Исследование конъюнктуры мирового товарного рынка (на примере мирового рынка природного газа)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе изучения теоретических и методических аспектов исследования конъюнктуры международного товарного рынка, определить состояния мирового рынка природного газа и факторов, его обусловивших.
Результаты исследования: Анализировано и определено состояние мирового рынка природного газа, а так же влияющих на него факторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..………….…4
1. Теоретические основы исследования конъюнктуры мирового товарного рынка…………………………6
1.1.Понятие и особенности мирового товарного рынка. ……………..……….……6
1.2.Понятие конъюнктуры мирового товарного рынка …………………………….8
1.3. Конъюнктурообразующие факторы мирового товарного рынка……………..
2. Методические основы исследования конъюнктуры мирового рынка природного газа…………………
2.1.Цели, задачи, информационное обеспечение исследования конъюнктуры мирового рынка природного газа………
2.2. Этапы исследования конъюнктуры мирового рынка природного газа…………………
2.3. Методы и показатели исследования конъюнктуры мирового рынка природного газа………………
3. Характеристика мирового рынка природного газа и анализ его конъюнктуры
за 1990-2010 годы
3.1. Общая характеристика и особенности мирового рынка природного газа….
3.2. Выявление общих тенденций развития мирового рынка природного газа….
3.3. Качественный и количественный анализы мирового рынка природного газа…
Заключение………………………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсач 2012. аааааааааа.docx

— 1.54 Мб (Скачать файл)

К политическим факторам, влияющим на конъюнктуру рынка, относятся  войны (локальные и региональные), террористические акты, государственные  перевороты, нестабильность политической обстановки в мире, регионе или  стране.

Экономические факторы формирования конъюнктуры включают инфляционные процессы, уровень процентных ставок, величину дефицитов государственного бюджета, внутрений инвестиционный спрос, состояние платежного баланса страны, колебания валютных курсов. Ряд факторов связан с процессами, происходящими в мировом хозяйстве, например, с величиной внешней задолженности развивающихся стран.

Конъюнктурообразующие факторы  представляют собой реальные процессы и явления, которые происходят в  отдельных отраслях материального  производства, на соответствующих мировых  товарных рынках, в конкретных странах.

Отраслевые конъюнктурообразующие  факторы отражают следующие процессы:

        • развитие производства, научных исследований и опытно-конструкторских разработок;
  • производство новой продукции;
  • отраслевое ценообразование;
  • потребление отраслевой продукции;
  • деятельность отраслевых производственных и торговых фирм.

Конъюнктурообразующие факторы  на мировых товарных рынках    отражают:

  • динамику емкости рынка и его структуры;
  • условия рыночной конкуренции;
  • соотношение спроса и предложения;
  • уровень рыночных цен;
  • новые формы и методы международной торговли.
  • Страновые конъюнктурообразующие факторы отражают:
  • развитие воспроизводственного цикла;
  • национальные показатели экономики;
  • торгово-правовой режим;
  • государственное регулирование экономики;
  • валютно-финансовое положение;
  • политические, социальные, культурные, религиозные, природные, климатические и другие особенности.

 

В зависимости от взаимодействия конъюнктурообразующих факторов в  каждый конкретный момент различают  высокую и низкую конъюнктуру.

Непосредственными факторами, которые оказывают решающее воздействие на формирование рыночной конъюнктуры, являются соотношение спроса и предложения на рынке и уровень рыночных цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Методические  основы исследования конъюнктуры  мирового рынка природного газа.

2.1.Цели, задачи, информационное обеспечение исследования  конъюнктуры мирового рынка природного  газа

Современная структура  мировой экономики характеризуется  высокой степенью глобализации, интеграции и ростом взаимозависимости ее отдельных  отраслей. Наиболее значимой является мировая энергетика, которая все  больше становится базовым сектором мирового хозяйства, приобретая черты  глобальной системы, определяющей не только развитие отдельных государств, но и крупных регионов, являясь при  этом ареной столкновения различных  политических интересов и экономических  противоречий. Мировая энергетика обретает роль главного рычага в решении задач  роста национального благосостояния, наполнения государственных бюджетов и обеспечения геополитических  интересов страновых игроков в отдельных регионах мира. В этих условиях обостряется конкуренция за рынки сбыта между странами-производителями углеводородов. Появляются альтернативные источники энергии, проекты, поставщики и новые рынки. В связи с этим представляется важной оценка роли, состояния и особенностей современного места российского газового комплекса в структуре мирового газового хозяйства, оказывающего серьезное влияние на общеэкономическое развитие многих стран и имеющего особое значение для экономики и геополитического позиционирования России.

