Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 13:51, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование процесса внешнеэкономического взаимодействия Республики Казахстан с Китайской Народной Республикой, обоснование подходов к оценке его эффективности, а также на этой основе разработка перспективных направлений развития внешнеэкономических связей государств.
Поставленная цель вызвала необходимость разрешения следующего круга задач:
изучение экономической сущности процесса взаимодействия стран на современном этапе;
исследование проблемы достижения экономической эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран;
обобщение опыта развития внешней торговли в исследуемых странах-партнерах;
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран
1.1 Сущность внешнеэкономического взаимодействия стран
1.2 Природа внешнеэкономического взаимодействия стран и факторы, влияющие на него
1.3 Методические подходы к определению эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран
2. Состояние внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
2.1 Внешняя торговля КНР на современном этапе
2.2 Современное состояние внешней торговли РК
2.3 Оценка развития форм внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
3. Эффективность и перспективы внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
3.1 Геостратегические факторы внешнеэкономических связей РК и КНР
3.2 Эффективность внешнеэкономического взаимодействия РК с КНР и прогнозирование сценария связей стран
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Китайско-казахский центр в Хоргосе будет располагаться на территориях двух стран вдоль пограничной реки, соединенных в единое целое специальными проходами. Общая его площадь - 5,28 квадратных километра.
Строительство центра сотрудничества началось в июне 2006г. В настоящее время китайская сторона, в основном, завершила создание инфраструктуры, и в конце года сможет вести там операции, а с 01.10.2010г. зоны обеих сторон начнут синхронную работу. Казахстан в настоящее время завершил строительство своей части инфраструктуры на 85%, хотя планировалось в 2012г. закончить строительство всех объектов лишь на 80% [84].
Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос" - специальная торгово-экономическая зона двух стран и является вторым крупнейшим проектом стратегического сотрудничества между Китаем и Казахстаном после проекта по сотрудничеству в прокладке трансграничного нефтепровода. Его ввод на полную мощность планируется в 2018г. Казахстанская сторона планирует вложить в проект МЦПС «Хоргос» 382 млрд. тенге, на данный момент освоено 15 млрд. тенге [85].
Китайской стороной вложено 700 млн. юаней и завершено 95% всех работ, в частности, готовы объекты инфраструктуры для усеченного ввода. К концу 2010г. ожидается начало его коммерческого освоения. Оно создаст условия для уверенности предприятий в преодолении трудностей на пути к формированию благоприятной ситуации для приграничной торговли, расширению всего рынка Центральной Азии [ 86 ].
В дальнейшем центр станет площадкой для активизации деятельности бизнеса, поскольку будут введены специальные льготы, стимулирующие рост интереса бизнес-кругов Китая и Казахстана. Особенность работы центра заключается в том, что ежедневно каждый человек, прибывающий в центр, будет иметь право ввозить с собой товары на сумму 8 тыс. юаней беспошлинно. Ныне обеими сторонами принимаются меры для привлечения отечественных и зарубежных предприятий и инвесторов.
По официальному прогнозу, к 2015г. казахско-китайский товарооборот достигнет 15 млрд. долл. США. Согласно данным министерства индустрии и торговли РК и Агентства Статистики РК, после открытия международного Центра приграничного сотрудничества «Хоргос» увеличится грузопоток будет увеличен на 1 раз, экспорт в 2 раза, региональное экономическое развитие 1,5% и увеличение дохода по налогам. До 2012г. в порту Хоргос с казахстанской стороны человекопоток будет равен 2,7 млн.человек и будет создано 6300 рабочих мест.
Во-вторых, китайско-казахстанское региональное экономическое сотрудничество, в соответствии с национальными интересами Республики Казахстан, имеет хорошие условия для институциональных механизмов. Казахстан богат нефтью: доказанные запасы нефти 24 млрд. тонн на суше, и запасы континентального шельфа Каспийском моря 70 млн. тонн. Казахстан хотя имеет стабильный и безопасный выход к морю и доступ к международным рынкам в соответствии с национальными интересами практически осуществить это не может. До строительство Китайско-Казахстанские нефтепровода и газопровода, практически экспорт Казахстаном сырой нефти, газа и нефтепродуктов зависел от России.
