Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 01:34, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть инновационную деятельность и ее государственное регулирование.
Данная цель раскрывается с помощью решения следующих основных задач:
1. Определить необходимость, сущность и виды инновационной деятельности.
2. Охарактеризовать инновационную политику государства в современных условиях.
3. Выявить направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности.
Введение 3
1. Необходимость, сущность и виды инновационной деятельности 5
2. Инновационная политика государства в современных условиях 18
3. Направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности 37
Задача 44
Заключение 45
Список литературы 47
2007 | 2008 | 2009 | 2009 к 2007 | 2009 к 2008 | ||||||
млн. руб. | % | млн. руб. | % | млн. руб. | % | (+,-) | % | (+,-) | % | |
Расходы федерального бюджета | 132703,4 | 100% | 162115,9 | 100% | 219057,6 | 100% | 86354,2 | 165,07 | 56941,7 | 135,12 |
в том числе: | ||||||||||
на фундамен-тальные исследования | 54769,4 | 41,27 | 69735,8 | 43,02 | 83198,1 | 37,98 | 28428,7 | 151,91 | 13462,3 | 119,30 |
на прикладные научные исследования | 77934 | 58,73 | 92380,1 | 56,98 | 135859,5 | 62,02 | 57925,5 | 174,33 | 43479,4 | 147,07 |
Для
наглядности расходы
Рис. 6 Расходы федерального бюджета на фундаментальные и прикладные научные исследования в 2007-2009 гг.
Таким образом, отметим, что расходы федерального бюджета на научные исследования в 2009 году в сравнении с предыдущими годами увеличились.
В таблице 2 представлены данные по расходам на научные исследования по секторам деятельности.
Таблица 2
Расходы на научные исследования по секторам деятельности
в 2007-2009 гг.
Годы | Все затраты |
в том числе по секторам деятельности | |||
Государст-венный | предприни-
мательский |
высшего профессионального образования | некоммерческих организаций | ||
2007 | 371080,3 | 107985 | 238386,2 | 23471,9 | 1237,3 |
2008 | 431073,2 | 129871 | 271206,3 | 23471,9 | 1127,1 |
2009 | 485834,3 | 147023 | 303051,1 | 34642,2 | 1117,8 |
В целом, полученные результаты исследований показывают, что в настоящее время существуют необходимые предпосылки и возможности для осуществления перевода экономики на инновационный путь развития и обеспечения за счет этого достижения стратегических целей развития страны.
На основе официальных данных Росстата построим динамику числа организаций, выполнявших научные исследования и разработки в целом по Российской Федерации за период с 2004 по 2009 гг. (рис.7).
Наибольший рост числа организаций, выполнявших научные исследования и разработки по Российской Федерации за рассматриваемый период, приходился на 2007 год – 3957 организаций. За последние годы их число снизилось практически на 11% и к концу 2009 года составило 3536 организаций. В динамике численности научно-исследовательских организаций произошел заметный спад за весь рассматриваемый период времени – с 2464 организаций в 2004 году до 1878 на конец 2009 года, то есть практически на 24%. Не считая резкого скачка почти на 60% числа конструкторских бюро, произошедшего с 2004 до 2005 год, здесь также прослеживается отрицательная динамика. С 2007 года число конструкторских бюро сократилось на 15%, а с 2008 еще на 10%. Можно предположить и дальнейшее снижение числа конструкторских бюро. За рассматриваемый период в 1,8 раза снизилось число проектных и проектно-изыскательных организаций – с 63 в 2004 до 36 на конец 2009 года. Прослеживается положительная динамика числа опытных заводов и образовательных учреждений высшего профессионального образования – их число за весь рассматриваемый период выросло на 45% и 20% соответственно. На конец 2009 года существовало 228 научно-исследовательских, проектно-конструкторских подразделений в организациях – это на 6,5% меньше, чем в 2004 году и практически на 15% уступает 2007 году – году-лидеру по данному показателю.
Важно
отметить, что центром эффективной
инновационной политики в России
являются местные инновации, возникающие
в десятках частных инновационных
инкубаторов или ускорителях по образу
и подобию модели Idealab или Y-Сombinator. Принимая
во внимание отсутствие развитого среднего
класса, хай-тек-предпринимателей, непреодолимую
бюрократию и скудость финансирования,
эти частные инкубаторы — важнейший источник
рождения высокотехнологическихстартапов
Важно отметить, что в феврале 2011 года на II Форуме регионов России рассматривались разнообразные аспекты и перспективы внедрения прорывных технологий. В ходе дискуссий обсуждались как общие, так и частные проблемы инновационного роста, формирование условий для комплексной модернизации и механизмы инновационного развития регионов. Заместитель Министра экономического развития РФ Олег Фомичев в своем выступлении подробно остановился на проекте стратегии инновационного развития России до 2020 года, подготовленном Минэкономразвития России. Особая роль в документе отведена развитию инноваций в регионах.
Рассмотрим инновационную деятельность Тульского региона.
В Тульской области сосредоточена заметная доля неиспользуемого научного потенциала России - ученых и научных кадров оборонной промышленности, материально-технической базы остановленных НИИ и КБИ, вузовской науки.
