Государственный долг Республики Беларусь и управление им на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников (наряду с налогами и доходами от эксплуатации государственной собственности) являются правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии (другими словами, финансирование за счет государственного долга или дефицитное финансирование).

Содержание работы

Введение
1. Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения
2. Способы и методы управление государственным долгом на современном этапе
3. Проблемы и пути совершенствования управления государственным долгом Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

гот.docx

— 70.45 Кб (Скачать файл)

Государственный долг - как внутренний, так и внешний - можно рассматривать  с точки зрения срока заимствований  как краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). При этом наиболее обременительным  является краткосрочный долг, ибо  дата его погашения наступает  очень быстро, а проценты по таким  займам довольно высокие.

Различают также государственный  долг капитальный, представляющий собой  всю сумму непогашенных обязательств, и текущий, равный сумме погашаемых долгов и процентных платежей по ним  в данном году.

Государственный долг является сравнительно новой правовой категорией и выполняет  следующие основные функции:

1) Распределительная функция - позволяет  перераспределить денежные ресурсы  в соответствии с потребностями  экономики в целом и необходимостью  поддержки какого-либо направления  социально-экономического развития.

С помощью этой функции идет процесс  формирования централизованных денежных фондов государства либо использование  на принципах возвратности, срочности  и платности. В связи с более  быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями, государственные займы, как уже  отмечалось, стали в последнее  время заметным инструментом финансирования расходов бюджета. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются  за счет госдолга, но при погашении  задолженностей идут и для его  уплаты, и для погашения процентов  по задолженности.

2) Регулирующая функция - выражается  в том, что государство, вступая  в долговые отношения, воздействует  на денежное обращение, уровень  процентных ставок на денежном  рынке капиталов, на производство  и занятость, на заемщиков,  которые обязаны обеспечить эффективное  применение бюджетных ссуд.

Таким образом, используя государственный  долг в качестве инструмента регулирования  экономики, государство получает возможность  проводить ту или иную финансовую политику.

3) Контрольная функция - реализуется  в контроле за целевым и  эффективным использованием заимствованных  средств, соблюдением сроков их  возврата и своевременностью  уплаты процентов.

Следует также отметить, что государственный  долг отличается от долговых (кредитных) отношений, возникающих в банковской деятельности. Это отличие состоит, прежде всего, в том, что 1) госдолг не имеет целевой направленности, обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также в 2) непроизводительном использовании средств (чаще всего они идут на покрытие дефицита бюджета), тогда как характерной чертой банковских отношений является производительное использование капитала, позволяющее не только погашать долг, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.

Перемещение проблемы, связанной с  таким явлением в жизни государства, как его долг, в центр насущных проблем развития современной экономики  ставит вопрос о месте и роли государственного долга в системе рыночных отношений, складывающейся в стране.

К сожалению, единой научно-теоретической  платформы по проблеме государственного долга, применяемой для всех стран, к настоящему времени не сложилось. Среди современных развитых стран  с наиболее крупной экономикой тенденции  к полному погашению государственной  задолженности не выявлено. Правительства  этих стран, скорее всего, не рассматривают  государственный долг как явление  негативное.

Отрицательные стороны государственной  задолженности достаточно хорошо изучены, отдельные из них мы рассмотрели  в предыдущем разделе. Однако роль государственного долга в развитии экономики страны необходимо также рассматривать  и с позиции полезности использования  его механизма.

Таким образом, самой главной выгодой  для государства, обосновывающей полезность государственного долга, является возможность  привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять  относительный размер долга - в процентах  к ВВП (за определенный период времени, как правило, за экономический цикл).

Двумя важнейшими факторами, определяющими  динамику долга, являются размер сальдо бюджета и объем реального  ВВП. В зависимости от состояния  данных факторов можно условно выделить два подхода к определению  роли государственного долга в рыночной экономике.

1. Классический подход. Заключается  в использовании государственных  займов в качества субститута  налоговых поступлений. В экономике  современных государств данный  подход связан с отношением  к госдолгу как инструменту  стабилизационной макроэкономической  политики. Данный подход заключается  в следующем.

