Государственный долг Республики Беларусь и управление им на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников (наряду с налогами и доходами от эксплуатации государственной собственности) являются правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии (другими словами, финансирование за счет государственного долга или дефицитное финансирование).

Содержание работы

Введение
1. Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения
2. Способы и методы управление государственным долгом на современном этапе
3. Проблемы и пути совершенствования управления государственным долгом Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

гот.docx

— 70.45 Кб (Скачать файл)

Вторая точка зрения - кейнсианская - появилась во времена мирового экономического кризиса 1929 – 1933гг., когда  рост государственных займов рассматривался как средство подъема покупательной  способности нации, предотвращения кризисов и устранения безработицы. Такие займы становятся важным источником инвестиций, когда другие их источники (например, иностранные инвестиции, доходы от приватизации) отсутствуют  или незначительны.

Третья точка зрения - эклектическая, основана на объединении разнородных  принципов и взглядов. Одни сторонники эклектизма утверждают, что рост дефицита бюджета поддерживает высокий уровень  процентных ставок даже при уменьшении темпов инфляции, а также завышает обменный курс национальной денежной единицы на внешних ранках. Другие считают, что рост бюджетного дефицита не обязательно сведется к повышению  процентных ставок. Они полагают, что  государственный долг подразумевает  под собой его покрытие через  будущие налоги. А ожидания налогоплательщиков относительно того, что грядущее увеличение налогов уменьшит их располагаемый  доход, приведет к сегодняшнему росту  сбережений как защитной мере, направленной на сохранение определенного уровня жизни. [19, с. 34]

Таким образом, исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. В бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран, которые признали его объективность и приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита.

Итак, бюджетный дефицит представляет собой систему экономических  отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов сверх имеющихся  у государства и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. [22,с. 250]

Необходимо также отметить, что, не смотря на существенное мнение о  положительном влиянии бюджетного дефицита на развитие экономики, все  же мировая практика подтверждает, что существуют определенные пределы  бюджетных дефицитов, нарушение  которых может отрицательно сказаться  на состоянии национальной экономики. Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2,3% от ВВП, 8 – 10% расходной части бюджета (по официальным данным консолидированный бюджет РБ за 2004 год исполнен с профицитом в 35,7 млрд. руб., что составило 0,1 % к ВВП. По данным Минфина дохода консолидированного бюджета по отношению к ВВП за 2004 год составили 44,6%, расход - 44,5 % [24, с.17]). В соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» предельный размер дефицита республиканского бюджета был установлен в сумме 910000 млн.руб. [13, ст.20]

Итак, мы установили, что дефицит  госбюджета является исходной причиной, основой формирования государственного долга страны: его образование  обусловлено, прежде всего, несоответствием  между потребностями держава  в финансировании своих расходов и ее возможностями. Государство  всегда испытывает недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего и является образование  дефицита бюджета. Поэтому перед  государством встает проблема поиска дополнительных источников средств, с  одной стороны, и эффективного и  действенного их использования - с другой. Таким источниками традиционно для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг.

Схема формирования государственного долга, таким образом, может быть представлена в следующем виде:

  Дефицит

бюджета  Дефицитное

финансирование  Государственный

долг

      

   - государственный  займ

   -  кредит  правительству

   -  др. формы  заимствования

 

 

 

обслуживание государственного долга

     

 

 

Рисунок 1. Формирование государственного долга

Примечание. Источник: [11, с.329]

Так что же представляет собой государственный  долг? Существует множество определений  данного явления, каждое из которых  по-своему отражает его суть.

Например, существует определение  государственного долга как суммы  задолженности государства по кредитным  операциям. [20, с.39]

Распространенным является понятие  государственного долга как суммы  задолженности страны своими и (или) иностранными юридическими и физическими  лицами, правительствам других государств. [2, с.25]

Государственный долг также определяется и как сумма величин бюджетных  дефицитов, накопленных за определенный период времени, за вычетом суммы  профицитов бюджета, которые имели  место в стране. [15, с.428]

В соответствии с законодательством  Республики Беларусь государственный  долг представляет собой совокупность долговых обязательств страны, возникших в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате. [17, ст.30]

Таким образом, в самом широком  смысле определение государственного долга может быть сформулировано следующим образом: государственный  долг - это все непогашенные долговые обязательства государства (включая  процентные платежи) по отношению к  частным лицам и институтам (в  т.ч. и иностранным) вне государственного сектора, а также иностранным государствам.

По экономической сущности государственный  долг представляет собой задолженность  государственных органов, как результат  формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основании займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

Однако данное определение экономической  сущности государственного долга нуждается  в некотором уточнении. Наличие  государственного долга - это явление, которое не обязательно относится  к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Совсем наоборот, в современном мире нет ни одного государства, которое в своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Однако источники государственного долга могут быть различные: с одной стороны, растущий государственный долг может быть связан с осуществлением крупных государственных вложений в развитие экономики, т.е. с государственным регулированием экономической конъюнктуры, стремлением обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства путем финансирования за счет государственных займов (сюда же будет целесообразно отнести долги, возникающие в результате чрезвычайных обстоятельств - войны, стихийные бедствия, - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам финансирования особого рода), а с другой стороны, - значительная государственная задолженность очень часто является отражением общего кризиса и развала экономики, неэффективности финансово-кредитных связей в результате неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Таким образом, причины возникновения  государственного долга обусловлены, как правило, кризисными и наиболее трудными периодами в жизни государства: войнами, спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц, ростом оборота в  теневой экономике, потерь, хищений  и т.д. И, безусловно, основной причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего  и внешнего займов (неслучайно они  называются долговыми способами  покрытия бюджетного дефицита).

