Эффективность внешнеэкономического взаимодействия Китайской Народной Республики и Республики Казахстан в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 13:51, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование процесса внешнеэкономического взаимодействия Республики Казахстан с Китайской Народной Республикой, обоснование подходов к оценке его эффективности, а также на этой основе разработка перспективных направлений развития внешнеэкономических связей государств.
Поставленная цель вызвала необходимость разрешения следующего круга задач:
изучение экономической сущности процесса взаимодействия стран на современном этапе;
исследование проблемы достижения экономической эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран;
обобщение опыта развития внешней торговли в исследуемых странах-партнерах;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран
1.1 Сущность внешнеэкономического взаимодействия стран
1.2 Природа внешнеэкономического взаимодействия стран и факторы, влияющие на него
1.3 Методические подходы к определению эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран
2. Состояние внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
2.1 Внешняя торговля КНР на современном этапе
2.2 Современное состояние внешней торговли РК
2.3 Оценка развития форм внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
3. Эффективность и перспективы внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
3.1 Геостратегические факторы внешнеэкономических связей РК и КНР
3.2 Эффективность внешнеэкономического взаимодействия РК с КНР и прогнозирование сценария связей стран
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 413.30 Кб (Скачать файл)

Китайско-казахский центр в Хоргосе будет располагаться на территориях двух стран вдоль пограничной реки, соединенных в единое целое специальными проходами. Общая его площадь - 5,28 квадратных километра.

Строительство центра сотрудничества началось в июне 2006г. В настоящее время китайская сторона, в основном, завершила создание инфраструктуры, и в конце года сможет вести там операции, а с 01.10.2010г. зоны обеих сторон начнут синхронную работу. Казахстан в настоящее время завершил строительство своей части инфраструктуры на 85%, хотя планировалось в 2012г. закончить строительство всех объектов лишь на 80% [84].

Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос" - специальная торгово-экономическая зона двух стран и является вторым крупнейшим проектом стратегического сотрудничества между Китаем и Казахстаном после проекта по сотрудничеству в прокладке трансграничного нефтепровода. Его ввод на полную мощность планируется в 2018г. Казахстанская сторона планирует вложить в проект МЦПС «Хоргос» 382 млрд. тенге, на данный момент освоено 15 млрд. тенге [85].

Китайской стороной вложено 700 млн. юаней и завершено 95% всех работ, в частности, готовы объекты инфраструктуры для усеченного ввода. К концу 2010г. ожидается начало его коммерческого освоения. Оно создаст условия для уверенности предприятий в преодолении трудностей на пути к формированию благоприятной ситуации для приграничной торговли, расширению всего рынка Центральной Азии [ 86 ].

В дальнейшем центр станет площадкой для активизации деятельности бизнеса, поскольку будут введены специальные льготы, стимулирующие рост интереса бизнес-кругов Китая и Казахстана. Особенность работы центра заключается в том, что ежедневно каждый человек, прибывающий в центр, будет иметь право ввозить с собой товары на сумму 8 тыс. юаней беспошлинно. Ныне обеими сторонами принимаются меры для привлечения отечественных и зарубежных предприятий и инвесторов.

По официальному прогнозу, к 2015г. казахско-китайский товарооборот достигнет 15 млрд. долл. США. Согласно данным министерства индустрии и торговли РК и Агентства Статистики РК, после открытия международного Центра приграничного сотрудничества «Хоргос» увеличится грузопоток будет увеличен на 1 раз, экспорт в 2 раза, региональное экономическое развитие 1,5% и увеличение дохода по налогам. До 2012г. в порту Хоргос с казахстанской стороны человекопоток будет равен 2,7 млн.человек и будет создано 6300 рабочих мест.

Во-вторых, китайско-казахстанское региональное экономическое сотрудничество, в соответствии с национальными интересами Республики Казахстан, имеет хорошие условия для институциональных механизмов. Казахстан богат нефтью: доказанные запасы нефти 24 млрд. тонн на суше, и запасы континентального шельфа Каспийском моря 70 млн. тонн. Казахстан хотя имеет стабильный и безопасный выход к морю и доступ к международным рынкам в соответствии с национальными интересами практически осуществить это не может. До строительство Китайско-Казахстанские нефтепровода и газопровода, практически экспорт Казахстаном сырой нефти, газа и нефтепродуктов зависел от России.

