Иностранные инвестиции в КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В процессах глобализации мировой экономики иностранные инвестиции играют не менее значимую роль, чем международная торговля товарами и услугами. В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Стало аксиомой, что устойчивое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Содержание работы

Введение
Глава1. Инвестиционная стратегия КНР
1.1 Правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в КНР
1.2 Инвестиционный климат в КНР
Глава 2. зарубежных инвестиций в развитии открытых экономических районов КНР
2.1. Роль зарубежных инвестиций в развитии открытых экономических районов КНР:
2.2 Прямые иностранные инвестиции Японии в КНР
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения и использования иностранных инвестиций в экономике КНР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................28
СПИСОК

Файлы: 1 файл

иностранные инвестиции в КНР.docx

— 213.64 Кб (Скачать файл)

Также отличительной чертой японских инвестиций в Китай является увеличивающиеся объемы инвестиций в НИОКР в Китае. В Китае наблюдается тенденция к расширению сферы разработки новой продукции и увеличению количества центров НИОКР, в области розничной и оптовой торговли, химических продуктов, транспортного оборудования и других отраслях.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

С точки зрения регионального размещения прямых иностранных инвестиций Японии в Китае следует отметить преимущественную ориентацию японских инвесторов на наиболее экономически развитые и богатые ресурсами районы. В Китае японские компании наиболее активны в Восточных районах страны, где осуществляются капиталовложения во все отрасли промышленности.

Отличительной особенностью японских инвестиций в Китае является их направленность на экспорт в третьи страны, а также высокая доля реэкспорта в Японию. При этом наблюдается постепенная переориентация японских инвесторов на увеличение инвестиций для расширения продаж на внутреннем рынке страны.

В 90-х годах произошла переориентация прямых японских инвестиций в Китае на отрасли обрабатывающей промышленности. По данным на 2006 год большая часть прямых инвестиций была направлена в автомобильный сектор.

Наиболее распространенными формами предпринимательской деятельности японских компаний в Китае являются создание совместных предприятий и учреждение филиала японской компании со стопроцентным японским капиталом.

Определенной инвестиционной политики Японии отдельно в отношении Китая не существует, однако общие ее направления отражены в программных документах экономических организаций Японии, таких как ДЖЕТРО, Кэйданрэн, а также в докладах и исследованиях Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, Банка международного сотрудничества Японии. Наибольший интерес представляют «Белая книга ДЖЕТРО по международной торговле и иностранным инвестициям». «Глобальная экономическая стратегия Японии» 2006 года, «Стратегия освоения быстро растущих рынков БРИК» 2005 года и другие. Предприятия со 100%-ным иностранным капиталом останутся превалирующей формой прямых иностранных инвестиций.

Таким образом, можно сказать что в целом сотрудничество Китая и Японии в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций расширяется. Разрабатывается правовая база, проводятся двусторонние встречи, саммиты.

Японский бизнес перенося производства в Китай получает возможностьсконцентрироваться на наиболее перспективных направлениях развития. Для Китая укрепление долгосрочного партнерства с Японией обеспечивает расширение доступа китайских товаров на внешние рынки, а также увеличение притока капиталов и технологий из Японии, повышает роль КНР.

Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения и использования

               иностранных инвестиций в экономике  КНР.

 

3.1 Эволюция законодательной  базы привлечения иноионвестиций.