Китайско-Казахстанское региональное экономическое сотрудничество способствует распределению Казахстана структуры производительности и оптимизации распределения имеющихся ресурсов.
В частности, оно способствует преодолению сложившейся в годы СССР схемы размещения производительных сил, которое и по ныне таково, что производство нефти размещено в основном в западном регионе страны, а основная часть ее население и промышленность размещена на востоке страны. Большую часть нефти из западного региона страны транспортируется по трубопроводу в Россию для переработки, а на восток страны из неё завозят готовые нефтепродукты.
Китайско-Казахстанское региональное экономическое сотрудничество, в том числе, строительство китайско-казахского нефтепровода, может вовлечь восточный и западный регионы Казахстана в новую волну развития. Сотрудничество в рамках региональных экономических отношений между Китаем и Казахстаном служит институциональным механизмом, наряду с сотрудничеством в рамках Шанхайской организации сотрудничества, в создании политических и экономических связей между многосторонними развитиями и другими формами организаций.
Тому способствует множество двусторонних правовых документах между двумя сторонами. Так, в 2009г. Китай и Казахстан подписали межправительственные торгово-экономические соглашения: о торгово-экономическом сотрудничестве; защите инвестиций; создании экономического комитета по торговле; об инспекции сырьевых товаров; Банковское сотрудничество; об автотранспорте; транзитных перевозках; об использовании Ляньюньгана; о нефтяном сотрудничестве; Соглашение по Китай-Казахстанскому нефтепроводу и т.д.
Эти двусторонние соглашения и средства связи между двумя странами - шоссе, железные дороги, линий воздушного транспорта и нефтяные трубопроводы - все вместе составляют региональное экономическое сотрудничество между двумя трансграничными и транснациональными общественными товарами и служат базой их поставки.
В-третьих, межрегиональное экономическое сотрудничество дает импульс для развития экономики Китая и Казахстана, а также возможности для двусторонней торговли. Китай является третьей торговой державой и по валютному резерву занимает первое место в мире. Казахстан - страна в Азии с богатыми крупнейшим запасами нефти и газа, но без выхода к морю. С 90-х гг. XX в. экономики двух стран быстро развиваются, и их удельный вес в мировой экономике вырос в определенной степени (таблица 27) .
Таблица 27 – Удельный вес в мире ВВП Китая и Казахстана
Год |
Весь мир (100 млн. долл. США) |
Китай (100 млн. долл. США) |
Казахстан (100 млн. долл. США) |
Удельный вес в мире, % | |
Китая в мире |
Казахстана в мире | ||||
1990 |
219442.97 |
3829.96 |
297.08 |
1.745 |
0.135 |
1995 |
294864.38 |
7002.18 |
205.47 |
2.375 |
0.070 |
2000 |
316545.98 |
10807.28 |
182.92 |
3.414 |
0.058 |
2005 |
447954 |
23027.00 |
571.00 |
5.14 |
0.127 |
2006 |
487860.93 |
27738.00 |
810.04 |
5.69 |
0.166 |
2007 |
546359.82 |
34004.00 |
1048.00 |
6.22 |
0.192 |
2008 |
608613.50 |
43274.48 |
1322.29 |
7.11 |
0.217 |
Примечание – Составлено по данным источников [43, 44, 45, 46, 47, 48, 49] |
На развитие экономического сотрудничества влияют накопившиеся неплатежи между казахстанскими и китайскими субъектами ВЭД (долги «Митал Стилл Темиртау», НАК «Казцветмет» и др.); неразвитая сеть транспортных коммуникаций и необходимость слишком больших инвестиций в эту сферу, недостаток валютных средств с обеих сторон; введение 20% НДС на ввозимую из КНР продукцию.
