Экологическая политика ХМАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: провести анализ экологической политики в Ханты – Мансийском автономном округе.

Задачами являются:
- определить сущность, цели и принципы региональной экологической политики;
- определить нормативную базу, регламентирующую реализацию региональной экологической политики РФ;
- выявить сущность показателей оценки эколого-экономического состояния региона;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экологическая политика РФ
Цели и принципы экологической политики
Обязательства по реализации экологической политики
Глава 2. Экология Ханты – Мансийского Автономного округа – Югры
2.1. Воздействие промышленного производства и прочих факторов, на окружающую природную среду
2.2. Разработка и финансирование региональных программ
2.3. Мероприятия в ХМАО - Югра, направленные на улучшение экологической обстановки
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Экологическая политика ХМАО.docx

— 225.73 Кб (Скачать файл)

Нефте-солевое загрязнение  окружающей среды автономного округа.

Земли округа, загрязненные минерализованными водами, в условиях избыточного увлажнения, способны к  достаточно эффективному самоочищению. Данные по засоленным территориям, особенно давних аварий, могут быть несколько  преувеличены, т.к. они основаны на материалах актов об авариях и не учитывают  естественную динамику рас соления  территорий.

Практически все водные объекты, находятся в пределах территорий “старых” нефтепромыслов, относятся  к категории от “умеренно” до “экстремально” и “критически” загрязненных, все  они характеризуются сильным  нефтезагрязнением, содержат высокое  абсолютное и относительное количество углеводородов, донные грунты токсичны, процессы биодеградации углеводородов  ослаблены.

Содержание нефтепродуктов в речной воде зависит от степени  замазученности водосборов. Водоемы  на нефтепромыслах, особенно непроточные, загрязнены нефтью сильнее, чем водотоки, поскольку они аккумулируют загрязнения  и процессы накопления в них преобладают  над рассеиванием и деструкцией.

Рекультивацией нефтезагрязненных  ландшафтов, до конца восьмидесятых  годов, не занимался, практически никто. И лишь с начало девяностых годов, под давлением комитетов по охране окружающей среды, начались массовые работы по ликвидации нефтяного загрязнения  земель.

Решение проблемы рекультивации  нефтезагрязненных земель, затруднено неблагоприятными температурными режимами почв и неудовлетворительной их аэрацией, отрицательно влияющих на процессы деградации загрязнителя.

Мероприятия по ликвидации аварийных нефтяных загрязненений  окружающей среды.

Нефтяными компаниями обычно предпринимаются следующие мероприятия  по ликвидации последствий аварий и  борьбе с нефтяным загрязнением среды: рытье котлованов, обвалка, сбор пленочной  нефти с помощью различных  устройств и материалов, выжигание  разлившейся нефти, засыпка замазученных участков песком или торфом.

Работы по локализации  аварийно разлившейся нефти и  ее сбору с поверхности почв проводится для предотвращения распространения  нефтяного пятна и поступления  загрязнителя в сопредельные среды, снижения масс и концентрации нефти  до определенных пороговых значений, лишь после достижения, которых начинается процесс ее биодеградации.

Наиболее распространенным методом ликвидации последствий  нефтяных разливов является засыпка  замазученных земель песком. Используемый для засыпки разливов нефти карьерный  и намывной песок не способен восстановить плодородие почвы в полной мере. Засыпка нефтяных разливов на почве  торфом является более удачной технологией, но без перемешивания мульчирующего  торфяного слоя с загрязненным грунтом  не может считаться экологически приемлемой.

Способ рекультивации  нефтезагрязненных земель взрывным методом перспективен: при этом необходимо густо размещенные микро заряды, обеспечивающие сплошное перемешивание  торфяной залежи.

Наилучшие результаты отмечаются при комплексном методе рекультивации  загрязненных почв с использованием агротехнологий с внесением минеральных  удобрений и высевом трав-мелиорантов. Это технология направлена на активизацию  аборигенной нефтеокисляющей почвенной  микрофлоры и не требует значительных материальных затрат.

Для фиторекультивации нефтезагрязненных  земель, используются наиболее доступные  семена однолетних и многолетних  трав, обладающих развитой корневой системой, повышенной устойчивостью к нефтяному  загрязнению почвы, адаптированные к местным условиям.

Природоохранная деятельность нефтегазодобывающих предприятий.

Основными направлениями  природоохранной деятельности предприятий  являются: строительство природоохранных  объектов, контроль за состоянием природной  среды и производственных объектов, профилактика аварий на трубопроводах, мероприятия по охране, рациональному  использованием и восстановлению земель, водных ресурсов, атмосферного воздуха, экологического обучение.