Китайско-Казахстанское региональное экономическое сотрудничество способствует распределению Казахстана структуры производительности и оптимизации распределения имеющихся ресурсов.

В частности, оно способствует преодолению сложившейся в годы СССР схемы размещения производительных сил, которое и по ныне таково, что производство нефти размещено в основном в западном регионе страны, а основная часть ее население и промышленность размещена на востоке страны. Большую часть нефти из западного региона страны транспортируется по трубопроводу в Россию для переработки, а на восток страны из неё завозят готовые нефтепродукты.

Китайско-Казахстанское региональное экономическое сотрудничество, в том числе, строительство китайско-казахского нефтепровода, может вовлечь восточный и западный регионы Казахстана в новую волну развития. Сотрудничество в рамках региональных экономических отношений между Китаем и Казахстаном служит институциональным механизмом, наряду с сотрудничеством в рамках Шанхайской организации сотрудничества, в создании политических и экономических связей между многосторонними развитиями и другими формами организаций.

Тому способствует множество двусторонних правовых документах между двумя сторонами. Так, в 2009г. Китай и Казахстан подписали межправительственные торгово-экономические соглашения: о торгово-экономическом сотрудничестве; защите инвестиций; создании экономического комитета по торговле; об инспекции сырьевых товаров; Банковское сотрудничество; об автотранспорте; транзитных перевозках; об использовании Ляньюньгана; о нефтяном сотрудничестве; Соглашение по Китай-Казахстанскому нефтепроводу и т.д.

Эти двусторонние соглашения и средства связи между двумя странами - шоссе, железные дороги, линий воздушного транспорта и нефтяные трубопроводы - все вместе составляют региональное экономическое сотрудничество между двумя трансграничными и транснациональными общественными товарами и служат базой их поставки.

В-третьих, межрегиональное экономическое сотрудничество дает импульс для развития экономики Китая и Казахстана, а также возможности для двусторонней торговли. Китай является третьей торговой державой и по валютному резерву занимает первое место в мире. Казахстан - страна в Азии с богатыми крупнейшим запасами нефти и газа, но без выхода к морю. С 90-х гг. XX в. экономики двух стран быстро развиваются, и их удельный вес в мировой экономике вырос в определенной степени (таблица 27) .

 

Таблица 27 – Удельный вес в мире ВВП Китая и Казахстана

Год

Весь мир

(100 млн. долл. США)

Китай

(100 млн. долл. США)

Казахстан (100 млн. долл. США)

Удельный вес в мире, %

Китая в мире

Казахстана в мире

1990

219442.97

3829.96

297.08

1.745

0.135

1995

294864.38

7002.18

205.47

2.375

0.070

2000

316545.98

10807.28

182.92

3.414

0.058

2005

447954

23027.00

571.00

5.14

0.127

2006

487860.93

27738.00

810.04

5.69

0.166

2007

546359.82

34004.00

1048.00

6.22

0.192

2008

608613.50

43274.48

1322.29

7.11

0.217

 Примечание – Составлено по данным источников [43, 44, 45, 46, 47, 48, 49]


 

На развитие экономического сотрудничества влияют накопившиеся неплатежи между казахстанскими и китайскими субъектами ВЭД (долги «Митал Стилл Темиртау», НАК «Казцветмет» и др.); неразвитая сеть транспортных коммуникаций и необходимость слишком больших инвестиций в эту сферу, недостаток валютных средств с обеих сторон; введение 20% НДС на ввозимую из КНР продукцию.

Казахстан и Китай проявляют интерес к крупному производству и инфраструктурным проектам, причем не только в нефтегазовой сфере. Уже в середине 2004г. начались переговоры о прокладке Трансказахстанской железнодорожной магистрали, меморандум о строительстве которой был подписан в июле 2005г.

