Инновационная деятельность и ее государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 01:34, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть инновационную деятельность и ее государственное регулирование.
Данная цель раскрывается с помощью решения следующих основных задач:
1. Определить необходимость, сущность и виды инновационной деятельности.
2. Охарактеризовать инновационную политику государства в современных условиях.
3. Выявить направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Необходимость, сущность и виды инновационной деятельности 5
2. Инновационная политика государства в современных условиях 18
3. Направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности 37
Задача 44
Заключение 45
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

грэ.doc

— 556.00 Кб (Скачать файл)
  2007 2008 2009 2009 к 2007 2009 к 2008
млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % (+,-) % (+,-) %
Расходы федерального бюджета 132703,4 100% 162115,9 100% 219057,6 100% 86354,2 165,07 56941,7 135,12
в том числе:                    
на  фундамен-тальные исследования 54769,4 41,27 69735,8 43,02 83198,1 37,98 28428,7 151,91 13462,3 119,30
на  прикладные научные исследования 77934 58,73 92380,1 56,98 135859,5 62,02 57925,5 174,33 43479,4 147,07
 

     Для наглядности расходы федерального бюджета на фундаментальные и прикладные научные исследования в 2007-2009 гг. представим в виде диаграммы (рис. 6). 

       

     Рис. 6 Расходы федерального бюджета на фундаментальные и прикладные научные  исследования в 2007-2009 гг.

     Таким образом, отметим, что расходы федерального бюджета на научные исследования в 2009 году в сравнении с предыдущими  годами увеличились.

     В таблице 2 представлены данные по расходам на научные исследования по секторам деятельности.

     Таблица 2

     Расходы на научные исследования по секторам деятельности

     в 2007-2009 гг.

Годы  
Все

затраты

в том  числе по секторам деятельности
  Государст-венный предприни-

мательский

высшего профессионального образования некоммерческих  организаций
   
2007 371080,3 107985 238386,2 23471,9 1237,3
2008 431073,2 129871 271206,3 23471,9 1127,1
2009 485834,3 147023 303051,1 34642,2 1117,8
 

     В целом, полученные результаты исследований показывают, что в настоящее время существуют необходимые предпосылки и возможности для осуществления перевода экономики на инновационный путь развития и обеспечения за счет этого достижения стратегических целей развития страны.

     На  основе официальных данных Росстата построим динамику числа организаций, выполнявших научные исследования и разработки в целом по Российской Федерации за период с 2004 по 2009 гг. (рис.7).

     

 
Рис.7  Динамика изменения числа  организаций, выполнявших научные  исследования и разработки24

     Наибольший  рост числа организаций, выполнявших  научные исследования и разработки по Российской Федерации за рассматриваемый  период, приходился на 2007 год – 3957 организаций. За последние годы их число снизилось  практически на 11% и к концу 2009 года составило 3536 организаций. В динамике численности научно-исследовательских организаций произошел заметный спад за весь рассматриваемый период времени – с 2464 организаций в 2004 году до 1878 на конец 2009 года, то есть практически на 24%. Не считая резкого скачка почти на 60% числа конструкторских бюро, произошедшего с 2004 до 2005 год, здесь также прослеживается отрицательная динамика. С 2007 года число конструкторских бюро сократилось на 15%, а с 2008 еще на 10%. Можно предположить и дальнейшее снижение числа конструкторских бюро. За рассматриваемый период в 1,8 раза снизилось число проектных и проектно-изыскательных организаций – с 63 в 2004 до 36 на конец 2009 года. Прослеживается положительная динамика числа опытных заводов и образовательных учреждений высшего профессионального образования – их число за весь рассматриваемый период выросло на 45% и 20% соответственно. На конец 2009 года существовало 228 научно-исследовательских, проектно-конструкторских подразделений в организациях – это на 6,5% меньше, чем в 2004 году и практически на 15% уступает 2007 году – году-лидеру по данному показателю.

     Важно отметить, что центром эффективной  инновационной политики в России являются местные инновации, возникающие  в десятках частных инновационных  инкубаторов или ускорителях по образу и подобию модели Idealab или Y-Сombinator. Принимая во внимание отсутствие развитого среднего класса, хай-тек-предпринимателей, непреодолимую бюрократию и скудость финансирования, эти частные инкубаторы — важнейший источник рождения высокотехнологическихстартапов. Инкубаторы могут специализироваться в области биологии, возобновляемых источников энергии, интернета и т.д. Инкубаторы дают финансирование на первые этапы стартапа и на доказательство правильности концепции. Но финансирование — это ещё не решение проблемы. Они собирают предпринимателей и профессионалов из нужных областей, чтобы генерировать инновации. Их советы, управление и творчество превращают изобретение в новые продукты и услуги.25

     Важно отметить, что в феврале 2011 года на II Форуме регионов России рассматривались разнообразные аспекты и перспективы внедрения прорывных технологий. В ходе дискуссий обсуждались как общие, так и частные проблемы инновационного роста, формирование условий для комплексной модернизации и механизмы инновационного развития регионов. Заместитель Министра экономического развития РФ Олег Фомичев в своем выступлении подробно остановился на проекте стратегии инновационного развития России до 2020 года, подготовленном Минэкономразвития России. Особая роль в документе отведена развитию инноваций в регионах.

     Рассмотрим  инновационную деятельность Тульского  региона.

