Государственный долг Республики Беларусь и управление им на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников (наряду с налогами и доходами от эксплуатации государственной собственности) являются правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии (другими словами, финансирование за счет государственного долга или дефицитное финансирование).

Содержание работы

Введение
1. Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения
2. Способы и методы управление государственным долгом на современном этапе
3. Проблемы и пути совершенствования управления государственным долгом Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

гот.docx

— 70.45 Кб (Скачать файл)

- поддержка экономических реформ.

В настоящее время проблема государственного долга для Республики Беларусь не стоит достаточно остро. На протяжении ряда лет совокупный (внутренний и внешний) долг не превышает 15% от объема ВВП, в то время как в мировой практике его размер на уровне 50-70% от объема ВВП не вызывает опасений. [21, с.92] Однако следует отметить, что данный показатель не всегда адекватно отражает ситуацию с состоянием долга страны, т.к. источником его погашения является не национальный продукт, а лишь государственный бюджет. В связи с этим более корректным представляется сравнение государственного долга с доходами бюджета (в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» доходы бюджета запланированы в размере 25508162084 тыс. руб. [6, ст.1]). Также необходимо отслеживать динамику соотношения внешнего долга и экспорта, т.к. последний является основным источником поступления валюты для расчетов с иностранными кредиторами.

В первой главе мы говорили о том, что государственный долг любой  страны представлен долгом внутренним и внешним. Не является исключением  и наша республика, государственный  долг которой регламентируется определенными  законодательными актами отдельно по внутреннему и внешнему долгу  страны.

Управление внутренним государственным  долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных  долговых обязательств, изменению условий  ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это мероприятия  по получению и возврату внешних  кредитов. Управление государственным  долгом осуществляет Совет Министров  Республики Беларусь или по его поручению  Министерство финансов. Темпы увеличения государственного долга необходимо ограничить, прежде всего, путем сокращения бюджетных расходов на управление, оборону, поддержку слабых предприятий  и роста налоговых поступлений.

Так, управление внешним государственным  долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О внешнем государственном  долге Республики Беларусь» от 22 июня 1998 года, Положением «О порядке  привлечения, использования и погашения  внешних государственных займов»  от 1 июня 1998 года и Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год».

В соответствии со статьей 1 Закона «О внешнем государственном долге  Республики Беларусь» внешним государственным  долгом является общая сумма основного  долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени. [5, ст.1]

Согласно статье 31 Закона «О бюджете  Республики Беларусь на 2006 год» лимит  внешнего государственного долга Республики на конец 2006 года установлен в размере 2 млрд. долларов США. [6, ст.31] Анализируя данные о внешнем долге за истекший 2005 год, то на 1 июля 2005 года внешний  долг страны составил 624,1 млн. долларов США (таблица 1) . [27]

Таблица 1.

Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн.долл.США)

01.01.2005 01.07.2005

1 Кредиты, привлеченные Республикой  Беларусь (Правительством Республики  Беларусь) 429,6 386,1

2 Кредиты, привлеченные резидентами  под гарантии Правительства Республики  Беларусь 311,5 238,0

Всего 741,1 624,1

Примечание. Источник:[27]

Если проанализировать динамику развития внешнего долга республики и тенденции  его изменения, то можно представить  следующую таблицу (таблица 2).

Таблица 2.

Динамика внешнего государственного долга Республики Беларусь.

внешний долг на конец

года, млн. USD 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2002 2003

431,9 1013,9 1251,1 1513,1 950,0 976,4 1010,7 886,3 812,5 813,1 736,4

Примечание.Источник:[25, с.18]

Таким образом, мы видим, что внешний  долг республики - явление весьма динамичное. Его размеры изменяются из года в год в зависимости от конкретного социально-экономического положения в стране в тот или иной период, однако можно все же говорить о тенденции снижения данного показателя и его соответствии установленному лимиту.

В настоящее время основными  кредиторами Республики Беларусь являются Россия, Германия, Международный банк реконструкции и развития, США, Кувейт.[28]

Согласно официальным данным состояние  в сфере внешнего долга Республики Беларусь выглядит следующим образом.

