Иностранные инвестиции в КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В процессах глобализации мировой экономики иностранные инвестиции играют не менее значимую роль, чем международная торговля товарами и услугами. В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Стало аксиомой, что устойчивое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Содержание работы

Введение
Глава1. Инвестиционная стратегия КНР
1.1 Правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в КНР
1.2 Инвестиционный климат в КНР
Глава 2. зарубежных инвестиций в развитии открытых экономических районов КНР
2.1. Роль зарубежных инвестиций в развитии открытых экономических районов КНР:
2.2 Прямые иностранные инвестиции Японии в КНР
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения и использования иностранных инвестиций в экономике КНР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................28
СПИСОК

Файлы: 1 файл

иностранные инвестиции в КНР.docx

— 213.64 Кб (Скачать файл)

            В целом, по оценкам Всемирного  Банка и ОЭСР, присоединение Китая  к ВТО даст ему возможность  увеличить свой экспорт в течение  десяти лет на 38%, а валовой  внутренний продукт - на 1,8-2,5 Полноправное  членство Китая в ВТО также  расширит его торговлю услугами, активизирует привлечение иностранных  инвестиций на китайский рынок, улучшит доступ к передовым  технологиям. Это благотворно отразится  на общей структуре промышленности, повысит ее технический уровень, будет стимулировать реформы обновление законодательной базы, расширение открытости национальной экономики. 

      Членство  в ВТО предоставит КНР в  более отдаленной перспективе  возможность оказывать реальное влияние на ход мировых экономических процессов и достичь более высокого уровня национальной экономической безопасности. Впечатляющие инициативы были выдвинуты Китаем по существенному 
расширению доступа иностранного капитала на свой рынок услуг. В частности, в финансовой сфере отделения иностранных банков смогут открывать счета в местной валюте для китайских юридических и физических лиц соответственно через 2 и 5 лет после вступления КНР в ВТО. Через пять лет после вступления  Китая будут сняты географические ограничения в отношении доступа иностранных банковских и страховых организаций на китайский рынок (на данный момент иностранцы могут открывать банковские и другие финансовые учреждения только в 24 городах и районах Китая, а операции с юанем осуществляются лишь в шанхайском районе Пудун и Шэньчжэне в отношении иностранных контрагентов) и сразу после вступления – количественны лимиты по предельной численности учреждений, работающих на китайском рынке. Это позволит иностранным банкам и их отделениям через определенный переходный период осуществлять сделки с китайскими компаниями и частными лицами в юанях практически по всей стране.

            В области страхования жизни  верхний порог иностранного участия  с момента присоединения к ВТО повышен до 50%, а в других видах страхования и перестрахования - до 51%. Правда, далеко не все зарубежные страховые компании смогут беспрепятственно работать на китайском рынке, при выдаче им лицензий китайской стороной будут учитываться "разумные критерии", зафиксированные в китайско-американских соглашениях (количество лицензий не ограничивается).

Китай согласился допустить на свой рынок иностранных туроператоров для оказания полного набора услуг, а также иностранный гостиничный бизнес, причем сняв ограничения по 100-процентному зарубежному участию в этом секторе.

  После своего вступления  в ВТО КНР заявила о готовности  присоединится к соглашению по информационным технологиям и полностью устранить к 2005 г. тарифы на эту продукцию (персональные компьютеры, полупроводники, телекоммуникационное оборудование и т.п.), которые в настоящее время составляют в среднем 13%. К 2005 г. также будут отменены все количественные ограничения импорта этого вида продукции.

Доля участия иностранных инвесторов в телекоммуникационных компаниях в КНР к моменту вступления страны в ВТО возрастет до 49%, а спустя два года ~ до 50%. На большее, правда, китайская сторона не сочла возможным согласиться (американцы в апреле 1999 г. требовали себе контрольный пакет акций в этой сфере)11. К уже освоенной области продаж оборудования на китайском рынке иностранные компании получат право участия в реализации на территории КНР кино- и видеопродукции (ежегодное число закупаемых американских фильмов возрастет с 10 до 20), а также на правах совместного с китайской стороной участия - в строительстве, собственности и деятельности кинотеатров через три года после вступления Китая в ВТО.

      Серьезной  уступкой, сделанной Китаем в  отношении США, явилось согласие Пекина на то, что США будут продолжать рассматривать китайскую экономику в качестве нерыночной при проведении антидемпинговых расследований в течение 15 лет после присоединения КНР к ВТО. Правда, китайская сторона при этом зарезервировала возможность обсуждения вопроса о "рыночности" отдельных отраслей своей экономики. Здесь уместно напомнить, что ЕС и Австралия уже отказались от методологии "нерыночной экономики" в антидемпинговых расследованиях с КНР, когда определение стоимости китайского экспортного товара исчислялось на основе издержек третьих стран по производству аналогичной продукции.

