Эффективность внешнеэкономического взаимодействия Китайской Народной Республики и Республики Казахстан в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 13:51, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование процесса внешнеэкономического взаимодействия Республики Казахстан с Китайской Народной Республикой, обоснование подходов к оценке его эффективности, а также на этой основе разработка перспективных направлений развития внешнеэкономических связей государств.
Поставленная цель вызвала необходимость разрешения следующего круга задач:
изучение экономической сущности процесса взаимодействия стран на современном этапе;
исследование проблемы достижения экономической эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран;
обобщение опыта развития внешней торговли в исследуемых странах-партнерах;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран
1.1 Сущность внешнеэкономического взаимодействия стран
1.2 Природа внешнеэкономического взаимодействия стран и факторы, влияющие на него
1.3 Методические подходы к определению эффективности внешнеэкономического взаимодействия стран
2. Состояние внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
2.1 Внешняя торговля КНР на современном этапе
2.2 Современное состояние внешней торговли РК
2.3 Оценка развития форм внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
3. Эффективность и перспективы внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР
3.1 Геостратегические факторы внешнеэкономических связей РК и КНР
3.2 Эффективность внешнеэкономического взаимодействия РК с КНР и прогнозирование сценария связей стран
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 413.30 Кб (Скачать файл)

В мировом сообществе все отчетливее проявляется осознание необходимости активного поиска путей кардинального решения проблемы нестабильности национальных валют в условиях глобальных рынков. Если кризис 90-х гг. показал эту нестабильность на уровне стран одного региона, то нынешний кризис затронул весь мир, включая экономику США и их доллар, выступающий в качестве международной резервной валюты. Глубина и обширность нынешнего кризиса дают основания говорить о необратимости движения мирового сообщества в направлении к новой архитектуре финансовых отношений.

Казахстан, со своей стороны, выступает за устойчивое сотрудничество со странами мирового сообщества в экономике, поскольку строит ее на экспорте богатства своих недр. Однако интересы экономической безопасности Казахстана заключаются не в продаже его природных богатств, а в развитии собственной экономики и преодолении ее сырьевой направленности.

Помимо торгово-экономических соглашений между правительствами двух стран есть и другие соглашения и договора (всего их около 60): Соглашение о научно-техническим сотрудничестве, Совместная декларация о дальнейшем развитии и углублении взаимоотношений, Конвенция об избежание двойного налогообложения и т.д.

Экономическое взаимодействие между странами развивается и в более широких сферах. Особое место занимает взаимодействие Казахстана с Китаем в области взаимного привлечения капитала, что связано с многочисленными факторами, которые оказали влияние на это воздействие. В первые годы независимости китайские деловые круги особо не спешили вкладывать свои средства в экономику Казахстана, что объясняется недостаточной защищенностью инвесторов, нестабильным законодательством и его напряженной социально-экономической обстановкой. В последствии, о динамике поступления капитала из Китая невозможно было дать однозначной оценки. К тому же в самом Китае из-за финансового кризиса в Азии сократился поток инвестиций, большую часть которого составляли вклады Сянгана (Гонконга), Тайваня и Японии. На правительство КНР легла также забота о поддержке Сянгана, возвращенного Китаю незадолго до этого. И все же Агентство РК по инвестициям время от времени сообщало об участии представителей КНР в тендерах. Самый главный из них – нефтяной в 1996г. выиграла Китайская национальная нефтяная компания. Теперь уже нефть вывозится в Китай не только в цистернах, а течет через введенный нефтепровод.

Между тем объемы и структура инвестиций из КНР свидетельствуют о возрастающей тенденции (таблица 28).

