Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:15, курсовая работа
Формирующаяся конкурентная среда на отраслевых рынках выдвинула перед предприятиями проблему выбора наиболее эффективных направлений развития собственной производственно-хозяйственной деятельности, в результате чего особую актуальность приобретают вопросы изучения рыночной конъюнктуры, а также комплекса факторов внешней среды, определяющих ее.
Технико-экономический
обзор работы КУП ВКК “Витьба”
осуществлялся по важнейшим показателям,
характеризующим общие
В настоящее время комбинат “Витьба” производит сухие завтраки и кондитерские изделия. Ассортимент выпускаемой продукции в 2009 году составлял 152 наименования, из них сухих завтраков – 25 наименований, кондитерские изделия: вафельная продукция 45 наименование, печенье – 14 наименований, торты – 5 наименования.
КУПП
ВКК «Витьба» концентрирует работу
на внутреннем рынке, сосредоточив внимание
на сегментации по географическому
признаку. Разделение по географическому
принципу позволяет наиболее полно
обслужить конкретного
Наименование показателей | 2008 г. | 2007 г. | ||
Абсолютное отклонение | Темп роста, % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Производство продукции в действующих ценах, млн.руб. | 52206,528 | 40724,172 | 11482,356 |
128,2 |
2.Производство продукции в сопоставимых ценах, млн.руб. | 47016,120 | 42393,616 | 4622,504 | 110,9 |
3.Прибыль от производства продукции, млн.руб. | 6511,3 | 6267,4 | 244,0 |
103,9 |
4.Рентабельность по производству продукции, % | 14,2 | 18,2 | -3,9 |
78,3 |
5.Рентабелность реализованной продукции, % | 8,7 | 11,5 | -2,8 |
75,9 |
6.Прибыль от реализации продукции, млн.руб. | 4079 | 3839 | 240 |
106,3 |
7.Экспорт продукции, млн.руб. | 2221 | 1776 | 445 |
125,1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
5 |
8. Импорт продукции, тыс.$ | 4036,4 | 1330,0 | 2706,4 |
303,5 |
9.Среднесписочная численность ППП, чел | 811 | 761 | 50 |
106,6 |
10.Среднемесячный доход одного работника, тыс.руб. | 961,050 | 827,406 | 133,644 |
116,2 |
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Производство продукции в
Традиционно завоеванными рынками сбыта продукции для КУПП ВКК «Витьба» является отечественный рынок и ряд регионов России – г. Москва, г. Брянск, г. Санкт-Петербург, Смоленская область, и стран Балтии.
Предприятие хотя и является монополистом в производстве сухих завтраков в РБ, но в настоящее время появилось огромное количество конкурентов из России, поэтому требуется все больше усилий, чтобы удержать покупателя. Потребитель стал более требователен не только к вкусовым качествам продукции, но и к ценовому показателю.
Исследование конъюнктуры товарного рынка включает анализ и прогноз состояния рынка конкретного товара и предполагает изучение отрасли производства и потребления, рассматриваемой продукции, их взаимосвязей, а также инфраструктурного обеспечения изучаемого рынка.
2.2.АНАЛИЗ МАСШТАБА И ПОТЕНЦИАЛА РЫНКА
Масштаб рынка определяется объемом продаж товара, а также числом и размером предприятия, выступающих на нем в качестве продавцов, как производителей, так и торговых посредников. Предприятия ранжируются по доле, занимаемой ими на рынке.
Оценка
масштаба и типа рынка дополняется
характеристикой потенциала рынка,
определяющего возможности
Конкурентами на рынке кондитерских изделий КУП ВКК “Витьба” являются ОАО ”Спартак” (Гомель), ОАО “Коммунарка” (Минск), ОАО “Конфа” (Молодечно), “Слодыч” (Минск), “Идеал” (Брест). В нише сухих завтраков основным конкурентом «Витьба» является «Лидкон» г. Лида.
Распределение
долей рынка вафельной
1 - ОАО ”Спартак” (9500 тонн)
2 - КУП ВКК “Витьба” (4561 тонн)
3 - ОАО “Коммунарка” (185 тонн)
4 - ОАО “Конфа” (500 тонн)
Рисунок 2.1 - Распределение долей производителей на рынке кондитерских изделий
Источник: собственная разработка на основе данных предприятий.
На
белорусском рынке кроме
Масштаб рынка также определяется типом рынка (таблица 2.2), который характеризуется степенью его сбалансированности, назначением конечного использования товара, интенсивностью конкуренции, организационной структурой, территориальными характеристиками, маркетинговой деятельностью.
