Характеристика развития банковской системы Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 10:48, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В Казахстане развита система рыночных отношений. Это преобразование связано в применении комплекса мер по обеспечению адекватности деятельности банков рыночным отношениям т.е. осуществлении новой кредитной политики. В административно-командной экономике банковская политика реализовывалась, главным образом, через директивы и распоряжения. В условиях цивилизованного рынка определяющим фактором развития является свободное, в рамках закона, взаимодействие субъектов экономики.
Цель работы: рассмотреть особенности развития банковской системы Казахстана в условиях достижения финансовой стабильности в банковской системе Республики Казахстан.

Файлы: 1 файл

bestref-213608.doc

— 753.00 Кб (Скачать файл)

Уязвимость финансовой системы лежит не в ее огромных внешних долгах, а в концентрации портфеля в очень рискованных и неустойчивых секторах экономики.

Некоторое ухудшение  качества активов банковской системы  объяснялось повышением уровня раскрытия  информации в связи с появлением новых правил классификации ссуд, а также внедрением МСФО (рисунок 8).

 

Рисунок 8. Объёмы покупки иностранной валюты банками

Источник: Отчет  АФН о банковской системе РК за 2009 г. // www.afn.kz

 

Девальвация тенге и  проблемы двух системообразующих банков – Альянс Банка и БТА Банка, а также неопределённость в оценке перспектив экономики в начале года стали причиной снижения уверенности участников денежного рынка в стабильности отдельных банков Казахстана, что отразилось в росте цены привлечения средств и снижении объёмов операций на денежном рынке.

Начиная с мая 2009 года, ставки пришли к уровню января, а  объём сделок на рынке стабилизировался на уровне первой половины предыдущего  года.

Качество кредитного портфеля казахстанских банков ухудшалось почти по всем отраслям экономики  по мере замедления экономической активности. Как результат, кредитная активность банков остается низкой в виду объективного кредитного консерватизма, основными движущими факторами которого являются текущие убытки и сохраняющиеся оценки высоких кредитных рисков внутренних заемщиков.

По состоянию на 01.10.2009 года объем агрегированного кредитного портфеля казахстанских банков составил в абсолютном выражении 10 138,3 млрд. тенге, увеличившись с начала текущего года на 9,7%. При этом, несмотря на то, что  в прошлом году был зафиксирован рост только на 2,5% за аналогичный период, основной эффект на динамику прироста в настоящем году оказала переоценка ссудного портфеля в иностранной валюте в результате девальвации тенге, доля которого в ссудном портфеле выросла за 2009 год с 52 до 60%. Без учета эффекта девальвации изменение ссудного портфеля несущественно.

В целом, кредитный консерватизм в 2009 году был присущ подавляющему большинству  банков - разброс значений квартальных  изменений ссудного портфеля банков, а значит, неоднородность стратегии банков на кредитном рынке заметно сократились (рисунок 9).

Рисунок 9. Изменение ссудного портфеля, % за период

Источник: Отчет  АФН о банковской системе РК за 2009 г. // www.afn.kz

 

В то же время, банки, не участвующие  в программе, несмотря на значительно более низкий вклад в общие объемы кредитования, способны были за счет внутренних ресурсов увеличить ссудные портфели в сегментах ипотечного кредитования и кредитования строительства сопоставимыми с банками-агентами темпами.

С другой стороны, наряду с замедлением кредитования внутренних отраслей экономики, в 2009 году продолжился рост кредитования нерезидентов (в том числе если исключить эффект переоценки в результате девальвации тенге), доля которого за год увеличилась с 16,6 до 19,3% в общем ссудном портфеле (рисунок 9).

Показатели доли неработающих займов значительно превысили допустимые значения, принятые в общемировой  практике. В условиях ухудшения финансового состояния корпоративных заемщиков и населения банки достаточно активно применяли методы реструктуризации кредитов.

При этом наибольшая концентрация проблемных кредитов приходится на отрасли  финансовая деятельность (40% кредитов), строительство (23%), операции с недвижимостью (18%) и потребительское кредитование (17%). Также примечательно, что доля проблемных кредитов в ссудном портфеле снизилась в 2009 году по отраслям торговли и строительства, чему частично способствовало рефинансирование заемщиками своих обязательств в рамках антикризисной программы Правительства.

В условиях роста общеэкономических рисков и волатильности базы фондирования банки, начиная с 2007 года, последовательно увеличивали долю требований с более короткими сроками исполнения относительно аналогичных обязательств за счет сокращения более долгосрочных активов.

