Характеристика развития банковской системы Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 10:48, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В Казахстане развита система рыночных отношений. Это преобразование связано в применении комплекса мер по обеспечению адекватности деятельности банков рыночным отношениям т.е. осуществлении новой кредитной политики. В административно-командной экономике банковская политика реализовывалась, главным образом, через директивы и распоряжения. В условиях цивилизованного рынка определяющим фактором развития является свободное, в рамках закона, взаимодействие субъектов экономики.
Цель работы: рассмотреть особенности развития банковской системы Казахстана в условиях достижения финансовой стабильности в банковской системе Республики Казахстан.

Файлы: 1 файл

bestref-213608.doc

— 753.00 Кб (Скачать файл)

Однако данные меры недостаточны в условиях негативных тенденций  в реальном секторе экономики  страны и глобальных кризисных явлениях.

Наблюдавшийся в докризисный  период рост экономики, а вместе с ним улучшение благосостояния населения, в частности, характеризующееся увеличением доходов, активное развитие строительной индустрии, увеличение спроса на жилье вызвали увеличение спроса на кредитные ресурсы со стороны населения. Избыток свободных денежных средств, доступность кредитных ресурсов и отсутствие достаточных возможностей для инвестирования, и как следствие спекулятивные настроения на рынке недвижимости, привели к высокому росту цен на нем, и его перегреву. Кроме того, снижение цен на нефть и металлы, также негативно сказалось на экономике Казахстана, ориентированной на экспорт сырья.

Так, можно сделать  вывод, что одним из ключевых факторов обеспечения стабильного и полноценного функционирования банковской системы  является наличие развитого и устойчивого реального сектора экономики с диверсифицированной структурой. Попытки диверсифицировать экономику, избавить ее от излишней зависимости от нефти и создать сегменты малого и среднего бизнеса, работающие в производственной сфере, предпринимались, но не были доведены до конца, как и попытки, сделать казахстанский бизнес более прозрачным и с более понятной структурой акционеров. В новых условиях будут пересмотрены принципы и стратегия банков второго уровня РК, в первую очередь с ориентацией на обслуживание потребностей национальной экономики и обеспечения ее устойчивого роста, что требует адекватного пересмотра деятельности субъектов экономики - клиентов банков.

В целом, для того периода развития банковского сектора Казахстана была характерна устойчивость развития. Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций проводило изменения в пруденциальных требованиях в соответствии с новыми рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору, направленные на дальнейшее повышение устойчивости банковской системы и снижения уровня рисков. Но даже поверхностный балансовый анализ показывал, что проблемы есть, и не все из них решаются уже известными нововведениями.

В условиях кризиса в  казахстанских банках также образовался дефицит ресурсов, и они перестали кредитовать население и агентов. Реализованные антикризисные меры, позволили нашей стране избежать неблагоприятного сценария развития событий: государство спасло от развала банковскую систему.

Приоритетом антикризисной программы является снижение инфляции, при высокой инфляции кредитные ставки останутся высокими и обеспечить рост экономики будет сложно. В условиях кризиса произошло ужесточение банковских кредитных стандартов, что уменьшило дисбаланс между спросом и предложением и изменились стратегии банков, фондирование которых будет опираться на внутренний финансовый рынок, при этом, более важную роль начинает играть модель «розничное фондирование - розничное кредитование».

Глобальный финансовый кризис изменил стратегию развития локальных рынков, привел к сокращению розничного кредита и росту вкладов населения. Приоритетной стратегией банков является формирование механизма привлечения клиентов. Рост конкуренции на рынке финансово-кредитных услуг будет вынуждать банки больше зарабатывать на дополнительных услугах, развивая клиентоориентированный бизнес. В связи с тем, что банки с государственным участием не являются наиболее эффективными, увеличить долю рынка смогут региональные банки, обладающие гибкими стратегиями позиционирования на рынке и конкурентными продуктами.

Кризис финансовой глобализации выявил низкую эффективность регулирования финансового рынка: темпы роста «плохих» долгов не уменьшаются, несмотря на то, что большинство банков провели их ревизию и определили, какие заемщики не смогут заплатить, а каким можно реструктуризировать кредит. В первом случае банк обращает взыскание на заложенное имущество, а во втором пролонгирует кредит, договариваясь об условиях его погашения с заемщиком. Появились фонды стрессовых активов, которые нацелены на скупку долгов.

Финансово-кредитные  институты очищают балансы от проблемных активов, создавая свои фонды  аккумулирования «токсичных долгов». Актуальными остались задачи обеспечения долгосрочного фондирование банков, вопросы, связанные с ростом просроченной задолженности, развитие информационной составляющей в управлении рисками. «Накачивание» экономики ликвидностью, формирование системы государственных гарантий позволило смягчить кризисную ситуацию и перейти к формированию несколько иной структуры отечественного рынка финансово-кредитных услуг, что, несомненно, требует и изменения структуры института надзора за деятельностью кредитных организаций [16].

