Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:54, курсовая работа
Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников (наряду с налогами и доходами от эксплуатации государственной собственности) являются правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии (другими словами, финансирование за счет государственного долга или дефицитное финансирование).
Введение
1. Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения
2. Способы и методы управление государственным долгом на современном этапе
3. Проблемы и пути совершенствования управления государственным долгом Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
на тему: Государственный долг Республики Беларусь и управление им на современном этапе
Содержание
Введение
1. Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения
2. Способы и методы управление
государственным долгом на
3. Проблемы и пути
Заключение
Список использованных источников
Введение
Современное рыночное хозяйство, при
всем многообразии его моделей, известных
в мировой практике, характеризуется
тем, что представляет собой смешанную
экономику, где инструменты рыночного
механизма дополняются
В мире нет ни одного государства,
которое в те или иные периоды
своей истории не сталкивалось бы
с проблемой растущей задолженности.
Сегодня значительный государственный
долг имеют такие высокоразвитые
страны, как США, Япония, Канада, Германия,
Великобритания. При этом основная
его часть - это задолженность, возникшая
в последние два-три
1) с помощью государственной
задолженности удается
2) как источник мобилизации
3) финансирование дополнительных
государственных расходов
4) стратегия управления
В тоже время, необоснованное использование
государственных займов, выбор неподходящих
форм и инструментов финансирования
бюджетных дефицитов в
Таким образом, в условиях развития
рыночных отношений, углубления экономического,
политического, культурного сотрудничества
государств, существования внутренних
противоречий в системе государственного
вмешательства в экономику
Целью данной курсовой работы является
определение понятия, экономического
содержания категории «государственный
долг», причин и последствий его
образования, степени влияния
В качестве источников для написания настоящей работы использованы материалы учебных пособий (таких как «Экономика» А.Г.Грязновой, «Введение в макроэкономику» Матвеевой Т.Ю., «Мега,- мета,- макроэкономика» Э.А.Лутохиной, «Финансы» Ханкевич Л.А. и др.) и периодических изданий (такие статьи, как, например, «Роль государственного долга в рыночной экономике» А.Ю.Шигаева, «Функции государственного долга Республики Беларусь» С.Н.Ильина, «Управление государственным долгом» Т.В.Грицюк, «Государственный долг и макроэкономическая стабилизация» А.Раков и др.) отечественных и российских авторов, материалы международных научно-практических конференций, а также нормативно-законодательные акты, регламентирующие отношения в данной сфере, и данные официального сайта Минфина в Интернет.
1. Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения
Государственный долг - явление в экономике далеко не новое. В разные общественно-экономических формациях менялись его роль и формы, а сущность оставалась прежней - необходимость покрытия нужд правительства в денежных средствах, т.е., перефразировав, можно сказать, что правительства начали занимать средства для удовлетворения различных целей с момента появления государства и денег.
Основной возникновения
- во-первых, осуществление крупных
государственных программ
- во-вторых, бюджетный дефицит может
быть обусловлен спадом
- в-третьих, превышение
- в-четвертых, резкое
- в-пятых, расширение
При выявлении дефицита госбюджета в первую очередь следует установить: его экономическую природу, количественную оценку, возможные экономические источники покрытия, социально-экономические последствия.
Формально размеры дефицита бюджета определяют путем уравнения объема доходов и расходов. При этом надо учитывать, что в динамике размеры дефицита абсолютно несоизмеримы, так как из года в год объемы ВВП и условия хозяйствования заметно изменяются.
Поэтому для отражения степени дефицита бюджета принято использовать относительные показатели. Например, сопоставляют:
а) дефицит бюджета и общую сумму расходов (процент покрытия);
б) дефицит бюджета и объем ВВП.
Обнаружение дефицита бюджета еще на стадии его составления заставляет изыскивать источники для его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Есть несколько путей, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками.
1. Сокращение расходов
2. Увеличение налогового бремени.
3. Эмиссионный способ
4. Превращение дефицита бюджета
в государственный долг. Этот
способ заключается в
а) внутреннего и б) внешнего займа.
Использование в качестве источника покрытия бюджетного дефицита внутреннего займа представляет собой выпуск государством ценных бумаг (государственных облигаций и казначейных векселей), продажу их населению и использование полученных средств для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
Достоинствами этого способа являются:
- он не ведет к инфляции, так
как денежная масса не
- это достаточно оперативный
путь, поскольку выпуск и размещение
(продажу) государственных
Однако у данного способа имеются и значительные недостатки:
- в первую очередь это то, что по долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать ценные бумаги, если они не будут приносить дохода, те. если по ним не будет выплачиваться процент (выплата процентов по государственным ценным бумагам представляет собой обслуживание государственного долга). Чем больше государственный долг (чем больше выпущено ценных бумаг), тем больше суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по ценным бумагам государства является частью расходов госбюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается замкнутый круг: государство выпускает ценные бумаги для финансирования дефицита своего бюджета, выплата процентов, по которым провоцирует еще больший дефицит.
Кроме того, доказано, что данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном он может обусловить достаточно высокую инфляцию (государство, используя такой способ, рефинансирует долг).
Финансирование дефицита бюджета с помощью внешнего займа, т.е. займа у других стран ими международных финансовых организаций, представляет возможность получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита бюджета эмиссионным путем создает угрозу высокой инфляции. Однако вместе с тем при обращении и внешнему долгу по истечении срока займа происходит утечка национального дохода за границу, так как долг надо возвращать и выплачивать проценты по нему (обслуживать), что ведет к сокращениям внутреннего объема производства и спаду в экономике.
Таким образом, все пять способов финансирования
дефицита государственного бюджета
имеют свои достоинства и недостатки
и требуют глубокого и
В настоящее время можно выделить 3 основные точки зрения на то, является ли дефицит государственного бюджета и государственный долг отрицательным или положительным явлением.
Первая из них, получившая название монетаристкой, исходит из того, что бюджетный дефицит - явление негативное, так как он усиливает инфляционные процессы, вытесняет частные инвестиции и сдерживает развитие производства и народного хозяйства в целом. Дефицит госбюджета - это своего рода «бомба замедленного действия», врыв которой разрушает экономическую систему необоснованной эмиссией денег и, как следствие, гиперинфляцией. Кроме того, он ложится тяжким бременем на будущие поколения, если займы на покрытие берутся за границей.
Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь и управление им на современном этапе