          Анализ пекинских договоренностей  свидетельствует о том, что сделанные Китаем уступки повлекут за собой немалые проблемы, связанные с обострением конкуренции на внутреннем рынке, особенно в автомобилестроении, нефтехимии и сельском хозяйстве, где и без того сохраняется непростое положение. Открытость рынка приведет к закрытию сотен неэффективных госпредприятий. По оценкам вашингтонского Института международной экономики, объемы производства в отраслях промышленности и сельского хозяйства, пользующихся высокой протекционистской поддержкой, сократятся на треть, число безработных за пять лет может достигнуть 11 млн. человек, в том числе в сельском хозяйстве - 9,6 млн. человек (сокращение занятых на 3,6%), а в автомобильной отрасли количество рабочих мест сократится на 14,5%. Одновременно доходы сельского населения к 2005 г. снизятся на 2,1%12.

         Вместе с тем китайская сторона  устами ее руководителя Цзян  Цзэминя назвала заключенное соглашение с США взаимовыгодным и "выигрышным" для обеих сторон, открывающим пути Китаю в ВТО, улучшающим его торговые связи и китайско-американские отношения в целом В Китае небезосновательно рассчитывают на выигрыш по многим параметрам, прежде всего в сфере расширения экспорта, увеличения притока иностранных инвестиций и передовых технологий

          По американским оценкам, показатели  внешней торговли КНР могут  уже к 2005 г удвоится и достигнуть 600 млрд. долл По расчетам Всемирного  Банка, к 2020 г. внешнеторговый оборот  Китая достигнет 10% от общемирового  объема и выведет страну на  второе место в мире по этому  показателю после США14. Рост торговли ожидается вследствие увеличения продаж трудоемкой продукции (бытовой электроники, игрушек, текстиля, готовой одежды, обуви и т.п), которая обладает относительным преимуществом на мировом рынке, прежде всего в области ценовой конкуренции. Так, китайский экспорт готовой одежды и текстиля, на который приходится 1/4 часть всех товарных поставок КНР за рубеж, в результате отмены квот после 2005 г, по оценкам гонконгских специалистов, может удвоиться до 70 млрд долл в год. По расчетам Центра исследования проблем развития при Госсовете КНР, в случае присоединения к ВТО показатель роста ВВП Китая в 2005 г будет выше на 1,5 % пункта Прирост потребления в том же году за счет членства в ВТО составит 0,6 % пункта, экспорта - 26,9 % пункта, импорта - 25,8 % пункта, а инвестиций - 1,8 % пункта. К 2007 г число занятых в текстильной промышленности увеличится на 23,6%, а в производстве готовой одежды - на 52,3%, доходы городского населения при этом увеличатся на 4,6%. Ожидается также, что потеря части бюджетных доходов из-за снижения ввозных пошлин будет компенсирована за счет существенного расширения легального импорта, прежде всего акцизных товаров, с оплатой пошлин (спиртные напитки, сигареты).

      Итак, можно с полной уверенностью  сказать, что китайское руководство делает большую ставку на привлечение иностранного  капитала в будущем.    Целевому использованию инвестиций из-за рубежа  отводится особого важная роль в  поступательном развитии экономики Китая на, еще как минимум, ближайшие 10-20 лет. Китайское правительство будет всячески благоприятствовать притоку иностранного капитала, создавать приемлемые условия для инвесторов, не отказываясь, в тоже время, от селективного метода допуска на свой внутренний рынок.

Заключение

 

В Заключении на основе проделанного системно-комплексного анализа и синтеза процессов иностранного инвестирования и формирования инвестиционного климата автором делаются следующие общие выводы.

Деятельность инвесторов в Китае регулируется такими основными законодательными актами, как Закон КНР «О совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом», Закон КНР «О предприятиях с иностранным капиталом» и другими. При этом необходимо отметить, что со времени вступления Китая в ВТО, в стране проводится активное изменение законодательной системы в области привлечения инвестиций в страну, защиты прав инвесторов в соответствие с требованиями ВТО. К таким положительным изменениям можно отнести: открытие доступа для зарубежных инвестиций в такие отрасли, как телекоммуникации, городское газоснабжение, водоснабжение, зарубежные инвестиции в которые ранее были полностью запрещены; отмена положения, обязывающего иностранные предприятия отдавать приоритет китайскому сырью при производстве готовой продукции: расширены возможности для иностранных предпринимателей в оптовой торговле; развитие инвестиционных зон, предоставляющих значительные налоговые льготы.

Китайское законодательство в области иностранных инвестиций и ПИИ в целом приближается к международным стандартам. Три основных закона – по акционерным совместным предприятиям, контрактным совместным предприятиям и иностранным предприятиям – позволяют Китаю эффективно привлекать предпринимательский капитал многих ТНК и успешно развивать международное экономическое сотрудничество и обмен технологиями.

Развивая эффективную законодательную базу для деятельности ПИИ, одновременно Китай делает все для зашиты от проникновения иностранных инвестиций в ряд стратегических отраслей, имеющих особое значение для национальной безопасности.

