Характеристика развития банковской системы Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 10:48, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В Казахстане развита система рыночных отношений. Это преобразование связано в применении комплекса мер по обеспечению адекватности деятельности банков рыночным отношениям т.е. осуществлении новой кредитной политики. В административно-командной экономике банковская политика реализовывалась, главным образом, через директивы и распоряжения. В условиях цивилизованного рынка определяющим фактором развития является свободное, в рамках закона, взаимодействие субъектов экономики.
Цель работы: рассмотреть особенности развития банковской системы Казахстана в условиях достижения финансовой стабильности в банковской системе Республики Казахстан.

Файлы: 1 файл

bestref-213608.doc

— 753.00 Кб (Скачать файл)

Октябрьская революция 1917 г., последующие события обобществления в Казахстане, находившегося в  составе России привели к отрицанию  многообразия типов банков как по функциональному назначению (характеру деятельности), так и виду собственности. Постепенно из банковской практики и банковского законодательства исчезают коммерческие, ипотечные, муниципальные (городские) банки, кредитная кооперация, мелкие кредитные учреждения, а также законодательные нормы, определяющие их деятельность.

Впрочем, постепенно исчезает и само банковское законодательство, уступая место постановлениям правительства, принимаемым вслед за решениями  партийных съездов, общему хозяйственному праву.

К началу 40-х годов банковское законодательство, регулирующее деятельность кредитных учреждений, было крайне ограниченным. Накануне перестройки Верховным Советом СССР был принят Закон о кредитной системе. Его особенность, однако, состояла в том, что он не претендовал на подробное описание норм банковской деятельности. Можно сказать, что в нем содержались лишь общие основы, принципы деятельности банков в условиях централизованной системы управления.

За годы независимости  в суверенном Казахстане сформировалась новая банковская система на совершенно иных, отвечающих рыночным требованиям, условиях. От выполнения планово-распределительных функций она перешла к функциям, обслуживающим рыночные отношения. По мнению отдельных зарубежных экспертов, банковская система Казахстана отвечает основным международным стандартам банковской деятельности, а по отдельным параметрам выше, чем в большинстве стран СНГ.

Национальный банк - главный национальный банк первого уровня. Главный эмиссионный, денежно - кредитный институт любой страны независимо от того, называется ли он государственным, народным или национальным банком. Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Они выполняют большинство финансовых операций и услуг, известных в практике предпринимательства. Коммерческие банки традиционно играют роль стержневого, базового звена кредитной системы любой страны. Они, по – прежнему, остаются центром финансовой системы, сосредоточивая вклады правительства, деловых кругов и миллионов частных лиц. Через ссудные и инвестиционные операции коммерческий банки открывают доступ к своим фондам различного рода заемщикам. Характерная черта небанковских институтов - накопление ресурсов в основном путем привлечения сбережений населения. Этим они отличаются от коммерческих банков, которые в основном формируют свои пассивы путем привлечения временно свободных средств юридических лиц. А Закон «О банках в Республике Казахстан» категорически запрещает другим учреждениям, кроме банков, принимать депозиты, это говорит о том, что вряд ли в нашей Республике получат развитие небанковские институты, которые функционируют на основе привлечения вкладов населения.

Банковская система  суверенного Казахстана, пройдя в  соответствии с Законом о банках и банковской деятельности Казахской ССР от 01 декабря 1990г. стадию реформирования, перешла от чисто государственной модели к смешанной. За годы независимости в суверенном Казахстане сформировалась новая банковская система на совершенно иных, отвечающих рыночным требованиям, условиях. От выполнения планово-распределительных функций она перешла к функциям, обслуживающим рыночные отношения. По мнению отдельных зарубежных экспертов, банковский кластер Казахстана отвечает основным международным стандартам банковской деятельности, а по отдельным параметрам была выше, чем в большинстве стран СНГ.

В период роста мировой  экономики в проблема рисков становилась  все более актуальной из-за быстрого роста финансовой системы. Подобные моменты должны были стать сигналом в 2006-2007 г.г. к размышлению о том, действительно ли АФН РК правильно проводило свою политику. На количество участников рынка в различных сегментах финансовых услуг оказывал влияние комплекс факторов как регуляторного, так и экономического характера.

