Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:15, курсовая работа
Формирующаяся конкурентная среда на отраслевых рынках выдвинула перед предприятиями проблему выбора наиболее эффективных направлений развития собственной производственно-хозяйственной деятельности, в результате чего особую актуальность приобретают вопросы изучения рыночной конъюнктуры, а также комплекса факторов внешней среды, определяющих ее.
Источник:
собственная разработка на основе данных
предприятия
Сухие завтраки КУПП ВКК «Витьба» имеют наименьшую цену на рынке и это обусловлено более дешевым сырьем и технологическим процессом, а также упаковочным материалом, который у КУПП ВКК «Витьба» представлен полиэтиленовым пакетом, а у «Nestle» и «Лидкон» картонной коробкой. Высокую цену продукции «Nestle» можно объяснить тем, что это торговая марка знаменита во всем мире и значительные средства расходуются на ее рекламу, что соответственно сказывается на цене. Отклонение цены сухих завтраков «Витьба» с «Nestle» составляет 2550 руб., а с продукцией «Лидкон» 1250 руб.
Важным
фактором при оценке конъюнктуры
рынка является цена, так как она
не только оказывает влияние на размер
получаемого дохода, но и скажется
на объеме реализации данного товара.
В таблице 2.17 рассмотрим динамику средних
цен на товары КУПП ВКК «Витьба» в 2009 году.
Таблица 2.17 – Динамика средних цен на товары КУПП ВКК «Витьба».
Показатель | Цена ваф.батончик, руб. | Темп роста,% | Цена подушечки,
руб. |
Темп роста,% | Цена хлопья,
руб |
Темп роста,% | Цена орешки зерновые,руб | Темп роста,% |
Январь | 272 | - | 968 | - | 1220 | - | 763 | - |
Февраль | 272 | 100 | 1023 | 101,05 | 1220 | 100 | 763 | 100 |
Март | 274 | 101 | 1014 | 99,12 | 1227 | 101,005 | 769 | 101,007 |
Апрель | 274 | 100 | 1020 | 101,005 | 1230 | 101,002 | 769 | 100 |
Май | 276 | 101,007 | 1025 | 101,004 | 1230 | 100 | 775 | 101,007 |
Июнь | 290 | 101,05 | 1014 | 98,9 | 1238 | 101,006 | 781 | 101,007 |
Июль | 292 | 100,1 | 1027 | 101,01 | 1238 | 100 | 787 | 101,007 |
Август | 292 | 100 | 1029 | 101,001 | 1242 | 101,003 | 787 | 100 |
Сентябрь | 292 | 100 | 1012 | 98,3 | 1242 | 100 | 787 | 100 |
Октябрь | 292 | 100 | 1040 | 101,02 | 1242 | 100 | 811 | 101,03 |
Ноябрь | 308 | 100,9 | 1043 | 101,002 | 1248 | 101,004 | 811 | 100 |
Декабрь | 317 | 100,97 | 1030 | 98,7 | 1248 | 100 | 819 | 101,009 |
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
По
данным таблицы видно, что почти
каждый месяц происходит незначительное
увеличение цен на всю продукцию.
На вафельные батончики цена в среднем
каждый месяц повышается на 3,75 руб. Цены
на подушечки за год выросли на 62 руб.,
в среднем в месяц на 5,2 руб. Цены на сухие
завтраки поднялись за год на 48 руб. Повышение
цен в основном связано с изменением цен
на сырье, вспомогательных материалов,
удорожание электроэнергии, отопления,
транспортных услуг.
2.7.АНАЛИЗ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
НА РЫНКЕ КОНДИТЕРСКИХ
ТОВАРОВ
Поведение
потребителя – это
В
условиях жесткой конкуренции перед
даже широко известными предприятиями
возникает достаточно сложная задача:
как удержать свои позиции на рынке
и сохранить эффективность
Цель
исследования – определение
Из всех опрошенных респондентов 75% - женщины, 25% - мужчины. По возрасту респонденты распределились следующим образом: до 20 лет – 15%, 20-30 лет – 50%, 30-50 лет – 20%, 50-60 лет – 15%. В основном среди опрошенных преобладают студенты – 60%, инженеры – 15%, 10% - рабочие, 10% - работающих пенсионеров, всего 5% составляют пенсионеры.
Проведенный опрос выявил, что кондитерские товары КУПП ВКК «Витьба» приобретают все опрошенные. Сухие завтраки приобретают только 20% опрошенных, подушечки – 65%, вафельные батончики – 60% опрошенных и торты приобретают 10.
Самая высокая частота приобретения кондитерских товаров – несколько раз в месяц – 40% опрошенных, 30% приобретают продукцию КУПП ВКК «Витьба» несколько раз в неделю, 20% приобретают один раз в неделю и всего 10% опрошенных приобретают один раз в месяц.