Соответственно различают два  вида государственного долга: внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг - это долг государства в лице его правительства перед физическими  и юридическими лицами (населением и субъектами хозяйствования), связанный  с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Иными словами, внутренний государственный долг есть долг правительства  перед гражданами своей страны, равный общей номинальной стоимости  имеющихся у них государственных  облигаций. Исходя из приведенного определения следует, что внутренний государственный долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием.

Большинство экономистов утверждает, что рост внутреннего долга не может привести к негативным последствием для страны, банкротству нации, так  как это, по сути, долг самим себе.

Вместе с тем нельзя недооценивать  негативные последствия внутреннего  долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной проблемой  для экономики страны. Это заключается  в том, что:

- снижается эффективность экономики,  поскольку отвлекаются средства  из производственного сектора,  как на обслуживание долга,  так и на выплату самой суммы  долга;

- наращивание быстрыми темпами  выпуска государственных ценных  бумаг (облигации) может привести  к сокращению основного капитала;

- усиливается неравенство в  доходах;

- создается угроза высокой инфляции  в будущем. Дело в том, что  государство, финансируя дефицит  бюджета за счет внутреннего  долга (выпуска государственных  ценных бумаг), как правило, строит  финансовую пирамиду, расплачиваясь  с прошлыми долгами займом  в настоящем, который нужно  будет возвращать в будущем,  причем возврат долга включает  как саму сумму долга, так  и проценты по нему. Государство таким образом рефинансирует долг. Если при этом оно будет использовать только этот метод финансирования дефицита госбюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных ценных бумаг и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем;

- дефицит госбюджета может стать  хроническим явлением;

- необходимость выплаты процентов  по долгу может потребовать повышения налогов как основного источника доходов бюджета, что в перспективе может привести к сокращению производства, изменению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.

Таким образом, внутренний государственный  долг - задолженность государства  перед своими гражданами - образуется в результате выпуска долговых обязательств с целью финансирования дефицита госбюджета и требует большой  осторожности в своем использовании.

Внешний государственный долг - это  суммарная задолженность страны иностранными гражданами, другими государствам и международным финансовым организациям. Т.е. внешний долг есть результат  заимствований за пределами государства.

Внешний долг может появиться по двум основным причинам:

- в результате прямого заимствования  средств у иностранных государств, частных компаний и

- путем продаж государственных  ценных бумаг иностранным юридическим  и физическим лицам, государствам.

Последствия внешнего долга более  тяжелы для страны, чем внутреннего, что обусловлено необходимостью возвращения долга и его обслуживания путем перевода определенной части  ВВП за рубеж, в результате чего снижаются  производственные возможности и  эффективность национальной экономики, уровень жизни населения. Кроме  того, время выплаты долга перекладывается  и на будущие поколения, что может  привести к снижению уровня из благосостояния.

Негативные последствия внешнего долга состоят также в том, что: при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису, возникает  угроза долгового кризиса.

Таким образом, в связи с серьезными негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается  его лимит (в соответствии с Законом  «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» лимит внешнего долга страны составляет 2 млрд. USD [6, ст.33]).

Для измерения государственного долга, оценки его влияния на экономику, а также возможности международного сравнения в мировой практике существует ряд показателей и  индикаторов государственного долга.

Одним из наиболее употребляемых показателей  совокупного госдолга является его  процентное отношение к ВВП.

Особое значение имеют показатели, основанные на оценке расходов по обслуживанию и оплате внутреннего и внешнего долга. Сюда, прежде всего, относятся: 1) коэффициент обслуживания государственного долга, определяемый как соотношение суммы погашения долгов и процентных платежей в данном году (объем текущего госдолга) и ВВП (объему экспорта товаров и услуг или общей сумм полученных государством в этом же году кредитов), 2) коэффициент обслуживания процентных платежей, определяемый как процент от совокупных государственных расходов (иногда как процент от суммы налоговых поступлений в бюджет или от объема ВВП). [1, с.51]

Наиболее употребительными для  измерения бремени внешнего долга  являются два показателя: снижение 1) размера внешнего долга или 2) расходов по обслуживанию внешнего долга к  объему экспорта товаров и услуг.

Многие экономисты считают, что  основная тяжесть долга состоит  именно в необходимости обслуживания, т.е. отчисления процентных платежей, возникающих  как результат государственного долга. При достижении определенного  уровня платежей по обслуживанию госдолга по отношению к ВВП государство  теряет возможность дальнейшего  экономического роста. Границей опасности  считается превышение суммы долга  по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. [3, с.44] Границей опасности для процентных платежей считается отношение к  экспорту 15 – 20%, границей повышенной опасности - 25 – 30%. [3, с.44]

Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь и управление им на современном этапе