Эффект от предложенного мероприятия по развитию инновационной политики «Брянского Хлебокомбината №1»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в разработке методов формирования и реализации сбалансированной инновационной политики хлебокомбината. Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
Исследовать теоретические аспекты разработки инновационной политики коммерческого предприятия;
Провести анализ факторов среды ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»;
Определить миссию и цели ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»;
Показать основные направления развития инновационной политики ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»;
Рассчитать эффект от предложенного мероприятия по развитию инновационной политики «Брянского Хлебокомбината №1»

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
1.Теоретические аспекты разработки инновационной политики коммерческого предприятия……………………………………………… …… 5 1.1Сущность, функции и задачи коммерческой деятельности……………..…5
1.2 Содержание, направления и принципы инновационной политики предприятия…………………………………………………………………….....8
1.3 Формирование инновационной политики предприятия…………. ………12
1.4 Совершенствование инновационной политики предприятия………….....20 2. Анализ факторов среды «Брянского Хлебокомбината №1»……………….23 2.1 Характеристика предприятия……………………………………. ………...23 2.2 Анализ факторов внешней среды предприятия………………………………………..27 2.3 Анализ факторов мезосреды предприятия……………………………………………….30 2.4 Анализ факторов внутренней среды предприятия…………………………………..33 3. Разработка инновационной политики предприятия……………………….……….…41 3.1 Определение миссии и целей «Брянского Хлебокомбината №1»……….….41 3.2Основные направления развития инновационной политики предприятия……………………………………………………………………………………………………..42 3.3 Эффект от предложенного мероприятия по развитию инновационной политики «Брянского Хлебокомбината №1»………………………………………………….48 Заключение……………………………………………………………………………………………………….52 Список использованных источников……………………………………..…….55

Файлы: 1 файл

курсовая по эк.фирмыWo4rd.docx

— 139.26 Кб (Скачать файл)

Механизм разработки инновационной политики включают в  себя ряд последовательных этапов. Наиболее существенными из них являются:

    1. исследование спроса на продукцию предприятия, определение емкости рынка и перспектив его развития;
    2. исследование рынков необходимых ресурсов;
    3. планирование и организация инновационной деятельности;
    4. кадровое обеспечение инновационной деятельности;
    5. комплексный анализ эффективности внедрения нововведений и связанных с ними рисков.

Основная цель планирования инновационной политики - объединение всех участников проекта  на выполнение комплекса работ для  достижения конечного результата. Поскольку  инновационная деятельность значительно  отличается от серийного производства, традиционные приемы планирования не могут обеспечить корректных показателей  за плановый и фактический периоды. Поэтому при планировании инновационной  политики используют как общие подходы  к планированию, так и специфичные  для инновационной деятельности принципы:

1) целеполагания, когда определяют не только главную цель, но и набор подцелей, а принимаемые решения оценивают с точки зрения их оптимального сочетания;

2) системности,  при котором инновационный процесс рассматривают как сложную динамическую систему, включающую в себя взаимосвязанные элементы. Это дает возможность описывать инновационный процесс с помощью динамических экономико-математических моделей;

3) неопределенности, учитывающие систематические и  случайные факторы, которые воздействуют  на процесс, причем игнорирование  случайных факторов снижает достоверность  анализа; 

4) адаптивности, предполагающей возможность предприятия  воспринять то или иное нововведение;

5)  прочности,  предполагающий учет не только  повышенных норм потребления  различных ресурсов в процессе  инновационной деятельности, но  и создание страхового запаса  участвующих в процессе ресурсов  на случай возникновения непредвиденной  ситуации.

В процессе планирования и организации инновационной  деятельности проводят оценку жизнеспособности проекта, которая включает следующие  виды анализа: технический, коммерческий, финансовый, экологический, организационный, социальный, экономический. Для каждого  вида анализа разрабатывают отдельную  методику и определяют объем необходимой  информации [5].

Практика инновационного менеджмента свидетельствует, что  эффективное планирование инновационной  политики возможно при соблюдении следующих  условий:

1. товар должен  быть дифференцирован, т.е. быть  уникальным в своем роде, приносящим  потребителю дополнительные преимущества;

2. сильная маркетинговая  ориентация – направленность  нововведений на рынок и клиентов;

3. глобальная  концентрация товара – замысел  и разработка нового товара  с самого начала должны предполагать  ориентацию выхода на мировой  рынок; 

4. интенсивный  первичный анализ – еще до  начала разработки должно быть  проведено тщательное и углубленное  технико-экономическое обоснование  и соответственно под это выделены  финансовые и кадровые ресурсы; 