Казахстан и Китай проявляют интерес к крупному производству и инфраструктурным проектам, причем не только в нефтегазовой сфере. Уже в середине 2004г. начались переговоры о прокладке Трансказахстанской железнодорожной магистрали, меморандум о строительстве которой был подписан в июле 2005г.
О положительной динамике экономических взаимоотношений двух стран может служить факт открытия в Китае представительства Торгово-промышленной палаты РК, первым результатом которого стал проект строительства китайскими специалистами цементного завода под Алматы [87].
В сентябре 2004г. китайская компания China National Gold Group Association и казахстанский горнометаллургический концерн «Казахалтын» (Kazakhaltyn Mining Co. Ltd.) подписали контракт о создании совместного предприятия по разработке месторождений золота в Казахстане. В июле 2005г. во время визита Ху Цзиньтао АО KEGOC и Государственная электросетевая корпорация Китая подписали рамочное соглашение, в котором были предусмотрены такие направления сотрудничества, как передача электроэнергии, разработка проектов, строительство, техническое обслуживание и эксплуатация линий электропередачи, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области новых технологий по передаче и распределению электроэнергии, приграничное сотрудничество в области электроэнергетики и т.д. Китайские энергетики проявили интерес к строительству новой ГРЭС в Экибастузе. В декабре 2006г. «Казатомпром» и Китайская гуандунская ядерно-энергетическая корпорация (China Guangdong Nuclear Power Holding, (CGNPC)) заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве. В конце мая 2007г. между ними было подписано соглашение о расширении и углублении стратегического сотрудничества в области изготовления ядерного топлива для китайских АЭС, а также ресурсного снабжения развивающейся атомной энергетики КНР. Суть этого соглашения состоит в том, что Казахстан будет являться основным поставщиком ядерного топлива для CGNP, которая до 2030г. собирается построить и владеть в Китае приблизительно 50-55 АЭС, что составляет 50% всех реакторов. Поставки ядерного топлива в КНР постепенно займут половину китайского рынка.
В сентябре 2009г. между «Казатомпромом» и CGNPC был подписан меморандум о намерении создать совместное предприятие по освоению урановых месторождений в Казахстане. Стороны, в частности, договорились, что китайские компании получают доступ к освоению казахских урановых месторождений, а «Казатомпрому» разрешено инвестировать в атомную энергетику КНР. Ведущие китайские атомно-энергетические компании, China National Nuclear Corp и China Nuclear Guangdong Power Corp совместно получат 49% акций казахского предприятия, добывающего уран. Взамен «Казатомпрому» достанется доля в китайских предприятиях по переработке ядерного топлива и атомных электростанциях [88].
Таким образом, рассмотрение опыта экономических отношений Казахстана и Китая на протяжении последних двух десятилетий позволяет сделать вывод об их постепенном количественном и качественном совершенствовании. Начало формированию экономического взаимодействия двух государств было положено еще в 1980-х гг. Механизмы сотрудничества были обусловлены тем, что почти все операции проходили через государственные структуры. Особенностью данного периода было превалирование научно-технического сотрудничества, кроме того, многие сделки осуществлялись путем бартерного обмена. В середине-конце 1980-х гг. отчетливо проявился интерес обоих государств к развитию экономического сотрудничества, о чем свидетельствует и заключение соответствующих экономических соглашений, а также постоянный рост товарооборота. После обретения Казахстаном независимости наступает новый этап в казахстанско-китайских экономических отношениях. За небольшой период с начала и до середины 1990-х гг. экономическое взаимодействие между двумя государствам прошло путь от полной либерализации и отсутствия механизмов контроля к возникновению систем обоюдного регулирования качественных и количественных характеристик торгово-экономического сотрудничества.
