоянию на 1 января 2015 года составила 12,1 млрд. долларов США, или 10,1% от общего объема государственного внешнего долга Российской Федерации.
За период с 2001 по 2014 гг. Россия заключила с Европейским банком реконструкции и развития 15 проектов на сумму 440 млн. долларов США (с учетом реструктуризации). Непогашенная задолженность перед ЕБРР на 1 января 2015 года составляет около 0,4 млрд. долларов США.
Особое место среди заимствований у МФО занимают займы МБРР. В общей сложности объем займов МБРР (финансовых и инвестиционных) для Российской Федерации, получивших одобрение Советом директоров Всемирного банка по состоянию на 2014 год составил 13404,4 млн. долларов США, предназначенных для финансирования 58 проектов.
По состоянию на 1 января 2015 года Правительство Российской Федерации привлекло в общей сложности 53 займа МБРР, в том числе 44 инвестиционных займа и 9 финансовых займов на общую сумму 12459 млн. долларов США без учета сокращений. Из этой суммы 6320 млн. долларов США были предоставлены в виде финансовых займов. Средний размер финансовых займов составлял сумму эквивалентную 580 млн. долларов США, в то время как средний размер инвестиционного займа (с учетом сокращений) - 105 млн. долларов США.
Анализ использования финансовых займов МБРР с момента вступления Российской Федерации в 1997 году в эту международную финансовую организацию до 2014 года показывает, что возможности использования этих кредитных ресурсов не были использованы в полной мере. Это было обусловлено, в частности, отсутствием в Российской Федерации четкой системы организации работы с займами МБРР, которая заметно отставала от процесса привлечения этих кредитов, зачастую не учитывала специфики организации работы Банка и накапливаемого опыта сотрудничества с ним. В то же время наблюдалось отсутствие должной адаптации МБРР к российским социально-экономическим условиям. Выделение средств предполагалось в виде траншей, критерии предоставления которых формировались до начала реализации проектов, а контроль за выполнением обязательств проводился только через несколько лет, без учета произошедших социально-экономических изменений в стране.
Сравним показатели внешнего долга России с зарубежными странами (см. приложение 3).
На основании имеющихся данных следует констатировать факт увеличения государственных долгов большинства стран. Так, по итогам 2014 года (из тех стран, которым присвоен рейтинг) за рекомендуемый показатель (госдолг к ВВП не более 60%) вышли такие страны как Япония (192,1%), Великобритания (68,5%), Германия (77,2%), Франция (79,7%), Нидерланды (62,2%), Италия (115,2%), Венгрия (72,4%), Хорватия (61%). Приближаются к критической отметке Испания (50%) и Индия (59,6%).
Снижения государственного долга у большинства стран не предвидится, о чем свидетельствует анализ структуры бюджета. Крупнейший дефицит бюджета из рассмотренных стран демонстрирует Великобритания – 14,4% от ВВП по итогам 2014 года. Не сильно отстали от Соединенного Королевства такие крупные экономики, как США с дефицитом 11,9% от ВВП и Франция (10,2%). Япония с одним крупнейших внешним долгом за счет заимствований будет покрывать бюджетный дефицит в размере 9,2% от ВВП. Далее по этому показателю следуют Испания (8,5% от ВВП), Латвия (8,2%). Необходимо отметить, что возмущение относительно высокого бюджетного дефицита Греции (12,7% от ВВП), связанное со значительным превышением нормативного для Евросоюза показателя (3%), не совсем правомерно, т.к. практически все рассмотренные европейские страны превышают норматив дефицита бюджета к ВВП: Германия – 5%, Швеция – 4,4%, Италия – 6,1%, Чехия – 3,5%, Словакия – 4%, Словения – 5,2%, Румыния – 4,2%, Литва – 6,6%, Латвия – 8,2% и т.д.
Для сравнения, отношение государственного долга к ВВП в России по итогам 2014 года составило 6,9%, дефицита бюджета к ВВП – 4,8%. Среди основных претендентов в обозримом будущем на роль пострадавших от мирового кризиса стран в Европе называют Испанию, Италию и Португалию. По нашему мнению, положение Испании на текущий момент хоть и не блестяще, но более устойчиво, чем ситуация в Великобритании (которой Агентство снизило рейтинг) или Италии с огромным внешним долгом, превышающим по отношению к ВВП долг Греции. Также вызывают опасения значения макроэкономических показателей Японии, долг которой уже приближается к двум ВВП, а дефицит бюджета к 10% от ВВП. Португалия уже начала предпринимать превентивные меры по сокращению затрат (за счет уменьшения бюджетных отчислений на чиновничий аппарат и пр.), что дает некоторые основания предполагать, что страна сможет справиться с возникшими трудностями20.
Показатели внешней долговой устойчивости Российской Федерации представлены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели внешней долговой
устойчивости Российской Федерации
(по состоянию на конец периода)21
Коэффициент |
Коэффициент "Внешний долг/ЭТУ", % |
Коэффициент |
Коэффициент |
Коэффициент |
Внешний долг на душу населения, | |
2008 |
36 |
105 |
— |
— |
— |
1 488 |
2009 |
34 |
96 |
10 |
29 |
235 |
1 801 |
2010 |
32 |
94 |
10 |
30 |
307 |
2 202 |
2011 |
36 |
118 |
12 |
39 |
308 |
3 267 |
2012 |
29 |
92 |
9 |
29 |
281 |
3 386 |
2013 |
38 |
135 |
11 |
38 |
333 |
3 292 |
2014 |
33 |
111 |
9 |
30 |
371 |
3 216 |
Справочно: | ||||||
Пороговые значения коэффициентов |
30 - 40 - 50 |
100 - 150 - 200 |
— |
15 - 20 - 25 |
— |
— |
Пороговые значения коэффициентов |
50 |
130 - 220 |
20 |
25 |
не менее 100 |
— |
Информация о работе Государственный долг: причины возникновения, способы оценки, управление