Внешний государственный долг страны за январь 2005 года сократился на 3,6% и  составлял на 1 февраля 2005 года 1550 млрд. руб. (около 715 млн. долл. США), при утвержденном лимите в 2 млрд. [27] Вся внешняя задолженность  при этом, по данным Минфина РБ, была сформирована долгосрочными займами, из них задолженность, гарантированная  Правительством, составляла 618 млрд. руб. или 40% всего внешнего долга. [27]

 Внешний государственный долг  Республики Беларусь за июнь 2005 года сократился на 3,8% и составлял  на 1 июля 1341,2 млрд. рублей (около 324 млн.  долларов США) при утвержденном  лимите 2 млрд. долларов.

 При этом задолженность, гарантированная  правительством, составляла 511,5 млрд. рублей, или 38,1% всего внешнего долга.  Долг центрального правительства  был равен 829,7 млрд. рублей, или  61,9%, причем вся задолженность  сформировалась долгосрочными займами.  Данные показатели за июнь  сократились соответственно на 5,6% и 2,7%. [27]

 В сентябре 2005 года внешний  государственный долг сократился  по сравнению с данными за  июль на 2% и составил по последним  данным Министерства финансов 1315 млрд. рублей. [27]

В целом поступления средств  внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета в 2004 году составило 390 млн. руб., что эквивалентно 179,8 млн. долл.США. [27] Эта сумма включает также получение средств кредита Международного банка реконструкции и развития (2,4 млн. долл.США), кредит Германии (2,4 млн. долл.США) и кредит Российской Федерации для обеспечения поставок в Республику Беларусь российского природного газа и сбалансированности расчетов во взаимной торговле между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (175 млн. долл.США).

Важными показателями, характеризующими уровень задолженности страны, являются показатели ее кредитоспособности.

Так, показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендованным МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран  с низким уровнем задолженности (таблица 3).

 

Таблица 3.

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь.

Показатели кредитоспособности 01.01.2004 01.01.2005

1 2 3

- отношение внешнего госдолга  к экспорту товаров и услуг, % 6,4 5,8

- отношение внешнего госдолга  к ВВП, % 4,2 3,2

- отношение платежей по внешнему  госдолгу к экспорту товаров  и услуг, % 1,7 1,8

 

Примечание. Источник:[27].

Относительно последнего показателя следует отметить, что преобладает  тенденция, когда республика осуществляет платежи по погашению и обслуживанию внешнего долга больше, чем привлекает новых займов. И это не удивительно, ведь основная тяжесть долга состоит  именно в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие  как результат государственного долга, что тяжким бременем ложится  на любое государство, берущее взаймы. Отсюда обеспечение своевременного выполнения заемщиками обязательств по кредитам является наиболее острым вопросом, связанным с обслуживанием внешнего долга. Наличие просроченной и сомнительной задолженности перед кредиторами  негативно сказывается на взаимоотношениях с иностранными партнерами и ограничивает доступ к внешним источникам финансирования.

Применительно к Республике Беларусь о неэффективности использования  капитала свидетельствует просроченная задолженность не только по государственному долгу, но и просроченная задолженность  по кредитам банков и займам.

На 1 декабря 2004 года она составила 354,8 млрд. руб. и увеличилась по сравнению  с 1 января 2004 года на 41,6% . [27] При этом в отношениях с внешним миром  просроченная задолженность белорусских  предприятий незначительно уменьшилась, в то время как внешняя просроченная дебиторская задолженность увеличилась  на 17,8%.

Во внешней просроченной задолженности  белорусских организаций просроченная задолженность субъектам хозяйствования стран СНГ на 1 декабря 2004 года составила 51,7%, в том числе российским организациям - 48,8%. [28]

Наиболее высокими темпами растет задолженность странам дальнего зарубежья и международным финансовым организациям. [24, с. 17]

По данным информационно-аналитического бюллетеня Национального банка, около 70% привлекаемых иностранных  кредитов направляется на валютно-неокупаемые проекты. Это усугубляет тяжесть бремени по возврату получаемых кредитов и уплате процентов по ним.

Нарастание государственного долга  может привести к возрастанию  долга уже без новых займов, лишь за счет роста расходов по его  обслуживанию. Во внешнем государственном долге, когда расходы по его обслуживанию превышают «красную черту» (25-процентное соотношение платежей на погашение кредитов и валютных поступлений) при определенной величине государственного долга практически вся выручка от экспорта в свободно-конвертируемой валюте направляется на погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а оплата текущего импорта требует привлечения новых займов.

