Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в разработке методов формирования и реализации сбалансированной инновационной политики хлебокомбината. Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
Исследовать теоретические аспекты разработки инновационной политики коммерческого предприятия;
Провести анализ факторов среды ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»;
Определить миссию и цели ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»;
Показать основные направления развития инновационной политики ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»;
Рассчитать эффект от предложенного мероприятия по развитию инновационной политики «Брянского Хлебокомбината №1»
Введение……………………………………………………………………….…3
1.Теоретические аспекты разработки инновационной политики коммерческого предприятия……………………………………………… …… 5 1.1Сущность, функции и задачи коммерческой деятельности……………..…5
1.2 Содержание, направления и принципы инновационной политики предприятия…………………………………………………………………….....8
1.3 Формирование инновационной политики предприятия…………. ………12
1.4 Совершенствование инновационной политики предприятия………….....20 2. Анализ факторов среды «Брянского Хлебокомбината №1»……………….23 2.1 Характеристика предприятия……………………………………. ………...23 2.2 Анализ факторов внешней среды предприятия………………………………………..27 2.3 Анализ факторов мезосреды предприятия……………………………………………….30 2.4 Анализ факторов внутренней среды предприятия…………………………………..33 3. Разработка инновационной политики предприятия……………………….……….…41 3.1 Определение миссии и целей «Брянского Хлебокомбината №1»……….….41 3.2Основные направления развития инновационной политики предприятия……………………………………………………………………………………………………..42 3.3 Эффект от предложенного мероприятия по развитию инновационной политики «Брянского Хлебокомбината №1»………………………………………………….48 Заключение……………………………………………………………………………………………………….52 Список использованных источников……………………………………..…….55
3.2 Основные направления развития инновационной политики предприятия
Формирование инновационной политики предприятия строится на основе учёта взаимодействия её элементов с использованием методов математической статистики: корреляционного и регрессионного анализа.
Сутью процесса формирования
сбалансированной инновационной политики
предприятия является определение
направления развития каждого из
показателей деятельности организации
и построение экономико-математической
модели, определяющей взаимосвязь между
уровнем и темпами развития каждого
элемента инновационной политики и
показателями деятельности организации
в целом с учётом лага во времени
и минимизации капитальных
Математически, модель формирования инновационной политики предприятия можно представить в виде (см. формулу 1):
(1)
где Vi – значение (объём) i-го элемента инновационной политики предприятия;
ri – весовой коэффициент i-го элемента инновационной политики.
N – число элементов инновационной политики.
Каждый элемент инновационной политики можно охарактеризовать соответствующим портфелем целевых показателей (см. формулу 2):
(2)
где i – номер (название) элемента инновационной политики (i = 1,…N);
j – номер (название) соответствующего целевого показателя элемента инновационной политики (j = 1,…K);
f – величина соответствующего временного лага;
Pjt+f – значение j-го целевого показателя i –го элемента инновационной политики предприятия в (t+f) году.
Набор целевых показателей зависит, прежде всего, от элемента и вида осуществляемой инновационной политики, а также от задач проводимого исследования. В качестве целевых показателей могут выступать: объём реализации; рыночная доля; прибыль; коэффициент обновления продукции; коэффициент качества; себестоимость; фондовооружённость и т.д.
Результатом формирования инновационной политики являются объёмные показатели развития элементов и совокупные капиталовложения.
Для обеспечения конкурентных
преимуществ рекомендуется
Разработку инновационной политики промышленного предприятия необходимо осуществлять поэтапно. Автор выделяет 7 этапов формирования сбалансированной инновационной политики:
1. Определение целей и задач.
2. Анализ внешней и внутренней среды (диагностика ИПС).
3. Разработка концепции (синтез информации и определение направлений инновационной деятельности предприятия).
4. Оценка инновационного потенциала предприятия.
5. Формирование портфелей «инноваций» и «инновационных проектов».
6. Формулировка инновационной политики.
7. Реализация инновационной политики.
Исходной позицией является определение целей и задач организации, в том числе «инновационного кредо», отражающего отношение к инновационной деятельности. Цели должны быть сбалансированы, поскольку, с одной стороны, они являются ожидаемым результатом прогнозов, а с другой – выступают ограничениями для инновационных мероприятий.
На втором этапе проводится анализ внешней и внутренней среды с диагностикой инновационной проблемной ситуации (ИПС), под которой понимается расхождение между процессами функционирования и развития предприятия, выраженное в противоречии интересов субъектов хозяйствования. Цель диагностики – оценка ситуации, определение основных проблем в инновационной сфере и потенциальных возможностей их решения.
Диагностика ИПС вытекает
из анализа внешнего окружения и
внутреннего состояния
После диагностики ИПС
разрабатывается общая
Чаще всего одновременно
осуществить различные
Под инновационным потенциалом
предприятия следует понимать его
максимальные возможности генерировать
высокую инновационную
Существует система показателей оценки инновационной активности промышленного предприятия, включающая определение коэффициента обеспеченности интеллектуальной собственностью; коэффициента персонала, занятого в НИР и ОКР; коэффициента имущества, предназначенного для НИР и ОКР; коэффициента освоения новой техники и новой продукции; коэффициента инновационного роста; коэффициента выживания инновационных продуктов; эффективности инвестиций в НИОКР; инновационного дохода на одного работника и рентабельности инноваций. Особенностью является расчёт показателей с учётом периода инновационных изменений.
При разработке инновационной политики предприятия следует оценивать не только возможности инновационной сферы, но и анализировать достаточность ресурсов для текущего производства и внедрения инноваций. Метод оценки инновационного потенциала, должен предполагать анализ финансовой устойчивости с учётом затрат на инновации.
