Государственный долг России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

В условиях мирового экономического кризиса уделяется большое внимание растущему государственному долгу каждой страны, особенно таких мировых держав как Россия и США. Быстро растущая задолженность государств перед внутренними и внешними кредиторами служит очень большой проблемой даже в прогнозах самых оптимистично настроенных аналитиков. Государственный долг увеличивается с каждым годом не менее чем на десять миллиардов долларов США.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………... 3
1. Понятие государственного долга…………………………………………… 4
2. Внешний долг России………………………………………………………… 6
3. Государственный долг США………………………………………………… 11
4. Сравнение государственного долга России и США……………………… 15
Заключение………………………………………………………………………… 18
Список литературы………………………………………………………………… 19

Файлы: 1 файл

Рачетно-аналитическая.doc

— 858.00 Кб (Скачать файл)

Московский автомобильно-дорожный институт

(государственный  технический университет)

 

Кафедра "Экономических  теорий"

 

Расчетно-аналитическая работа

 

 

"Государственный долг России и США"

 

 

 

Студент: Бабкин Н.А.

Группа: 2ЭАТ1

Преподаватель: Кирова И.В

 

Москва 2012

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...

3

  1. Понятие государственного долга……………………………………………

4

  1. Внешний долг России…………………………………………………………

6

  1. Государственный долг США…………………………………………………

11

  1. Сравнение государственного долга России и США………………………

15

Заключение…………………………………………………………………………

18

Список литературы…………………………………………………………………

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях мирового экономического кризиса уделяется  большое внимание растущему государственному долгу каждой страны, особенно таких мировых держав как Россия и США. Быстро растущая задолженность государств перед внутренними и внешними кредиторами служит очень большой проблемой даже в прогнозах самых оптимистично настроенных аналитиков. Государственный долг увеличивается с каждым годом не менее чем на десять миллиардов долларов США.

Мне, как будущему экономисту, интересна тема внешнего государственного долга. Потому что, во-первых, на выплату суммы долга и процентов  по нему берутся средства из производственного  сектора экономики. Во-вторых, создаётся угроза высокой инфляции в будущем. В-третьих, для выплаты долга  может потребовать повышения налогов, как сейчас происходит в Греции. Если внешний государственный долг большой, то в результате возвращения долга и его обслуживания снижается эффективность национальной экономики и бремя выплаты долга перекладывается на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния. Поэтому вопрос внешнего государственного долга России считаю актуальным.

В своей работе я рассмотрел структуру и проанализировал государственный долг России на сегодняшний день. Сравнил эти показатели с показателями 2005 года. Сделал выводы о динамике государственного долга России. В работе был проведен анализ внешнего государственного долга США, сделаны выводы о динамике показателей. При сравнении показателей внешнего государственного долга России и США были сделаны выводы о состоянии экономики этих стран.

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

1.    Понятие государственного долга

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа госдолга:

  • Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
  • Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

Внешний долг - это задолженность государства гражданам или организациям или правительствам других стран в национальной и иностранной валюте. Внешний долг может образовываться, когда государство берет кредит у другого государства, либо прибегает к услугам международных кредитных организаций. Самой влиятельной из них является Международный валютный фонд (International Monetary Fund). Вердикт именно этой организации может стать своего рода зеленым цветом для государства, желающего стать кредиторам какой-нибудь страны, или красным - когда государство, желающее получить кредит, не является кредитоспособным, по мнению специалистов из МВФ. Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование. Наибольшим бременем на страну ложится внешний долг, так как в этом случае страна вынуждена отдавать наиболее ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Кроме того, получение зарубежных займов и кредитов связано обычно с выполнением определенных условий, диктуемых кредитором. Однако от бремени государственного долга страдают в большей степени слаборазвитые страны. В преуспевающей экономике, по мнению многих зарубежных теоретиков, долг, как частный, так и государственный, играет в целом положительную роль.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций) как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  2.  Внешний долг России

 

Государственный долг России - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Структура внешнего государственного долга Российской Федерации  представлена в таблице 1.

Формы государственного долга - в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в состав государственного долга включаются:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Основными кредиторами  Российской Федерации являются страны Евросоюза – 82% долга (рисунок 1). 7% внешнего долга России составляет задолженность перед международными финансовыми организациями. 10% внешнего долга Российской Федерации составляют задолженности перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не членами Парижского клуба, бывшими странами СЭВ. Коммерческая задолженность бывшего СССР составляет 0,33 % от внешнего долга России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

 

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 марта 2012 года.

