Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 10:48, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В Казахстане развита система рыночных отношений. Это преобразование связано в применении комплекса мер по обеспечению адекватности деятельности банков рыночным отношениям т.е. осуществлении новой кредитной политики. В административно-командной экономике банковская политика реализовывалась, главным образом, через директивы и распоряжения. В условиях цивилизованного рынка определяющим фактором развития является свободное, в рамках закона, взаимодействие субъектов экономики.
Цель работы: рассмотреть особенности развития банковской системы Казахстана в условиях достижения финансовой стабильности в банковской системе Республики Казахстан.
Октябрьская революция 1917
г., последующие события
Впрочем, постепенно исчезает и само банковское законодательство, уступая место постановлениям правительства, принимаемым вслед за решениями партийных съездов, общему хозяйственному праву.
К началу 40-х годов банковское законодательство, регулирующее деятельность кредитных учреждений, было крайне ограниченным. Накануне перестройки Верховным Советом СССР был принят Закон о кредитной системе. Его особенность, однако, состояла в том, что он не претендовал на подробное описание норм банковской деятельности. Можно сказать, что в нем содержались лишь общие основы, принципы деятельности банков в условиях централизованной системы управления.
За годы независимости в суверенном Казахстане сформировалась новая банковская система на совершенно иных, отвечающих рыночным требованиям, условиях. От выполнения планово-распределительных функций она перешла к функциям, обслуживающим рыночные отношения. По мнению отдельных зарубежных экспертов, банковская система Казахстана отвечает основным международным стандартам банковской деятельности, а по отдельным параметрам выше, чем в большинстве стран СНГ.
Национальный банк - главный национальный банк первого уровня. Главный эмиссионный, денежно - кредитный институт любой страны независимо от того, называется ли он государственным, народным или национальным банком. Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Они выполняют большинство финансовых операций и услуг, известных в практике предпринимательства. Коммерческие банки традиционно играют роль стержневого, базового звена кредитной системы любой страны. Они, по – прежнему, остаются центром финансовой системы, сосредоточивая вклады правительства, деловых кругов и миллионов частных лиц. Через ссудные и инвестиционные операции коммерческий банки открывают доступ к своим фондам различного рода заемщикам. Характерная черта небанковских институтов - накопление ресурсов в основном путем привлечения сбережений населения. Этим они отличаются от коммерческих банков, которые в основном формируют свои пассивы путем привлечения временно свободных средств юридических лиц. А Закон «О банках в Республике Казахстан» категорически запрещает другим учреждениям, кроме банков, принимать депозиты, это говорит о том, что вряд ли в нашей Республике получат развитие небанковские институты, которые функционируют на основе привлечения вкладов населения.
Банковская система суверенного Казахстана, пройдя в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности Казахской ССР от 01 декабря 1990г. стадию реформирования, перешла от чисто государственной модели к смешанной. За годы независимости в суверенном Казахстане сформировалась новая банковская система на совершенно иных, отвечающих рыночным требованиям, условиях. От выполнения планово-распределительных функций она перешла к функциям, обслуживающим рыночные отношения. По мнению отдельных зарубежных экспертов, банковский кластер Казахстана отвечает основным международным стандартам банковской деятельности, а по отдельным параметрам была выше, чем в большинстве стран СНГ.
В период роста мировой экономики в проблема рисков становилась все более актуальной из-за быстрого роста финансовой системы. Подобные моменты должны были стать сигналом в 2006-2007 г.г. к размышлению о том, действительно ли АФН РК правильно проводило свою политику. На количество участников рынка в различных сегментах финансовых услуг оказывал влияние комплекс факторов как регуляторного, так и экономического характера.
В частности, повышение требований по минимальному размеру капитала банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг, ужесточение пруденциального регулирования ипотечных организаций и требований к переводным и кассовым операциям, осуществляемым небанковскими финансовыми организациями, способствовало уходу с рынка части финансовых организаций (таблица 1).