При выборе кондитерских товаров наибольшее число потребителей делают ставку на «вкусовые качества» 85% опрошенных. Вторым по приоритетности выступает фактор «отсутствие химических добавок» 60%, далее потребителей интересует цена и польза для здоровья – 35%, срок хранения – 30%, для 10% опрошенных важен производитель и для 5% торговая марка.
Наиболее приобретаемы кондитерские товары следующих торговых марок: для 90% опрошенных - «Витьба» и «Коммунарка», для 85% - «Спартак». Наименьшей популярностью у потребителей пользуются торговые марки: «Nestle» приобретают 10% опрошенных и только 5% приобретают продукцию торговой марки «Roshen». Ни один респондент не выбрал торговые марки «Идеал» и «Лидкон».
Анкетирование
позволило выявить
Качество товаров КУПП ВКК «Витьба» потребители оценили следующим образом: 35% опрошенных оценили качество как отличное и 65% как хорошее. 100% потребителей оценили цену как приемлемую.
Потребителем было предложено оценить вафельные кондитерские товары и сухие завтраки различных производителей по 10 бальной шкале (10 – очень хорошо, 1 - неудовлетворительно) по 5 признакам: «вкусовые качества», «цена», «разнообразие ассортимента», «вид упаковки», «доступность в приобретении». Подсчитав общее количество баллов места между конкурентами распределились следующим образом: 1. «Витьба» (Кзн.=0,197); 2. «Коммунарка» (Кзн=0,196); 3. «Спартак» (Кзн=0,19); 4. «Nestle» (Кзн=0,189); 5. « Roshen» (Кзн=0,187); 6. «Идеал» (Кзн=0,177).
Таким
образом, проведенное исследование
позволяет выявить профиль
Опрос
позволяет выявить, что возраст
и род занятий не влияет на приобретение
кондитерских товаров и сухих
завтраков. Важным фактором при выборе
кондитерских товаров для потребителей
являются вкусовые качества, польза для
здоровья и отсутствие химических добавок.
Наиболее часто приобретаемая продукция
КУПП ВКК «Витьба» - подушечки и
вафельные батончики. В целом
оценка качества продукции – «хорошее»,
цена – «приемлемая». Основная часть
опрошенных приобретает кондитерские
товары КУПП ВКК «Витьба» несколько
раз в месяц.
3.АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ТОВАРОВ НА ПРИМЕРЕ КУПП ВКК «ВИТЬБА»
Прогнозирование
– это научно обоснованные суждения
о возможном состоянии и
Способность составить надежные оценки будущих показателей с использованием методов прогнозирования, например спрос на товар, себестоимости продукции, объемов поставок на рынок, обеспечивает многим фирмам преимущество в конкурентной борьбе. Прогнозирование помогает получить жизненно важную информацию, необходимую при принятии решений.
В таблице 3.1 приведены данные по годовому объему продаж кондитерских товаров КУПП ВКК «Витьба» на рынке РБ за последние 13 лет. Будем использовать методы регрессии для прогнозирования объема продаж на 2010 год.
Таблица 3.1 – Годовые объемы продаж кондитерских товаров КУПП ВКК «Витьба», тонн
Год | Годовой объем продаж |
1 | 2 |
1997 | 2880 |
1998 | 3852 |
1999 | 4440 |
2000 | 4464 |
2001 | 4380 |
2002 | 4200 |
2003 | 4500 |
2004 | 4982 |
2005 | 6061 |
2006 | 7280 |
2007 | 8105 |
1 | 2 |
2008 | 9473 |
2009 | 9738 |
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
Представим
указанные данные на графике разброса
(Рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 – Годовые объемы продаж
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
На
рисунке 3.1 показаны объемы продаж за указанный
период и отражена общая тенденция
продаж. Из графика видно, что, несмотря
на колебания, общая тенденция
С помощью коэффициента корреляции определим степень корреляции между годом и объемом продаж.
Коэффициент корреляции между этими переменными вычисляем с помощью таблицы.
Таблица 3.3 – Расчет коэффициента корреляции
х | у | х^2 | у^2 | ху |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2280 | 1 | 5198400 | 2280 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | 3852 | 4 | 14837904 | 7704 |
3 | 4440 | 9 | 19713600 | 13320 |
4 | 4464 | 16 | 19927296 | 17856 |
5 | 4380 | 25 | 19184400 | 21900 |
6 | 4200 | 36 | 17640000 | 25200 |
7 | 4500 | 49 | 20250000 | 31500 |
8 | 4982 | 64 | 24820324 | 39856 |
9 | 6061 | 81 | 6373721 | 54549 |
10 | 7280 | 100 | 52998400 | 72800 |
11 | 8105 | 121 | 65691025 | 89155 |
12 | 9473 | 144 | 89737729 | 113676 |
13 | 9738 | 169 | 94828644 | 126594 |
∑х=91 | ∑у=73755 | ∑ х^2=819 | ∑ у^2=
451201443 |
∑ху=
616390 |