 
               Вследствие  влияния азиатского финансового  кризиса уровень поступления  в экономику Китая иноинвестиций  несколько сократился. Объем использованных  за 1998 г. инокапиталов составил 54 млрд.долл., что на 13% меньше, чем в предыдущем  году. Общая сумма инокапвложений  в экономику КНР – 414 млрд.долл. (240 млрд. долл. – прямые инвестиции). В КНР действует свыше 150 тыс. предприятий  с инокапиталом. Несмотря на азиатский  кризис, финансовая система Китая  сохраняет устойчивость. Остановлена  инфляция (цены выросли на 0,8% в 1997 г. и снизились на 2,6% в 1998 г.). Китай  уверенно удерживает второе (после  США) место в мире по ежегодным  объемам привлечения иноинвестиций. Иноинвестиции в КНР на 90% являются  прямыми, то есть, вложены не в  ценные бумаги, а непосредственно  в капитал СП. Зарубежные инвесторы  допускаются к приобретению лишь  акций китайских предприятий  под жестким госконтролем (специальные  акции для зарубежных инвесторов  выпустили чуть более 100 предприятий  КНР). Спекулятивные вложения в  гос. и иные облигации зарубежных  капиталов не допускаются. Перевод  средств за границу иноинвесторами  в каждом отдельном случае  требует разрешения учреждений  валютного контроля КНР. В 1998 г. Китай  оставался крупнейшим получателем  кредитов МБРР и АзБР, по линии  которых в 1998 г. в КНР поступило  соответственно свыше 2,5 млрд. и 1 млрд.долл. Пекин продолжал широкое привлечение  инокапиталов также с помощью  различных правительственных займов  западных стран.

Несмотря на значительные объемы привлекаемого инокапитала в КНР, его макроэкономическая эффективность и масштабы пока относительно невелики. Более 70% действующих СП рентабельны, до трети от их общего числа – убыточны или имеют низкую экономическую эффективность. Доля СП в общем объеме промышленного производства – 14%. Размеры освоенных предпринимательских инвестиций на душу населения, хотя и увеличились до 36 долл. (1998 г.), превысив средний уровень в развивающемся мире, значительно уступают, к примеру, новым индустриальным экономикам (150 долл.). Другая проблема – нежелание крупнейших промышленно-развитых стран предоставлять КНР современную технику и технологию, зачастую использование ими в отношении Китая тактики “выпавшего технологического звена”, когда роль китайской стороны ограничивается простой сборкой, подключением к производственному процессу на его последних стадиях. Важным резервом увеличения притока капиталовложений является расширение круга инвесторов. Пока же большинство их приходится на долю Гонконга и Макао. Около двух третей привлекаемых зарубежных капвложений приходится на приморские районы стран Иноинвесторов беспокоит неполное законодательство, наличие многих “закрытых” инструкций, затрудняющих свободное предпринимательство, сложный порядок взимания налогов и недостаточная правовая защита интересов вкладчиков, отсутствие арбитражной системы разрешения споров (китайцы предпочитают ей неформальные консультаций сторон), неполная конвертируемость юаня, обязательность экспорта и затруднения с реализацией товаров на внутреннем рынке, бюрократизм и коррупция в рассмотрении вопросов, вмешательство чиновников. Велика зависимость СП от китайских ведомств по найму рабочей силы, снабжению сырьем, водой, электроэнергией, аренде помещений и т.п., что отражается в монопольных ценах и увеличивает затраты.

В сложившийся ситуации экономическая стратегия Китая призвана адекватно учитывать как успехи, достигнутые в реформировании национальной экономики, так и имеющиеся трудности и проблемы. Формирование “социалистической рыночной экономики” в качестве основного ориентира развития общества в ближайшие годы предполагает прежде всего переход от преимущественно административного к преимущественно рыночному механизму распределения экономических ресурсов. В инвестиционной сфере речь идет, во-первых, о повышении эффективности макроконтроля при существенном сокращении непосредственного вмешательства государства в организацию и регулирование инвестиционного процесса на предприятиях”; во-вторых, о наполнении реальным экономическим содержанием созданных в последние полтора десятилетия в этой области квазирыночных структур и механизмов (индикативное планирование капитальных вложений, система инвестиционного кредитования, фондовый рынок, открытые конкурсные торги на сооружение объектов и т.д.); и, в-третьих, о благоприятном инвестиционном климате для национальных и зарубежных инвестиций.

С учетом характера и особенностей развития инвестиционной сферы Китая в 80-90 гг. выявились следующие основные направления ее дальнейшего реформирования:

        1.Оптимизация объема и структуры иностранных инвестиций.

Потребность Китая в привлечении новых иностранных капиталов имеет тенденцию к возрастанию ввиду начавшегося в середине 90-х годов существенного ( в1995г.- 10млрд.долл.) оттока за границу иностранных финансовых  средств, связанных с репатриацией прибыли работающих в Китае совместных и полностью иностранных предприятий.