Организация и проведение всех природоохранных работ входят в обязанности отделов по охране окружающей среды предприятий-недропользователей. Сейчас положение меняется в лучшую сторону: становится правилом разработка годовых и перспективных планов и мероприятий, их согласование с  комитетами.

В нефтегазодобывающих предприятиях продолжают создаваться лаборатории  для ведомственного контроля за состоянием окружающей среды на месторождениях, лаборатории оснащаются современным  экоаналитическим оборудованием и  приборами. Ведутся работы по оценке современного состояния окружающей природной среды территорий месторождений.

В последние годы осознана необходимость создания подразделений  по предупреждению, локализации и  ликвидации аварий с экологическими последствиями. Цеха и бригады нефтегазодобывающих  предприятий, а также специализированные организации, занимаются санацией почв, рекультивацией земель, ликвидацией  последствий загрязнении водоемов. Так, например, акционерное общество “Катарсис” ежегодно собирает сотни  тонн нефти на месторождениях, обрабатывает бак препаратами сотни гектаров нефтезагрязненных земель.

Крайне медленно в практику деятельности нефтедобывающих предприятий  внедряется передовой опыт предупреждения, локализации и ликвидации залповых сбросов нефти. Применяемые на большинстве  месторождений методы рекультивации  земель пока малоэффективны, предлагаемые отечественными производителями технологии, сорбенты и препараты для очистки  земель, загрязненными жидкими нефтяными  углеводородами, не находят широкого применения.

Нижневартовская ГРЭС, Сургутская ГРЭС-1 и ГРЭС-2 образуют единый энергетический комплекс, являющийся основным источником электроснабжения объектов нефтяной и  газовой промышленности севера Тюменской  области, теплоснабжения жилой зоны и промышленных предприятий.

Основные виды отрицательного воздействия ГРЭС на окружающую среду  – загрязнение атмосферного воздуха, тепловое загрязнение водных объектов, шумовое загрязнение от работающих агрегатов, гибель попадающей в водозаборные сооружения рыбы. Линии электропередачи  являются источниками электромагнитного  загрязнения окружающей среды (см.таблица 1)

Объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Сургутских ГРЭС:

Таблица 1

Загрязняющие вещества

Выбросы, тонн/год

Сургутская ГРЭС-1

Сургутская ГРЭС-2

2005 год

2009 год

2005 год

2009 год

Окислы серы

 

0,034

   

Окись углерода

4,937166

0,89005

0,000302

0,620

Окислы азота

17,169580

12,46464

14,526

15,171

ВСЕГО:

22,106746

13,38872

14,526302

15,791


 

Максимальный уровень  выбросов в атмосферный воздух Нижневартовской  ГРЭС за последние годы имел место  в 2003 году; когда было выброшено 2873,315 тонн загрязнении.

Лесопромышленный комплекс оказывает негативное воздействие  на лесные экосистемы: нарушается почвенный  покров, изменяется гидрологический  режим, территория захламляется порубочными  остатками, брошенной древесиной, изменяется численность и видовой состав животного мира.

Водный транспорт сыграл важную роль в освоении природных  ресурсов округа, особенно в начальный  период развития нефтегазового комплекса.

Эксплуатируемый флот во многом не отвечает современным экологическим  требованиям. Загрязнение водных объектов происходит в период эксплуатации и  ремонта флота, во время постановки судов на зимовку. Перед постановкой  судов на отстой производится очистка  от жидких и твердых отходов –  ведется слив воды из отопительной системы, из-под сланей жилых, грузовых помещений и машинного отделения; выбрасывается – старая спецодежда, отслуживший инвентарь, оборудование, изношенные детали двигателя, обрывки  тросов и кабелей, аккумуляторы, всевозможная тара.

Значительно загрязняет водоемы  нефтепродуктами и бытовым мусором  маломерный флот – шлюпки, частные  катера.

Для Ханты-Мансийского автономного  округа имеет огромное значение воздушный  транспорт. Округ связан авиационным  сообщением со 132 аэропортами России, ближнего и дальнего зарубежья. В  округе развито вертолетное сообщение.

В районе аэропортов значительно  повышен уровень шумового загрязнения. При расширении и реконструкции  взлетно-посадочных полос происходит уничтожение естественных экосистем, изменяется рельеф и гидрологический  режим территории.

Общая протяженность железных дорог на территории Ханты-Мансийского  автономного округа – 1286 километров, из них эксплутационная длина  железнодорожных путей общего пользования 1073 километра.

