Государственный долг Республики Беларусь и управление им на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников (наряду с налогами и доходами от эксплуатации государственной собственности) являются правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии (другими словами, финансирование за счет государственного долга или дефицитное финансирование).

Содержание работы

Введение
1. Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения
2. Способы и методы управление государственным долгом на современном этапе
3. Проблемы и пути совершенствования управления государственным долгом Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

гот.docx

— 70.45 Кб (Скачать файл)

- финансирование бюджетного дефицита  путем новых эмиссий государственных  ценных бумаг не обязательно  приведет к росту инфляции  в будущем (хотя такой потенциал  имеет место).

Таким образом, внутренний государственный  долг - это задолженность правительства  юридическим и физическим лицам  в пределах национальных границ, выраженная в денежной или иных формах, обеспечиваемых актами Республики Беларусь. Его образование обусловлено, прежде всего, несоответствие между потребностями государства в финансировании своих расходов и его возможностями. Государство всегда испытывает недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего и является образование дефицита бюджета. Кроме того, внутренний госдолг образуется в результате привлечения средств по покрытие дефицита бюджета в предшествующие годы.

По данным Министерства финансов Республики Беларусь, внутренний государственный  долг страны за январь 2005 года сократился на 0,4% и на начало февраля составил 2833,1 млрд. руб. (на начало января 2005 года он составлял 2845,8 млрд. руб.).

В том числе задолженность, гарантированная  правительством, сократилась на 0,7% до 627,1 млрд. руб. (с 631,8 млрд. руб. на начало января 2005 года) и составила 22,1% всего  внутреннего долга. [27]

По данным Минфина, внутренний государственный  долг за июнь 2005 года увеличился на 2,7% и составил на начало июля 3009 млрд. рублей. В том числе задолженность, гарантированная  правительством, сократилась на 5,5% до 477,3 млрд. рублей и составила 15,9% всего  внутреннего долга. Задолженность  центрального правительства составила 3361,4 млрд. рублей, увеличившись за июнь на 2,6%.

Общий уровень задолженности за июнь увеличился на 0,6% и к началу июля был равен 4350,2 млрд. рублей.

По последним данным за сентябрь 2005 года внутренний государственный  долг Республики Беларусь составляет 3125,8 млрд. рублей.

В настоящее время в структуре  внутреннего госдолга кредиты, ранее  предоставленные Национальным Банком Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета, занимают около 35%, долговые ценные бумаги правительства (облигации и векселя) - 45%, средства, заблокированные на 1 января 1992 года во “ Внешэкономбанке” белорусской  СССР и подлежащие возврату субъектам  хозяйствования, - 15%, прочие обязательства - 5%. [27]

Таким образом, очевидно, что основным источником финансирования внутреннего  долга является выпуск государственных  ценных бумаг. Рынок ценных бумаг  в Республике Беларусь представлен  тремя видами государственных ценных бумаг – государственные краткосрочные  облигации (ГКО), государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) и валютные векселя Министерства финансов. Следует отметить, что  рынок государственных ценных бумаг  в Республике Беларусь находится  на данный момент в стадии формирования, однако уже сегодня его можно  назвать самым развитым на всем пространстве стран СНГ. [9, с.142] Одной из причин такого явления выступает неразвитость корпоративного рынка страны. Поэтому  банки и др. профучастники рынка  ценных бумаг вынуждены осуществлять вложения временно свободных денежных средств в указанные относительно доходные и надежные фондовые инструменты (государственные ценные бумаги). С  другой стороны, государство активно  использует этот способ привлечения  средств в связи с сокращением эмиссии Национальным банком и ужесточением денежно-кредитной политики.

Таким образом, основная задача, которую  решают государственные ценные бумаги, - это финансирование дефицита республиканского бюджета с учетом минимизации  расходов по обслуживанию внутреннего  государственного долга и увеличения сроков государственного заимствования.

Тем не менее, рынок государственных  ценных бумаг требует дальнейшего  своего развития и совершенствования. Для этого, а также для предотвращения дублирования и создания противоречащих друг другу нормативных актов необходимо:

- четко определить и законодательно  разграничивать роль денежно-кредитных  и бюджетно-налоговых органов  в организации первичной эмиссии  государственных ценных бумаг  и управлении ею;

- наладить прогнозирование и  планирование программ государственного  заимствования, а также контроль за их реализацией, включая развитие вторичного рынка государственных ценных бумаг. [9, с.143]

Таким образом, создание четкой законодательной  базы является важным шагам на пути создания рынка ценных бумаг. Однако в условиях экономики переходного  периода необходимо обратить внимание на то, чтобы законодательство не приобрело  жесткого характера, отталкивающего потенциальных  инвесторов. По этой причине страны с переходной экономикой, к которым  относится и Республика Беларусь, не должны механически копировать законы, действующие на развитых финансовых рынках мира. Целесообразно использовать подход, по которому развитие законодательной  базы рынка ценных бумаг будет  процессом постепенным.