 

Таблица 28 – Валовый приток ПИИ в РК из КНР за 1993-2008гг., млн. долл. США

Год

Привлечено ПИИ

Год

Привлечено ПИИ

всего

КНР

всего

КНР

1995

984,3

2,0

2002

4 106,4

64,7

1996

1 673,7

 

2003

4 624,5

248,6

1997

2 106,9

313,0

2004

8 272,7

387,8

1998

1 232,8

86,7

2005

6 416,4

195,0

1999

1 852,1

49,6

2006

10 437,1

359,5

2000

2 781,2

90,1

2007

10 437,1

358,2

2001

4 556,6

211,9

2008

17 578,8

692,4

Примечание – Составлено по данным источников [63, с.239; 89, 90, 91, 92]


 

Так, были подписаны соглашения об открытии в Алматы СП по производству легковых автомобилей марки «Ауди», о поставке 300 тракторов ОАО «Казахтрактор» (бывший Павлодарский тракторных завод) в провинцию Хэйлунцзян и Синьцзян-уйгурский автономный район (СУАР) КНР. Введены в действие несколько участков Трансазиатской железнодорожной магистрали, которая начинается на восточном побережье Китая, тянется через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Турцию и ведет к портам Персидского залива. Однако одним из сдерживающих факторов остается низкая пропускная способность перехода «Дружба-Алашанькоу», а также задержки с окончанием строительства основных участков этой магистрали на территории Казахстана. После окончания реконструкции станции «Дружба», ее грузооборот увеличил до 2,5 млн. тн. Открыты автомобильные переходы между Казахстаном и Китаем: «Дружба-Алашанькоу», «Дулаты». Большое значение имеет использование морского порта Ляньюнган для переработки казахстанских грузов, следующих транзитом в третьи страны. Китайская сторона в течение 7 лет планировала инвестировать в нефтяную отрасль Казахстана, включая строительство трубопровода «Актюбинск-Кумколь-Синьцзянь» 9,5 млрд. долл. США. В настоящее время объем китайских инвестиций составляет около 1 млрд. 800 долл. США.

По объему капитальных вложений в экономику СУАР Казахстан занимает 4 место среди иностранных инвесторов. Только за период 2004-2008гг. размер валового оттока прямых инвестиций из Казахстана в Китай составил 98,5 млн. долл. США.

Благодаря открытию транснациональных автодорожных линий между Китаем и странами Центральной Азии возобновилась оживленная картина на древнем «Шелковом пути», сложилась мирная и спокойная ситуация на границах Китая с этими странами. Наряду с этим Китай и упомянутые страны Средней Азии ускоряют строительство трансграничных автодорог и контрольно-пропускных пунктов (КПП).

На основании проведенных исследований можно смело констатировать, что сближение РК и КНР будет способствовать улучшению обстановки в мире.

 

3. Эффективность и перспективы внешнеэкономического взаимодействия РК и КНР

 

3.1 Геостратегические факторы внешнеэкономических связей РК И КНР

 

В мировой политике начала XXIв. кардинальные сдвиги обусловлены геополитическими и геоэкономическими изменениями в мировой политике, оказавшими большое влияние на расстановку сил в мировом масштабе. Глобальное перераспределение баланса сил, расширение НАТО в его политике на Восток, распад СССР в 1991г., повлекло за собой изменение структуры международных отношений от биполярной к многополярной. В настоящее время в Центральной Азии формируется кардинально новая геополитическая ситуация. Именно в этом регионе все сильнее пересекаются интересы ряда крупных держав: США, Российской Федерации, КНР, государств ЕС, а также Турции, Ирана, Пакистана, Индии и др. КНР – одно из крупнейших государств мира, занимающая 6,2% в мировом экспорте и 5,7% в импорте, а РК, соответственно, – 0,2% и 0,1%.

Проведенное исследование позволило выделить геостратегические факторы, влияющие на ВЭС Китая и Казахстана, и систематизировать их следующим образом.