Экономические возможности Тульской области достаточно обширны, и это касается не только развития основных традиционных отраслей, но и отраслей, связанных с разработкой и производством в инновационной сфере. В таблице 3 представлены результаты анализа экономики Тульской области в разрезе факторов формирования ее инновационной системы.
Таблица 3
Анализ инновационной сферы Тульской области
Экономика Тульской области диверсифицирована: в ней представлены различные сферы промышленности и услуг. При этом акцент делается на военно-промышленный комплекс, сельское хозяйство и химию.
В настоящий момент сложились предпосылки для более активного развития не только перерабатывающей промышленности, но и транспортно-складского комплекса, туризма и сферы услуг. Многие из этих новых отраслей и сфер требуют инновационной продукции, что служит хорошим стимулом для местных инновационных компаний.
Уже в настоящее время в регионе сформировалась группа инновационных компаний, успешно функционирующих как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Данные компании используют потенциал региона, его трудовые и прочие ресурсы с целью создания и продвижения на рынки инновационной продукции, позволяющей ее потребителям решать комплексные производственные и инфраструктурные задачи. Таблица 4 содержит описание инновационной составляющей некоторых из данных компаний.26
Таблица 4
Инновационные предприятия Тульской области
Из данных таблицы видно, что инновационная активность региональных компаний Тульской области распространяется на различные отрасли и виды деятельности. Здесь речь идет и о производстве оборудования и систем для энергетики, металлургии и строительной отрасли, и о разработке и внедрении технологий для населения и оборонного комплекса.
Все это свидетельствует о начале диверсификации инновационного сектора экономики региона, что должно служить стимулом для реализации новых инновационных программ на этой территории.
С точки зрения целевой направленности сферы инноваций Тульской области, она во многом складывается из экспортных поставок, в первую очередь посредством экспорта военной продукции. Это является положительным фактором, за счет которого обеспечивается стабильный приток экспортной выручки, но, с другой стороны, ставит инновационную сферу в зависимость от международной политической ситуации и госзаказов, что не дает возможности самостоятельного планирования и развития данной сферы внутри региона.
Выход из ситуации видится в использовании внутренних возможностей инновационной сферы. В первую очередь следует реализовать потенциал близости региона к основным потребительским рынкам, как например, Москва. Это даст стимул для развития прочих инновационных сфер и позволит экономике региона уменьшить свою зависимость от военно-промышленного комплекса.
В сфере науки и научного обслуживания Тульской области в настоящее время действует более 40 научных организаций, 53 малых предприятия, 12 учреждений высшей школы и их филиалов. В данных компаниях и организациях занято более 15 тыс. чел., при этом непосредственно научными разработками и исследованиями занято порядка 10 тыс. чел., из них более 40% – собственно профессиональные исследовательские кадры. В регионе действует несколько негосударственных организаций и фондов, поддерживающих инновационную активность региональных компаний.27
В первую очередь стоит отметить деятельность НП «Тульская региональная лига научно-технического и инновационного предпринимательства» («Тула-Интех»), созданного по инициативе ряда тульских компаний научно-технической сферы для защиты общих интересов субъектов инновационного бизнеса региона. В настоящее время в лигу входят 22 малых инновационных предприятия. При содействии лиги, которая также является региональным представительством Государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ведется поиск, отбор, подготовка к представлению в Фонд проектов и их сопровождение в процессе реализации. В результате уже профинансировано 50 проектов НИОКР около двадцати компаний на общую сумму 53 млн. руб.28 Определенная активность в части создания инфраструктуры инновационной деятельности проявляется также Тульским государственным университетом и Тульским государственным педагогическим университетом.
Инновационная инфраструктура региона, несмотря на деятельность в данной сфере указанных выше организаций, несколько недостаточна, что является проблемой не только Тулы, но и многих других регионов России. Инновационная инфраструктура региона в настоящем ее виде не решает стратегических задач развития и не позволяет местным компаниям реализовывать потенциальные конкурентные преимущества.
Региональная инновационная инфраструктура – комплекс различных систем и видов поддержки инновационного развития региона. Здесь присутствуют не только структуры поддержки инновационного бизнеса и финансирования научных разработок, но целый ряд сопутствующих инфраструктурных составляющих, среди которых выделим непременное наличие в регионе технологических парков и технико-внедренческих зон, стимулирующих экономическую деятельность инновационно-активных компаний.
Технопарки – это инновационные центры, главная задача которых – развитие новых технологий в наукоемкой отрасли экономики. В технопарках в рамках одного проекта совмещены разные функциональные зоны: офисные помещения, исследовательские лаборатории, производственные, складские и выставочные площади, жилые и развлекательные объекты недвижимости. Инфраструктура технопарка позволяет работать всей технологической цепочке – от теоретических исследований до выпуска нового продукта в сфере высоких технологий. Здесь находятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские институты, высшие учебные заведения, коммерческие организации, инновационная деятельность которых поддерживается и экономически стимулируется государством.29
Информация о работе Инновационная деятельность и ее государственное регулирование