В фазе понижения деловой активности снижаются поступления в бюджет. Правительство в этот период заинтересовано в сокращении уровня расходов, поэтому  возникает вопрос о компенсации  снижения доходной части бюджета. Принято  считать, что при снижении деловой активности хозяйствующих субъектов увеличение налоговых ставок усиливает негативные тенденции в экономике, поэтому целесообразно компенсировать снижение доходной части бюджета за счет государственных займов. Государственный долг становится, таким образом, субститутом (заменителем) налоговых поступлений.

В фазе же увеличения деловой активности поступления в бюджет увеличиваются, объем займов сокращается или  становится отрицательным (т.е. имеет  место досрочное погашение долга), за счет чего относительный размер долга снижается до первоначального  уровня.

Однако существует важнейший момент, значимость которого невозможно переоценить. Дело в том, что правительство  сталкивается с проблемой пополнения доходной части бюджета в фазе экономического спада. Именно в этот период обостряется проблема дефицита бюджета, и, казалось бы, государственный  долг и должен сыграть роль субститута налогов. Но практика показывает, что  в такой ситуации рост объема долга  нежелателен, поскольку увеличение государственной задолженности  усиливается риск долгового кризиса (образуется, своего рода, порочный круг, о котором мы говорили ранее).

Таким образом, госдолг может успешно  выполнять роль макроэкономического стабилизатора только при условии устойчивого экономического роста, который в свою очередь состоит из чередующихся периодов повышения и понижения деловой активности хозяйствующих субъектов. В период экономического спада целесообразно снижать размер государственного долга, поскольку в этом случае государственная задолженность оказывает весомое отрицательное влияние, как на государственные финансы, так и на экономику в целом.

Итак, классический подход к определению  роли государственного долга в экономике  состоит в использовании последнего в качестве субститута (заменителя) налогов и заключается в том, что объем государственных займов увеличивается в фазе снижения деловой  активности и уменьшается в фазе ее увеличения. В фазе экономического спада и в период, предшествующий ему, объем займов минимизирует или  досрочно погашают государственный  долг.

Недостатком данного подхода служит вероятность риска ошибочного планирования объемов займов. Нужно точно знать, чем закончится фаза снижения деловой  активности - фазой оживления или  экономическим спадом. В случае, если фаза снижения деловой активности перерастает в фазу экономического спада, наращивание объемов займов ведет к ошибке.

Вместе с тем классический подход предоставляет правительству возможность  не менять уровень налогообложения  или даже несколько снизить его  в фазе снижения деловой активности, но при этом сохранить уровень  государственных расходов. В этом состоит преимущество данного подхода.

2. Альтернативный подход. Основан  на прямо-противоположной концепции  - в фазе снижения деловой активности  объем займов сокращают, в фазе  ее увеличения - увеличивают. В  фазе экономического спада и  предшествующий ему период объем  займов минимизируют или досрочно  погашают государственный долг.

В рамках данного подхода государственный  долг, таким образом, выполняет роль финансового механизма, ускоряющего экономическое развитие. В фазе усиления деловой активности правительство наращивает объем займов, тем самым получает возможность направить дополнительные денежные ресурсы на финансирование проектов, обеспечивающих снижение издержек экономической деятельности и тем самым усилить устойчивость экономического роста. Растущая экономика, в свою очередь, обеспечивает рост доходов бюджета, который позволит правительству выполнить свои финансовые обязательства.

Полная, казалось бы, парадоксальная схема обладает некоторыми преимуществами перед классическим подходом и при  прочих равных условиях позволяет привлекать в бюджет большой объем денежных ресурсов за экономический цикл. Кроме  того, решение об оптимальном размере  государственных займов принимается  не на основе прогнозных оценок фаз  экономического развития, а на основе фактических данных о темпах экономического развития: вошла экономика в фазу усиления деловой активности - увеличили  займы, наступил спад деловой активности - сократили займы, наступил экономический  спад - минимизировали займы. Это означает, что риск ошибочного планирования сальдо бюджета в данном случае существенно  ниже.

