Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 22:15, контрольная работа
Решая проблемы, связанные с каждой из национальных культур, невозможно обойти вниманием вопрос их происхождения. Поскольку вопрос «нация» в теперешнем понимании тесно связано с государственным устроем народа, который заселяет определенную территорию, национальную культуру в первую очередь следовало бы рассматривать в связи с историей конкретного государства. Однако, как доказывает и новейшая, и древняя история, политические границы отчасти остаются только искусственными и, неустойчивыми образованиями. Они изменяются значительно быстрее, чем традиции народов, которые закреплены в сложном комплексе бытового и социального поведения населения, в его менталитете, что отображается в языке, достижениях материальной и духовной культуры.
ВОПРОС №1.
Хозяйственная жизнь в Украине первобытной эпохи……………………стр.2
ВОПРОС №2.
Основные черты и периодизация первобытного хозяйства………….....стр.12
Список использованных источников……………………………………стр.22
Достоверно, столицей Скифии в 8 ст. до н.э. было Каменское городище на правом берегу Днепра возле современного Никополя. Скифская знать столицы жила в цитадели-акрополе площадью 30 га в каменных домах. Вокруг на большой площади жилы ремесленники и другие мещане в наземных каменных и деревянных зданиях со столбами, а частично в землянках. Основными занятиями жителей города-метрополии были изготовления железных и бронзовых изделий на продажу, гончарство, а также скотоводство и земледелие. Большим уважением у скифской знати, как кочевников, так и оседлых пользовались изделия из местного и привозного золота. За такие изделия, что им вместе с вином и маслом поставляли греки причерноморских городов, скифы платили своими пленниками, а также продуктами земледелия.
Захоронения скифов кочевников отличаются от захоронений оседлого населения. Кочевники хоронили тела своих царей и знать в катакомбах, над которыми насыпали курган (высота насыпи некоторых из них достигала 20 м), в котором были достаточно много предметов роскоши. Скифские курганные драгоценности получили в наше время всемирную славу. Земледельческие племена Скифии были наследниками традиций первобытных племен, с которыми постепенно смешивались пришедшие кочевники. Поскольку культура любого народа в те времена имела синкретический характер и позитивные знания о мире в ней всегда тесно переплетались с бытовыми обычаями и религиозными верованиями, то, скорее всего, скифов следует рассматривать и как продолжателей культурных традиций первых земледельцев на поприщах нашей отчизны.
Древнеславянская культура
На протяжении всего 1 тыс. н.э. праукраинские земли продолжали оставаться ареной Великого переселения народов. Сокрушительными для местной культуры лавами прокатывались нашествия аланов, готов, гуннов, аварцев булгаров. Они заставляли коренные племена переселяться в менее пригодные для земледелия лесные районы, где вместе с земледелием приходилось заниматься охотой, пчеловодством, рыболовством и собирательством. При этом наиболее активная часть населения часто втягивалась в миграционный поток и общие грабительские походы вместе с разнообразными завоевателями.
Однако многочисленные попытки образовать стойкий государственный организм на украинских землях постоянно заканчивались дежурным поражением от “степных империй”, противостоять которым у племенных и межплеменных княжеств недоставало сил. Во времена зарубинецкой и черняховской археологических культур выплавка железа и кузнечное дело, гончарство, ткацкое и другие традиционные ремесла были уже давно освоены, наибольшего развития достигнув в больших городищах этой поры. Для черняховской культуры, плотно связанно с античным миром, засвидетельствовано начало формирования письменности на основе сообщения греческого и латинского алфавитов. Но после упадка черняховской культуры в результате втягивания населения в гунское движение на запад (следы разрушения отсутствуют), ремесла и торговля на украинских землях развивались преимущественно в рамках сравнительно небольших местечек и поселков. Среднее количество жителей в сельских поселениях составляли около 30 чел. Славянские племена селились у рек, строили жилье из дерева, какие обмазывались глиной. Население занималось скотоводством и земледелием. Для защиты от врагов в таком поселении строился так называемый «огород» — укрепленное ограждение из частокола, рва и земляного вала. Однако именно на такой упрощенной степени развития славяне становятся известные в истории под своим собственным именем, а не в составе других варварских союзов племен, и которых они часто терялись для историков. Славян украинских земель историки 5—6 ст. историки выделяют как наиболее воинственных во время нападений антов, отличая их от склавинов (юго-западных славян).
Одним из художественных символов зайнятой земли у славянских народов был каравай, который необходимо равномерно разделить между участниками трапезы. Мотив с разделением каравая ярко отразился, а украинском свадебном обряде, в котором молодой и молодая выступают как князь и княгиня. Как землю, обороняемую или захваченную общими силами, свадебный каравай с фигурами колосков, зерен, домашних животных, собранный и испеченный силами родственников, соседей и друзей, раздают каждому из участников свадьбы. Действующими лицами обряда выступают дружки — современные свидетели — приглашенные со стороны молодого, «свадебный староста».
