Инновационная деятельность и ее государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 01:34, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть инновационную деятельность и ее государственное регулирование.
Данная цель раскрывается с помощью решения следующих основных задач:
1. Определить необходимость, сущность и виды инновационной деятельности.
2. Охарактеризовать инновационную политику государства в современных условиях.
3. Выявить направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Необходимость, сущность и виды инновационной деятельности 5
2. Инновационная политика государства в современных условиях 18
3. Направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности 37
Задача 44
Заключение 45
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

грэ.doc

— 556.00 Кб (Скачать файл)

     Вариант 14

     Тема: «Инновационная деятельность и ее государственное  регулирование» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение  3

1. Необходимость,  сущность и виды инновационной  деятельности  5

2. Инновационная  политика государства в современных  условиях  18

3. Направления,  формы и методы совершенствования  регулирования инновационной деятельности   37

Задача  44

Заключение  45

Список литературы  47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В современных условиях повышения  эффективности производства можно  достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста. По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия.

     Сейчас  обозначился переход к качественно  новому типу экономического развития, который называют научно-техническим или инновационным.

     Любая эффективная экономика основана на инновациях (в широком смысле этого слова), и их уровень отражает уровень развития общества. Но инновационная  экономика -это принципиально другое; она может существовать только в той формации, в которой наука является неотъемлемой частью промышленного производства и непосредственной производительной силой. 1

     Различные исследования показывают, что инновационный  сектор экономики обладает значительным, не до конца выявленным и освоенным потенциалом. Между тем, в современном мире именно от эффективности использования заложенных в инновационный сектор ресурсов зависит долгосрочное развитие экономики и политическое положение любого государства.

     Ставку  на инновации делают многие страны, регионы и муниципальные образования. Отдельные города и районы, привлекая  инвесторов и предоставляя им те или  иные льготные условия, отдают приоритет  компаниям, которые внедряют в реальное производство передовые разработки.

     Таким образом,тема: «Инновационная деятельность и ее государственное регулирование» является актуальной.

     Большой вклад в исследование теоретических  и практических проблем инновационной  деятельности внесли следующие ученые: и др.

     Цель  работы – рассмотреть инновационную деятельность и ее государственное регулирование.

     Данная  цель раскрывается с помощью решения  следующих основных задач:

     1. Определить необходимость, сущность  и виды инновационной деятельности.

     2. Охарактеризовать инновационную  политику государства в современных условиях.

     3. Выявить направления, формы и  методы совершенствования регулирования  инновационной деятельности. 
 
 
 

     
  1. Необходимость, сущность и виды инновационной  деятельности
 

     В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении. Они в конечном счете определяют рост дохода предпринимателей, а также повышение стандартов уровня жизни населения.

     Важнейшим условием формирования постиндустриального общества в России, восстановления производственного потенциала страны и обеспечения на этой основе повышения эффективности и конкурентоспособности национального производства является активизация инновационной деятельности, рост инвестиционных вложений в реальный сектор экономики. Актуализация этих проблем особенно усиливается в условиях разразившегося мирового финансового кризиса. В то же время отсутствие четкой системы кардинальных мер в области государственной инновационной политики обусловливает инерционный характер экономического развития.

     Почему  инновации настолько важны? Потому что они являются источником экономической  конкурентоспособности, роста и  всё большего разнообразия экономики. Экономика, основанная на инновациях, создаёт хорошо оплачиваемые трудовые места, создаёт основу для роста (особенно в условиях сегодняшней стагнации) и большей диверсификации экономики. Более того, хорошая инновационная стратегия создаст гарантию того, что будущие россияне будут жить лучше, чем сегодня.2

     В.А. Малыгин отмечает, что «консерватизм» традиций России в рядах инновационно ориентированных цивилизаций существенно  замедляет ее инновационный порыв. «Трансформационный шок» инновационной  сферы нашей страны в начале 90-х  гг. непосредственно был связан, в первую очередь, с отказом государства от поддержки сферы НИОКР, предоставлением значительной свободы в выборе направлений деятельности, либерализации отношений с внешним миром, интенсивным встраиванием национального научно-исследовательского комплекса в мировое хозяйство. Во многом именно он явился причиной резкого обвала инновационной активности в экономической системе. В результате трансформация инновационной сферы обернулась приспособлением не столько к условиям современной рыночной экономики, сколько к «правилам игры» переходной экономики, далекой как от советской модели, так и от постиндустриальной экономики многих развитых стран.3

     По  данным Всемирного банка по суммарному показателю конкурентоспособности  экономики (380 показателей, включая уровень развития НИОКР) Россия занимала в 1994 году место в четвертой десятке из 180 стран мира. За десять с небольшим лет наша страна переместилась во вторую сотню. В СССР в 1991 году было подано 190 тысяч заявок на изобретения. В настоящее время эта цифра сократилась до 22 тысяч. По данным Центра исследований и статистики науки (ЦИСН) только 5-6% российских промышленных предприятий ведут разработку и внедрение технологических инноваций. В конце 80-х годов таких предприятий было 60-70%. Инновационная продукция в России сегодня не набирает и 1%, этот же показатель в Финляндии - более 30%, в Италии, Португалии, Испании - от 10% до 20%. Доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией уже в течение ряда лет не превышает 0,3 - 0,5 %. Для сравнения: доля США - 36 %, Японии - 30 %, Германии - 17 %, Китая - 6 % .4

     Сравнительный анализ развития сфер инноваций в  России и некоторых других странах-лидерах  инновационного развития говорит о  том, что наша страна находится лишь в начале формирования постиндустриального общества и вынуждена отвечать на вызовы мировой экономики динамичным развитием инновационного производства. На это указывают многие ученые-экономисты.

