Экологическая политика ХМАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: провести анализ экологической политики в Ханты – Мансийском автономном округе.

Задачами являются:
- определить сущность, цели и принципы региональной экологической политики;
- определить нормативную базу, регламентирующую реализацию региональной экологической политики РФ;
- выявить сущность показателей оценки эколого-экономического состояния региона;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экологическая политика РФ
Цели и принципы экологической политики
Обязательства по реализации экологической политики
Глава 2. Экология Ханты – Мансийского Автономного округа – Югры
2.1. Воздействие промышленного производства и прочих факторов, на окружающую природную среду
2.2. Разработка и финансирование региональных программ
2.3. Мероприятия в ХМАО - Югра, направленные на улучшение экологической обстановки
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Экологическая политика ХМАО.docx

— 225.73 Кб (Скачать файл)

2. Повышение качества  жизни и среды обитания человека

Для повышения качества жизни  населения за счет достижения целевого состояния (показателей) качества окружающей среды необходимо обеспечить решение  следующих задач:

  • сокращение случаев заболевания и смертности, вызванных экологическими факторами;
  • сокращение уровня загрязнения окружающей среды, в том числе уменьшение выбросов и сбросов вредных веществ, сокращение шумового загрязнения, уменьшение объемов образования отходов;
  • сокращение площади территорий и акваторий, подверженных негативному воздействию, до границ промышленных площадок хозяйствующих субъектов;
  • полная реабилитация территорий зон экологического бедствия;
  • обеспечение населения качественной питьевой водой, экологически чистыми продуктами питания;
  • увеличение использования вторичного сырья при изготовлении товарной продукции.

3. Сохранение и восстановление  окружающей природной среды

Деятельность по сохранению и восстановлению устойчивости окружающей природной среды к антропогенному воздействию должна обеспечивать решение  следующих задач:

  • создание эффективной системы минимизации негативного воздействия на окружающую среду, в том числе обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду и учета ее при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • ответственность субъектов хозяйственной и иной деятельности за экологические последствия своей деятельности, а также предыдущей деятельности юридических лиц, правопреемниками которых они являются;
  • полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде;
  • создание правовых и экономических механизмов защиты природных экологических систем на частных и муниципальных землях (земельных участках, находящихся в собственности или долгосрочном владении на ином праве у физических и юридических лиц, муниципальных образований), в том числе на землях сельскохозяйственного назначения;
  • развитие и укрепление системы особо охраняемых природных территорий на федеральном и региональном уровнях;
  • экологическая реабилитация, в том числе рекультивация, земель, нарушенных в результате хозяйственной деятельности;
  • сохранение защитных и средообразующих функций природных экосистем (леса, тундры, степи, реки и озера, болота, горы, моря) вне особо охраняемых природных территорий;
  • ликвидация накопленного экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью, включая ликвидацию несанкционированных свалок и полигонов отходов, других загрязненных территорий.

4. Предотвращение опасных  климатических явлений и адаптация  к глобальному изменению климата.

Основными задачами экологической  политики в области климата являются:

  • разработка системы нормативных правовых актов в области выполнения международных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов;
  • создание системы мониторинга и государственного контроля выбросов парниковых газов;
  • укрепление и развитие информационной и научной основы политики в области климата, включая усиление научно-технического и технологического потенциала Российской Федерации, обеспечивающего максимальную полноту и достоверность информации о состоянии климатической системы, воздействиях на климат, происходящих и будущих изменениях и об их последствиях;
  • разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата;
  • разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат, в том числе снижения эмиссии парниковых газов и увеличения их абсорбции поглотителями, прежде всего лесами;
  • создание системы стимулирования сокращения эмиссии и увеличения поглощения парниковых газов;
  • участие в инициативах международного сообщества в решении вопросов, связанных с изменениями климата и смежными проблемами.

5. Снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления.