В течение последних лет правительству  Беларуси удалось добиться реструктуризации задолженности по ряду кредитных  линий Германии и Австрии, что  привело к снижению текущих выплат по обслуживанию долга на 20-30 млн. DEM в год. Просрочка выполнения обязательств образовалась в 2003-2004 гг. по ряду кредитных  линий, которые были открыты в 1999-2000 гг. [24, с. 18]

С правительствами Германии и Австрии  были проведены переговоры, в результате чего задолженность по семи германским и трем австрийским линиям была реструктуризована.

Хотя задолженность Республики Беларусь далека от критического уровня, однако сложилась наиболее неблагоприятная  ситуация по платежам за иностранные  кредиты. С одной стороны, на 2005 год  пришелся пик платежей по внешним  государственным займам, с другой – серьезно обострилась ситуация на валютном рынке. [29, с. 27]

За год по иностранным кредитам, полученным Правительством и под  гарантии Правительства, выполнено  платежей на сумму 239,5 млн. $США, в том  числе по погашению и обслуживанию иностранных кредитов правительства 128,9 млн. $

При этом для погашения основного  долга по внешним государственным  займам Министерство финансов вынуждено  было прибегать к внутреннему  банковскому кредитованию, т.е. погашать внешние долги за счет внутренних заимствований у АСБ “Беларусбанк” и Национального банка средства на сумму 79,2 млн. $.[12, с. 28]

Серьезной проблемой продолжает оставаться просроченная задолженность по иностранным  кредитам белорусских предприятий, получивших кредиты под гарантии Правительства. Всего за период с 1992 по ноябрь 2004 гг. таких платежей выполнено  из бюджетных средств на сумму 154,0 млн. $, в том числе с просроченными  сроками – 32,3 млн. $.

Выдача правительственных гарантий по кредитам, выдаваемых банками субъектам  хозяйствования получила широкую практику. При выдаче гарантии этот инструмент не оказывает прямого воздействия  на бюджет, но в дальнейшем, по мере наступления сроков платежей, исполнение гарантий может самым серьезным  образом дестабилизировать бюджет и финансовую ситуацию в стране.

Всем аспектам, связанным с выдачей  правительственных гарантий и выполнением  гарантий по ним, должно быть уделено  столь же пристальное внимание, как  и бюджетным ссудам.

Примеры неудовлетворительной работы с гарантиями имеются. Отсутствие анализа  предложений по возможностям и формам погашения кредита Минским часовым  заводом перед Белпромстройбанком привели к первому судебному иску банка к бюджету. Компромиссное решение было найдено.

Рассмотрев проблемы в сфере  внешнего долга Республики Беларусь, обратимся к ситуации с внутренним государственным долгом страны.

Следует отметить, что в республики образование внутреннего госдолга произошло вследствие задолженности  бывшего СССР перед населением по остаткам вкладов в учреждениях  Сбербанка СССР. [8, с.11] В соответствии с соглашениями о принципах и  механизме обслуживания внутреннего  долга бывшего СССР начиная с 1992 года Республика Беларусь взяла  на себя расходы по обслуживанию долга  перед белорусскими гражданами, а  в последующем и по его погашению.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О внутреннем государственном  долге» под внутреннем госдолгом  понимается выраженная в форме государственных  долговых обязательств задолженность  Совета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими  лицами на территории республики. [4, ст.1] Причем гарантией по внутреннему  долгу является имущество и другие активы, находящиеся в республиканской  собственности.

Внутренний государственный долг Республики Беларусь выражается:

- в виде займов, выпускаемых  в форме ценных бумаг от  лица Совета Министров;

- кредитов Национального банка  Республики Беларусь;

- других государственных долговых  обязательств (краткосрочных или  долгосрочных), гарантированных Правительством  Республики Беларусь. [8, с.12]

Исключительное право привлечения  заемных средств у юридических  и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит  Министерству финансов Республики Беларусь. Для этого используются операции на открытом ранке - один из трех основных методов финансирования дефицита бюджета (помимо эмиссии гособлигаций, это - использование золотовалютных резервов Национального банка и денежная эмиссия). При этом учитываются следующие моменты:

- размер внутреннего государственного  долга, в свою очередь, является  бюджетной функцией, при положительном  сальдо бюджета появляется перспектива  сократить внутренний госдолг;

- новая эмиссия государственных  ценных бумаг выполняет функцию  рефинансирования накопленной задолженности,  первостепенно той ее части,  по которой наступают сроки  платежа;

Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь и управление им на современном этапе