Строительство, эксплуатация железных дорог и подвижного состава  оказывает отрицательное воздействие  на окружающую среду. Экономические  проблемы сказались на темпах реализации природоохранных мероприятий. Во многих случаях остаются не решенными проблемы обезвреживания и захоронения отходов, особенно отходов 2-го класса опасности, содержащего нефтепродукты, кубовые  остатки, отработанные масла. Актуальной остается проблема сбора мусора, хранения, переработки и транспортировки  бытовых отходов из пассажирских поездов. Негативное влияние на состояние  окружающей среды оказывают железнодорожные  магистрали: вследствие изменений естественного  гидрологического режима значительные территории подверглись заболачиванию  или же наоборот осушению, нарушается почвенный и растительный покров.

Автомобильный транспорт  – важнейший элемент хозяйственной  инфраструктуры округа. 29 % грузов перевозится  автомобильным транспортом. Протяженность  автомобильных дорог с твердым  покрытием в Ханты - Мансийском автономном округе составляет – 7924 километров.

Эксплуатация автомобильного транспорта сопровождается загрязнением окружающей среды. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта в 2008 году составили 693,883 тысяч тонн. Нефтепродукты, продукты износа шин и тормозных накладок, сыпучие и пылящие грузы загрязняют придорожные полосы. Негативное влияние  на состояние окружающей природной  среды оказывают автомобильные  дороги: изменяется гидрологический  режим территорий, нарушается почвенный  и растительный покров, целостность  экосистемы.

Практически все добываемое в Ханты - Мансийском округе углеводородное сырье транспортируется по трубопроводам. По территории округа проходит целая  сеть нефте и газопроводов. Общая  протяженность магистральных трубопроводов  составляет 9 тысяч километров. Помимо магистральных трубопроводов на территории округа действуют внутри и межпромысловые трубопроводы. Общая  протяженность магистральных и  внутри промысловых трубопроводов  составляет более 60 тысяч километров.

Негативное влияние трубопроводного  транспорта на окружающую природную  среду достаточно велико и многообразно. Наиболее существенный ущерб окружающей среде причиняется авариями на продуктопроводах. Особую опасность загрязнения окружающей природной среды представляют места  пересечения трубопроводов с  водными объектами.

При прокладке и реконструкции  трубопроводов изменяются инженерно-геологические  условия, усиливаются термокарстовые процессы, образуются просадки и провалы, активизируются процессы заболачивания. В результате уничтожения естественных мест обитания и нарушения путей  миграций уменьшается численность  и видовой состав животного мира.

Одной из главных экологических  проблем Ханты-Мансийского автономного  округа является высокая аварийность  на предприятиях нефтегазодобывающего комплекса, сопровождающаяся залповыми  выбросами в окружающую среду  нефти и нефтепродуктов. Наиболее крупные выбросы нефти происходят в результате прорывов трубопроводов.

В 80-е годы, в округе ежегодно фиксировалось 150-260 аварий; в середине 90-х годов 1703-3137 случаев; в 2008 году произошло 2014 аварий

 

 

 

(таблица 2)

Территории

Района

Количество аварий

Масса ЗВ после ликвидации аварий, тонн

Площадь загрязнения, га

Наложено штрафов, млн. руб.

Нефтеюганский

506

574,8

40,56

6829,607

Нижневартовский

915

281,3

34,89

1668,59

Октябрьский

347

21,5/361,9

4,09

324,198

Сургутский

29

95,6

5,586

487,58

Советский

7

91,1

2,792

172,72

Когалымский

10

1

2,692

129,235

Ханты-Мансийский

117

20,5

2,654

6

Кондинский

81

183,1

2,56

50,813

Березовский

2

209,3

   

ИТОГО

2014

1478,2/361,9

95,824

9688,743


 

Объекты нефтегазодобывающей  промышленности. Статистика аварийности  и травматизма в отрасли.

В 2009 г. добычу нефти и  газа в Российской Федерации осуществляли 13 крупных холдингов и 165 нефтегазодобывающих  компаний, которые представлены организациями  с российским, иностранным и смешанным  капиталами, а также 3 оператора Соглашений о разделе продукции. Эксплуатационный фонд нефтяных скважин составляет около 160 тыс. ед.

В 2008 г. добыто 488,5 млн. т нефти  с газовым конденсатом. Объём  добычи нефти в Российской Федерации, включая газовый конденсат, в 2009 г. вырос на 1,2 % по сравнению с  показателем 2008 г. и составил 494 млн. т (в основном за счёт ввода в эксплуатацию Ванкорского месторождения нефти). Извлекаемые запасы Ванкорского  месторождения составляют 520 млн. т  нефти и 95 млрд. м 3 газа. Суточная добыча – 18 тыс. т нефти, к концу года планируется до 30 тыс. т, в пик  добычи – 25,5 млн. т в год.

Информация о работе Экологическая политика ХМАО