5. точная формулировка  концепции – перечень конкретных  задач, выбор целевого рынка; 

6. структурированный  план освоения – переход от  стратегического маркетинга к  плану операционного маркетинга (цены, план сбыта);

7. межфункциональная координация – совмещение действий всех служб промышленного предприятия на достижение поставленной цели;

8. поддержка руководства  – вместо прямого вмешательства  нужна специальная структура  поддержки инновационной политики, ресурсы и правильное видение  процесса;

9. использование  синергии (эффекта коммуникации), выражающейся  в получении дополнительного  эффекта процесса в целом по  сравнению с суммой эффектов  его отдельных элементов; 

10. привлекательность  рынков – этот фактор способствует  успеху, но не может компенсировать  слабые стороны процесса;

11. предварительный  отбор – успех и провал можно  предвидеть, ибо процедуры предварительной  оценки позволяют избежать последствий  некорректных решений [4];

Перестройка экономики  на рыночных принципах в нашей  стране требует обеспечения мирового класса качества производимых товаров, своевременного обновления продукции  предприятиями и максимальной заинтересованности внедрения нововведений; высокой  инновационной активности на базе собственного развивающегося потенциала. Все это  невозможно без разработки обоснованной инновационной политики на предприятии.

    

           1.3 Формирование инновационной политики предприятия

Формирование инновационной  политики предприятия, адекватной современным  экономическим условиям, является важнейшей  задачей достижения конкурентных преимуществ  в долгосрочной перспективе и  повышения эффективности производства.

 Под сбалансированной понимается такая политика, которая обеспечивает согласование качественных и количественных связей всех элементов инновационной деятельности коммерческого предприятия [1].

Разработка сбалансированной инновационной политики актуальна, поскольку в качестве основных источников инновационного развития выступает  система противоречий между целями, ресурсами и структурой:

– системная несбалансированность по группе противоречий «цели-ресурсы» и «структура-ресурсы», отражающая несовершенство материально-технического основания системы;

– системная несбалансированность по группе противоречий «ресурсы-структура» и «структура-цели», связанная с неэффективностью структуры, её неадекватностью относительно целей и ресурсов;

– системная несбалансированность по группе противоречий «ресурсы-цели» и «цели-структура», связанная с несоответствием целеполагания.

Разрешение системных  противоречий за счёт инновационной  политики направлено на установление равновесия между режимами функционирования и развития предприятия путём  согласования структуры, ресурсов и  целей.

Основная цель инновационной  политики предприятия состоит в  создании условий, обеспечивающих инновационное  саморазвитие компании, повышение эффективности  производства и рост конкурентоспособности  в долгосрочной перспективе за счёт внедрения инноваций. Задачи инновационной  политики заключаются в: обосновании  приоритетов и направлений инновационного развития; грамотной организации  инновационных процессов, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех субъектов  инновационной деятельности; оценке инновационного потенциала предприятия; активизации инновационной деятельности; выборе и реализации инновационных  проектов, оказывающих влияние на повышение конкурентоспособности; разработке сценариев инновационного развития; концентрации ресурсов на приоритетных направлениях инновационной политики; реализации других мероприятий [7].

    Таблица 1 – Морфологический классификатор инновационной политики предприятия

Классификационный признак

Вид инновационной  политики

1

2

По согласованности элементов

Сбалансированная

Несбалансированная

По периоду реализации

Краткосрочная

Среднесрочная

Долгосрочная

По направлению

Внешняя

Внутренняя

По степени новизны

Базисная

Улучшающая

Псевдоинновационная

По причине возникновения

Реактивная

Упреждающая

По отрасли промышленности

Электроэнергетика

Топливная

Черная металлургия

Цветная металлургия

Химическая

Пищевая

Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная

Промышленность стройматериалов

Машиностроение и металлообработка

Другая  отрасль

По предмету исследования

форма управления

система выбора нововведений

Определение целей и механизмов

Программа управления

Комплекс мероприятий

Система предпочтения

Фундамент построения стратегии

Другое

По виду эффекта от реализации

Научно-технический

Экономический

Социальный

Интегральный

Другой

По затратам

Крупно

Средне

Низкозатратная

По результативности

Высоко

Средне

Низкорезультативная

По степени риска

Высоко

Средне

Низкорисковая

По характеру развития

Политика НИОКР

Политика внедрения и  
адаптации инноваций


 

Данная модель не в полной мере отвечает российским условиям, поскольку  не всякое предприятие на определённой стадии своего развития может осваивать  любую инновацию. Кроме того, не отражён  эффект, который получает предприятие  от внедрения инноваций по сравнению с традиционной деятельностью.Для решения данного вопроса предлагается концептуальная модель инновационного развития коммерческого предприятия,графическая интерпретация которой имеет вид спирали относительно параметра времени, рыночных возможностей и менеджмента знаний (рис. 1).