В этих условиях, с учетом глубокой укорененности иностранного капитала в экономике КНР, происходит постепенный переход от политики предоставления иностранным вкладчикам капитала особо льготных условий инвестирования к политике выравнивания инвестиционного климата для иностранных и отечественных предприятий при общей либерализации рыночной среды. Помимо национального строительного рынка зарубежные компании начинают допускаться к системе внутренней торговли и материально-технического обеспечения, строительству крупных инфраструктурных объектов (железные дороги, порты и т.д.), а также к развитию внутреннего рынка услуг, включая кредитно-финансовую сферу, страхование, операции с недвижимостью, туризм, рекламную деятельность и т.д;

           2.Ограничение сферы охвата государственных  инвестиционных программ  объектами, финансирование которых осуществляется с использованием бюджетных средств, в пользу иностранного капитала;

           3. Кардинальная реформа государственного  сектора путем создания  системы  крупных современных конкурентноспособных  компаний и одновременно активного  реструктурирования мелких и  средних предприятий;      

     В общем виде официальная политика в отношении к иностранным инвестициям была изложена в докладе председателя Государственного Комитета по планированию развития КНР Цзэн Пэйяня на 2-ой сессии ВСНП 9-го созыва (март 1999 г.). В отношении привлечения иностранного капитала в докладе говорится о необходимости применять общепринятые на мировых рынках правила и нормы:

- всемерно открывать  новые каналы финансирования;

- постепенно  уравнивать подходы к зарубежным  и отечественным производителям;

- активно привлекать  капиталы от транснациональных  корпораций;

- оптимизировать структуру  зарубежных инвестиций;

-поощрять их вложения  в центральные и западные районы, агросферу,   гидромелиорацию, транспорт, энергетику, добычу сырья, защиту  окружающей среды;

- постепенно трансформировать  режим управления зарубежными  инвестициями, переходя от утверждения инвестируемых объектов к направляющей политике;

- улучшать инвестиционную  среду;

-совершенствовать управление  ценными бумагами, контролировать  их размеры, структуру; углублять  прогнозирование и плановое управление  займами, используемыми кредитами, долгами и их обслуживанием.

    Инвестиции позволяют  успешно решать задачи модернизации, создания новых рабочих мест (число  занятых в этом секторе достигло 17,5 млн. чел.), повышения конкурентоспособности  национальной экономики на мировом  рынке и ее интеграции в  систему мирохозяйственных связей.           

С начала 1998 г. частично восстановлены налоговые льготы по импортным таможенным пошлинам и НДС в отношении предприятий с участием инокапитала, ввозящих в страну или производящих высокотехнологичное оборудование, а также осваивающих технико- и наукоемкие проекты, пользующиеся поддержкой китайского правительства.

 Расширен действующий  с 1995 г. список отраслей, предназначенных  для льготного зарубежного инвестирования, с акцентом на агропромышленные  технологии, сочетающие развитие  сельского хозяйства с энергетикой, транспортом, добычей и переработкой  природных ресурсов. Ведущее место  в списке занимают новейшие, в  т.ч. энергосберегающие, технологии, оборудование  и материалы в отраслях промышленности  и инфраструктуры, имеющие как  внутренний спрос, так и сбыт  на мировом рынке. Особое внимание  иновкладчиков обращается на  внутренние центральные и западные  районы страны, где в целях  освоения природных и трудовых  ресурсов “открыты” все административные  центры провинций и авт. районов, а также район “Трех ущелий”  в бассейне р. Янцзы. Разработано и опубликовано более 500 законов и законоположений, касающихся экономической деятельности иностранных граждан в Китае, что создало первичную законодательную базу и предоставило юридические гарантии иностранцам, вкладывающим капитал в Китае. В июле 1995 г опубликованы "Временные положения по регулированию направлений зарубежных инвестиций" и "Каталог приоритетных хозяйственных объектов для привлечения зарубежных капиталовложений", в которых топливо и энергетика, транспорт, важные ресурсы и материалы, новая аграрная техника и новые технологии отнесены к числу тех объектов, где поощряются инвестиции из-за рубежа. Некоторые другие отрасли, например внешняя торговля, воздушный транспорт, внутренняя торговля, финансы, а также добыча, выплавка и обработка благородных металлов, отнесены к числу объектов второй категории. В прошлом вложение зарубежного капитала в них вообще запрещалось, теперь это допускается в отдельных случаях.