О положительной динамике экономических взаимоотношений двух стран может служить факт открытия в Китае представительства Торгово-промышленной палаты РК, первым результатом которого стал проект строительства китайскими специалистами цементного завода под Алматы [87].

В сентябре 2004г. китайская компания China National Gold Group Association и казахстанский горнометаллургический концерн «Казахалтын» (Kazakhaltyn Mining Co. Ltd.) подписали контракт о создании совместного предприятия по разработке месторождений золота в Казахстане. В июле 2005г. во время визита Ху Цзиньтао АО KEGOC и Государственная электросетевая корпорация Китая подписали рамочное соглашение, в котором были предусмотрены такие направления сотрудничества, как передача электроэнергии, разработка проектов, строительство, техническое обслуживание и эксплуатация линий электропередачи, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области новых технологий по передаче и распределению электроэнергии, приграничное сотрудничество в области электроэнергетики и т.д. Китайские энергетики проявили интерес к строительству новой ГРЭС в Экибастузе. В декабре 2006г. «Казатомпром» и Китайская гуандунская ядерно-энергетическая корпорация (China Guangdong Nuclear Power Holding, (CGNPC)) заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве. В конце мая 2007г. между ними было подписано соглашение о расширении и углублении стратегического сотрудничества в области изготовления ядерного топлива для китайских АЭС, а также ресурсного снабжения развивающейся атомной энергетики КНР. Суть этого соглашения состоит в том, что Казахстан будет являться основным поставщиком ядерного топлива для CGNP, которая до 2030г. собирается построить и владеть в Китае приблизительно 50-55 АЭС, что составляет 50% всех реакторов. Поставки ядерного топлива в КНР постепенно займут половину китайского рынка.

В сентябре 2009г. между «Казатомпромом» и CGNPC был подписан меморандум о намерении создать совместное предприятие по освоению урановых месторождений в Казахстане. Стороны, в частности, договорились, что китайские компании получают доступ к освоению казахских урановых месторождений, а «Казатомпрому» разрешено инвестировать в атомную энергетику КНР. Ведущие китайские атомно-энергетические компании, China National Nuclear Corp и China Nuclear Guangdong Power Corp совместно получат 49% акций казахского предприятия, добывающего уран. Взамен «Казатомпрому» достанется доля в китайских предприятиях по переработке ядерного топлива и атомных электростанциях [88].

Таким образом, рассмотрение опыта экономических отношений Казахстана и Китая на протяжении последних двух десятилетий позволяет сделать вывод об их постепенном количественном и качественном совершенствовании. Начало формированию экономического взаимодействия двух государств было положено еще в 1980-х гг. Механизмы сотрудничества были обусловлены тем, что почти все операции проходили через государственные структуры. Особенностью данного периода было превалирование научно-технического сотрудничества, кроме того, многие сделки осуществлялись путем бартерного обмена. В середине-конце 1980-х гг. отчетливо проявился интерес обоих государств к развитию экономического сотрудничества, о чем свидетельствует и заключение соответствующих экономических соглашений, а также постоянный рост товарооборота. После обретения Казахстаном независимости наступает новый этап в казахстанско-китайских экономических отношениях. За небольшой период с начала и до середины 1990-х гг. экономическое взаимодействие между двумя государствам прошло путь от полной либерализации и отсутствия механизмов контроля к возникновению систем обоюдного регулирования качественных и количественных характеристик торгово-экономического сотрудничества.

Приграничная торговля. Началом возрождения торговли между странами в новых условиях послужило развитие приграничной торговли. Она развивалась на фоне роста численности населения в приграничных селах Синьцзяна при разорении и обнищании казахстанских сел и уже пережила свой пик. В течение 7 лет трансграничные отношения между Казахстаном и СУАР развиваются на благоприятном фоне укрепления добрососедских отношений между КНР и РК. Создана правовая база для расширения политического, экономического, военно-технического и культурного сотрудничества между самой отдаленной от моря провинцией Китая и Казахстаном. При этом современный Синьцзян имеет как транзитное, так и самостоятельное значение для двусторонних отношений во всех указанных областях, что объясняется преимуществами географической близости и протяженностью общей границы. Через Синьцзян у Казахстана есть выход во внутренние и экономически развитые приморские районы Китая, а также в страны Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Это может стать прочной основой для экономической интеграции Синьцзяна и Казахстана, а также Синьцзяна с другими государствами Центральной Азии. Однако возможности экономического сотрудничества, к сожалению, по большей части не реализованы, кроме того, если и были реализованы, то выгода распределялась между странами неравномерно.