В частности, повышение требований по минимальному размеру капитала банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг, ужесточение пруденциального регулирования ипотечных организаций и требований к переводным и кассовым операциям, осуществляемым небанковскими финансовыми организациями, способствовало уходу с рынка части финансовых организаций (таблица 1).

 

Таблица 1. Институциональная структура финансового сектора (количество финансовых институтов) *

Финансовые институты

01.01.2006

01.01.2007

01.01.2008

01.01.2009

01.10.2009

БВУ

34

33

35

37

37

Страховые организации

37

40

41

44

43

Страховые актуарии

30

33

44

56

63

Профессиональные участники  РЦБ *, в том числе:

130

147

208

212

180

 Брокеры-дилеры

62

70

106

103

86

 Регистраторы

18

16

17

15

12

 ООИУПА

11

13

11

13

14

 УИП

28

37

61

66

54

 Кастодианы

11

9

10

11

11

 Трансфер-агенты

0

2

3

4

3

Организаторы торгов

1

1

1

1

1

Накопительные пенсионные фонды

14

14

14

14

14

Ипотечные организации

7

10

12

12

7

Организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций

32

16

23

22

10

 в том числе инвестиционные компании

0

1

4

4

3


*Источник: АФН//afn/kz 2008

 

На протяжении последних  нескольких лет банковский кластер Казахстана являлся одной из самых динамично развивающихся в странах СНГ. Отношение активов к ВВП за 2007 год выросло 48,5% до 66,6%. Рост конкуренции стимулирует банки расширить спектр оказываемых финансовых услуг, увеличивать число потребителей банковских услуг как внутри страны, так и за ее пределами (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Сведения о банках и других финансовых организациях за 2008 - 2009 г.г.

 

В целом, как и в 2005г., в 2006г. наблюдал рост объемов вкладов населения в банках и совокупных активов банков и, как следствие, высокая кредитная активность банков и процесс расширения масштабов банковской деятельности в целом.

В структуре кредитного портфеля банков за рассматриваемый  период доля стандартных кредитов увеличилась с 56,2% о58,2%, доля сомнительных кредитов снизилась с 40,9% до 39,5%, а безнадежных - с 2,9 % до 2,3%. Таким образом, совокупная доля проблемных и невозвратных кредитов по-прежнему составляет примерно треть общего объема ссудного портфеля банков. Уже в от период эксперты Standart & Poor’s отмечали, что треть «проблемных» ссуд - это очень много.

Самым рискованным кредитованием, по словам Н. Жусуповой, председателя правления  Казкоммерцбанка, является финансирование операций с недвижимостью. «В целом  ситуация с недвижимостью нас  не может быть беспокоить. При сохранении нынешнего положения и при дальнейшим накоплении спекулятивного капитала в этой сфере здесь возможны печальные неожиданности....».

Благополучие усредненных показателей  по банковской системе в целом  не означало отсутствия рисков вообще. Прежде всего, это касается внешних заимствований.

В сегментах  ипотечных организаций и рынка  ценных бумаг дополнительный усиливающий  эффект регуляторных мер оказывало  общее замедление деловой активности на фондовом рынке и рынке недвижимости, как следствие текущего кризиса.

Наиболее существенное снижение концентрации наблюдается в сегменте кредитования физических лиц и, прежде всего, в потребительском кредитовании. Средние и мелкие финансовые институты смогли максимально использовать возможности по расширению своего участия в данном сегменте, учитывая смену приоритетов у крупных игроков.

Глобальный финансовый кризис повлиял на финансовую систему  многих стран, в том числе Казахстана, интегрированного в международную  финансовую систему. В настоящее  время на рынке наблюдается ухудшение некоторых показателей, связанное с возникшим дефицитом фондирования на международных рынках. Сокращение объемов внешнего фондирования негативно повлияло на способность банков предоставлять новые кредиты заемщикам и способствовала снижению темпов кредитования экономики.

Неблагоприятные тенденции  в 4 кв. 2008 г. также отразились на снижении темпов роста внешних активов  и обязательств страны. (Таблица 2). При  этом основное снижение внешних активов  произошло в результате сокращения резервных активов Национального Банка и использования средств Национального фонда для стабилизации экономики и финансовой системы. Снижение темпов роста внешних обязательств объяснялось также в основном снижением внешних обязательств банковского сектора. При этом сохранялся рост внешних обязательств, прежде всего, за счет корпоративного сектора.