Компенсируя волатильность  базы фондирования в условиях неопределенности, банки предпочитали кредитованию экономики, где превалируют высокие отраслевые и индивидуальные риски заемщиков, вложения в ликвидные и низкорискованные финансовые инструменты. При этом отсутствие доверия на рынке межбанковского кредитования ограничивает возможности перераспределения ресурсов между банками с избыточной и недостаточной ликвидностью (рисунок 10).

 

Рисунок 10. Структура депозитной базы банков второго уровня*

Источник: Отчет  АФН о банковской системе РК за 2009 г. // www.afn.kz

 

Высокие темпы роста  депозитов относительно роста банковских кредитов способствуют снижению зависимости  от, но не замещают полностью внешнее  фондирование. Определяющими факторами роста депозитной базы являлись средства, размещаемые государством в рамках программы поддержки финансового и реального секторов экономики.

В условиях экономической  нестабильности прирост депозитной базы не только поддерживал ликвидность банков, но и поддерживал ограниченные ресурсные возможности банков. Увеличение вкладов клиентов (без учета вкладов дочерних организаций специального назначения) с начала этого года составило чуть более 30%, что было обеспечено 35%-ым ростом вкладов юридических лиц, прежде всего за счет размещения обусловленных депозитов в рамках государственной программы.

Неблагоприятные тенденции  в 4 кв. 2008 г. также отразились на снижении темпов роста внешних активов  и обязательств страны.. При этом основное снижение внешних активов произошло в результате сокращения резервных активов Национального Банка и использования средств Национального фонда для стабилизации экономики и финансовой системы. Снижение темпов роста внешних обязательств объяснялось также в основном снижением внешних обязательств банковского сектора. При этом сохранялся рост внешних обязательств, прежде всего, за счет корпоративного сектора.

Эффект от девальвации  можно оценить через изменения  основных макроэкономических показателей  за период до девальвации и после девальвации. Так, например, потери резервов в Казахстане были менее значительными по сравнению с объемами использованных резервов на поддержание курсов своих валют Россией, Украиной и Латвией. В частности, потеря международных резервов России с начала 2008 г. по 1 кв.2009 г. составила 31%, Латвии – 33% и Украины – 24% с учетом кредита МВФ, Казахстана – 14%. Ряд стран также обратился к МВФ за помощью в восстановлении резервов.

Высокая амплитуда колебаний  цен на экспортные статьи Казахстана, наблюдавшаяся в течение 2-х последних лет, напрямую влияла на ликвидность валютного рынка. Активное участие НБРК позволяло избежать резких изменений курса тенге и недостатка предложения ресурсов на денежном рынке, однако макроэкономические и макрофинансовые шоки начиная с октября 2008 года оказывали существенный эффект на ликвидность всех сегментов рынка, который проявлялся преимущественно в снижении совокупных объёмов операций на них.

В этот период времени  наблюдался ощутимый рост количества сделок и совокупного объёма операций на рынке, а также менее выраженное увеличение среднего объёма проводимых сделок. Рост количества сделок и совокупного объёма операций был спровоцирован девальвационными ожиданиями основных участников рынка – банков, а также повышенным предложением со стороны предприятий-экспортёров в конце года. Сопротивление рынка в этом периоде было достаточно высоким, а его вязкость – низкой благодаря участию НБРК на рынке.

Перераспределение средств  инвесторов в пользу сегментов долговых ЦБ происходило на фоне снижения доходности акций казахстанских компаний. При этом «дно» падения индекса KASE_Shares наблюдалось в январе-феврале 2009 года, когда остро обозначились проблемы 2 крупных эмитентов – БТА Банка и Альянс Банка.

Постепенное повышение  котировок акций, начавшееся весной текущего года, не способствовало быстрому восстановлению доверия инвесторов: незначительное увеличение объёмов торгов по акциям стало наблюдаться только в августе 2009 года. В отличие от рынка акций, рынок облигаций демонстрировал в 2009 году существенный рост доходности и медленный рост капитализации. Рост доходности долговых ЦБ связан с падением котировок вследствие роста рисков эмитентов.

Для эффективного регулирования  указанных проблем должны применяться  разные инструменты и разный механизм надзора за крупными многофилиальными банками и за малоформатными региональными банками. Крупные банки нуждаются в более жестком надзоре, чем средние. Унифицированный надзор для кредитных организаций с разным размером собственного капитала сегодня неэффективен [16].