Еще одной из немаловажных проблем служат некоторые справедливые упреки казахстанского потребителя в адрес китайских товаров. Этой торговлей занимаются преимущественно шоп-туристы, которые стали выезжать за товарами в Пекин, где выбор больше, а цены не выше, чем в Синьцзяне. Этот бизнес был подкошен и тем, что в апреле 1999г. тенге было отпущено в свободное плавание. И без того низкая покупательная способность населения упала еще ниже, а на рынках определили плату за место в зависимости от занимаемой площади торговой точки. Правительство подсчитало, но не смогло обернуть в свою пользу запас валюты, накопившийся у населения. Между тем, казахстанские шоп-туристы предпочитают тратить ее за рубежом, тем самым, поддерживая промышленность других стран, в том числе Китая.

Говоря о более глобальных проблемах во взаимодействии двух стран, следует отметить, что сегодня нет угрозы экономической экспансии Китая в Центральной Азии. В то же время видно, что Синьцзян занимает все более заметное место в экономической и внешнеэкономической стратегии Китая. Трудности, возникающие в экономическом сотрудничестве двух стран, те же, что и в отношениях Казахстана с другими странами.

Следует заметить, что наибольшие выгоды с экономической точки зрения в процессе данного сотрудничества приобрел Китай, точнее, Синьцзян-Уйгурский автономный район. Благодаря постоянному спросу в РК на товары текстильной и легкой промышленности, а также притоку финансовых ресурсов за счет «челночной торговли» в СУАР были созданы крайне благоприятные условия для возникновения и активного развития соответствующего производства и инфраструктуры. Кроме того, в связи с импортом сырья из Центральной Азии, и, в первую очередь, из Казахстана, Синьцзян получил уникальные возможности для собственного развития, а также для перепродажи (часто в переработанном виде) данных ресурсов в развитые страны. Что касается РК, то именно экономическое сотрудничество с Китаем позволило ему сократить товарный дефицит, обеспечить работой и стабильным доходом довольно большую часть казахстанцев, однако в целом для экономики государства выгоды были не столь очевидны.

Вторая половина 1990-х гг. стала временем дальнейшего укрепления экономического сотрудничества РК и КНР. Несмотря на то, что большинство проблем первой половины 1990-х гг. так и оставались на повестке дня, тем не менее, механизмы регулирования торгово-экономических отношений продолжали совершенствоваться. Кроме того, Казахстан начал расширять географию экономического сотрудничества внутри КНР, постепенно отходя от исключительного взаимодействия с СУАР.

XXI век ознаменовал новый этап  в развитии экономических отношений  между Казахстаном и Китаем. Со второй половины 2000г. экономическое проникновение в государства Центральной Азии, в том числе, в РК, стало главным элементом внешней политики КНР в регионе. Данное проникновение осуществлялось за счет массового возникновения предприятий с китайским капиталом, реализации ряда крупных экономических и инфраструктурных проектов. После июля 2005г. казахстанско-китайские отношения выходят на новый уровень стратегического партнерства. В настоящее время основные экономические интересы КНР лежат в сфере обеспечения собственной энергетической безопасности и конкуренции за доступ к ресурсам региона с другими крупнейшими геополитическими факторами.

Уроки Азиатского 90-х гг. и нынешнего глобального кризисов показывают актуальность выработки согласованных позиций стран в вопросах финансового регулирования рынков, поддержания макроэкономической дисциплины как на уровне государств, так и на уровне ведущих транснациональных компаний.

Информация о работе Эффективность внешнеэкономического взаимодействия Китайской Народной Республики и Республики Казахстан в условиях глобализации