Исследование рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Формирующаяся конкурентная среда на отраслевых рынках выдвинула перед предприятиями проблему выбора наиболее эффективных направлений развития собственной производственно-хозяйственной деятельности, в результате чего особую актуальность приобретают вопросы изучения рыночной конъюнктуры, а также комплекса факторов внешней среды, определяющих ее.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ исследование рынка.docx

— 97.82 Кб (Скачать файл)

     Источник: собственная разработка на основе данных предприятия 

     Сухие завтраки КУПП ВКК «Витьба» имеют  наименьшую цену на рынке и это  обусловлено более дешевым сырьем и технологическим процессом, а также упаковочным материалом, который у КУПП ВКК «Витьба» представлен полиэтиленовым пакетом, а у «Nestle» и «Лидкон» картонной коробкой. Высокую цену продукции «Nestle» можно объяснить тем, что это торговая марка знаменита во всем мире и значительные средства расходуются на ее рекламу, что соответственно сказывается на цене. Отклонение цены  сухих завтраков «Витьба» с «Nestle» составляет 2550 руб., а с продукцией «Лидкон» 1250 руб.

     Важным  фактором при оценке конъюнктуры  рынка является цена, так как она  не только оказывает влияние на размер получаемого дохода, но и скажется на объеме реализации данного товара. В таблице 2.17 рассмотрим динамику средних цен на товары КУПП ВКК «Витьба» в 2009 году. 

     Таблица 2.17 – Динамика средних  цен на товары КУПП ВКК «Витьба».

Показатель Цена ваф.батончик, руб. Темп роста,% Цена подушечки,

руб.

Темп роста,% Цена хлопья,

руб

Темп роста,% Цена орешки зерновые,руб Темп роста,%
Январь 272 - 968 - 1220 - 763 -
Февраль 272 100 1023 101,05 1220 100 763 100
Март 274 101 1014 99,12 1227 101,005 769 101,007
Апрель 274 100 1020 101,005 1230 101,002 769 100
Май 276 101,007 1025 101,004 1230 100 775 101,007
Июнь 290 101,05 1014 98,9 1238 101,006 781 101,007
Июль 292 100,1 1027 101,01 1238 100 787 101,007
Август 292 100 1029 101,001 1242 101,003 787 100
Сентябрь 292 100 1012 98,3 1242 100 787 100
Октябрь 292 100 1040 101,02 1242 100 811 101,03
Ноябрь 308 100,9 1043 101,002 1248 101,004 811 100
Декабрь 317 100,97 1030 98,7 1248 100 819 101,009

Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

     По  данным таблицы видно, что почти  каждый месяц происходит незначительное увеличение цен  на всю продукцию. На вафельные батончики цена в среднем каждый месяц повышается на 3,75 руб. Цены на подушечки за год выросли на 62 руб., в среднем в месяц на 5,2 руб. Цены на сухие завтраки поднялись за год на 48 руб. Повышение цен в основном связано с изменением цен на сырье, вспомогательных материалов, удорожание электроэнергии, отопления, транспортных услуг. 

2.7.АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА РЫНКЕ КОНДИТЕРСКИХ ТОВАРОВ 

     Поведение потребителя – это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.

     В условиях жесткой конкуренции перед  даже широко известными предприятиями  возникает достаточно сложная задача: как удержать свои позиции на рынке  и сохранить эффективность деятельности. Обычно руководством организации осуществляется ряд мероприятий по увеличению доли на рынке, по снижению затрат в целях  осуществления ценовой конкуренции  и еще множество других. Но зачастую этого бывает мало, чтобы выжить. Любой товар при появлении  на рынке создает о себе некоторое  впечатление – положительное  или отрицательное. Потребители  резко отличаются друг от друга возрастом, уровнем доходов и образования, склонностью к переездам и  вкусами.

     Цель  исследования – определение среднестатистического  профиля потребителей на рынке кондитерских товаров, путем опроса потребителей (Приложение А). Предметом исследования явилось потребительское поведение жителей на рынке кондитерских товаров. Был применен метод случайной выборки, количество респондентов составило 20 человек.

     Из  всех опрошенных респондентов 75%  - женщины, 25% - мужчины. По возрасту респонденты  распределились следующим образом: до 20 лет – 15%, 20-30 лет – 50%, 30-50 лет  – 20%, 50-60 лет – 15%. В основном среди  опрошенных преобладают студенты – 60%, инженеры – 15%, 10% - рабочие, 10% - работающих пенсионеров, всего 5% составляют пенсионеры.

     Проведенный опрос выявил, что кондитерские товары КУПП ВКК «Витьба» приобретают все  опрошенные. Сухие завтраки приобретают только 20% опрошенных, подушечки – 65%, вафельные батончики – 60% опрошенных и торты приобретают 10.

     Самая высокая частота приобретения кондитерских товаров – несколько раз в месяц – 40% опрошенных, 30% приобретают продукцию КУПП ВКК «Витьба» несколько раз в неделю, 20% приобретают один раз в неделю и всего 10% опрошенных приобретают один раз в месяц. 