Таблица 1. Институциональная структура финансового сектора (количество финансовых институтов) *
Финансовые институты |
01.01.2006 |
01.01.2007 |
01.01.2008 |
01.01.2009 |
01.10.2009 |
БВУ |
34 |
33 |
35 |
37 |
37 |
Страховые организации |
37 |
40 |
41 |
44 |
43 |
Страховые актуарии |
30 |
33 |
44 |
56 |
63 |
Профессиональные участники РЦБ *, в том числе: |
130 |
147 |
208 |
212 |
180 |
Брокеры-дилеры |
62 |
70 |
106 |
103 |
86 |
Регистраторы |
18 |
16 |
17 |
15 |
12 |
ООИУПА |
11 |
13 |
11 |
13 |
14 |
УИП |
28 |
37 |
61 |
66 |
54 |
Кастодианы |
11 |
9 |
10 |
11 |
11 |
Трансфер-агенты |
0 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Организаторы торгов |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Накопительные пенсионные фонды |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
Ипотечные организации |
7 |
10 |
12 |
12 |
7 |
Организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций |
32 |
16 |
23 |
22 |
10 |
в том числе инвестиционные компании |
0 |
1 |
4 |
4 |
3 |
*Источник: АФН//afn/kz 2008
На протяжении последних нескольких лет банковский кластер Казахстана являлся одной из самых динамично развивающихся в странах СНГ. Отношение активов к ВВП за 2007 год выросло 48,5% до 66,6%. Рост конкуренции стимулирует банки расширить спектр оказываемых финансовых услуг, увеличивать число потребителей банковских услуг как внутри страны, так и за ее пределами (рисунок 1).
Рисунок 1. Сведения о банках и других финансовых организациях за 2008 - 2009 г.г.
В целом, как и в 2005г., в 2006г. наблюдал рост объемов вкладов населения в банках и совокупных активов банков и, как следствие, высокая кредитная активность банков и процесс расширения масштабов банковской деятельности в целом.
В структуре кредитного портфеля банков за рассматриваемый период доля стандартных кредитов увеличилась с 56,2% о58,2%, доля сомнительных кредитов снизилась с 40,9% до 39,5%, а безнадежных - с 2,9 % до 2,3%. Таким образом, совокупная доля проблемных и невозвратных кредитов по-прежнему составляет примерно треть общего объема ссудного портфеля банков. Уже в от период эксперты Standart & Poor’s отмечали, что треть «проблемных» ссуд - это очень много.
Самым рискованным кредитованием, по словам Н. Жусуповой, председателя правления Казкоммерцбанка, является финансирование операций с недвижимостью. «В целом ситуация с недвижимостью нас не может быть беспокоить. При сохранении нынешнего положения и при дальнейшим накоплении спекулятивного капитала в этой сфере здесь возможны печальные неожиданности....».
Благополучие усредненных
В сегментах ипотечных организаций и рынка ценных бумаг дополнительный усиливающий эффект регуляторных мер оказывало общее замедление деловой активности на фондовом рынке и рынке недвижимости, как следствие текущего кризиса.
Наиболее существенное снижение концентрации наблюдается в сегменте кредитования физических лиц и, прежде всего, в потребительском кредитовании. Средние и мелкие финансовые институты смогли максимально использовать возможности по расширению своего участия в данном сегменте, учитывая смену приоритетов у крупных игроков.
Глобальный финансовый кризис повлиял на финансовую систему многих стран, в том числе Казахстана, интегрированного в международную финансовую систему. В настоящее время на рынке наблюдается ухудшение некоторых показателей, связанное с возникшим дефицитом фондирования на международных рынках. Сокращение объемов внешнего фондирования негативно повлияло на способность банков предоставлять новые кредиты заемщикам и способствовала снижению темпов кредитования экономики.