Таблица 2.2 – Характеристика рынка кондитерских товаров
Признак классификации | Тип рынка |
Виды товара | Сухие завтрак (хлопья, орешки зерновые, колечки, подушечки); кондитерские товары (вафли, печенье, трубочки, торты, вафельные батончики) |
Территориальный уровень | Национальный – основной рынок |
Классификация товара на рынке | Рынок товаров потребительского назначения |
Место рынка в системе товародвижения | Оптовый, мелкооптовый, розничный, мелкорозничный |
Организационная оценка рынка | Открытый рынок |
Конкурентная оценка рынка | Развивающийся рынок |
Качественная оценка рынка | Освоенный рынок |
Источник: собственная разработка.
Потенциал
товарного предложения
Таблица 2.3 – Потенциал товарного предложения кондитерских товаров производства КУПП ВКК «Витьба» в г. Витебске, тыс.руб.
Показатели | ОАО «Веста» | ОАО «Ника» | ОАО «Витебские продукты» | ОАО «Витебский универмаг» | СЗАО
Фирма «Омега» |
Итого |
Объем
закупок продукции всего, тыс.руб.
в том числе -сухие завтраки -кондитерские
товары |
1522494,451 506876,373 1015618,078 |
2415202,612 997955,612 1417247 |
605962,567 193900,037 412062,530 |
15043,291 5438,185 9605,106 |
164596,648 58522,08 106074,568 |
4723298,063 1762691 2960606 |
Источник: собственная разработка на основе данных предприятий.
Из таблицы видно, что наибольшие объемы продукции у КУПП ВКК «Витьба» закупает ОАО «Ника», доля рынка этого предприятия по сухим завтракам составляет 56,6% и по кондитерским товарам 47,8%, это обусловлено тем, что ОАО «Ника» имеет сеть своих магазинов в г. Полоцке и г. Орше. После ОАО «Ника» по объемам закупок продукции у КУПП ВКК «Витьба» является ОАО «Веста», доля рынка этого предприятия составляет по сухим завтракам 28,7% и по кондитерским товарам 34,3%. Доля рынка ОАО «Витебские продукты составляет» по сухим завтракам 11% и по кондитерским товарам 13,9%. Наименьшие объемы закупок у ОАО «Витебский универмаг», доля рынка этого торгового предприятия по сухим завтракам составляет 0,3% и по кондитерским товарам 0,32%, это обусловлено тем, что ОАО «Витебский универмаг» единственная торговая организация из выше перечисленных, которая представлена одним магазином в городе.
Определение потребительского потенциала рынка необходимо и для разработки стратегических и оперативных планов маркетинга и является составным элементом оценки рыночной конъюнктуры. Потребительский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка. Емкость рынка — количество товаров, которое рынок способен поглотить (приобрести) за определенный срок и при данных условиях. Емкость рынка кондитерских товаров и сухих завтраков КУПП ВКК «Витьба» за 2009 год по РБ составляет 9738 тонн.
2.3.АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ РЫНКА
Рыночный механизм формирует рыночную ситуацию. Важнейший признак конъюнктуры рынка - основная его пропорция: соотношение спроса и предложения. Баланс, или равенство этих двух главных категорий, встречается не так уж часто. Соотношение между ними постоянно колеблется, напоминая закон маятника. В этом, в частности, заключается одно из проявлений стихийности рынка. Баланс или дисбаланс спроса и предложения определяет тип рынка (рынок продавца при превышении спроса над предложением и рынок покупателя - при соответствии предложения спросу или при превышении предложения над спросом). Сбалансированность или разбалансированность рынка - процесс динамический, ситуация может постоянно изменяться, ее необходимо изучать.
Однако и предложение, и спрос поддаются маркетинговому воздействию, их необходимо регулировать с помощью экономических рычагов, имеющихся в распоряжении как рыночных, так и государственных структур. Это в свою очередь обусловливает необходимость анализа степени сбалансированности или разбалансированности рынка. Для этого используются различные методы: балансовый, соотношения показателей динамики, косвенный - с помощью индикаторов, неформальных и экспертных оценок.
Проанализируем сбалансированность рынка кондитерских товаров и сухих завтраков на примере КУПП ВКК «Витьба». (таблицы 2.4- 2.6).
Таблица 2.4 – Динамика и структура товарного предложения кондитерских товаров и сухих завтраков.
Вид товара | 2006 год | 2007 год | 2008 год | Темп роста 2007г./2006г.,% | Темп роста 2008г./2007г.,% | Изменения
2008г./2007г., тонн |
Производство
продукции, тонн
-сухие завтраки -кондитерские изделия |
7824,0 3263,0 4561,0 |
8847,0 3877,0 4970,0 |
9948,0 4400,0 5548,0 |
113,1 118,8 109,0 |
112,4 113,5 111,6 |
+1101 +523 +578 |