Таким образом, рассмотрев понятие, сущность такого явления, как государственный  долг, причины и последствия его  образования, а также роль в развитии экономики государства, мы можем  сделать выводы о том, что основной причиной и источником формирования государственного долга является наличие  дефицита государственного бюджета, который  в свою очередь погашается с использованием механизма внутреннего и внешнего заимствования.

Роль государственного долга в  жизни государства довольно неоднозначна и обуславливается его отрицательными и положительными последствиями  для экономики.

В конечном счете государственный долг может принести экономически весомые выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется ответственное и профессиональное управление им.

 

 

2. способы и методы Управление  государственным долгом на современном  этапе

Итак, государственные заимствования  приводят к образованию государственного долга - явлению неоднозначному и  поэтому требующему к себе пристального внимания ученых и государственных  деятелей.

Существование государственного долга  автоматически подразумевает обязанность  государства по управлению им. Под  управлением государственным долгом понимают совокупность действий и мероприятий  государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации  выплат доходов по ним, проведению изменений  условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. [26, с.153] Управление госдолгом можно также определить как совокупность мероприятий государства по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. [21, с.35] Управление госдолгом Республики Беларусь осуществляется Правительством страны. [17, ст.33]

Таким образом, управление государственным  долгом - одно из направлений финансовой политики любого государства, связанное  с его деятельностью в качестве заемщика, эмитента государственных  ценных бумаг и гаранта. Оно предусматривает  решение таких задач, как: минимизация  стоимости долга, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами  государства и резкого колебания  их курса, эффективное использование  мобилизованных средств, обеспечение  своевременного возврата кредитов, поиск  средств для выплаты долга, нейтрализация негативных последствий государственного долга, а также максимальное решение задач, определенных финансовой политикой. [21, с.90]

Цель управления госдолгом заключается  в нахождении оптимального соотношения  между потребностями государства  в дополнительных ресурсах и затратами  по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Понятие управления госдолгом можно  рассматривать в широком и  узком смысле:

- в широком смысле - как формирование  одного из направленной экономической  политики государства, связанной  с его деятельностью в качестве  заемщика. [1, с.8]

- в узком смысле управление  госдолгом можно представить  как совокупность мероприятий,  связанных с выпуском и размещением  государственных долговых обязательств  обслуживанием, погашением и рефинансированием  госдолга, а также регулированием  рынка государственных ценных  бумаг.

В числе таких финансовых мероприятий, проводимых в рамках управления государственным  долгом, наиболее распространены в  мировой практике следующие.

1. Рефинансирование долга, т.е.  погашение ранее выпущенных долговых  обязательств за счет новых  заимствований или изменение  условий их предоставления. Многие страны мира (например, Англия, Италия, Мексика, США, Россия, Украина, Беларусь и др.) активно применяют этот механизм пролонгации своих долгов. Особенно часто рефинансирование принимается при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых внешних займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

Самым главным недостатком рефинансирования долга является то, что если полученные средства не идут на расширение производства, а «проедаются», то в будущем могут  возникнуть проблемы, связанные с  уменьшением поступления налогов  в государственную казну.

Очевидно, что с точки зрения инвесторов, наиболее предпочтительным вариантом является полное, безусловное  и своевременное выполнение государством своих обязательств. Однако в условиях невозможности для последнего по каким-либо причинам обеспечить погашение займов и выплат процентов по ним, могут быть приняты решения о применении помимо рефинансирования таких механизмов в области управления государственными долгом, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов, секъюризация, новация.

2. Под конверсией займов обычно  понимается изменение первоначальных  условий государственных займов, выражающихся в понижении процента, изменении срока действия и  способа погашения займа, объединения  облигаций разных займов и  т.д. В результате государство  получает временную экономию, поскольку  продолжившийся выпуск займов  вел к росту государственного  долга и, следовательно, расходов  бюджета по нему. В целях снижения  расходов по управлению госдолгом  государства чаще всего снижет  размер выплачиваемых процентов  по займам. Однако не исключено  и повышение доходности государственных  ценных бумаг для кредитов. [18, с.19]

Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь и управление им на современном этапе