Этап финансового стимулирования капиталовложений из-за рубежа заканчивается. На смену этой политике, как считают в Пекине, должны прийти меры по улучшению инвестиционного климата и открытию внутреннего рынка для зарубежных предпринимателей, включая широкий доступ продукции предприятий с участием инокапитала внутри страны, предоставление им национального режима, либерализацию валютного регулирования и т.д. В этих целях правительство КНР намерено несколько “приоткрыть” для инвесторов сферу розничной и внешней торговли, туризма, аудиторских услуг, финансов и др. Будут также усилены меры правовой защиты иноинвестиций, включая права интеллектуальной собственности, антимонопольное, антидемпинговое и антисубсидиционное законодательство. При этом Пекин намерен продолжать жестко контролировать приток иноинвестиций в отраслевом и территориальном аспектах, тесно координируя этот процесс с перестройкой экономической структуры и стратегией развития страны и ее отдельных отраслей.          

О привлечении иностранного капитала в туристический бизнес. В конце 1998 г. власти приняли решение разрешить создание в Китае туристических компаний с участием иноинвестиций. Правила их образования и деятельности подготовлены совместно МВТЭС КНР и Госуправлением по туризму. Предусматривается, что китайской стороне должно принадлежать не менее 51% капитала таких компаний. Предъявляются жесткие требования: к иностранному участнику – годовой оборот не менее 50 млн.долл., наличие собственной системы резервирования авиабилетов и гостиничных номеров, полное членство в признанной национальной ассоциации туристических фирм;  к китайскому участнику – годовой оборот не менее 50 млн.юаней (6 млн.долл.), количество ежегодно принимаемых иностранных туристов за последние три года – не менее 30 тыс.    

Заявки на создание СП в Китае уже подали ряд турфирм из США, ФРГ, Японии и Гонконга. В 1998 г. КНР посетили 63,4 млн. интуристов, доход от них составил 12,6 млрд.долл., количество внутренних туристов – 694 млн.чел., доход – 239 млрд.юаней (29 млрд.долл.). По оценкам, совокупный доход КНР от внешнего и внутреннего туризма в 1999 г. может достиг  45 млрд.долл.

Внешняя торговля. Согласно данным таможенной статистики КНР, объем внешней торговли страны в 1998 г. составил 319 млрд.долл. и сократился по сравнению с 1997 г. на 1,8 %. Китайский экспорт в 1998 г. составил 182 млрд.долл., сохранившись на уровне 1997 г., а импорт сократился на 3,8% и составил 137 млрд.долл. Сальдо торгового баланса страны составило 45 млрд.долл., увеличившись на 4,7 млрд.долл. по сравнению с 1997 г. 
          К числу основных характерных особенностей развития внешней торговли КНР в 1998 г. можно отнести следующие. Абсолютно преобладающей формой внешнеторговых операций Китая продолжали оставаться импорт сырья и полуфабрикатов, с их переработкой внутри страны и последующим экспортом. Доля таких операций во внешнеторговом обороте страны в первом полугодии составила 53,3%, увеличившись на 1% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Общий объем экспортных операций в рамках давальческой переработки и сборки составил за 11 мес. 1998 г. 92,6 млрд.долл., что на 3,4% больше, чем за тот же период 1997 г. Импорт этой категории продукции в первом полугодии составил 33,1 млрд.долл. (прирост 2,1%), а по итогам 11 мес. – 61,67 млрд.долл. (падение на 1,9%). Сократились объемы экспортных операций в рамках “обычной” торговли с расчетами в СКВ. По итогам 11 мес. обычный экспорт сократился на 4,4% и составил 66,6 млрд.долл. Доля обычной торговли в импорте КНР по итогам 11 мес. выросла до 29,4% против 27,1 % в предыдущем году.

Информация о работе Иностранные инвестиции в КНР