Таким образом, развитие ситуации в  сфере государственных заимствований  обусловлено общими тенденциями  развития белорусской экономики. Прошедший  год был наиболее успешным в новейшей истории Беларуси. Высокие темпы  экономического роста, увеличение объемов  инвестиций и внешней торговли, рост реальных доходов населения и  средней рентабельности предприятий, определенные успехи денежно-кредитной  политики во многом были обеспечены внешними факторами, в первую очередь, экономическим  подъемом в России.

Благоприятная экономическая конъюнктура  позитивно сказалась и на государственных  финансах. На этом фоне вызывает удивление  активная работа ряда государственных  органов по осуществлению заимствований как путем размещения ценных бумаг, так и путем прямых заимствований и выдачи государственных гарантий на внутреннем и внешнем рынках капитала.

При относительно стабильном размере  государственного долга его структура  существенно изменилась за последние  несколько лет: если год назад  внутренний долг составлял 55%, а внешний - 45% в общем объеме задолженности, то сейчас это соотношение составляет 67% и 33% соответственно, т.е. размер внутреннего  долга сегодня в два раза превышает  размер долга внешнего. [27] При этом привлечение средств на внутреннем рынке оказывается занятием более дорогостоящим, чем займы за рубежом. Относительно внешнего госдолга в его структуре более половины задолженности нашей страны приходится на кредиты России.

Одной из основных задач, стоящих в  процессе управления внешним долгом Республики Беларусь, является уменьшение задолженности предприятий перед  республиканским бюджетом по платежам по иностранным кредитам.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О внешнем государственном  долге Республики Беларусь», если заемщик  отказался удовлетворить соответствующие  нашему законодательству и условиям договора о предоставлении государственной  гарантии требование иностранного кредитора, правительство принимает меры по исполнению обязательств заемщика полностью  или в неисполненной им части.

Республике Беларусь следует активно  развивать отношения с такими международными финансовыми организациями, как Всемирный банк и Европейский  банк реконструкции и развития.

Сотрудничество со Всемирным банком целесообразно вести по социально значимым проектам. Особую значимость для Республики Беларусь представ¬ляют работы по реабилитации зоны, пострадавшей от ава¬рии на ЧАЭС. [30, c. 36]

Техническая помощь Всемирного банка  может быть оказана по таким направлениям, как поддержка и развитие сельских территорий; улучшение экологической  ситуации, среды проживания и мест работы населения, пострадавше¬го от чернобыльской катастрофы; повышение качества ра-диационного контроля и мониторинга путем обновления лабораторного оборудования; сертификация продукции.

Республика Беларусь заинтересована в расширении сотрудничества с учреждениями группы Всемирного банка (МФК, МАГИ, Консультативной  службой по иностранным инвестициям), включая осуществление анализа  инвестиционного климата Республики Беларусь с выработкой конкретных рекомендаций по его улучшению.

Большое значение для дальнейшего  экономического развития Республики Беларусь имеет взаимодействие с ЕБРР.

На период до 2006 года ЕБРР по-прежнему планирует приоритетное финансирование стран — кандидатов в члены  ЕС. Страны, в том числе и Республика Беларусь, еще не завершившие реформы, уже только из-за этого ограничены в доступе к ресурсам банка. [30, c. 36]

Альтернативой распространенному  в Республике Беларусь привлечению  денежных ресурсов в виде кредитов может стать размещение на внешних  рынках облигационных займов предприятий. Пока широко практикуемые всеми странами-соседями (Россией, Украиной, Польшей, странами Балтии) облигационные заимствования  на зарубежных финансовых рынках в  Республике Беларусь по разным причинам не имели места.

В 2003 г. Национальным банком Республики Беларусь был подготовлен проект указа Президента, позволивший бы группе предприятий выпустить и разместить свои облигации на иностранных биржах. В случае предоставления налоговых льгот, по оценке Министерства по налогам и сборам, бюджет потерял бы значительную сумму налоговых поступлений, поэтому указанный проект указа не был одобрен.

В 2004 г. Национальный банк, после проведения детального исследования с привлечением ряда специалистов, предпринял вторую попытку, подготовив новый проект нормативного акта о выпуске и размещении облигаций  отечественных предприятий на внешних  рынках. Первоначально в список белорусских  субъектов хозяйствования, которым  было предложено попытаться разместить свои ценные бумаги, было внесено 5 предприятий  — БМЗ, БелАЗ, «Горизонт», «Нафтан» и «Белтрансгаз». Т.е. те предприятия, которые даже в случае отсутствия правительственной гарантии потенциально интересны инвесторам.