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего  Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

35 728,9

26 582,0

     

Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации

530,5

394,7

     

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 446,1

1 075,9

     

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

1 022,3

760,6

     

Коммерческая  задолженность бывшего СССР***

56,8

42,2

     

Задолженность перед международными финансовыми  организациями

2 467,1

1 835,5

     

Задолженность по внешним облигационным займам

29 183,4

21 712,2

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2015 году

2 000,0

1 488,0

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2018 году

3 466,4

2 579,0

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2020 году

3 500,0

2 604,0

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2028 году

2 499,9

1 859,9

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2030 году

17 717,1

13 181,3

     

Задолженность по ОВГВЗ

24,2

18,0

     

Государственные гарантии Российской Федерации в  иностранной валюте

998,5

742,9


 

Источник: http://www.minfin.ru/ru/.

* в соответствии  со статьей 6 Бюджетного кодекса  Российской Федерации внешним  долгом являются обязательства,  возникающие в иностранной валюте

** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой

*** обязательства,  не урегулированные по завершении  переоформления коммерческой задолженности  бывшего СССР

 

 

 

 

 

Рисунок 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.

Источник http://www.minfin.ru/ru/.

 

Средний показатель внешнего долга РФ 12 лет составляет 90,42 млрд. долларов США, а ВВП 885,50 млрд. долларов. Бремя государственного долга для экономики РФ равно отношению величины долга к объёму ВВП, что составляет 10% за 12 лет, а за 2011 год 2%, что на 61% и 97,6%, соответственно,  меньше чем в США.

 

 

 

 

 

Таблица 2.

 

Сравнение государственного внешнего долга Российской Федерации.

Категория долга

На 1 апреля 2005 года

На 1 марта 2012 года

Изменения

млн. долларов США

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего  Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

108100,0

35 728,9

-72371,1

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации

46200,0

530,5

-45769

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

6200,0

1 446,1

-4754

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

-

1 022,3

1022,3

Коммерческая задолженность бывшего СССР

2200,0

56,8

-2143,2

Задолженность перед международными финансовыми  организациями

6000,0

2 467,1

-3532,9

Задолженность по внешним облигационным займам

34500,0

29 183,4

-5316,6

Задолженность по ОВГВЗ

7100,0

24,2

-7075,8

Задолженность по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте

400,0

998,5

598,5

Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным  за счет средств Банка России

5500,0

-

-5500,0


 

 

Источник: http://www.minfin.ru/ru/.

 

За 7 лет внешний долг РФ сократился в 3 раза. Выплачена задолженность по кредитам Внешэкономбанка. Появилась задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ. Основными выплатами за эти 7 лет являлось погашение долга: членам Парижского клуба - 45769 млн. долларов США и по Облигациям внутреннего государственного валютного займа – 7075,8 млн. долларов США (почти погашена). Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте увеличилась почти в 2 раза. А коммерческая задолженность бывшего СССР на 2012 год составляет всего 2,6% по сравнению с 2005 годом.

Данные результаты не могут не радовать.

 

 

 

 

 

 

3. Государственный долг США

Государственный долг США— деньги, которые федеральное правительство США должно своим кредиторам. К государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также деньги, принадлежащие получателям социальной помощи в будущем. В 2010 году государственный долг, по данным справочника ЦРУ, занимал 36-е место в мире по размеру в отношении ВВП. На 1 января 2012 долго составил - 15,3 трл. долл. Объём долга превысил 100 % ВВП США.

Статьи расходов бюджета США превышают доходы (т. н. дефицит бюджета) с конца 60-х годов XX века (с 1970 года профицит бюджета США был зафиксирован только 4 раза — в 1998—2001 гг.). Государственный долг достиг максимума в соотношении с ВВП в 1946 году вследствие массивных финансированных облигациями госрасходов на оборону, когда он составлял 121,2 % ВВП. Бурный рост экономики США (и, как следствие, ВВП) между 1965 и 1985 годами позволил сократить это значение до уровня около 40 %.

Каждый житель США  может узнать размеры государственного внешнего долга. С 1989 года в центре Нью-Йорка установлено табло, отражающее размер внешнего долга США. Этот счетчик есть в интернете, где также отражено предполагаемое население Соединенных Штатов и доля каждого гражданина во внешнем долге страны.

Рисунок 3.

Источник: http://www.whitehouse.gov/ ;            www.bea.Gov.

 

Средний показатель внешнего долга США за 12 лет составляет 9003,772 млрд. долларов США, а ВВП 12646,292 млрд. долларов. Бремя государственного долга для экономики США равно отношению величины долга к объёму ВВП, что составляет 71% за 12 лет, а за 2011 год 99,6%!!! На этом основании можно сделать вывод, что США относятся к странам с высоким уровнем внешней задолженности.

По данным Министерства Финансов США\Treasure Department, крупнейшими  владельцами  долговых обязательств США являются федеральные органы власти (более 40%), иностранные и транснациональные компании (примерно 22.7%), частные пенсионные фонды (6.5%), инвестиционные фонды (6.3%), коммерческие банки (4.3%) и страховые компании (3.3%).

Информация о работе Государственный долг России и США