Для снижения негативного  воздействия на окружающую среду  отходов производства и потребления  необходимо решение следующих задач (в порядке убывания приоритетности):

  • максимально полное использование исходного сырья и материалов;

предотвращение образования  отходов в источнике их образования;

максимальное сокращение объемов образования и снижение уровня опасности отходов;

  • регенерация, повторное использование или переработка образовавшихся отходов;
  • обезвреживание, включая экологически безопасное сжигание отходов;
  • экологически безопасное захоронение отходов, включая экологическую реабилитацию территорий объектов размещения отходов после их заполнения.

Должна быть также установлена  ответственность производителей за экологически безопасное удаление товаров (продукции), потерявших свои потребительские  свойства, связанных с ними отходов, упаковки.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экология Ханты – Мансийского автономного округа

 

2.1. Воздействие промышленного  производства и прочих факторов  на окружающую природную  среду

 

Территория Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры занимает площадь 534,8 тысяч квадратных километров, численность населения составляет более 1357,4 тысяч человек.

Ханты-Мансийский автономный округ является полноправным субъектом  Российской Федерации. Это положение  закреплено в 5-й статье Конституции  России.

Ханты-Мансийский автономный округ располагает огромным природно-ресурсным  потенциалом. Прежде всего, это запасы нефти и лесные ресурсы. Разведаны  месторождения россыпного и коренного  золота. Имеются крупные ресурсы  торфа. Имеются проявления бокситов, меди, цинка, свинца, ниобия и других редкоземельных металлов.

По своему промышленному  потенциалу округ входит в первую десятку субъектов Российской Федерации  и является основой энергетической базой страны.

В 2005 году Ханты-Мансийский автономный округ по объему промышленного  производства находился на первом месте  в Российской Федерации. В округе было добыто 168,3 млн. тонн нефти и  газового конденсата, выработано 50,6 млрд. киловатт-часов электроэнергии, заготовлено 1266,4 тыс. кубических метров деловой  древесины, произведено 412,3 тыс. кубических метров пиломатериалов.

Следствием высокого динамичного  в предыдущем десятилетии промышленного  развития округа явился жесткий техногенный  прессинг на окружающую природную среду  и резкое ухудшение экологической  ситуации. Среди множества экологических  проблем округа главное место  занимает проблема углеводородного  загрязнения окружающей среды.

Существенный спад производства за последние годы, многочисленные организационные и технические  природоохранные мероприятия проведенные  в нефтегазовом комплексе не привели  к существенному улучшению экологической  обстановки, что обусловлено высокой  аварийностью на нефтепромыслах округа. В связи с физическим старением  нефтепромыслового оборудования, частотой аварийных залповых сбросов в  окружающую среду нефти, подтоварных, пластовых и буровых сточных  вод ежегодно исчисляется тысячами случаев и имеет тенденцию  роста. По оценкам экспертов на территории округа в результате аварий на объектах нефтегазодобычи и поверхностных  водоемах и на почве находится  до четырех миллионов тонн нефти.

Экологические последствия  чрезвычайных техногенных ситуаций ведут к необратимым изменениям в окружающей природной среде  и существенно влияют на эффективность  экономики округа.

Для кардинального улучшения  экологического состояния и обеспечения  зашиты населения и территории от последствий аварийных ситуаций техногенного характера необходимы разработка и применение новой природоохранной  стратегии, позволяющей прогнозировать возникновение чрезвычайных ситуаций и принимать превентивные меры по предотвращению их последствий.

Воздействие хозяйственной  деятельности на окружающую среду в  Ханты - Мансийском автономном округе определяется огромными объемами потребления  природных ресурсов, значительным количеством  сбросов и выбросов загрязняющих веществ. Следствием экстремально-высоких  в прошедшие десятилетие темпов освоения месторождений углеводородов  и лесных ресурсов территории при  недостаточной реализации природоохранных  мероприятий явилось резкое ухудшение  экологической ситуации в округе.