Следует ввести в законодательство понятие «региональный банк», определить рамки его деятельности, а также границы, в пределах которых работают крупные федеральные банки. Масштабы бизнеса и ответственности крупного многофилиального банка и местного регионального несопоставимы. В посткризисной экономике ожидается увеличение числа небанковских кредитных организаций, имеющих недостаточный капитал для осуществления деятельности в статусе «банк», – микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов.

На начало марта 2010 года размер просроченной задолженности  предприятий и населения перед  банковской системой составил 1,2 трлн. тенге, в том числе задолженность  юридических лиц - 951 млрд. тенге. Проблема со временем не «рассасывается» сама по себе, а напротив, продолжает нарастать и требует системного государственного решения.

В марте 2010 года на заседании Совета по экономической политике при правительстве  был рассмотрен механизм снижения долгового  бремени предприятий-заемщиков. В  настоящее время пакет документов по решению этой проблемы находятся в стадии согласования и принятия решения.

Работа будет проводиться  в рамках реализации второго направления Дорожной карты бизнеса 2020 - «Оздоровление предпринимательского сектора». В качестве одного из главных и действенных механизмов по решению проблемы с погашением банковской задолженности предложена схема частичного субсидирования из государственного бюджета ставок вознаграждения.

В 2010 году предприятиям, принявшим все условия (см. далее) для участия в схеме оздоровления их финансов, будет предоставлен кредит в сумме до 3 млрд. тенге. По решению  государственной комиссии по модернизации, объем кредита на одного заемщика может быть увеличен. Субсидирование процентной ставки будет осуществляться по кредитам, по которым банки снижают ставку вознаграждения до 12%, из которых 7% оплачивает предприятие-должник, а 5% - компенсирует государство. Максимальный срок субсидирования составит 3 года.

Применение механизма  частичного субсидирования ставки будет  осуществляться при условии принятия предприятиями на себя следующих  обязательств:

1)предприятия-должники добровольно и самостоятельно заявляют (принцип заявительности) об участии в программе. К заявлению предприятие прикладывает проект Плана финансового оздоровления;

2)сбор заявок осуществляется Ассоциацией финансистов Казахстана (далее – АФК), с каждым предприятием подписывается соответствующий меморандум о раскрытии информации (принцип прозрачности);

3)заявки рассматриваются предприятиями совместно с банками второго уровня под эгидой АФК (принцип открытости). Разрабатывается окончательный вариант Плана финансового оздоровления;

4)после отбора материалы по предприятиям, согласовавшим Программы финансового оздоровления, представляются в уполномоченный орган (МЭРТ), который вносит их на рассмотрение Государственной комиссии по модернизации экономики;

5)после принятия решения Государственной комиссией БВУ и АФК проводится мониторинг исполнения плана финансового оздоровления предприятий-участников.

Кроме частичного субсидирования процентной ставки, проходят стадию согласования следующие инструменты оказания государственной поддержки предприятий-должников:

- предоставление отсрочки по выплате налогов и других обязательных платежей (кроме индивидуального подоходного налога), сроком до 3 лет без начисления пени;

- индивидуальные мероприятия в рамках плана финансового оздоровления предприятия. Принятие решений по индивидуальным мероприятиям будет рассматриваться рабочей группой Правительства по финансово-экономическому оздоровлению.

Для банков второго уровня наличие Плана финансового оздоровления предприятия-должника станет основанием для классифицирования его, как  финансово-устойчивого должника, а  это предполагает возможность снижения размера обязательных провизий против конкретного задолжавшего предприятия.

Главная проблема для  банковской системы в этом направлении  деятельности заключается в том, как получить возврат кредитов от предприятий строительства, торговли и непроизводственных услуг у  которых больше всего просроченной задолженности. Существует предположение, что многие относительно крупные предприниматели, которые работают или работали в этих направлениях, уже вывели свои финансы в безопасные (для них) оффшорные зоны. Тем более что обязательства перед дольщиками, в основном, решены с использованием государственных финансовых ресурсов. Более мелкие предприниматели не располагают крупным уставным фондом и финансовыми активами. Они, вероятно, предпочтут банкротство. Тем более что оформить новое предприятие на третье лицо, не составляет проблемы.

Вероятно, что половина просроченной задолженности в этих направлениях кредитования, будет списана  банками за счет собственной прибыли  и отчасти за счет реструктуризации внешнего долга отдельных казахстанских  банков. Главное, чтобы она больше не накапливалась.

Информация о работе Характеристика развития банковской системы Республики Казахстан