Процессы этнического смешивания (миксации) в период Великого переселения были характерны для всей Европы, в которую главным образом через Северное Причерноморье врываются все новые азиатские орды. Одним из новых исторических имен, образовавшихся во время этнической миксации стали русы. Первые два выразительных упоминания о руссах появляются в конце 8 (770—790-ые гг.) и в начале 9 ст. в произведениях христианской литературы жития в Крыму, хотя значительное количество исследователей склонно рассматривать как первые упоминания о руссах сообщения историков 9 ст. Кроме того, существуют упоминания о руссах в Западной и Северной Европе.
Резвая хозяйственная деятельность способствовала последующей культурной эволюции тех племен, которые жили возле Днепра и его крупных притоков. Заметно усилилась военное могущество, способность объединить и возглавить соседей. Одним из таких центров и стал Киев, впоследствии превратившийся в столицу одного из наиболее могучих и культурно развитых государств средневековой Европы.
ВОПРОС №2.
Основные черты и периодизация первобытного хозяйства.
Первобытнообщинный строй – самый продолжительный период развития человечества. Он начинается с момента появления человека на земле и завершается формированием классового общества и возникновением государства. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Если ее представить в виде суток, то окажется, что государства с их городами, письменностью, постоянно развивающейся техникой и сложно организованным обществом появились, да и то лишь на крохотных пятачках Земли, всего за три минуты до окончания суток.
Первобытнообщинный строй
• низким уровнем развития
производительных сил и
• низким темпом развития общества;
• коллективным присвоением
природных ресурсов и
• уравнительным распределением, социальным равенством;
• отсутствием частной собственности, эксплуатации, классов и государства.
Периодизация истории
каменный век: 3 млн лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.;
бронзовый век: конец III тысячелетия – I тысячелетие до н.э.;
железный век: I тысячелетие до н.э.
Последние два этапа связаны
с появлением первых
1) палеолит (древний каменный век): 3 млн – 12 тыс. лет до н.э.;
2) мезолит (средний каменный век): 12–8 тыс. лет до н.э.;
3) неолит (новый каменный век): 8–3 тыс. лет до н.э.
У различных племен и народов
появление определенных форм
труда и общественной жизни
происходило в разные периоды.
Вместе с тем для всех
Самый длительный период
– палеолит (3 млн–12 тыс. лет до
н.э.). Первыми формами хозяйственной
деятельности человека были
Важнейшей чертой, отличающей человека от животного, является умение изготавливать орудия труда. Считают, что первые каменные орудия появились около 2,5 млн лет назад. Это были камни с острыми краями и отщепы от них. Такими орудиями можно было срезать ветку, снять шкуру убитого животного, расколоть кость или выкопать из земли корень. Их набор был невелик. Человек, изготавливающий эти орудия, получил название «человек умелый» (homo habilis).
Около 1 млн лет назад появился новый вид предчеловека – питекантроп (обезьяночеловек). Это существо напоминало еще животных. Оно было покрыто шерстью, имело низкий лоб и сильно выдающиеся вперед надбровные дуги. Но размер его мозга был уже довольно большим, приближаясь к размеру мозга современного человека. Питекантроп научился делать различные орудия труда из камня – рубило правильной формы, скребки, резцы. Ими можно было рубить, резать, строгать, копать, убивать животных, снимать шкуры, разделывать туши. Со временем количество орудий возрастало. Уже в раннем палеолите (3 млн лет – 200 тыс. лет до н.э.) некоторые археологи выделяют набор орудий с 30–40 функциями. В эпоху среднего палеолита (200–40 тыс. лет до н.э.) появились треугольные, пластинчатые и заостренные остроконечники, рубила, копья.
Развитие трудовых навыков,
способность мыслить, планировать
свою деятельность позволили
людям приспособиться к жизни
в разных климатических
Примерно 100 тыс. лет тому назад
значительную часть Евразии
Около 250 тыс. лет назад питекантроп
уступил место древней
Когда 35–10 тысячелетий тому
назад закончилось таяние
Основным занятием людей
оставалась охота. Ее эффективность
в этот период повысилась
Высокого уровня достигла техника изготовления каменных орудий. Многие из них делались из пластин правильной формы, которые отделяли, «отжимали» от ядрищ призматической формы. Пластины разных размеров подвергали дополнительной обработке, притупляя края или снимая с помощью костяного либо деревянного инструмента с поверхности тонкие чешуйки. Самым пригодным камнем для изготовления орудий был кремень, часто встречающийся в природе. Его ножевидные пластины имели такие острые края, что ими можно было бриться. Использовали и другие легко раскалывающиеся, но твердые минералы. Орудия были предстаплены разного рода скребками, наконечниками, двусторонними рубилами, режущими инструментами. Появились каменные зернотерки, песты для растирания зерна, орехов и кореньев, вкладышевые орудия, кремневые наконечники.
Дальнейшее развитие получила
обработка кости. Ученые иногда
называют конец палеолита «
Обнаружены следы первых
долговременных поселений. В них
люди жили от нескольких
В эпоху позднего палеолита
на смену первобытному строю
пришла родовая община, объединявшая
людей одного рода. Она имела
коллективную собственность и
вела хозяйство на основе
До появления парного брака
родство устанавливалось по
В конце палеолита произошла
«зоологическая катастрофа». Резко
сократилась численность
Информация о работе Хозяйство первобытного общества и его эволюция на этапе ранних цивилизаций