Инновационная деятельность и ее государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 01:34, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть инновационную деятельность и ее государственное регулирование.
Данная цель раскрывается с помощью решения следующих основных задач:
1. Определить необходимость, сущность и виды инновационной деятельности.
2. Охарактеризовать инновационную политику государства в современных условиях.
3. Выявить направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Необходимость, сущность и виды инновационной деятельности 5
2. Инновационная политика государства в современных условиях 18
3. Направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности 37
Задача 44
Заключение 45
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

грэ.doc

— 556.00 Кб (Скачать файл)

     2.Нововведение (инновация) – это результат  творческого процесса в виде  нового продукта (техники, технологии, метода).

     Именно  этого подхода придерживаются основные международные статистические стандарты в области науки и инноваций.

     Согласно  этому стандарту, инновация –  это конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

     Установленные формы государственной статистической отчетности организации об инновационной  деятельности РФ свидетельствуют об аналогичной трактовке инноваций и в российской практике, а именно: инновация – это внедренные на рынке новые, или значительно усовершенствованные продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практике новые или усовершенствованные производственные процессы.

  1. Рыночный подход.

     Нововведение (А.С. Коротаев) – это новое приложение научных и технических знаний, приводящее к рыночному успеху.

     А.А. Кутейников не разграничивает понятия  «нововведение» и «инновация» и определяет их как новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники.

     4.Финансовый  подход.

     С точки зрения данного подхода  инновация – это процесс инвестирования в новации, вложение средств в новой техники, технологии и научных институтов.

     Существуют  различные виды классификации инноваций. В зависимости от используемых критериев  различают:

     - по видам работ - научные, технические  (конструкторские и технологические), опытно-экспериментальные и производственные инновации;

     - по конкретным результатам процесса  нововведений (инноваций) - патенты,  изобретения, новые или модифицированные  изделия, прогрессивные технологические  процессы, услуги, стандарты, новые методы управления и организации производства;

     - по степени новизны - принципиально  новые, новые, модификационные  (модифицирующие) и псевдоинновации  (псевдонововведения);

     - по предметному (вещественному)  содержанию - продуктовые, технологические,  социальн0-экономические, экологические, информационные, организационные и управленческие инновации;

     - по виду эффекта - научно-технические,  экономические, социальные, экологические,  информационные и политические  инновации;.

     - по охвату основных сфер деятельности  - производственно-технологические, организационно-управленческие, социально-политические и финансово-экономические инновации.11

     К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли  применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:

     -  новые или улучшенные виды  продукции (продуктовые инновации);

     -  новые или улучшенные услуги (инновации услуг);

     -  новые или улучшенные производственные  процессы и технологии (процессные  и технологические инновации);

     - измененные социальные отношения  на предприятии (социальные или  кадровые инновации);

     -  новые или улучшенные производственные  системы.12

     Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.

     Определяющими для инноваций являются следующие признаки:

     -  они всегда связаны с хозяйственным  (практическим) использованием оригинальных  решений. В этом заключается  их отличие от технических  изобретений; 

     -  дают конкретную хозяйственную  и/или социальную выгоду для  пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке;

     - означают первое использование  новшества на предприятии независимо  от того, применялось ли оно  где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании  даже имитация может иметь характер инновации;

     -  нуждаются в творческом подходе  и связаны с рисками. Инновации  не могут создаваться и внедряться  в ходе рутинных процессов,  а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников)  ясного понимания необходимости  в них и творческих способностей.13

     Понятие «инновация» тесно связано с  понятием «инновационный процесс».

     Инновационный процесс представляет собой процесс  создания и распространения нововведений (инноваций).

     Понятие «инновационного процесса» шире понятия «инновации», т.к. собственно инновация (нововведение) является одним из компонентов инновационного процесса.14

     Деятельность  по организации и осуществлению  инновационного процесса называется инновационной  деятельностью. Следовательно, инновационная  деятельность – это использование результатов законченных научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных научно-технических достижений для создания нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, их распространение, а также связанные с этим дополнительные научные исследования, разработки и опытно-конструкторские работы.15

     Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными видами инновационной деятельности являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; приобретение патентов, лицензий и ноу-хау; инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов; сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.16

     Основными элементами структуры инновационной  деятельности являются инновационные  проекты и программы и выполняющие  их организации.17

     Инновационная деятельность – это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации.18

     В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность. Понятие научно-технической деятельности разработано ЮНЕСКО и охватывает:

     1) научные исследования и разработки;

     2) научно-техническое образование  и подготовку кадров;

     3) научно-технические услуги.

     Инновационная деятельность переводит научно-техническую  деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и коммерческую реализацию научно-технических достижений.

     В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников, классифицируя их по первоочередности:

     1) новаторы;

     2) ранние реципиенты (пионеры, лидеры);

     3) имитаторы, которые в свою очередь  делятся на:

     a) ранее большинство;

     б) отстающие.

     Новаторы  являются генераторами научно-технических  знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские  организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией.

     Ранние  реципиенты (пионеры, лидеры) − это  производственные фирмы, первыми освоившие  новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе. В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях. Если такие фирмы имеют в своей структуре научные, научно- исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию). Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.19

     Отстающие – это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.

     Фирмы-имитаторы  не занимаются научно-исследовательской  и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и  лицензии у фирм-новаторов, либо принимают  на работу по договору специалистов, разработавших  инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).

     Кроме вышеперечисленных основных участников инновационной деятельности существуют множество других, которые выполняют  обслуживающие функции и создают  инновационную инфраструктуру: биржи, банки; инвестиционные и финансовые компании; средства массовой информации;информационные технологии и средства деловой коммуникации; патентные организации; органы сертификации; библиотеки; ярмарки, аукционы, семинары; система страхования; рекламные агентства; система образования; консалтинговые компании.

     В Российской Федерации субъектами инновационной  деятельности являются принимающие  участие в инновационной деятельности юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; физические лица – граждане Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ; органы местного самоуправления; иностранные организации и граждане.

     Как свидетельствует статистика, деятельность по созданию и внедрению инноваций, несмотря на большой риск, характеризуется высокой прибыльностью, в среднем более чем в 3 раза превышающей прибыль инвестиций в экономически развитых странах. Производство и коммерция, связанные с освоением новой наукоемкой продукции, являются одними из главных источников пополнения национальных бюджетов. По данным Миннауки РФ, в России накоплено интеллектуальной собственности на 400 млрд. руб., сосредоточено 12% ученых всего мира, но инновационной деятельностью занимается лишь 15% предпринимателей, наукоемкая продукция которых не превышает 1,5 - 2% общего объема экспорта страны. Мировой рынок наукоемкой продукции превышает 2 трлн. долларов в год, и Россия имеет шансы повысить свой рейтинг, укрепив национальную инновационную систему, поскольку только в этом случае реализуемы шансы на высокое качество роста, ресурсосбережение, эффективность производства, выпуск конкурентоспособной на внутренних и мировых рынках продукции.20 
 
 
 
 
 

  1. Инновационная политика государства  в современных  условиях
 

     В сфере инновационной политики для России характерна тенденция усиления государственного регулирования и прямого участия государства-собственника в мобилизационном развитии. Основания данной тенденции следующие:

Информация о работе Инновационная деятельность и ее государственное регулирование