Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:54, курсовая работа
Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников (наряду с налогами и доходами от эксплуатации государственной собственности) являются правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии (другими словами, финансирование за счет государственного долга или дефицитное финансирование).
Введение
1. Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения
2. Способы и методы управление государственным долгом на современном этапе
3. Проблемы и пути совершенствования управления государственным долгом Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
3. Государство, заинтересованное
в получении займов, на длительные
сроки, достигает этого за
Возможно совмещение консолидации с конверсией.
Следует отметить, что при применении рассматриваемых механизмов управления государственным долгом власти должны понимать, что изменение первоначальных условий займов может вызвать социальную напряженность в обществе, а также оказать негативное воздействие на дельнейшее заимствование.
Следующим механизмом, применяемым государством в рамках управления его долгом, является унификация государственных займов. Она обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.
4. Унификация - это объединение
нескольких займов в один, когда
облигации ранее выпущенных
5. В исключительных случаях
6. Отсрочка погашения займа или
всех ранее выпущенных займов
проводится в условиях, когда
дальнейшее активное развитие
операций по выпуску новых
займов не имеет финансовой
эффективности для государства.
Конверсия, консолидация, унификация
государственных займов и обмен
облигаций государства обычно осуществляется
только в отношении внутренних займов.
Что касается отсрочки погашения
обязательств, то эта мера возможна
и по отношению к внешней
7. В отличии от отсрочки под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему госдолгу). Как правило, при управлении государственным долгом данный метод является крайней мерой и может использоваться по двум причинам. Во-первых, аннулирование госдолга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.
8. В последние два десятилетия
широкое распространение на
В Республике Беларусь возможность применения секъюритизации по кредитам, предоставленным Национальным банком Правительству Республики в 1991 – 2003 гг. и отнесенным внутренний государственный долг, обсуждается государственными органами с начала 2003 года.
Секъюритизация вышеуказанных кредитов позволит:
- унифицировать структуру
- пролонгировать долг
- Национальному банку проводить
операции на открытом рынке
с использованием новых
- подготовить инвесторов к
- позитивно повлиять не оценку
кредитного рейтинга
9. К методам управления
В принципе новация является аналогом конверсии с той лишь разницей, что конверсия предполагает замену как одной формы займа на другую, так и на аналогичную (например, кредит на облигацию или облигацию на облигацию), а новация обычно предполагает замену одной формы займа на аналогичную (т.е. облигацию на облигацию).
Необходимо отметить, что все
вышеперечисленные изменения
Исследование финансовых инструментов
управления государственным долгом
позволило обнаружить возрастающую
роль государственных ценных бумаг,
которые являются не только одним
из основных способов управления государственным
долгом, но и эффективным инструментом
регулирования денежно-
Анализ основных макроэкономических показателей Республики Беларусь также доказывает, что в процессе развития рынка государственных ценных бумаг его макроэкономическая роль значительно возросла. Государственные ценные бумаги стали не просто инструментом привлечения заемных ресурсов, но и рычагом стабилизации финансового сектора.
Поэтому, в первую очередь, целесообразно активизировать работу в этой области по следующим направлениям:
- передать региональным и
- попытаться задействовать все источники сбережений в стране;
- внедрить производственные
- направить все усилия на
укрепление белорусского рубля,
- стремление выпускать и
Кроме того, на усиленное заимствование
на рынке государственных ценных
бумаг непосредственно
В настоящее время управление государственным
долгом Республики Беларусь осуществляется
на основании и в соответствии
с такими нормативными документами,
как Закон Республики Беларусь «О
внешнем государственном долге»
Для эффективного управления структурой
долга и возможного его сокращения
в перспективе путем займов целесообразно
было бы финансировать отрасли, способные
поставить не внутренний и внешний
рынок конкурентоспособную
Как показывает история Республики
Беларусь, заемные средства не всегда
использовались рационально. Поэтому,
чтобы финансовая политика государства
в области управления внешним
долгом была эффективной, необходима обязательная
разработка общей стратегии
Таким образом, изучение применяемых
инструментариев управления государственным
долгом в зарубежных странах, принципов,
подходов и методов к введению
новых инструментов, а также учет
национальных особенностей финансового
рынка может значительно
Для предотвращения негативных явлений,
вызванных влиянием государственного
долга, органам государственной
власти Республики Беларусь необходимо
проводить разумную политику в области
управления государственным долгом,
повышая эффективность
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ
В социально-экономическом
Современный этап новейшей истории Республики - период трансформации экономического курса с целью вывести из кризиса финансовую систему страны и придать новый импульс экономическому развитию. На сегодняшний день нет страны в мире, в которой бы имелась совершенная финансовая система: у каждого государства имеются свои проблемы. Беларусь не является исключением: среди прочих проблем управления государственными финансами, возникающих в связи с переходом к рыночным взаимоотношениям, Правительство страны решает проблемы обслуживания государственного долга.
Государственный долг страны определяется как совокупность долговых обязательств Республики Беларусь, возникших в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным гарантиям, представленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате.
Государственный долг Республики Беларусь полностью и безусловно обеспечивается средствами республиканского бюджета и иными находящимися в собственности республики имущественными ценностями.
Государственный долг страны существует в следующих формах долговых обязательств:
- кредитные соглашения и
- государственные займы,
- договора о предоставлении
Республикой Беларусь
- соглашения и договоры, заключенные
от имени Республики Беларусь,
о пролонгации и
Основными целями привлечения и использования государственных займов являются:
- покрытие дефицита
- пополнение валютных ресурсов Республики Беларусь;
- реализация инвестиционных
- решение острых социальных
и экологических проблем,
- импорт сырья, энергоресурсов
и других необходимых
Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь и управление им на современном этапе