Так же хотелось бы отметить, что газоперерабатывающая промышленность играет большую роль в экономике страны. Благодаря переработке природного газа, получают ценнейшие и незаменимые продукты, какими являются сухой газ, гелий, этан, сжиженный природный газ, сера, стабильный конденсат и т.д. Значение газоперерабатывающей промышленности в экономике страны определяется тем, что она служит источником уникальных продуктов и является одним из самых крупных источников налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Газ, являясь экологически чистым видом топлива, пригоден для  повсеместного использования в  качестве теплового энергоносителя. Электроэнергетическая промышленность около половины электроэнергии и  тепла производит за счет сжигания газа. Газоперерабатывающее производство обеспечивает часть энергетической безопасности страны. Продукты, получаемые при переработке природного газа, обеспечивают осуществление производственного  цикла других отраслей промышленности, так как являются сырьем для многих химических процессов, поэтому увеличение объемов производства продукции  газоперерабатывающей промышленности является оптимальным способом поддержания  энергетической безопасности страны и  возможностью стабильного роста  промышленного производства, сопряженного с газоперерабатывающей отраслью. Снижение объемов добываемого и перерабатываемого  природного газа приведет к дефициту энергии не только на промышленном рынке страны, который является основным ее потребителем, но и к социальной напряженности, ввиду большого распространения  природного газа в быту.

Принимая во внимание важность газоперерабатывающей промышленности в экономике, существует объективная  необходимость ее статистической оценки, анализа и прогнозирования развития отрасли, как в масштабах страны, так и на региональном уровне. Вместе с тем, методическая сторона статистического  исследования, на наш взгляд, недостаточно разработана. Кроме этого, условия исследуемого объекта за годы рыночных преобразований резко изменились. Изменились факторы и информационная база, значительно усилился рыночный характер отрасли, сформировался новый механизм причинно-следственных связей, отвергающий многие гипотезы, опирающиеся на прошлое, что обеспечило перелом многих тенденций в области переработки природного газа, которые раньше существовали десятилетиями. По этой причине при построении эконометрических моделей, анализе и прогнозировании приходится оперировать короткими динамическими рядами.

Таким образом, совокупное изменение условий функционирования отрасли совместно с ограниченной информационной базой, требуют разработки новых методик статистического  исследования отрасли с учетом особенностей функционирования рынка страны. Решение  столь сложных и практически  важных задач невозможно без научно-обоснованного  статистического анализа.

 

2.2. Этапы исследования  конъюнктуры мирового рынка природного  газа

Обязательным  при исследовании конъюнктуры товарного  рынка является использование следующих  принципов: 
- учет общих взаимосвязей явлений экономической жизни общества. Например, рынок отдельной товарной группы (товара) не может функционировать и не функционирует изолированно от других товарных рынков. Изменения на одних товарных рынках вызывают изменения на других, хотя степень этого влияния различна; 
- нецелесообразно механическое перенесение тенденций одних товарных рынков на другие, состояния конъюнктуры потребительского рынка на конъюнктуру рынков отдельных товарных групп; 
- необходимость постоянного и непрерывного наблюдения за конъюнктурой товарного рынка. Особенно это важно в условиях усиливающейся конкурентной борьбы. Перерывы в исследовании конъюнктуры товарного рынка могут негативно влиять на сбытовую деятельность предприятия, его прибыль и т.д.;

Исследование  конъюнктуры товарного рынка  необходимо осуществлять в определенной последовательности, с определением следующих этапов: 
Предварительный: 
- сбор и накопление информации; 
- анализ конъюнктуры товарного рынка; 
- прогнозирования конъюнктуры товарного рынка.

На  предварительном этапе исследования изучается объект купли-продажи, т.е. товар, а также субъект спроса на товар, т.е. покупатель. Учитываются  качественные характеристики товара, его потребительские свойства, запросы  которых сегментов рынка обеспечивает товар. На основе научных и справочных информационных источников выявляются основные черты и особенности  рынка товара, который исследуется. 
На этапе сбора и накопления информации определяются: источники информации, показатели, факты, характеризующие ситуацию на товарном рынке. Источниками информации могут быть данные статистического учета, оперативного учета, материалы опросов, бухгалтерского учета. Необходимо также определить перечень показателей, необходимых для анализа состояния конъюнктуры товарного рынка (стоимостные, натуральные), а также протяженность рядов динамики, за которую целесообразно собирать информацию и рассчитывать показатели. Важно помнить, что объем, полнота, точность и другие требования, предъявляемые к информации, должны быть адекватными тем решениям, которые предполагается принять по результатам исследования. Чем ответственнее принимается решения, тем более достоверной должна быть. 