Вступление Китая во Всемирную торговую организацию – фактор значительного повышения интереса транснациональных корпораций к долгосрочному инвестированию в Китае. Это обусловлено следующими причинами:

- во-первых, вступление в  ВТО приводит к радикальному  изменению инвестиционной среды  в целом для зарубежных инвесторов. Китай, соблюдая принципы ВТО  и выполняя соответствующие соглашения, перестраивает нормативно—законодательную  базу, регулирующую вопросы международных  отношений и обеспечивающую систему  защиты собственности иностранных  инвесторов в Китае.

- во-вторых, вступление Китая  в ВТО расширяет сферу деятельности  ТНК. Разрешение транснациональным  корпорациям осуществлять капиталовложения  в китайскую экономику в форме  слияния и поглощения - одной из  самых распространенных форм  инвестирования в мире - позволяет  им более широкомасштабно инвестировать  капитал в китайскую экономику. Открытие для ПИИ таких сфер, как банковское дело, страхование, электронные коммуникации, фондовый  рынок, туризм и др., создают более  обширное пространство для инвестирования  ТНК.

Инвестиции ТНК сосредоточены, главным образом, в капиталоемких и наукоемких отраслях – микроэлектроника, автомобилестроение, телекоммуникации, приборостроение, фармацевтика, химическая промышленность. Инвестиции пятисот крупнейших ТНК в такие отрасли, как электроника, телекоммуникация, транспорт и связь, химические материалы и продукты составляют более половины от общей суммы инвестиций в Китае. Крупные международные компании не склонны вкладывать средства в производство тканей, одежды и в другие отрасли, требующие использования большего количества рабочей силы. Инвестиции ТНК в подобные отрасли составляют небольшой от общих вложений в Китай.

В ходе проведения реформ Китай достиг больших успехов в привлечении зарубежного капитала в экономику страны. Однако размещение прямых иностранных, инвестиций по регионам неравномерно. Среди трех больших экономических регионов Китая (Восточный, Западный, Центральный), Восточный регион имеет абсолютное преимущество в использовании иностранных инвестиций. Неравномерность размещения иностранных инвестиций по регионам Китая объективно вытекает из уровня их развития. Восточный регион, где сложились мощные отраслевые комплексы, развитая инфраструктура и сформировалась адекватная конкурентная среда, характеризуется значительными объемами прямых иностранных инвестиций. В Западном и Центральном регионах Китая доминируют предприятия с узкой отраслевой направленностью, с высокой долей государственного участия, а также низкий уровень развития рыночных отношений сдерживает приток иностранного капитала.

Выявлена тенденция к расширению географии зарубежных инвестиций, возрастает объем вложений капитала за пределами специальных экономических зон Китая.

Улучшению инвестиционного климата в КНР во многом способствует создание зон совместного предпринимательства. Эти зоны характеризуются разнообразием форм, гибкой адаптацией к местным условиям, что позволяет добиваться увеличения темпов экономического роста в зонах эффективного освоения иностранных инвестиций с учетом приоритетных направлений развитии экономики КНР. Система особых экономических зон характеризуется отраслевой и территориальной дифференциацией мер стимулирования инвестиций. Действующий в зонах экономического и технического развития, и зонах высоких технологий более льготный, чем в других типах СЭЗ.

Важным фактором обусловливающие приток ПИИ в Китай является быстро развивающаяся экономика страны. Развитие экономики привело к улучшению рыночной инфраструктуры, повышению уровня жизни народа, что, в свою очередь, повысило привлекательность Китая для иностранных инвесторов

По мнению многих экономистов, к важным факторам для зарубежных инвесторов при размещении своих капиталов в других странах необходимо относить размер рынка. Китай, население которого составляет 1,3 млрд. человек, является страной с огромным потенциалом рынка. Иностранные инвесторы рассматривают китайский рынок как довольно емкий, с огромными перспективами роста, поэтому многие из них вкладывают капитал в Китай, прежде всего, чтобы занять этот рынок, а затем уже извлекать прибыль.

Привлекательность Китая как безопасного и стабильного места для инвестирования капитала повысилась после теракта 11 сентября в США.

В настоящее время основная форма инвестирования в китайскую экономику – создание предприятий со 100%-ым участием иностранного капитала. Перспективной формой прямых иностранных инвестиций является привлечение зарубежного капитала в Китай путем слияния и поглощения. Подобная форма прямых иностранных инвестиций находится в русле общемировой тенденции и способствует реформированию государственного сектора, превращению части государственных активов в функционирующий капитал, уменьшению числа убыточных предприятий.

При этом остается ряд проблем, затрудняющих свободный доступ прямых иностранных инвестиций в страну. Среди таких проблем инвесторы выделяют следующие: сложный порядок взимания налогов, отсутствие арбитражной системы разрешения споров, а главное отсутствие защищенности прав инвесторов, прежде всего, недостаточная защита прав на интеллектуальную собственность. Использование ПИИ осуществляется под жестким контролем государства и, одновременно сопровождается усилиями по стимулированию собственной накопительно-распределительной системы и развитию финансовой базы, банковской системы и фондового рынка.

Информация о работе Иностранные инвестиции в КНР