     В Тульской области сосредоточена  заметная доля неиспользуемого научного потенциала России - ученых и научных  кадров оборонной промышленности, материально-технической базы остановленных НИИ и КБИ, вузовской науки.

     Экономические возможности Тульской области достаточно обширны, и это касается не только развития основных традиционных отраслей, но и отраслей, связанных с разработкой  и производством в инновационной сфере. В таблице 3 представлены результаты анализа экономики Тульской области в разрезе факторов формирования ее инновационной системы.

     Таблица 3

     Анализ  инновационной сферы Тульской области

     Экономика Тульской области диверсифицирована: в ней представлены различные сферы промышленности и услуг. При этом акцент делается на военно-промышленный комплекс, сельское хозяйство и химию.

     В настоящий момент сложились предпосылки  для более активного развития не только перерабатывающей промышленности, но и транспортно-складского комплекса, туризма и сферы услуг. Многие из этих новых отраслей и сфер требуют инновационной продукции, что служит хорошим стимулом для местных инновационных компаний.

     Уже в настоящее время в регионе  сформировалась группа инновационных компаний, успешно функционирующих как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Данные компании используют потенциал региона, его трудовые и прочие ресурсы с целью создания и продвижения на рынки инновационной продукции, позволяющей ее потребителям решать комплексные производственные и инфраструктурные задачи. Таблица 4 содержит описание инновационной составляющей некоторых из данных компаний.26

     Таблица 4

     Инновационные предприятия Тульской области

 

     Из  данных таблицы видно, что инновационная  активность региональных компаний Тульской области распространяется на различные отрасли и виды деятельности. Здесь речь идет и о производстве оборудования и систем для энергетики, металлургии и строительной отрасли, и о разработке и внедрении технологий для населения и оборонного комплекса.

     Все это свидетельствует о начале диверсификации инновационного сектора  экономики региона, что должно служить  стимулом для реализации новых инновационных  программ на этой территории.

     С точки зрения целевой направленности сферы инноваций Тульской области, она во многом складывается из экспортных поставок, в первую очередь посредством экспорта военной продукции. Это является положительным фактором, за счет которого обеспечивается стабильный приток экспортной выручки, но, с другой стороны, ставит инновационную сферу в зависимость от международной политической ситуации и госзаказов, что не дает возможности самостоятельного планирования и развития данной сферы внутри региона.

     Выход из ситуации видится в использовании  внутренних возможностей инновационной сферы. В первую очередь следует реализовать потенциал близости региона к основным потребительским рынкам, как например, Москва. Это даст стимул для развития прочих инновационных сфер и позволит экономике региона уменьшить свою зависимость от военно-промышленного комплекса.

     В сфере науки и научного обслуживания Тульской области в настоящее  время действует более 40 научных  организаций, 53 малых предприятия, 12 учреждений высшей школы и их филиалов. В данных компаниях и организациях занято более 15 тыс. чел., при этом непосредственно научными разработками и исследованиями занято порядка 10 тыс. чел., из них более 40% – собственно профессиональные исследовательские кадры. В регионе действует несколько негосударственных организаций и фондов, поддерживающих инновационную активность региональных компаний.27

     В первую очередь стоит отметить деятельность НП «Тульская региональная лига научно-технического и инновационного предпринимательства» («Тула-Интех»), созданного по инициативе ряда тульских компаний научно-технической сферы для защиты общих интересов субъектов инновационного бизнеса региона. В настоящее время в лигу входят 22 малых инновационных предприятия. При содействии лиги, которая также является региональным представительством Государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ведется поиск, отбор, подготовка к представлению в Фонд проектов и их сопровождение в процессе реализации. В результате уже профинансировано 50 проектов НИОКР около двадцати компаний на общую сумму 53 млн. руб.28 Определенная активность в части создания инфраструктуры инновационной деятельности проявляется также Тульским государственным университетом и Тульским государственным педагогическим университетом.

     Инновационная инфраструктура региона, несмотря на деятельность в данной сфере указанных выше организаций, несколько недостаточна, что является проблемой не только Тулы, но и многих других регионов России. Инновационная инфраструктура региона в настоящем ее виде не решает стратегических задач развития и не позволяет местным компаниям реализовывать потенциальные конкурентные преимущества.

     Региональная  инновационная инфраструктура –  комплекс различных систем и видов  поддержки инновационного развития региона. Здесь присутствуют не только структуры поддержки инновационного бизнеса и финансирования научных разработок, но целый ряд сопутствующих инфраструктурных составляющих, среди которых выделим непременное наличие в регионе технологических парков и технико-внедренческих зон, стимулирующих экономическую деятельность инновационно-активных компаний.

     Технопарки  – это инновационные центры, главная  задача которых – развитие новых  технологий в наукоемкой отрасли  экономики. В технопарках в рамках одного проекта совмещены разные функциональные зоны: офисные помещения, исследовательские лаборатории, производственные, складские и выставочные площади, жилые и развлекательные объекты недвижимости. Инфраструктура технопарка позволяет работать всей технологической цепочке – от теоретических исследований до выпуска нового продукта в сфере высоких технологий. Здесь находятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские институты, высшие учебные заведения, коммерческие организации, инновационная деятельность которых поддерживается и экономически стимулируется государством.29

Информация о работе Инновационная деятельность и ее государственное регулирование