Характеристика развития банковской системы Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 10:48, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В Казахстане развита система рыночных отношений. Это преобразование связано в применении комплекса мер по обеспечению адекватности деятельности банков рыночным отношениям т.е. осуществлении новой кредитной политики. В административно-командной экономике банковская политика реализовывалась, главным образом, через директивы и распоряжения. В условиях цивилизованного рынка определяющим фактором развития является свободное, в рамках закона, взаимодействие субъектов экономики.
Цель работы: рассмотреть особенности развития банковской системы Казахстана в условиях достижения финансовой стабильности в банковской системе Республики Казахстан.

Файлы: 1 файл

bestref-213608.doc

— 753.00 Кб (Скачать файл)

В этой связи определены главные задачи и направления  по повышению качества регулирования  финансового рынка РК на 2008-2011 годы:

  1. институциональное укрепление агентства, направленное на повышение профессионализма сотрудников и создания возможностей для повышения качества мониторинга институтов финансового сектора;
  2. дальнейшее внедрение современных систем управление финансовых организаций;
  3. совершенствование системы пруденциального регулирования финансовых организаций и надзора, путем внедрения методов надзора на основе оценки рисков (risk based supervision);
  4. анализ возможных регулятивных рисков и снижение их влияние на финансовую систему;
  5. совершенствование консолидированного надзора;
  6. формирование условий для проведения финансовыми организациями самостоятельной и независимой внешней оценки внутренних систем управления рисками;
  7. обеспечение защиты прав акционеров и инвесторов;
  8. дальнейшее совершенствование системы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в финансовых организациях и внедрение МСФО в организациях реального сектора;
  9. повышение эффективности управления внешними заимствованиями банковского сектора страны;
  10. взаимодействие с международными организациями и уполномоченными органами других государств[25].

Однако, события постоянно  вносят коррективы в повседневную жизнь  и деятельность, в том числе  и в деятельность банков, так как  на современном этапе большое  значение играют не столько внутренние факторы, сколько внешние, среди которых нужно выделить такие как: мировые и локальные финансовые кризисы, расширяющуюся финансовую глобализацию, влияющих на состояние национальных банковских систем, поэтому вопросы становления и эффективного функционирования национальной системы банковского регулирования на современном этапе приобретают особую остроту, так как современное развитие финансовых рынков предопределяют необходимость вынесения банковского регулирования и банковского надзора за пределы отдельных стран и построение эффективной системы международного банковского регулирования и надзора. Поскольку банки являются важными участниками глобального финансового рынка, так как находятся в центре международных финансовых потоков. Стабильность банков зависит во многом от их прочности и способности противостоять кризисам. Поэтому главная задача международного банковского регулирования и надзора – это обеспечение сохранности и прочности этих институтов в условиях все большей финансовой глобализации. Тем более Казахстану предстоит вступить в ВТО, решить задачу вхождения в число 50 наиболее конкурентоспособных развитых стран с рыночной экономикой. А экономическая глобализация подразумевает и финансовую глобализацию.

В нашей стране кризис в банковской системе обозначен  как кризис ликвидности и связано это, прежде всего, с внешними заимствованиями банков, которые в 2007 году оценивались в 45 млрд. долларов, что по отношению к ВВП и внешнему долгу РК составляет почти 50% , так как внешний долг Казахстана на конец 2007 года оценивался в 92 млрд.долл. Такая ситуация по методике Всемирного банка относится к весьма к рискованным, так как пройдена планка 80% абсолютно внешнего долга к ВВП, при этом одновременно наблюдается увеличение кредитных и рыночных рисков банков, связанных с экспортом банковского капитала в страны с более высоким риском. В этих условиях нужно отметить, что надзорные органы РК ограничились введением новых пруденциальных нормативов, ограничивающих внешние заимствования банков, однако ситуация была упущена, так как долго и упорно вплоть до сентября 2008 года официальными и правительственными органами отрицалась сама возможность нарастания кризисных явлений в экономике и банковской системе. Однако, в условиях резкого роста внешней задолженности проблемы ликвидности значительно обостряются, что приводит к снижению прибыльности и доходности банков. В 2009 году банки Казахстана должны будут вернуть нерезидентам около 12 млрд.долларов. Что является само по себе внушительной цифрой. Более того, отечественные банки привлекали займы с коротким сроком погашения для последующего финансирования долгосрочных проектов, что в свою очередь может весьма негативно отразиться на ликвидности банков. Во второй половине прошлого года банки смогли преодолеть трудности, возникшие на первой волне кризиса. Запасы ликвидности, поддержка Национального банка наряду с другими факторами позволили без видимых осложнений пережить это время, но банкам в этот период не удалось добиться существенного сокращения внешнего долга. Хотя, несмотря на неблагоприятные рыночные условия, банки сумели рефинансировать часть своих внешних долгов, поэтому актуальность рефинансирования внешнего долга не только не снизилась, но и возросла.