 

Таблица 2. Вклад банков и других секторов в рост внешних активов и внешних обязательств (% изменение в годовом выражении) *

 

 

 

 

Всего

Банки*

Другие сектора*

Государственный сектор*

2007

Активы

30%

10%

10%

9%

Обязательства

38%

18%

21%

-1%

2008

Активы

21%

3%

7%

11%

Обязательства

10%

-8%

18%

0,1%

1 кв. 2009

Активы

5%

4%

3%

-1%

Обязательства

2%

-14%

16%

-0,05%

2 кв. 2009

Активы

-1%

2%

2%

-5%

Обязательства

1%

-14%

15%

0,2%


*Источник: АФН//afn/kz 2008

 

Государственная поддержка банков не снизила до приемлемого уровня их валютные и кредитные риски в силу низкого качества их активов и значительной доли кредитов, выданных в иностранной валюте.

Реализация антикризисных  мер снизила риски дефолта, что  отразилось на сужении CDS спрэды на фоне повышения уровня капитализации финансовых институтов, и списания убытков. Однако их уровень останется относительно высоким в условиях сохранения на балансах активов плохого качества и слабых финансовых результатов.

 

Рисунок 2. Спрэды по 5-летним кредитно-дефолтным свопам по банкам развитых и развивающихся стран*

*Источник: рисунок составлен автором по материалам АФН за 2008 - 2009 г.г.

 

За 2009 период времени  антикризисные меры смогли стабилизировать  мировую финансовую систему и  создать условия для возобновления экономического роста. Однако, краткосрочная перспектива дальнейшего развития до сих пор остается неопределенной, скрывая за собой возможные риски для мировой финансовой системы.

С начала 209 года наметился устойчивый тренд повышения доли высоколиквидных активов в совокупных активах финансовых институтов, что обусловлено расширением операций Национального Банка в условиях нестабильности в целях поддержки ликвидности банковской системы и объективным консерватизмом со стороны самих банков.

В рамках сказанного стоит отметить, что необходимо принимать конструктивные меры для банков, которых могут оказаться после завершения процессов реструктуризации долга в 2011 году.

В 2009-2010 г.г. Агентством как  уполномоченным органом по регулированию  и надзору финансового рынка и финансовых организаций принимались своевременные и адекватные меры по ограничению рисков, присущих деятельности финансовых организаций, задолго до проявления первых признаков нестабильности на мировых финансовых рынках, и как следствие, на отечественном финансовом рынке. Так, были приняты меры в последовательном повышении требований к капитализации банков в рамках пруденциального регулирования (в частности повышение требований капитализации банков к обязательствам перед нерезидентам РК, повышение требования к достаточности собственного капитала в отношении займов, связанных с недвижимостью и потребительским кредитованием), совершенствования системы риск - менеджмента и внутреннего контроля в банках второго уровня.

Отсутствие качественной оперативной статистики по развитию реального сектора и сектора домохозяйств делает невозможным для Агентства, оценить потенциальные (скрытые) риски (убытки) банковского сектора. В связи с чем, даже с учетом принятых Агентством мер по новым требованиям к капитализации банков второго уровня, которые в настоящее время являются наиболее высокими на всем пространстве СНГ в сравнении с международными стандартами, этих мер оказалось не достаточно, и скрытые (ранее накопившиеся) системные риски превысили оценки надзорного органа.

В настоящее время, Агентство  применяет консервативный подход к  достаточности собственного капитала и формированию провизий банков. Кроме  того, Агентством совместно с представителями  Международного Валютного Фонда, была разработана макроэконометрическая модель стресс-тестирования банковского сектора, которая учитывает связь между такими переменными как ВВП, безработица, обменный курс, цены на недвижимость и вероятностью дефолта в кредитном портфеле банков. Информация о результатах стресс-тестирования банков второго уровня, рассматривающие процедуры макропруденциального регулирования, будет размещена на сайте Агентства.

Правительством РК, Национальным Банком РК и Агентством был принят и реализован комплекс первоочередных мер, направленных на поддержку отечественной экономики и стабилизации финансового сектора.

Информация о работе Характеристика развития банковской системы Республики Казахстан