Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в разработке методов формирования и реализации сбалансированной инновационной политики хлебокомбината. Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
Исследовать теоретические аспекты разработки инновационной политики коммерческого предприятия;
Провести анализ факторов среды ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»;
Определить миссию и цели ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»;
Показать основные направления развития инновационной политики ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»;
Рассчитать эффект от предложенного мероприятия по развитию инновационной политики «Брянского Хлебокомбината №1»
Введение……………………………………………………………………….…3
1.Теоретические аспекты разработки инновационной политики коммерческого предприятия……………………………………………… …… 5 1.1Сущность, функции и задачи коммерческой деятельности……………..…5
1.2 Содержание, направления и принципы инновационной политики предприятия…………………………………………………………………….....8
1.3 Формирование инновационной политики предприятия…………. ………12
1.4 Совершенствование инновационной политики предприятия………….....20 2. Анализ факторов среды «Брянского Хлебокомбината №1»……………….23 2.1 Характеристика предприятия……………………………………. ………...23 2.2 Анализ факторов внешней среды предприятия………………………………………..27 2.3 Анализ факторов мезосреды предприятия……………………………………………….30 2.4 Анализ факторов внутренней среды предприятия…………………………………..33 3. Разработка инновационной политики предприятия……………………….……….…41 3.1 Определение миссии и целей «Брянского Хлебокомбината №1»……….….41 3.2Основные направления развития инновационной политики предприятия……………………………………………………………………………………………………..42 3.3 Эффект от предложенного мероприятия по развитию инновационной политики «Брянского Хлебокомбината №1»………………………………………………….48 Заключение……………………………………………………………………………………………………….52 Список использованных источников……………………………………..…….55
Влияние
политико-правовых факторов на нововведение
можно оценить как
Здесь находят отражение
многие тенденции изменения
Изучение потребительского рынка хлеба и хлебобулочных изделий в г. Брянске и близлежащих местностях показывает, что потребность в продукте удовлетворена и конкуренция на рынке достаточно жесткая, в связи с чем большинство предприятий хлебопекарной отрасли используют установленные производственные мощности на 40-50 %.
Развитие предпринимательства в стране в условиях экономических реформ дало толчок к появлению новых форм производства и выпечки хлебобулочных изделий: мини-пекарни, выпечка горячей продукции из замороженных полуфабрикатов в минимально короткие сроки непосредственно при покупателе.
Продукция, выпускаемая предприятием, в основном является скоропортящейся, с небольшим сроком хранения и реализации. В связи с этим ограничен круг рынка сбыта территориальными обстоятельствами, демографическими показателями. В настоящее время положение общества в хлебопекарной отрасли народного хозяйства г. Сочи можно назвать устойчивым, стабильным, с высоким уровнем показателей объемов производства и реализации продукции.
Политика ГУП «Брянский хлебокомбинат №1» направлена на повышение конкурентоспособности продукции. Постоянно изучаются запросы рынка, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, повышается ее качество, проводится определенная политика в области ценообразования. Учитывается спрос и предложение, используется система гибких цен и скидок.
Основными предполагаемыми негативными факторами, которые могут в ближайшие годы негативно отразиться на темпах развития общества, могут быть следующие: жесткая конкуренция между производителей; рост доли частных производств; насыщение рынка.
Проанализировав данные тенденции можно сделать вывод о том, что влияние на инновационную деятельность вышеперечисленных факторов достаточно велико и не несет в себе отрицательных моментов.
2.3 Анализ факторов мезосреды предприятия
Основными поставщиками муки для ГУП «Брянский хлебокомбинат №1» являются зерноперерабатывающие заводы, в том числе доминирующее положение занимают ЗАО «Мелькрукк» - более 70% и ОЛО «Унечский КХП» порядка 13% от общего объема поставок муки в 2006г и 17% приходится на поставщиков из других областей: ООО «Лгроинвест»- 1,5%, ОЛО «Тульский комбинат хлебопродуктов» - 4,8%, ООО «Дмитровское КХГI» - 1% и др.
Всего в 2006г. закуплено муки на 99712 тыс. руб. На 2007 год планируется приобрести муки на 112270 тыс. руб., из которых порядка 75000 тыс. руб. от ЗЛО «Мелькрукк», и 7000 тыс. руб. от ОЛО «Унечский КХП». В первом квартале 2008 г. было закуплено муки на сумму 8476,953 тыс. руб.
Основным поставщиком сырья и товаро-материальных ценностей является ООО «Логус». В 2006г. он поставил на 32746 тыс.руб., но поставкой пищевого сырья он стал заниматься только с августа месяца. На 2008г. запланировано закупить сырья на 26000 тыс.руб. и приобрести упаковочных материалов, запасных частей и комплектующих материалов к оборудованию и автотранспорту, канцелярских и других хозяйственных товаров на сумму порядка 24000 тыс. руб.
Рассмотрим конкурентную среду ГУП «Брянский хлебокомбинат №1» (см. табл. 2).
Таблица 2 – Конкурентная среда ГУП «Брянский хлебокомбинат №1» в 2009 -2011 гг.
Предприятие |
2009 г. |
2010 г. |
2011г. | |||
Объем производства, тыс. руб. |
Доля на рынке, % |
Объем производства, тыс. руб. |
Доля на рынке, % |
Объем производства, тыс. руб. |
Доля на рынке, % | |
ГУП «Брянский хлебокомбинат №1» |
73026,7 |
41,8 |
78360,6 |
42,6 |
84232,6 |
43,5 |
ООО «Хлебогор» |
35980,1 |
20,6 |
36100,3 |
19,6 |
36980,6 |
19,1 |
ГУП «Бежицкий хлебокомбинат» |
65890 |
37,6 |
69600 |
37,8 |
72590 |
37,4 |
Итого: |
174896,8 |
100 |
184060,9 |
100 |
193803,2 |
100 |
Проанализировав конкурентную среду в таблице 2, можно сделать вывод, что ГУП «Брянский хлебокомбинат №1», занимает лидирующие позиции, так в 2009 г. его доля на рынке составила 41,8%, а к 2011г. произошло увеличение на 43,5%.