По сути, данный выпуск ценных бумаг  является одной из составляющих процесса получения, а затем и возможного повышения странового кредитного рейтинга. Завышенная ставка в 12% годовых, определенная в качестве верхней границы, также подчинена этой цели: она интересна для инвесторов и более—менее гарантирует, что первый облигационный заем может быть реализован.

Наличие даже низкого рейтинга гораздо  лучше, чем его отсутствие, так  как это предоставляет потенциальным  зарубежным инвесторам возможность  ознакомиться с ситуацией в стране и получить информацию о возможностях ведения бизнеса в стране от авторитетных источников – международных рейтинговых  агентств. По оценке специалистов, Республика Беларусь может рассчитывать на неплохой первоначальный рейтинг, т.к. экономика  страны находится в стадии роста. Однако, в настоящее время Республика Беларусь не имеет рейтинга ни одного из трех основных рейтинговых агентств (Moody's, Standard&Poor's, Fitch), что не скажешь о наших странах-соседях, а также государствах бывшего СССР (России, Украине, Казахстане, Молдове, Литве, Латвии, Эстонии, Азербайджане и Туркменистане).[31, c.16]

Министерство финансов Республики Беларусь продолжает работу над этой проблемой и проводит переговоры с двумя рейтинговыми агентствами  — Standart & Poor’s и Moody’s. В правительстве в настоящее время наиболее вероятным значением рейтинга страны считают «B-» по шкале Standart & Poor’s, который уже в ближайшем будущем может быть повышен. [25, c.20]

Использование мирового опыта управления внешним долгом позволило бы открыть  широкие возможности по привлечению  заемных средств иностранных  инвесторов, а также сократить  стоимость обслуживания внешнего долга  Республики Беларусь. А эффективное  использование и погашение иностранных  кредитов в долгосрочной перспективе  сделает возможным увеличение экспорта, улучшение торгового баланса  страны, а также увеличение ВВП  и укрепление государственного бюджета  страны.

Таким образом, разумное управление государственным  долгом будет служить источником ускоренного социально-экономического развития и укрепления финансового  положения для Республики Беларусь.

 

 

Заключение

Интенсификация международного обмена, начавшаяся во второй половине ХХ в., привела к усилению финансовой взаимозависимости между его сторонами. Одним из основных проявлений такой зависимости стало то, что сегодня в мире практически нет стран, которые бы не имели государственного долга, под которым в общем виде понимают задолженность правительства юридическим и физическим лицам - своим и иностранным, правительствам других стран.

Его образование, прежде всего, обусловлено  противоречиями между потребностями  государства и его возможностями  финансирования их. Изменения в структуре  собственности в последние десятилетия  привели к перераспределению  источников доходов, в т.ч. государственных. Они стали более разнообразными, а поступление денежных средств в централизованные фонды государства многоступенчатыми. Несмотря на увеличение источников доходов, в то же время поступающие средства не обеспечивают потребности в них государства. Последнее всегда испытывало недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего является образование дефицита бюджета, а вместе с ним и госдолга. Перед государством поэтому встает проблема, с одной стороны, поиска дополнительных источников средств, а с другой - эффективного и действенного их использования. Такими источниками традиционно для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг.

Таким образом, государственный долг, представленный долгом внутренним и  внешним, обусловлен наличием ряда причин, которые могут влиять на его образование  и развитие как обособленно, так  и все вместе. Однако основой формирования государственного долга является наличие  бюджетного дефицита в стране, источником покрытия которого и является изучаемое  в настоящей работе явление.

Вместе с решение проблемы потребности  в дополнительных источниках финансирования расходов государства, его долг в  тоже время влечет ряд негативных явлений и последствий, связанных  с угрозой инфляции в будущем, снижения эффективности экономики  и производственного потенциала страны, углубления дефицита бюджета, а также угрозой долгового  кризиса.

Для избежания таких проблем необходим постоянный и тщательный контроль, проведение разумной политики в области управления государственным долгом. Основной проблемой нашей страны в данной области является проблема нестабильной и нечетко проработанной законодательной базы, регламентирующей отношение в сфере государственного долга и управления им. Так, в первую очередь, необходимо развивать и совершенствовать законодательную базу функционирования рынка ценных бумаг, который является неотъемлемой частью финансовой системы экономики любой развитой страны и позволяет осуществлять финансирование государственного долга наиболее целесообразным по сравнению с эмиссией и заимствованием средств в Национальном банке путем - путем выпуска государственных ценных бумаг. Необходимо также развивать рынок частных и производных ценных бумаг.

Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь и управление им на современном этапе