     В России продолжает устаревать производственная база ключевых отраслей, износ основных фондов порой превышает 70%. Наиболее прибыльные, по идее, высокотехнологичные сегменты национального хозяйства представляют собой по большей части рудименты советской эпохи. Не решены самые очевидные проблемы — от модернизации отечественной энергосистемы до создания приемлемой модели гражданского лайнера для рынка авиаперевозок. Катастрофическая ситуация складывается в ВПК, отставание по разработке современных видов вооружений увеличивается, а то что разработано не всегда поступает в первую очередь в свою армию. Велико отставание и в других, критически важных с точки зрения НТР областях - информационных технологиях, биотехнологиях, производстве новых материалов и др.

     За  последние полтора десятилетия  существенно ухудшились основные параметры  научно-технического и инновационного потенциалов: произошло сокращение масштабов научных исследований, снижение кадрового потенциала науки, претерпела деградацию научная инфраструктура. Многократно упала изобретательная активность – число заявок резидентов на изобретения – на 1000 человек. По числу патентных заявок Россия находится на 31-м месте. Таким образом, к началу XXI в. Россия вышла с деградировавшим, отброшенным на несколько десятилетий назад инновационным потенциалом. Если страна будет и дальше ориентироваться на инерционно-рыночную стратегию, то это положение закрепится и станет необратимым на многие годы.5

     Важно отметить, что доля принципиально  новых разработок в затратах на технологичные  инновации составляет примерно 18% (ОЭСР –33%); из числа использованных передовых технологий всего 2,6% имеют патент на изобретения; более 90% машинотехнической продукции неконкурентоспособно по сравнению с иностранными аналогами; удельный вес инновационно активных организаций составляет менее 10%, а доля затрат на технологические инновации в общем объеме их отгруженной продукции – чуть более 4%; стоимость импорта технологий в 2,1раза превышает стоимость их экспорта; отечественный экспорт машин и оборудования составляет лишь около 9% от общего объема, тогда как сырьевой экспорт – более 77%; на 60% расходы на НИОКР обеспечиваются за счет государственного бюджета, в развитых же странах 2/3 и более затрат покрывается частным сектором.6

     Нынешняя  ситуация в отечественной науке  создает угрозу национальной безопасности России. У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2-3% ВВП, в том числе у США - 2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, достигает 3,5-4,5% ВВП. У России этот показатель составляет примерно 1% ВВП.7 В последние годы заметно понизился потенциал прикладной науки, развитие которой и определяет новые источники развития экономики. Уменьшилось влияние науки на общество в целом и на образование в частности. Тиражи научно-популярных изданий снизились в сотни раз. В большой степени растрачен кадровый потенциал, возник острый дефицит молодежи в науке. Наука оказалась не востребована. Общество не использует её результатов, не понимает её смысла и значения. В сложном положении оказалась Российская академия наук, не имеющая стратегических ориентиров, берущаяся за несвойственные ей функции (инновационная деятельность и коммерциализация фундаментальной науки в отрыве от науки прикладной и опытно-конструкторских разработок). Сегодня бюджет одного хорошего западного университета равен бюджету всей РАН.8 Правительственные прогнозы социально-экономического развития страны не дают оснований для оптимизма. Численность занятых в научном секторе планируется к сокращению с 788,5 тыс.чел. (2007 год) до 754,1 тыс.чел. в 2010 году.9 Продолжение деградации научного потенциала страны привело к тому, что Россия остается единственной крупной страной в мире с сокращающейся численностью ученых. Сложившаяся ситуация - это результат применения в России неолиберальных экономических концепций, согласно которым любое государственное вмешательство в экономику ведет к негативным последствиям. Такая вера в «невидимую руку рынка» затронула и государственную политику в научной сфере. Фактически научной политики в России нет.

     Состояние системы образования явно не соответствует  требованиям перевода страны на инновационный курс развития. В системе школьного образовании навязывание ЕГЭ может привести к падению креативного потенциала страны. По оценке Д. А. Медведева: "За последние годы у нас полностью разрушена система начального и среднего технического образования". Не лучше обстоят дела и в сфере подготовки специалистов с высшим образованием. Качество подготовки в большинстве ВУЗов России не соответствует требованиям инновационной экономики. В последнее время наметились определенные позитивные сдвиги в области образования. Безусловно, компьютеризация школ, создание исследовательских и национальных университетов, увеличение финансирования высшего образования, повышение ставок учителям, внимание к дошкольным учреждениям и т.д. плодотворно скажутся на всей системе образования. Однако в этих шагах не просматривается системный подход к обеспечению инновационного пути развития страны.

     Итак, в современных условиях наблюдается  очевидный регресс, а не инновационное  развитие России.

     Таким образом, для восстановления производственного потенциала страны и обеспечения на этой основе повышения эффективности и конкурентоспособности национального производства необходима активизация инновационной деятельности, рост инвестиционных вложений в реальный сектор экономики.

     Рассмотрим  сущность и виды инновационной деятельности.

     Существуют  различные толкования инноваций  и инновационных процессов.

     Широко  употребляемый в научном обороте  термин "инновация" происходит от латинского слова “innovus” (in - в и novus - новый), по содержанию термины "инновация" и "нововведения" могут рассматриваться как синонимы. Термин “нововведение” тесно связан и с понятием "новшество", и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих понятий является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, т. е. как новшества (новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления.10

     Существует  несколько подходов к определению  сущности инноваций:

     1.Инновация  – это процесс (в технике,  технологии, организации, производстве  и т.д.) внедрения в практику каких-либо новых элементов, получающих общественное признание в виде рыночного (коммерческого) успеха.

Информация о работе Инновационная деятельность и ее государственное регулирование