Приграничная торговля. Началом возрождения торговли между странами в новых условиях послужило развитие приграничной торговли. Она развивалась на фоне роста численности населения в приграничных селах Синьцзяна при разорении и обнищании казахстанских сел и уже пережила свой пик. В течение 7 лет трансграничные отношения между Казахстаном и СУАР развиваются на благоприятном фоне укрепления добрососедских отношений между КНР и РК. Создана правовая база для расширения политического, экономического, военно-технического и культурного сотрудничества между самой отдаленной от моря провинцией Китая и Казахстаном. При этом современный Синьцзян имеет как транзитное, так и самостоятельное значение для двусторонних отношений во всех указанных областях, что объясняется преимуществами географической близости и протяженностью общей границы. Через Синьцзян у Казахстана есть выход во внутренние и экономически развитые приморские районы Китая, а также в страны Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Это может стать прочной основой для экономической интеграции Синьцзяна и Казахстана, а также Синьцзяна с другими государствами Центральной Азии. Однако возможности экономического сотрудничества, к сожалению, по большей части не реализованы, кроме того, если и были реализованы, то выгода распределялась между странами неравномерно.
Еще одной из немаловажных проблем служат некоторые справедливые упреки казахстанского потребителя в адрес китайских товаров. Этой торговлей занимаются преимущественно шоп-туристы, которые стали выезжать за товарами в Пекин, где выбор больше, а цены не выше, чем в Синьцзяне. Этот бизнес был подкошен и тем, что в апреле 1999г. тенге было отпущено в свободное плавание. И без того низкая покупательная способность населения упала еще ниже, а на рынках определили плату за место в зависимости от занимаемой площади торговой точки. Правительство подсчитало, но не смогло обернуть в свою пользу запас валюты, накопившийся у населения. Между тем, казахстанские шоп-туристы предпочитают тратить ее за рубежом, тем самым, поддерживая промышленность других стран, в том числе Китая.
Говоря о более глобальных проблемах во взаимодействии двух стран, следует отметить, что сегодня нет угрозы экономической экспансии Китая в Центральной Азии. В то же время видно, что Синьцзян занимает все более заметное место в экономической и внешнеэкономической стратегии Китая. Трудности, возникающие в экономическом сотрудничестве двух стран, те же, что и в отношениях Казахстана с другими странами.
Следует заметить, что наибольшие выгоды с экономической точки зрения в процессе данного сотрудничества приобрел Китай, точнее, Синьцзян-Уйгурский автономный район. Благодаря постоянному спросу в РК на товары текстильной и легкой промышленности, а также притоку финансовых ресурсов за счет «челночной торговли» в СУАР были созданы крайне благоприятные условия для возникновения и активного развития соответствующего производства и инфраструктуры. Кроме того, в связи с импортом сырья из Центральной Азии, и, в первую очередь, из Казахстана, Синьцзян получил уникальные возможности для собственного развития, а также для перепродажи (часто в переработанном виде) данных ресурсов в развитые страны. Что касается РК, то именно экономическое сотрудничество с Китаем позволило ему сократить товарный дефицит, обеспечить работой и стабильным доходом довольно большую часть казахстанцев, однако в целом для экономики государства выгоды были не столь очевидны.
Вторая половина 1990-х гг. стала временем дальнейшего укрепления экономического сотрудничества РК и КНР. Несмотря на то, что большинство проблем первой половины 1990-х гг. так и оставались на повестке дня, тем не менее, механизмы регулирования торгово-экономических отношений продолжали совершенствоваться. Кроме того, Казахстан начал расширять географию экономического сотрудничества внутри КНР, постепенно отходя от исключительного взаимодействия с СУАР.
XXI век ознаменовал новый этап
в развитии экономических
Уроки Азиатского 90-х гг. и нынешнего глобального кризисов показывают актуальность выработки согласованных позиций стран в вопросах финансового регулирования рынков, поддержания макроэкономической дисциплины как на уровне государств, так и на уровне ведущих транснациональных компаний.