Оценка комплекса факторов, определявших финансовую стабильность Казахстана в 2008 году (Отчет о финансовой стабильности Казахстана за 2008 год), особенно акцентировала внимание Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – АФН РК) на следующих факторах риска, которые формировали экономические условия в 2009 году:

- обострение рисков замедления экономического роста в Казахстане в условиях замедления активности в мировой экономике и нестабильности мировых финансовых и товарных рынков;

- рост нагрузки на международные резервы страны в результате увеличения рисков в платежном балансе;

- важность сохранения доверия клиентов банков в условиях ограниченности традиционных источников фондирования финансовой системы;

- сохранение низких ценовых уровней в секторе недвижимости;

- необходимость увеличения капитализации банков в условиях роста расходов по формированию провизий на фоне ожидаемого замедления экономического роста и ухудшения финансовых показателей предприятий;

- необходимости постепенного перехода от поддерживающей политики к политике, ориентированной на структурную коррекцию факторов уязвимости;

- необходимость выработки механизмов интервенций государства на принципах адекватности распределения затрат участниками финансовой системы рискам, ранее принятым на себя акционерами.

Результаты 2010 года доказали адекватность сделанных оценок. Ситуация 2009 года показала, что комбинация различных факторов риска может иметь существенный дестабилизирующий характер и потребовать от государства масштабного финансового и регуляторного вмешательства в целях поддержания финансовой стабильности. При этом АФН РК выразило озабоченность в связи с прогрессирующим ухудшением качества кредитного портфеля банковского сектора.

С начала 2000-х годов  экономика Казахстана развивалась  бурными темпами. В докризисный период среднегодовой рост ВВП (методом производства по данным Агентства РК по статистике) составлял около 10% в год, обеспечиваемый стабильным ростом в финансовом и реальном секторах экономики. Рост промышленного производства, в основном обеспечивался нефтегазовым сектором, сектором цветной и черной металлургии, производством строительной продукции. Соответственно, стабильное развитие экономики и производства в докризисный период, обеспечивало улучшение благосостояния населения Казахстана, а также развитие малого и среднего предпринимательства. Немаловажную роль в развитии экономики страны сыграл и финансовый сектор, в частности банковский, активно кредитуя экономику страны за счет средств, привлеченных из внешних источников оптового фондирования. Финансовый кризис и негативные явления на внешних рынках оптового финансирования привели к риску ликвидности банков второго уровня РК. В докризисный период потребление внутренней экономики покрывалось за счет внешних источников фондирования, в настоящий момент не доступных для банков второго уровня. В результате банки испытывают существенные трудности рефинансирования внешних обязательств. В свою очередь, такие риски снизили кредитную активность банковского сектора по выдаче новых кредитов. Кроме того, снижение банковского кредитования выявило скрытые проблемы в платежеспособности субъектов экономики, что обусловлено избыточным левереджем (банковским заимствованием) в их деятельности.

 

1.3 Современное состояние банковской системы Республики Казахстан

 

Последствия глобальной финансовой нестабильности, турбулентность на внешних рынках, а также девальвация тенге, отразились на качестве активов банков второго уровня, и в частности на качестве кредитного портфеля. Снижение кредитования банками экономики, и как следствие спад в реальном секторе, отразились на таких показателях качества кредитного портфеля, как «займов.

На первый квартал 2010 года совокупная ликвидность казахстанских  банков выросла втрое по сравнению  с началом 2009 года по данным Нацбанка РК. Г. Марченко отметил, что совокупная ликвидность казахстанских банков в краткосрочных нотах, на депозитах и корреспондентских счетах в Нацбанке, по состоянию на конец февраля 2010 года, составила около 1,9 трлн. тенге, или более 12 млрд. долларов США.

Многие проблемы казахстанских банков постепенно решаются. Два казахстанских банка «БТА» и «Альянс» перешли под контроль государства. Как сообщалось ранее, сегодня на заседании правительства было принято постановление о приобретении акций данных банков Фондом «Самрук-Казына». 78% «БТА» и 76% «Альянс Банка» перешли в введение Фонда устойчивого развития «Самрук-Казына». Остальной процент акций остался у действующих акционеров. Правительство связывает эти меры с недостаточностью собственного капитала банков и защитой интересов вкладчиков.

