Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 01:34, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть инновационную деятельность и ее государственное регулирование.
Данная цель раскрывается с помощью решения следующих основных задач:
1. Определить необходимость, сущность и виды инновационной деятельности.
2. Охарактеризовать инновационную политику государства в современных условиях.
3. Выявить направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности.
Введение 3
1. Необходимость, сущность и виды инновационной деятельности 5
2. Инновационная политика государства в современных условиях 18
3. Направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности 37
Задача 44
Заключение 45
Список литературы 47
2.Нововведение (инновация) – это результат творческого процесса в виде нового продукта (техники, технологии, метода).
Именно этого подхода придерживаются основные международные статистические стандарты в области науки и инноваций.
Согласно этому стандарту, инновация – это конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Установленные
формы государственной
Нововведение (А.С. Коротаев) – это новое приложение научных и технических знаний, приводящее к рыночному успеху.
А.А. Кутейников не разграничивает понятия «нововведение» и «инновация» и определяет их как новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники.
4.Финансовый подход.
С точки зрения данного подхода инновация – это процесс инвестирования в новации, вложение средств в новой техники, технологии и научных институтов.
Существуют различные виды классификации инноваций. В зависимости от используемых критериев различают:
-
по видам работ - научные, технические
(конструкторские и
-
по конкретным результатам
- по степени новизны - принципиально новые, новые, модификационные (модифицирующие) и псевдоинновации (псевдонововведения);
-
по предметному (вещественному)
- по виду эффекта - научно-технические, экономические, социальные, экологические, информационные и политические инновации;.
-
по охвату основных сфер
К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:
-
новые или улучшенные виды
продукции (продуктовые
- новые или улучшенные услуги (инновации услуг);
-
новые или улучшенные
-
измененные социальные
-
новые или улучшенные
Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.
Определяющими для инноваций являются следующие признаки:
-
они всегда связаны с
- дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке;
-
означают первое использование
новшества на предприятии
-
нуждаются в творческом
Понятие «инновация» тесно связано с понятием «инновационный процесс».
Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций).
Понятие «инновационного процесса» шире понятия «инновации», т.к. собственно инновация (нововведение) является одним из компонентов инновационного процесса.14
Деятельность по организации и осуществлению инновационного процесса называется инновационной деятельностью. Следовательно, инновационная деятельность – это использование результатов законченных научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных научно-технических достижений для создания нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, их распространение, а также связанные с этим дополнительные научные исследования, разработки и опытно-конструкторские работы.15
Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными видами инновационной деятельности являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; приобретение патентов, лицензий и ноу-хау; инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов; сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.16
Основными
элементами структуры инновационной
деятельности являются инновационные
проекты и программы и
Инновационная деятельность – это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации.18
В
основе инновационной деятельности
лежит научно-техническая
1)
научные исследования и
2)
научно-техническое
3) научно-технические услуги.
Инновационная деятельность переводит научно-техническую деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и коммерческую реализацию научно-технических достижений.
В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников, классифицируя их по первоочередности:
1) новаторы;
2) ранние реципиенты (пионеры, лидеры);
3)
имитаторы, которые в свою
a) ранее большинство;
б) отстающие.
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией.
Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) − это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе. В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях. Если такие фирмы имеют в своей структуре научные, научно- исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию). Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.19
Отстающие – это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.
Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).
Кроме
вышеперечисленных основных участников
инновационной деятельности существуют
множество других, которые выполняют
обслуживающие функции и
В
Российской Федерации субъектами инновационной
деятельности являются принимающие
участие в инновационной
Как
свидетельствует статистика, деятельность
по созданию и внедрению инноваций,
несмотря на большой риск, характеризуется
высокой прибыльностью, в среднем более
чем в 3 раза превышающей прибыль инвестиций
в экономически развитых странах. Производство
и коммерция, связанные с освоением новой
наукоемкой продукции, являются одними
из главных источников пополнения национальных
бюджетов. По данным Миннауки РФ, в России
накоплено интеллектуальной собственности
на 400 млрд. руб., сосредоточено 12% ученых
всего мира, но инновационной деятельностью
занимается лишь 15% предпринимателей,
наукоемкая продукция которых не превышает
1,5 - 2% общего объема экспорта страны. Мировой
рынок наукоемкой продукции превышает
2 трлн. долларов в год, и Россия имеет шансы
повысить свой рейтинг, укрепив национальную
инновационную систему, поскольку только
в этом случае реализуемы шансы на высокое
качество роста, ресурсосбережение, эффективность
производства, выпуск конкурентоспособной
на внутренних и мировых рынках продукции.20
В сфере инновационной политики для России характерна тенденция усиления государственного регулирования и прямого участия государства-собственника в мобилизационном развитии. Основания данной тенденции следующие:
Информация о работе Инновационная деятельность и ее государственное регулирование