В соответствии с неравномерным  размещением производственных мощностей, различными сроками и интенсивностью эксплуатации природных ресурсов, дифференцируется по территории округа и уровень антропогенной  нагрузки на окружающую среду, который  в основном определяется воздействием нефтегазодобывающего комплекса, особенно в условиях массового применения в настоящее время экологически грязных технологий, морально и физически  устаревшего оборудования. Загрязнение  территории нефтедобывающих районов  округа нефтью, минерализованными водами и химическими реагентами в такой  степени оказало отрицательное  воздействие на все компоненты природной  среды, что вполне правомерны предложения  об отнесении Нижневартовского, Сургутского, Нефтеюганского районов к числу  территорий экологического бедствия.

В результате старения нефтесборных сетей, их массовых порывов, сжигания нефти  в факелах и других причин, ежегодно теряются огромные объемы нефти, объем  углеводородов, попадающих в окружающую среду, не уменьшается. Из-за износа технического и технологического оборудования, уменьшения капитального вложения на природоохранные  мероприятия, снижения уровня экологической  безопасности производства, общий объем  сбросов и выбросов вредных веществ  на многих промышленных предприятиях не убывает. Повсеместно допускаются  многочисленные несанкционированные  случаи сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение токсичных промышленных отходов  на необорудованных свалках, карьерах. Интенсивность негативного воздействия  на природную среду резко увеличивается  при техногенных авариях, сопровождающихся выбросами и сборами загрязняющих веществ в окружающую среду. Наиболее экологически опасными являются порывы трубопроводов.

Добыча нефти и газа в совокупности со всей технологической  и бытовой инфраструктурой является основной отраслью хозяйственной деятельности округа. За период деятельности нефтегазового  комплекса на месторождениях округа добыча нефти превысила 7.0 млрд. тонн. Под разработку месторождений резервируется, и отводятся значительные площади, в среднем около 50 тысяч га на одно месторождение.

В результате деятельности нефтегазодобывающих предприятий  продолжали оказывать негативное влияние  ухудшение горно-геологических условий  извлечения нефти и высокий процент  износа основных фондов. На подавляющем  большинстве месторождений запасы нефти классифицируются как трудно извлекаемые, добыча которых требует  применение новых технологических  методов и технических средств. За годы экономического кризиса износ  оборудования, скважин, нефтепроводов  на месторождениях достиг высокой степени; для улучшения экономического положения  нефтегазодобывающих предприятий  необходимо существенно увеличить  объем инвестиций.

За время своего существования  нефтегазодобывающий комплекс нанес  колоссальный ущерб окружающей среде  природным ресурсам округа: в окружающую среду сброшены десятки миллионов  тонн нефти, отчуждены и нарушены сотни гектаров земель, сожжено на факелах сотни миллиардов кубометров попутного нефтяного газа, потеряли свое хозяйственное значение многие охотничьи угодья, оленьи пастбища, реки, озера, в несколько раз сократился уровень рыбы.

Ситуация с загрязнением окружающей природной среды, связана  с дальнейшей разработкой запасов  нефти и газа на территории Ханты-Мансийского  автономного округа, остается напряженной.

Основными источниками нефтяного  загрязнения на месторождениях являются:

  • межпромысловые трубопроводы: при их порывах образуются наиболее обширные нефтезагрязнения;
  • внутри промысловые коллекторы, характеризующиеся наибольшей частотой порывов;
  • кусты нефтепромысловых скважин.

Существенным источником загрязнения окружающей среды нефтепромысловыми  отходами являются шламовые амбары. За период освоения нефтегазовых месторождений  на территории округа были построены  тысячи шламовых амбаров. Не ликвидированные  амбары, как правило, используются в  качестве несанкционированных полигонов  промышленных отходов, в которые  при авариях и ремонтах скважин  бесконтрольно сбрасывают нефть  и различные реагенты.

Аварии на трубопроводах  и промплощадках, размыв обваловок  шламовых амбаров, распыление капельной  нефти при сгорании попутного  газа на факелах – все это приводит к загрязнению нефтяными углеродами водоемов, почв, к деградации древесной  и травянистой растительности, обеднению  фауны.

Информация о работе Экологическая политика ХМАО