Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 01:34, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть инновационную деятельность и ее государственное регулирование.
Данная цель раскрывается с помощью решения следующих основных задач:
1. Определить необходимость, сущность и виды инновационной деятельности.
2. Охарактеризовать инновационную политику государства в современных условиях.
3. Выявить направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности.
Введение 3
1. Необходимость, сущность и виды инновационной деятельности 5
2. Инновационная политика государства в современных условиях 18
3. Направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности 37
Задача 44
Заключение 45
Список литературы 47
-
собирание государством
-
формирование особых
-
создание крупных
- создание государством особых институтов развития (особые экономические зоны, Банк развития, Инвестиционный фонд, Фонд жилищно-коммунального хозяйства);
-
формирование системы частно-
-
некоторые также отмечают
Вторая
наблюдаемая тенденция —
Третья
тенденция, характеризующая современный
политический,контекст в России, —
централизация политического
В Послании Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию поставлена задача ускоренного перевода страны на инновационный путь развития, на совершение опережающих действий по созданию основ национальной конкурентоспособности там, где можно получить будущие выгоды и преимущества, где возможно быстрое внедрение самых передовых технологий, создание новых и эффективных предприятий. Развитие экономики должно основываться на пяти «И» - Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации и Интеллект.22
Важно
отметить следующие механизмы
1.
Недоиспользованные
2.
Правительственные
3.
Дополнительные меры поддержки
региональных инноваций.
В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:
Основным источником финансирования инновационной сферы остается государство. Ввиду переориентации экономической политики необходимо создание новых государственных программ, направленных на поддержку инновационных проектов, которые, как правило, требуют больших материальных затрат как на создание, так и на внедрение.
Основными формами финансовой поддержки со стороны государства являются:
В обобщенном виде система целевого распределения бюджетных средств представлена на рис.1.
Становление
новых экономических отношений
в России вызывает необходимость
видоизменения механизма
При анализе рис.2 можно увидеть дифференциацию округов по объему инвестиций. Наибольшее количество инвестиций приходится на Центральный Федеральный округ, что вполне логично ввиду его федерального значения.
Следующей
группой являются Приволжский и
Уральский федеральные округа. Их
инновационное развитие достаточно
велико, поэтому вполне логично и
их лидирующее положение среди остальных
округов по объему инвестиций. К
ним также можно отнести
Наихудшее положение занимает Северо-Кавказский округ ввиду своего слабого развития и малой численности населения.
Формирование и финансовое обеспечение инновационного рынка представлено на рис. 3.
Однако, не только государственное финансирование является источником финансовых вложений в инновационную сферу. Многие предприятия сами вкладывают свои средства в производство и внедряют новые инновационные изобретения.
Говоря о коммерческом инвестировании развития предприятий, можно ознакомиться с результатами обследования, проведенного Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации. По результатам проведенного обследования в 2010 г. инвестиции в основной капитал осуществляли 93% организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, и 39% малых предприятий (без микропредприятий). Высокая инвестиционная активность наблюдалась в Республиках Хакасия, Тыва, Еврейской автономной области, Приморском и Хабаровском краях и Самарской области, где свыше 90% организаций осуществляли инвестиции в основной капитал. Среди субъектов Российской Федерации с низкой инвестиционной активностью Кабардино-Балкарская Республика, где инвестиционная деятельность зафиксирована у 51% организаций, Республика Северная Осетия – Алания (59%), Астраханская область (64%) и Республика Калмыкия (67%). В 2011 г. 56% руководителей организаций планируют увеличение объема инвестиций в основной капитал, 23% – его сокращение. Инвестиционная деятельность во многом зависит от экономической ситуации, складывающейся в организации. В 2010 г. руководители 90% организаций оценили свою экономическую ситуацию как "благоприятную" и "удовлетворительную".
В 2011 г. 59% респондентов не ожидают изменения экономической ситуации в организации, 38% – предполагают ее улучшение, 3% – предполагают ухудшение их экономического положения. Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал для большинства организаций в 2010 г. являлись собственные средства, их использовали 86% респондентов (в 2009 г. – 84%, в 2000 г. – 82%). Кредитные и заемные средства использовали 31% организаций (против 33% в 2009 г. и 14% в 2000 г.), бюджетные средства – 4% организаций. В 2011 г. респонденты по-прежнему ориентируются на собственные средства, за счет которых собираются осуществлять инвестиционную деятельность (79% организаций). Использовать кредитные и заемные средства предполагают 35% организаций, бюджетные средства – 5% организаций.
Основной целью инвестирования в основной капитал в 2010 г., как и в предыдущие годы, являлась замена изношенной техники и оборудования, на это указали 67% респондентов (в 2009 г. – 64%, в 2000 г. – 56%). Инвестиции с целью повышения эффективности производства (автоматизация или механизация существующего производственного процесса, внедрение новых производственных технологий, снижение себестоимости продукции, экономия энергоресурсов) осуществляли 32-46% организаций; цели, связанные с увеличением производственных мощностей с неизменной номенклатурой продукции, преследовали 32% организаций, а с расширением номенклатуры выпускаемой продукции – 29%.
Из рис. 4 видно, что основным препятствием является недостаток собственных финансовых средств. Дороговизна инноваций и их медленная окупаемость являются сдерживающими факторами для инвестиционных влияний. Неопределённость экономической ситуации в стране и высокий процент кредита также являются одними из наиболее сильных негативных инвестиционных факторов для предпринимателей.
Необходимо
выделить основные статьи расходов, связанные
с инновационным путем
Проследим теперь ситуацию изменения внутренних затрат на научные исследования и разработки по Федеральным округам нашей страны за 2004-2009 гг. (рис.5).
Распределение
внутренних текущих затрат на научные
исследования и разработки в целом
по стране имеет ярко выраженную тенденцию
к увеличению и крайне неоднородна
в федеральных округах
Проследим динамику расходов федерального бюджета на инновационную деятельность в 2007-2009 гг., в частности на фундаментальные и прикладные научные исследования.
В
таблице 1 представленырасходов федерального
бюджета на инновационную деятельность
в 2007-2009 гг.
Таблица 1.
Расходы федерального бюджета на инновационную деятельность
в 2007-2009 гг.
Информация о работе Инновационная деятельность и ее государственное регулирование