Как уже было выше сказано  в течение 2009 года Казахстанские  банки выплатили внешние долги в сумме почти 12 млрд. долларов США, поэтому необходима была помощь государства, которое на первых порах направило 4 млрд.долларов в четыре системообразующих банка – АО «АльянсБанк», АО «Народный банк Казахстана», АО «Казкоммерцбанк», АО «БТА Банк» с целью не допустить обрушения банковского сектора, так как на эти банки приходится 2/3 всех активов и пассивов, несмотря на то, что по Закону «О банках и банковской деятельности» государство и не должно было отвечать по обязательствам коммерческого банка.

Поэтому на наш взгляд, нужно внести соответствующие поправки в законы на предмет того, в каких  случаях и на каких условиях государство  может входить в капитал банков. Также создание фонда стрессовых активов, увеличение гарантирования возврата вкладов с 700 тысяч тенге до 5 миллионов тенге и другие меры способствуют стабилизации банковского сектора на данный момент. Но при этом, необходимо учесть все факторы на перспективу, включая форс-мажорные обстоятельства с целью преодоления последствий глобального финансового кризиса.

По состоянию 01.01.2010 г. состояние банковского сектора  Казахстана, в целом, выглядит неплохо.

  • увеличилось количество банков за год с 35 до 37; с 01.01.2010г.- до 39;
  • увеличилось количество филиалов, соответственно, с 352 до 379;
  • увеличилось количество дополнительных помещений БВУ с 2029 до 2167;
  • увеличилось количество представительств банков-нерезидентов в РК с 26 до 31;
  • увеличился размер совокупного расчетного собственного капитала с 1780,2 млрд.тг до 1953,9 млрд.тг (+173,7 млрд.тг);
  • увеличился размер совокупных активов банков с 11684,6 млрд.тг до 11899,3 млрд.тг (+214,7 млрд.тг).

Все это вселяет уверенность  в том, что при разумном и прозрачном банковском регулировании и надзоре  со стороны государственных органов  будут преодолены последствия глобального кризиса в РК [26].

Мировой финансово-экономический  кризис, начавшийся в 2008 г., по-видимому, поставил точку в долгом споре  между кейнсианством и монетаризмом о роли государства в регулировании  экономических процессов. Кризис показал несостоятельность некоторых постулатов монетаризма. Рынки априори не являются конкурентными, а рыночная система не может автоматически гарантировать макроэкономическое равновесие.

В условиях глобального  финансово-экономического кризиса  все развитые страны вынуждены были перейти на «ручное управление» экономикой. Усиление государственного вмешательства в экономику проводят и развивающиеся страны, в том числе и Казахстан. В первую очередь осуществляются вливания государственных средств в экономику, фактически национализируются финансовые институты, находящиеся в тяжелом положении.

Среди антикризисных  мер государства немаловажное место  также занимают мероприятия долгосрочного  характера. Такие как:

  • расширение государственных программ содействия занятости, социального обеспечения, образования, здравоохранения, жилищного строительства;
  • предоставление специальных гарантий инвесторам и планирование государственных инвестиций.

Практически все из перечисленных  антикризисных мер государства  нашли свое отражение в Антикризисной программе, разработанной Правительством Республики Казахстан.

 

Заключение

 

В заключении данной работы стоит сделать ряд выводов, характеризующих эволюцию банков РК, которые изучены в системе характеристики мирового опыта:

Первый этап развития банковской системы - это время появления первых банков на территории Казахстана с 1868 - 1933 годы - названный в некоторых источниках "дореволюционный". Анализ итогов кредитной реформы 1930 - 1932 гг. и последующих реформ в развитии банковской системы СССР вплоть до 1988 года, позволил выявить следующие ее характерные особенности: во-первых, банковское дело было монополизировано государством и все банки были прямо и непосредственно подчинены Госбанку СССР; во-вторых, банковская система была строго централизованная и плановая, что соответствовало планово - централизованной системе управления экономикой.