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Рисунок 1 – Модель инновационного развития предприятия

 

Организация, выйдя на инновационную  траекторию развития (IT`), может рассчитывать на «инновационный бонус» (DI), который представляет собой агрегированный эффект, полученный от экономии рабочего времени (Dt) при достижении организацией запланированных целей в результате приращения рыночных возможностей (DРВ) на основе менеджмента знаний при проведении сбалансированной инновационной политики. Инновационный бонус можно определить, вычислив площадь заштрихованной фигуры.

Модель инновационного развития предприятия следует рассматривать  в совокупности с процессом промышленного  нововведения. Инновационный процесс  – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который  можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация  вызревает от идеи до конкретного  продукта, технологии или услуги и  распространяется при практическом использовании [8].

Инновационный процесс рассматривается  с трёх точек зрения: как параллельно-последовательное осуществление видов деятельности, как временные этапы жизненного цикла нововведения, как процесс  инвестирования разработки нововведения. Анализ моделей приводит к следующему выводу: инновационный процесс не заканчивается созданием нового продукта, это процесс с обратной связью, имеющий непрерывный характер.

Для реализации эффективной инновационной политики следует ответить на вопрос: чем  обусловлена восприимчивость предприятия  к инновациям?

Классификацию факторов, определяющих инновационную активность коммерческого  предприятия (рис. 2).

               

 


Рисунок 2 – Система факторов инновационного развития предприятия

 

Данная классификация, наряду с научной новизной, учитывает  следующие реалии инновационного развития: комплексное воздействие на организацию  внутренних и внешних факторов; концепцию  М. Портера, предполагающую переход от стадии «факторы производства» и «инвестиции» к стадии «инновации»; появление разноотраслевых инноваций, сопровождающихся переходом от доминирующих технических к информационным нововведениям; возникновение инноваций на основе менеджмента знаний[10].

Среди главных  факторов, сдерживающих инновационную  деятельность предприятий за 2003-2008 гг., выделяют нехватку собственных денежных средств. Второе и третье место делят между собой высокая стоимость нововведений и недостаток финансовой поддержки со стороны государства. Четвертое место стабильно приходится на низкий инновационный потенциал, а пятое занимает высокий экономический риск. Приведённые общероссийские данные соответствуют статистике инновационно-активных предприятий НСО. Разница состоит лишь в том, что новосибирские предприятия отвели пятое место длительным срокам окупаемости инноваций.

Помимо традиционных факторов, ключевым препятствием, сдерживающим инновационное развитие предприятий, является качество инновационного менеджмента, в частности дефицит специалистов в области инновационной деятельности. Подтверждением этому может служить  факт, выявленный Центром экономической  конъюнктуры. Среди предприятий, не осваивающих инновации, сохраняется  высокий удельный вес тех руководителей, которые не видят необходимости  в инновационной деятельности. Таких  предприятий в среднем 37–38%.

Поскольку инновационный  аспект присущ всем сферам деятельности предприятия, то в рамках стратегического  управления инновационная политика обеспечивает координацию и взаимосвязь  всех других функциональных политик  организации. То есть, инновационная  политика должна отражать задачи и  функции каждого из её основных элементов (рис. 3).(Приложение 2)

Организационно-управленческая политика, будучи элементом инновационной  политики, представляет собой систему  предпочтений выбора тех или иных управленческих решений и типа организационной  структуры.

Основные задачи, стоящие  перед НИОКР, включают: определение  научного потенциала предприятия; выработку  политики в научной и конструкторской  сферах; обеспечение опытного производства; создание механизмов принятия решений, с помощью которых происходит реализация, контроль и оценка эффективности  проводимой политики в научной сфере.

Маркетинговая политика имеет  своей целью разработку поведения  предприятия на рынке и ставит перед собой необходимость решения  следующих задач: проведение маркетинговых  исследований; выработку товарной, сбытовой, ценовой, коммуникационной и  сервисной политик [9].

Производственная политика представляет собой систему предпочтений выбора конкретных видов ресурсов; технологических способов обработки, производства и сборки изделий; методов  формирования технической политики, способов проведения политики обеспечения  производства и т.д.

Информация о работе Эффект от предложенного мероприятия по развитию инновационной политики «Брянского Хлебокомбината №1»