В «Банк Туран Алем» поступили 1 млн. 700 тыс. долларов и 200 млн перечислено «Альянс Банку» из Национального фонда. При этом государство находится в составе акционеров временно. Вышеуказанная мера не является национализацией. Согласно действующему законодательству, имеет временный характер и предполагает последующий выход государства из состава акционеров. В общей сложности акции «БТА» обошлись государственной казне в более 70 миллиардов тенге при цене 8401 тенге за одну простую акцию. А все 76% «Альянс Банка» приобрели за сто тенге. «Крупный акционер «Альянс Банк», финансовая корпорация «Сеймар Альянс» предложили приобрести 76% от принадлежащих ему простых акций Фонду «Самрук-Казына» за символическую плату сто тенге. Для обеспечения достаточной ликвидности банка Фонд «Самрук-Казына» зачислит на корреспондентский счет АО «Альянс Банк» в Национальном Банке на сумму в двести миллионов долларов США» [17].

Многие эксперты отмечают, что в конце 2010 года вырастут объемы кредитования отечественной экономики, прогнозируют казахстанские банкиры. Однако, по оценкам топ-менеджмента банков, это произойдет, если процентные ставки снизятся до 13% [17].

При этом не стоит терять бдительность. В целом, несмотря на то, что ряд параметров карты рисков продолжают оставаться в зоне наличия риска2, почти по всем областям уязвимости на конец 2009 года зафиксировано существенное снижение давления относительно ситуации 1 квартала 2009 года, когда было принято решение о смене режима курсовой политики. Более того, существенно улучшилась ситуация с ликвидностью, платежным балансом, совокупной долговой нагрузкой и достаточностью международных резервов страны.

При этом необходимо отметить некоторый рост рисков платежеспособности и ликвидности государственного сектора. Основное давление на платежеспособность оказывает рост долга, а на уровень ликвидности - расходов по погашению и обслуживанию долга на фоне снижения доходов государственного бюджета в виде ненефтяных поступлений.

Несмотря на то, что  в краткосрочной перспективе  инфляция останется низкой, высокая роль фискальной составляющей определяет инфляционный потенциал в среднесрочной перспективе. Соответственно, важно ограничивать чрезмерный рост расходов и расширение ненефтяного дефицита бюджета.

Дополнительно, есть основания полагать, что внешний рынок не будет полностью закрыт для финансовых институтов, и наиболее сильные банки смогут выйти на рынки капитала. Прошедший год показал, что, несмотря на проблемы отдельных банков, в целом система способна противостоять внешним шокам и осуществлять своевременное исполнение внешних и внутренних обязательств. В то же время, успех выхода на рынок финансовых институтов зависит от ликвидности мировых денежных рынков и рынков капитала, масштабов сворачивания финансовой поддержки государствами в рамках антикризисных программ и высокой потенциальной конкуренции между заемщиками, как суверенными, так и частными, из стран с формирующейся рыночной экономикой, что вместе будет определять привлекательность ценовых параметров привлечения внешних ресурсов.

Повышение деловой активности будет стимулировать спрос на кредитные ресурсы банковского  сектора, который, к сожалению, в  настоящее время в силу сохранения консервативного подхода банков к управлению ликвидностью и рискам заемщиков не обеспечивается адекватным предложением кредитных ресурсов. В результате, рост депозитов не в полной мере трансформируется в расширение кредитования реального сектора, что определяет высокую ликвидность банковской системы. Банки не стремятся размещать средства на финансовом и кредитном рынках в силу нежелания принимать на себя риск, и предпочитают держать их на счетах в НБРК. Во многом ситуация также определяется незавершенностью процесса реструктуризации обязательств 2 казахстанских банков, в результате чего будет существенно минимизирован фактор неопределенности.

 

Рисунок 3. Карта рисков банковской системы

*Источник: Отчет о финансовой стабильности Казахстана, декабрь 2009 года // www.nationalbank.lz 2010 г.

Повышенная ликвидность  в период высокой волатильности  рынков и нестабильности ожиданий участников может способствовать росту спекулятивных настроений на валютном рынке и иметь существенный дестабилизирующий характер. В этих условиях максимально оправдан выбор в пользу стабилизации курсовых колебаний и создания четких ориентиров обменного курса. В дальнейшем, стабилизация ожиданий в краткосрочном периоде и гибкость политики обменного курса в среднесрочной перспективе в зависимости от фундаментальных факторов станут приоритетами курсовой политики Национального Банка. Одним из ключевых инструментов макропруденциального регулирования должно стать внедрение автоматических регуляторов капитализации и ликвидности в зависимости от фаз бизнес-цикла. Внедрение новых регуляторов должно осуществляться по мере формирования повышательной фазы цикла экономического развития [18].

Информация о работе Характеристика развития банковской системы Республики Казахстан