После оценки потенциала и выбора направлений инновационной политики осуществляется формирование портфелей «новшеств», «инноваций» и «инновационных проектов». Необходимость формирования портфелей обусловлена тем, что промышленное предприятие может реализовывать несколько взаимосвязанных инновационных проектов, осваивать и внедрять дополняющие друг друга новшества. Под портфелем инновации понимается совокупность новшеств как покупных, так и собственной разработки, внедренных на промышленном предприятии. При формировании портфеля инноваций в табличной форме указывают наименование, вид инновации, цель внедрения, ответственных лиц, сроки, затраты и ожидаемый эффект.
Затем необходимо окончательно сформулировать инновационную политику предприятия, общее руководство которой осуществляет центр инновационного развития, состоящий из представителей основных подразделений организации и высшего менеджмента. При этом на любом этапе разработки инновационной политики может осуществляться обратная связь с предыдущими стадиями для корректировки результатов.
Согласно исследованиям в 70% случаев неудовлетворительные результаты инновационной политики обусловлены не низким её качеством, а плохой реализацией. Осуществление инновационной политики может происходить путем: реализации инновационного проекта, либо внедрения сбалансированной системы инновационных показателей (ССИП).
ССИП представляет собой
наглядный способ описания инновационной
политики на плоскости из четырёх
составляющих (проекция финансов, маркетинга,
бизнес-процессов, обучения и роста)
в виде стратегических целей и
показателей, связанных причинно-
Определяя KPI, предприятие получает сбалансированную совокупность кратко-, средне- и долгосрочных целей, финансовых и нефинансовых показателей, внешних и внутренних перспектив, характеристик лидерства или отставания. В случае включения специальных отраслевых KPI, предприятие получает преимущество от интегрированной компоненты бенчмаркинга.
Кроме того, для достижения каждого KPI необходимо обозначить набор мероприятий и ответственных исполнителей. Эти мероприятия являются ключевыми бизнес-процессами для реализации инновационной политики.
Внедрение ССИП означает широкую перестройку всего процесса осуществления инновационной политики предприятия. Процесс реализации инновационной политики состоит из четырёх этапов:
– разработка ССИП – преобразование перспективных планов и инновационной политики в совокупность целей и мероприятий;
– согласование – увязка всех иерархических уровней управления путём выстраивания соответствующих целей и критериев, организация стратегической коммуникации, поощрение инициативных решений;
– планирование – определение мероприятий по достижению результатов посредством плановых заданий и распределения ресурсов;
– обратная связь и обучение – мониторинг хода реализации политики.
Инновационная политика предприятия предполагает формирование портфеля инновационных проектов и выбор наиболее эффективного варианта из множества альтернатив. Поэтому реализацию инновационной политики можно осуществлять в форме конкретных инновационных проектов.
3.3Эффект от предложенного мероприятия по развитию инновационной политики «Брянского Хлебокомбината №1»
Поскольку инновационное предпринимательство подвержено риску, то для принятия обоснованных управленческих решений о реализации того или иного инновационного проекта на основе сравнения и выбора альтернативных вариантов нововведений необходимо определить критерий оценки инноваций, а затем провести комплексную оценку инновационного проекта.
В качестве главного оценочного критерия эффективности инноваций предлагается использовать чистую текущую стоимость. NPV можно рассматривать как цену, по которой инвестор мог бы продать инновационный проект, получив нормальную экономическую прибыль.
При проведении оценки эффективности инновационной деятельности предприятия следует использовать следующий подход. Затраты на исследования и разработки, производимые до возникновения определённости относительно будущих доходов учитываются отдельно. Оценка эффективности проектов проводится без учёта альтернативной стоимости нематериальных активов, созданных в результате НИОКР.
Поскольку инновационная политика реализуется в форме инновационных проектов, то эффективность проводимой политики инновационного развития определяется либо посредством оценки конкретного инновационного проекта, либо оценки инновационной деятельности, предполагающей реализацию портфеля инноваций. Успешное осуществление промышленных инновационных проектов прорывного характера определяет эффективную реализацию инновационной политики предприятия в целом.
На «Брянском хлебокомбинате №1» предлагается внедрить инновационный проект «Способ приготовления хлебобулочного изделия»
Изобретение относится к
пищевой промышленности, в частности
к производству хлебобулочных изделий
повышенной пищевой и биологической
ценности, предназначенных для
Таблица 10. – Затраты на внедрение новой технологии
Вид затрат |
Значение, руб. |
|
10 000 |
- заявка - экспертиза - платеж за год - патент |
6 000 1 200 1 800 600 2 400 |
|
89 096 |
Экономический эффект:
Изобретение позволяет исключить импорт дорогостоящего сырья, заменитm хлебопекарную смесь «Granopan Pumpkin» фирмы «Agrano» и снизить расход прессованных дрожжей до 2,0-2,5 % к массе муки, что значительно снижает издержки при производстве хлебобулочных изделий.
Биологический эффект:
Изобретение позволяет увеличить в получаемом продукте содержание незаменимых аминокислот, таких как лейцитин, фенилаланин+тирозин, лизин, ванилин и др., а также получить сбалансированный оптимальный белковый состав готовых хлебобулочных изделий. Это особенно важно, так как в прототипе этих незаменимых кислот содержится меньше и их количество восполняется внесением тыквенной массы.
V продаж, тыс. руб
99 537,8
96360,6
88026,7
2009 2010 2011 Годы
Рис. 5. Планируемый объем продаж
Прибыль, тыс руб
42 391,4
39 627,3
35 028, 6
Годы
2009 2010 2011
Рис. 6. Планируемая прибыль
Таким образом, можно сделать
вывод, что заявляемый способ приготовления
хлебобулочного изделия позволяет
получить продукцию высокой