На
втором месте среди
Таблица3 - Матрица SWOT – анализа ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»
Возможности
|
Угрозы
| |||||||||
“Сильные” стороны
|
Выход на новые рынки - репутация, гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга, упаковка. Расширение ассортимента - образованное руководство. |
Появление новых конкурентов - гибкая ценовая политика, репутация, упаковка. Влияние на цены покупателями и поставщиками, ценовая политика. | ||||||||
“Слабые” стороны
|
Расширение торговых площадей. Низкая прибыльность. |
Конкурентное давление, более низкая прибыль из-за высоких издержек. Влияние на цены покупателями и поставщиками. |
Осуществлена разработка одного из разделов стратегической программы развития комбината до 2012г. «обеспечение конкурентоспособности продукции» по следующим направлениям реализации управленческих решений, сформулированным в ходе поэтапного исследования:
2.4 Анализ факторов внутренней среды предприятия
Управление ГУП «Брянский хлебокомбинат №1» осуществляется в соответствии законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
Такая структура
управления представляет
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011г. |
2011 г. к 2009г. | |
Прирост (+;-) |
Темп роста (%) | ||||
Выручка от продажи, тыс. руб. |
68469 |
93107 |
89086 |
+20617 |
130,1 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг тыс. руб. |
63042 |
87045 |
85774 |
+22732 |
136,1 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
3320 |
3910 |
2201 |
-1119 |
66,3 |
Стоимость имущества, тыс. руб. |
20187 |
22690 |
21162 |
+975 |
104,8 |
в том числе: основных средств, тыс. руб. |
11037 |
12078 |
12527 |
+1490 |
113,5 |
оборотных средств, тыс. руб. |
7717 |
9328 |
7371 |
-346 |
95,5 |
Рентабельность продаж, % |
7,9 |
6,3 |
3,7 |
-4,2 |
46,8 |
Среднесписочная численность, человек |
204 |
208 |
205 |
+1 |
100,5 |
Средняя заработная плата, руб. |
3300 |
3985 |
5277 |
+1977 |
159,9 |
Фонд заработной платы, всего, тыс. руб. |
8078,4 |
9946,6 |
12981,4 |
+4903 |
160,7 |
Производительность труда, тыс. руб. |
335,6 |
447,6 |
434,6 |
+99,0 |
129,5 |
Исходя из данных таблицы 4, можно сделать вывод, что в 2011 г. предприятие ГУП «Брянский хлебокомбинат №1», получило на 30,1%, больше выручки от продаж или на 20617 тыс. руб., по сравнению с 2008 г.
В тоже время
себестоимость проданных
Стоимость имущества, за аналогичный период увеличилась на 975 тыс. руб. или на 4,8 %. Рентабельность продаж в 2011г. рентабельность продаж уменьшилась на 4,2 % по сравнению с 2008 г.
Среднесписочная численность человек на предприятии в 2011 г. увеличилась на 0,5 %, по сравнению с 2008 г. или на 1 человека.
Таблица5–Объемы и структура производства ГУП «Брянский хлебокомбинат №1» в 2009 -2011 гг.
Наименование продукции (работ, услуг) |
2009г. |
2010 г. |
2011 г. | |||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% | |
Хлеб «Городской» |
7980 |
10,9 |
8255 |
10,5 |
8610 |
10,2 |
Хлеб «Гвардейский» |
4530 |
6,2 |
4697 |
6,0 |
5180 |
6,2 |
Хлеб «Дачный» |
1670,5 |
2,3 |
1990 |
2,5 |
2104,5 |
2,5 |
Хлеб «Заварной» |
1890 |
2,6 |
2145 |
2,7 |
2432 |
2,9 |
Хлеб «Купеческий» |
3160 |
4,3 |
3254 |
4,2 |
3825 |
4,5 |
Хлеб «Отрубной» |
7066 |
9,7 |
7460 |
9,5 |
7920 |
9,4 |
Хлеб «Петровский» |
2155 |
2,9 |
2447 |
3,1 |
2856 |
3,4 |
Батон «Осенний» |
6980 |
9,6 |
7238 |
9,2 |
7770 |
9,2 |
Батон «Дорожный» |
6540,2 |
8,9 |
6890 |
8,8 |
7327,5 |
8,7 |
Батон «Весенний» |
6377 |
8,7 |
6765 |
8,6 |
7159,1 |
8,5 |
Батон «Молочный» |
4125 |
5,6 |
4550 |
5,8 |
4930 |
5,9 |
Батон «Полезный с отрубями» |
4890 |
6,7 |
4970 |
6,3 |
5304 |
6,3 |
Багет «Урожайный» |
4389 |
6,0 |
5055,6 |
6,5 |
5286,5 |
6,3 |
Рогалик «Южный» |
5140 |
7,0 |
5544 |
7,1 |
5985 |
7,1 |
Сдоба «Ромашка» |
5345 |
7,3 |
6120 |
7,8 |
6322 |
7,5 |
Булочки |
789 |
1,1 |
980 |
1,3 |
1221 |
1,5 |
Итого: |
73026,7 |
100 |
78360,6 |
100 |
84232,6 |
100 |