  • Обладая разным уровнем социально-экономического развития, своей спецификой, государства Центральной Азии имеют много общих черт в сфере внешней политики - открытость внешнему миру, тенденция к развитию взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мира на принципах мирного сосуществования, равенства и взаимного уважения.
  • Географическая специфика оказывает определенное влияние на характер и основные направления внешнеполитической и внешне-экономической деятельности стран. Расположенная в центре Евразии, не имея выхода к мировому океану, РК уделяет большое внимание развитию двусторонних отношений с ближайшими соседними государствами, способных облегчить их доступ на мировой рынок, открыть выход к Мировому океану, утвердиться на мировой арене. Отдаленность Казахстана от международных рынков сбыта, высокие транспортные тарифы и зерновая независимость государств СНГ заставляют открывать потенциально крупные рынки экспорта зерна близ расположенных Китая, Монголии, Ирана, Афганистана, Пакистана и других ближневосточных стран.
  • Большое влияние на активизацию этого направления во внешней политике Казахстана оказали не только географическая близость, успехи по реформированию экономики этой страной, но и возросшая тенденция переноса центра мировой экономической политики с Запада на Восток, в частности, в район АТР. Многие государства, в т.ч. и Китай демонстрируют стабильный экономический рост при недостаточной, порой ресурсной обеспеченности. Сегодня для КНР с собственным солидным экономическим потенциалом, динамическим, экономическим развитием, широкими ВЭС и значимостью на международной арене чрезвычайно привлекательна экономика Казахстана.
  • Серьезную роль в динамичном развитии казахстанско-китайской торговли сыграла внешнеэкономическая политика правительства РК в сфере создания инвестиционного климата для иностранцев. Действительно, в РК был принят Закон «О поддержке прямых иностранных инвестиций», соответствующий международным правилам предпринимательской деятельности. Китайским инвесторам импонируют и другие законы РК, предоставляющие им право на приобретение земли в частную собственность, на которой располагаются их производственные объекты, система льгот и мер по защите их капиталов от политических рисков.
  • В последние годы достигнут большой прогресс в отношениях Казахстана и КНР, работающих на принципах формулы сотрудничества – «Стратегическое партнерство, обращенное в XXI век». На ее базе сложились механизмы постоянных контактов на высшем уровне и систематических политических консультаций, установились регулярные связи между различными ведомствами, достигнуты соглашения по широкому кругу политических и экономических отношений, проводятся переговоры по разрешению пограничных, территориальных и других проблем. Поэтому еще по итогам 1997г. Казахстан по объему торговли с Китаем вышел на второе место среди стран СНГ (после России). В сфере экономики к 1998г. между этими государствами было подписано 37 межправительственных соглашений. Цифры свидетельствуют о динамичном росте и отражают тенденции к дальнейшему увеличению товарооборота, в частности, за 2000-2008гг. ежегодно в среднем они увеличивались на 42,63%. Это - несомненно результат усилий правительств этих стран в развитии торгово-экономических связей.

Стремительно растущий демографический, финансово-экономический и военно-технический потенциал вывел Китай на лидирующие позиции не только в АТР, но и всего «третьего мира». Соответственно, политика в экономических вопросах во многом определяет не только его место в будущем мире, но и будущее всей мировой структуры.

Между тем, несмотря на очевидный прогресс в отношениях стран, мы считаем, что необходим переход к новой современной модели сотрудничества, отличной от 50-х гг. прошлого века, учитывающей новые схемы взаимоотношений в условиях глобализации. Перспективы дальнейшего взаимного обогащения содержания двусторонних отношений сосуществуют с объективными ограничителями.

На наш взгляд, группа геостратегических факторов ВЭС РК и КНР включает в себя региональные предпосылки. Они сводятся к тому, что китайские стратегические интересы в отношении Казахстана касаются таких областей, как безопасность - политическая, экономическая, энергетическая и др. В силу слабости политических, экономических и социальных условий, а также интенсивного проникновения иностранных политических сил, стран Центральной Азии стали центром концентрации ряда дестабилизирующих сил, как религиозный и национальный экстремизм, международный терроризм, гонка вооружения. И тем не менее устойчивая обстановка и безопасность в регионе Центральной Азии непосредственно является главным содержанием интересов как Китая, так и Казахстана.

Говоря о развитии ВЭД КНР со странами доктор юридических наук, вице-президент Института мировой экономики Фуданского университета КНР Тан Чужачан отмечает, что страны «…имеют возможность осуществить запланированное наращивание взаимной торговли» [93].

Все это требует тщательной проработки и оценки сложившейся экономической ситуации и экономической политики Китая. Другими словами, чтобы вскрыть глубинные причины многих явлений, считаем необходимым рассмотрение данного вопроса с геостратегической точки зрения, учитывая степень заинтересованности двух государств в наращивании ВЭС. При наличии множества сходств в интересах двух стран имеется и некоторая неидентичность. Поэтому попытаемся оценить интересы Казахстана отдельно от КНР и затем оценить положительные факторы ВЭС, наличие угроз для связей стран. В процессе проведенного исследования мы посчитали необходимым выделить факторы, оказывающие влияние на это, и сгруппировать их.