Неблагоприятные тенденции
в 4 кв. 2008 г. также отразились на снижении
темпов роста внешних активов
и обязательств страны. (Таблица 2). При
этом основное снижение внешних активов
произошло в результате сокращения
резервных активов Национальног
Таблица 2. Вклад банков и других секторов в рост внешних активов и внешних обязательств (% изменение в годовом выражении) *
|
|
Всего |
Банки* |
Другие сектора* |
Государственный сектор* |
2007 |
Активы |
30% |
10% |
10% |
9% |
Обязательства |
38% |
18% |
21% |
-1% | |
2008 |
Активы |
21% |
3% |
7% |
11% |
Обязательства |
10% |
-8% |
18% |
0,1% | |
1 кв. 2009 |
Активы |
5% |
4% |
3% |
-1% |
Обязательства |
2% |
-14% |
16% |
-0,05% | |
2 кв. 2009 |
Активы |
-1% |
2% |
2% |
-5% |
Обязательства |
1% |
-14% |
15% |
0,2% |
*Источник: АФН//afn/kz 2008
Государственная поддержка банков не снизила до приемлемого уровня их валютные и кредитные риски в силу низкого качества их активов и значительной доли кредитов, выданных в иностранной валюте.
Реализация антикризисных мер снизила риски дефолта, что отразилось на сужении CDS спрэды на фоне повышения уровня капитализации финансовых институтов, и списания убытков. Однако их уровень останется относительно высоким в условиях сохранения на балансах активов плохого качества и слабых финансовых результатов.
Рисунок 2. Спрэды по 5-летним кредитно-дефолтным свопам по банкам развитых и развивающихся стран*
*Источник: рисунок составлен автором по материалам АФН за 2008 - 2009 г.г.
За 2009 период времени антикризисные меры смогли стабилизировать мировую финансовую систему и создать условия для возобновления экономического роста. Однако, краткосрочная перспектива дальнейшего развития до сих пор остается неопределенной, скрывая за собой возможные риски для мировой финансовой системы.
С начала 209 года наметился устойчивый тренд повышения доли высоколиквидных активов в совокупных активах финансовых институтов, что обусловлено расширением операций Национального Банка в условиях нестабильности в целях поддержки ликвидности банковской системы и объективным консерватизмом со стороны самих банков.
В рамках сказанного стоит отметить, что необходимо принимать конструктивные меры для банков, которых могут оказаться после завершения процессов реструктуризации долга в 2011 году.
В 2009-2010 г.г. Агентством как уполномоченным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций принимались своевременные и адекватные меры по ограничению рисков, присущих деятельности финансовых организаций, задолго до проявления первых признаков нестабильности на мировых финансовых рынках, и как следствие, на отечественном финансовом рынке. Так, были приняты меры в последовательном повышении требований к капитализации банков в рамках пруденциального регулирования (в частности повышение требований капитализации банков к обязательствам перед нерезидентам РК, повышение требования к достаточности собственного капитала в отношении займов, связанных с недвижимостью и потребительским кредитованием), совершенствования системы риск - менеджмента и внутреннего контроля в банках второго уровня.
Отсутствие качественной оперативной статистики по развитию реального сектора и сектора домохозяйств делает невозможным для Агентства, оценить потенциальные (скрытые) риски (убытки) банковского сектора. В связи с чем, даже с учетом принятых Агентством мер по новым требованиям к капитализации банков второго уровня, которые в настоящее время являются наиболее высокими на всем пространстве СНГ в сравнении с международными стандартами, этих мер оказалось не достаточно, и скрытые (ранее накопившиеся) системные риски превысили оценки надзорного органа.
В настоящее время, Агентство
применяет консервативный подход к
достаточности собственного капитала
и формированию провизий банков. Кроме
того, Агентством совместно с представителями
Международного Валютного Фонда, была
разработана макроэконометричес
Правительством РК, Национальным Банком РК и Агентством был принят и реализован комплекс первоочередных мер, направленных на поддержку отечественной экономики и стабилизации финансового сектора.
Информация о работе Характеристика развития банковской системы Республики Казахстан