Ко второму этапу  развития банковской системы Казахстана относятся годы с 1930 по 1987 годы. Это  так называемый "советский период" развития банковской системы.

Третий этап в развитии банковской системы самый коротки, так как понимает под собой так называемый «перестроечный» этап (с 1987 по 1988 годы).

Четвертый этап развития банковской системы начинается с 1987 года. Однако, некоторые экономисты представляют четвертый этап как единство нескольких подэтапов, подробно рассмотренных в данной работе.

Аналитический обзор  современного состояния банковского  сектора РК был проведен во второй главе работы. На основании данного  анализа стоит сделать выводы о том, что:

1. В нашей республике действует двух уровневая банковская система, верхним уровнем которой является национальный банк Республики Казахстан, как центральный банк государства. Второй уровень - это коммерческие банки. Последние, прежде жестко регулировавшие теперь получили большую самостоятельность и функционируют в условиях усилившейся межбанковской конкуренции. В настоящее время Казахстан создал прозрачную и защищенную от вмешательства финансовую систему, во главе которой стоит банковский сектор, а реализация новой концепции развития денежно-финансового управления экономикой страны позволит Казахстану безболезненно преодолеть многие проблемы финансовой системы и придать ее развитию более устойчивую динамику.

2. Важную роль в  развитии банковского сектора  сыграл Национальный Банк РК. За прошедшие годы Национальный банк развил и собственную инфраструктуру. С вводом в действие собственной банкнотной фабрики были решены многие важные вопросы, связанные с обеспечением потребности страны не только в наличных деньгах, но и высококачественной полиграфической продукции (паспорта, дипломы, ценные бумаги и т.д.).

3. Для банковского  сектора Казахстана характерна  устойчивость развития. Осуществляется  переход на международные стандарты  учета. Агентство РК по регулированию  и надзору финансового рынка и финансовых организаций проводит изменения в пруденциальных требованиях в соответствии с новыми рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору, направленные на дальнейшее повышение устойчивости банковской системы и снижения уровня рисков.

4. По данным АФН РК итоги развития банковской системы за 2009 год свидетельствуют об эффективности и своевременности мер, принятых в рамках стабилизации и нивелирования рисков казахстанских банков. В частности, благодаря совместной Программе Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства по стабилизации экономике и финансового сектора путем предоставления банкам дополнительной ликвидности и формирования адекватного уровня капитала обеспечена стабильность банковского сектора.

Глава третья данной дипломной  работы позволяет сделать выводы о том, что приоритетными направлениями  развития банковского сектора на среднесрочную перспективу: продолжение  работы по совершенствованию имеющихся  процедур в области консолидированного надзора и риск — менеджмента; достижение прозрачности в банковской деятельности и внедрение в банках систем, препятствующих отмыванию денег и прохождению через банковскую систему теневых капиталов; содействие улучшению качества предоставляемых банками услуг и развитие добросовестной конкуренции между банками; приведение к 2008 году финансовой системы в соответствие со стандартами Европейского союза в наилучшей международной практике.

Несмотря на существенное сокращение негативных факторов, риски в финансовой системе пока сохраняются. В целом, развитие финансового сектора в 2011 году будет зависеть от скорейшего восстановления экономики и потребительского спроса, эффективности мер антикризисной программы и принятия комплекса мер по снижению долговой нагрузки заемщиков и эмитентов.

В мировой практике существует несколько моделей надзора над  финансовым сектором, хотя большинство  стран отдает предпочтение единому  надзорному органу - центральному банку, или специально созданной структуре. Пока в нашей стране существенных изменений не предвидится.

Единый орган по регулированию  финансового рынка, как правило, создается в странах с развитой экономикой и расширенной инфраструктурой  финансового рынка. И для Казахстана, ставящего в этой связи перед  собой цель войти в 50 конкурентоспособных стран мира, создание такого органа представляется очень важным. Надзор отличается от контроля именно тем, что при нем не происходит вмешательства в оперативную деятельность финансовой организации. Надзор не вникает в вопросы целесообразности той или иной хозяйственной деятельности организации. Деятельность оценивается только с точки зрения ее соответствия законам и нормативным актам самого Агентства финансового надзора Республики Казахстан.

Информация о работе Характеристика развития банковской системы Республики Казахстан