Первая группа – группа факторов позитивного характера. Позиция Китая основана на том, что сохранение пограничной безопасности и внутренней стабильности очень важно для его развития и стран Центральной Азии. Поэтому правительство стремится к реализации принципов добрососедства с окружающими странами. Дружественные отношения и сотрудничество с центральноазиатскими соседями, в т.ч. и Казахстаном во внешней политике Китая по степени геополитической важности находятся на приоритетном месте. Касательно соседства Китая и Казахстана, необходимо отметить общность границ в 1700 км. Однако страны связаны не просто географически, но и по родственным аспектам. Так, в Китае живут более  
1,10 млн. казахов, которые сохраняют тесные родственные и общие религиозно-культурные связи со своей исторической родиной, что служит благодатным условием для укрепления отношений.

Распад СССР предопределил новую расстановку сил крупных стран и их взаимодействие. Как следствие, интеграция экономик становится главным условием мирного сосуществования и развития всех стран. И Казахстан, и Китай являются членами Совета безопасности ООН и заинтересованы в поддержании стабильности. Правительство РК уделяло большое внимание развитию торгово-экономических отношений с КНР в условиях резкого сокращения хозяйственных связей с Россией и другими странами СНГ и разрешению экономического кризиса.

Установив официальные дипломатические отношения КНР и РК, их цели в рамках межгосударственного взаимодействия существенно модифицировались. Пользуясь моментом, Китай стремился решить значимые для него внешнеполитические задачи: проблему границ, а также ограничения влияния идеологии пантюркизма, политического ислама и этнического сепаратизма на приграничные с Центральной Азией регионы Китая. 
В течение нескольких месяцев в четырех городах Синьцзяна решением китайского правительства были созданы благоприятные условия, введены льготы для зарубежных инвесторов и предпринимателей, которые могли бы способствовать развитию торговли в СУАР. Доля стран Центральной Азии во внешнеторговом обороте СУАР составляет 82%, а со странами Центральной Азии СУАР - 76%.

Для Казахстана же в тот период главнейшей задачей было решение насущных экономических проблем. Казахстанский рынок в 90-х гг. был забит до отказа китайскими товарами, часть населения занималась шоп-турами, в следствии чего в 1994г. по инициативе казахстанских властей был введен визовый режим. В результате торгово-экономические отношения постепенно стали приходить в упорядоченное состояние.

Начиная со второй половины 1990-х гг., подходы Китая в отношении его политики в Центральной Азии вообще и в Казахстане, в частности несколько изменились. Во главу угла стали ставиться не только экономические, но и геостратегические интересы. Приоритетное положение в отношениях КНР со всеми государствами Центральной Азии занимают вопросы коллективной безопасности. Китай, всегда отличавшийся реалистичностью и прагматизмом, не стремился занять доминирующую позицию во внешнеполитической стратегии Казахстана, однако отчетливо предъявил права на то, чтобы стать здесь одной из ведущих сил. Кроме того были урегулированы вопросы границы, активно велась кампания по «борьбе с исламским фундаментализмом» и «этническим сепаратизмом». Не менее важным в тот период стал приход на казахстанский рынок крупных китайских компаний. За 12 лет производственно-хозяйственной деятельности сумма освоенных в производстве инвестиций достигла отметки 3,45 млрд. долларов США, в том числе в 2006г. – 429 млн. долларов США, 2007г. – 654 млн. долларов США, в 2008г. – 789 млн. долларов США. Валовый ежегодный объем добычи нефти увеличился с 2,5 млн.тонн в 1997г. до 6,0 млн. тонн в 2008г. Корпоративными планами на 2009г. предусмотрен объем добычи на уровне 6,25 млн.тонн. В 2005г. на месторождении Жанажол была добыта 50-миллионная тонна нефти в накопленном исчислении. Это событие явилось результатом кропотливой работы всего коллектива АО "СНПС-Актобемунайгаз", нацеленного на привлечение передовых методов и технологий в нефтегазовое производство.

Информация о работе Эффективность внешнеэкономического взаимодействия Китайской Народной Республики и Республики Казахстан в условиях глобализации