 

 

 

 

 

2.3. Методы  и показатели исследования конъюнктуры мирового рынка природного

газа.

Конъюнктурный анализ должен всесторонне проанализировать рыночную ситуацию и дать комплексную оценку состояния рынка, прежде всего с  позиции маркетинговых действий фирмы, т.е. благоприятна ли конъюнктура  для осуществления поставленных целей. Основная цель изучения конъюнктуры  рынка — установить, в какой  мере деятельность промышленности и  торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем  и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос  населения на товары, более рационально  использовать имеющиеся у производственного  предприятия возможности.

Комплексный подход к изучению конъюнктуры  рынка предполагает: использование  различных, взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка; применение совокупности различных  методов анализа и прогнозирования.

Изучение конъюнктуры рынка  базируется на анализе показателей, характеризующих производство и  поставку товаров этой группы, объем  и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле.

При изучении конъюнктуры  рынка  ставится задача не только определения  состояния рынка на тот или  иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития, по крайней мере, на один- два квартала, но не более чем на полтора года. Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка  в сочетании с отчетным и плановыми  данными дают возможность заблаговременно  выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся  и предотвращение возможных диспропорций.

Задачи при изучении конъюнктуры  рынка:

  1. В определенный промежуток времени отобрать из источников информации конкретные и самые последние сведения по всему рынку, а именно: выявить всех конкурентов, изучить ассортимент выпускаемой продукции, изучить политику ценообразования.
  2. Систематизировать эти показатели.
  3. Установить силу и масштабы воздействия соответствующих коньюнктуро-образующих факторов, их взаимосвязь и взаимообусловленность, и направленность действия.
  4. Выявить активность взаимодействия этих факторов в ближайшей перспективе для разработки прогноза.

Результаты изучения конъюнктуры  предназначены для принятия оперативных  решений по управлению производством  и сбытом товаров.

 Основные задачи конъюнктурных  исследований товарного рынка. 

  • сбор и обработка конъюнктурной информации;
  • интегральные и дифференциальные оценки состояния рынка, типология рыночной ситуации;
  • характеристика масштаба (объема) рынка;
  • выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития рынка и его динамической устойчивости;
  • оценка и анализ региональных различий рынка;
  • оценка и анализ деловой активности;
  • оценка коммерческого (рыночного) риска;
  • характеристика степени монополизации и интенсивности конкуренции.

Поставленные задачи ориентированы  на всестороннюю, взаимосвязанную характеристику состояния рынка в целом и  в разрезе отдельных его элементов  и составных частей.

Можно выделить два этапа или  уровня реализации этих задач. На первом, оценочном, осуществляется анализ рыночной конъюнктуры, который должен охарактеризовать масштабы и типологию рынка, его  главные пропорции, вектор и скорость изменения основных параметров, уровень  устойчивости развития. Второй, более  высокий уровень анализа, имеет  целью выявление причинно-следственных связей, условий, определяющих рыночную ситуацию, и на этой основе прогнозирование  рыночной конъюнктуры, выводов о  перспективности развития рынка, с  позиций маркетинга фирм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Исследование  конъюнктуры мирового рынка природного газа

3.1. Общая  характеристика и особенности  мирового рынка природного газа

Прежде чем говорить о мировом рынке природного газа хотелось бы отметить, что представляет из себя природный газ.

Природный газ - это смесь нескольких газов, образовавшаяся в глубинах земли из-за разложения осадочных органических пород.

Природный газ является полезным ископаемым, которое добывается, как самостоятельно, так и в качестве попутного  газа при добыче нефти. Природный  газ в естественном состоянии (в  земных недрах) присутствует в виде газа в отдельных скоплениях (т.н. газовые залежи), в виде газовой  шапки при нефтегазовых месторождениях. Также природный газ может  находиться в недрах земли в растворённом состоянии в жидкости (нефть, вода). В стандартных условиях (давление 0,101325 МПа и температура 20 градусов) природный газ находится только в газообразном состоянии. Ещё одно состояние природного газа - газогидраты (англ. термин - Compressed Natural Gas).

Информация о работе Исследование конъюнктуры мирового товарного рынка (на примере мирового рынка природного газа)