     При выборе кондитерских товаров наибольшее число потребителей делают ставку на «вкусовые качества» 85% опрошенных. Вторым по приоритетности выступает  фактор «отсутствие химических добавок» 60%, далее потребителей интересует цена и польза для здоровья – 35%, срок хранения – 30%, для 10% опрошенных важен производитель и для 5% торговая марка.

     Наиболее  приобретаемы кондитерские товары следующих  торговых марок: для 90% опрошенных - «Витьба» и «Коммунарка», для 85% - «Спартак». Наименьшей популярностью у потребителей пользуются торговые марки: «Nestle» приобретают 10% опрошенных и только 5% приобретают продукцию торговой марки «Roshen». Ни один респондент не выбрал торговые марки «Идеал» и «Лидкон».

     Анкетирование позволило выявить удовлетворенность  покупателей ассортиментом продукции КУПП ВКК «Витьба», 80% опрошенных дали удовлетворительную оценку ассортименту, 20% не всегда могут найти желаемую ими продукцию.

     Качество  товаров КУПП ВКК «Витьба» потребители  оценили следующим образом: 35% опрошенных оценили качество как отличное и 65% как хорошее. 100% потребителей оценили  цену как приемлемую.

     Потребителем  было предложено оценить вафельные  кондитерские товары и сухие завтраки различных производителей по 10 бальной  шкале (10 – очень хорошо, 1 - неудовлетворительно) по 5 признакам: «вкусовые качества», «цена», «разнообразие ассортимента», «вид упаковки», «доступность в приобретении». Подсчитав общее количество баллов места между конкурентами распределились следующим образом: 1. «Витьба» (Кзн.=0,197); 2. «Коммунарка» (Кзн=0,196); 3. «Спартак» (Кзн=0,19); 4. «Nestle» (Кзн=0,189); 5. « Roshen» (Кзн=0,187); 6. «Идеал» (Кзн=0,177).

     Таким образом, проведенное исследование позволяет  выявить профиль среднестатистического  потребителя.

     Опрос позволяет выявить, что возраст  и род занятий не влияет на приобретение кондитерских товаров и сухих  завтраков. Важным фактором при выборе кондитерских товаров для потребителей являются вкусовые качества, польза для  здоровья и отсутствие химических добавок. Наиболее часто приобретаемая продукция  КУПП ВКК «Витьба» - подушечки и  вафельные батончики. В целом  оценка качества продукции – «хорошее», цена – «приемлемая». Основная часть  опрошенных приобретает кондитерские товары КУПП ВКК «Витьба» несколько  раз в месяц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.АНАЛИЗ  ТЕНДЕНЦИЙ КОНЪЮНКТУРЫ  РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ  ТОВАРОВ НА ПРИМЕРЕ  КУПП ВКК «ВИТЬБА»

     Прогнозирование – это научно обоснованные суждения о возможном состоянии и будущем  развитии того или иного объекта  или отдельных его элементов, а также об альтернативных путях, методах, сроках достижения определённого  состояния этого объекта.

     Способность составить надежные оценки будущих  показателей с использованием методов  прогнозирования, например спрос на товар, себестоимости продукции, объемов  поставок на рынок, обеспечивает многим фирмам преимущество в конкурентной борьбе. Прогнозирование помогает получить жизненно важную информацию, необходимую  при принятии решений.

     В таблице 3.1 приведены данные по годовому объему продаж кондитерских товаров  КУПП ВКК «Витьба» на рынке РБ за последние 13 лет. Будем использовать методы регрессии для прогнозирования объема продаж на 2010 год.

     Таблица 3.1 – Годовые объемы продаж кондитерских товаров КУПП ВКК «Витьба», тонн

Год Годовой объем  продаж
1 2
1997 2880
1998 3852
1999 4440
2000 4464
2001 4380
2002 4200
2003 4500
2004 4982
2005 6061
2006 7280
2007 8105
1 2
2008 9473
2009 9738

     Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

     Представим  указанные данные на графике разброса (Рисунок 3.1). 

     

     Рисунок 3.1 – Годовые объемы продаж

     Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

     На  рисунке 3.1 показаны объемы продаж за указанный  период и отражена общая тенденция  продаж. Из графика видно, что, несмотря на колебания, общая тенденция свидетельствует  об увеличении этих значений. Представленные данные указывают на наличие линейной зависимости.

     С помощью коэффициента корреляции определим  степень корреляции между годом  и объемом продаж.

     Коэффициент корреляции между этими переменными  вычисляем с помощью таблицы.

     Таблица 3.3 – Расчет коэффициента корреляции

х у х^2 у^2 ху
1 2 3 4 5
1 2280 1 5198400 2280
1 2 3 4 5
2 3852 4 14837904 7704
3 4440 9 19713600 13320
4 4464 16 19927296 17856
5 4380 25 19184400 21900
6 4200 36 17640000 25200
7 4500 49 20250000 31500
8 4982 64 24820324 39856
9 6061 81 6373721 54549
10 7280 100 52998400 72800
11 8105 121 65691025 89155
12 9473 144 89737729 113676
13 9738 169 94828644 126594
∑х=91 ∑у=73755 ∑ х^2=819 ∑ у^2=

451201443

∑ху=

616390

Информация о работе Исследование рынка