Экологическая политика ХМАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: провести анализ экологической политики в Ханты – Мансийском автономном округе.

Задачами являются:
- определить сущность, цели и принципы региональной экологической политики;
- определить нормативную базу, регламентирующую реализацию региональной экологической политики РФ;
- выявить сущность показателей оценки эколого-экономического состояния региона;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экологическая политика РФ
Цели и принципы экологической политики
Обязательства по реализации экологической политики
Глава 2. Экология Ханты – Мансийского Автономного округа – Югры
2.1. Воздействие промышленного производства и прочих факторов, на окружающую природную среду
2.2. Разработка и финансирование региональных программ
2.3. Мероприятия в ХМАО - Югра, направленные на улучшение экологической обстановки
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Экологическая политика ХМАО.docx

— 225.73 Кб (Скачать файл)

Начисляемые предприятиями  суммы ущерба далеко не полностью  отражают величину реального урона, наносимого окружающей природной среде  в виде накопления в почве и  донных отложениях токсичных веществ, ухудшения качества воды, снижения биопродуктивности и деградации экосистем.

Отходы производства и  потребления в загрязнении окружающей среды фактически занимают второе место, после аварий на нефтепроводах. Сбор, обезвреживание, размещение и утилизация отходов – актуальная проблема для  округа. Большая часть производственных отходов образуется на предприятиях нефтегазового комплекса при  бурении скважин, транспортировке  и хранении нефти. В 2005 году масса  таких отходов измерялась 687 тысяч  тонн; из них доля отходов бурения 89%, доля нефтешламов 6,5%. За предыдущие годы накоплено и не утилизировано  около 4,5 миллионов тонн производственных отходов этого состава.

Отходы бурения располагаются  на каждой кустовой площадке во временных  накопителях – шламовых амбарах. После завершения технологического процесса отходы обезвреживаются, амбар  подлежит рекультивации. По данным комитета по охране окружающей среды на конец 1997 года на территории округа насчитывалось  около 2000 шламовых амбаров. Ссылаясь на отсутствие средств, многие нефтегазодобывающие  предприятия не выполняют план рекультивации.

Так, например, по Нижневартовскому району в результате инвентаризации было выявлено 1359 старых нерекультивированных амбаров. За предыдущие годы на предприятиях накоплено около 150 тысяч тонн нефтешламов, ежегодно образуются 50 тысяч тонн, из них перерабатывается 6,5% , остальные  аккумулируются на промплощадках. На территории округа организован 31 временный шламонакопитель, построено 2 специально обустроенных полигона промотходов: на Западно-Сургутском месторождении  и у поселка Междуреченский.

На территории округа пока отсутствуют полигоны по утилизации высокотоксичных промышленных отходов, не организован их централизованный сбор и транспортировка на специализированные полигоны в другие регионы России. Часть ртутьсодержащих отходов  вывозится в Екатеринбург и утилизируется  на специальных установках по демеркуризации Екатеринбургским муниципальным предприятием по решению проблем утилизации отходов; часть высокотоксичных отходов  хранится на промплощадках; встречаются  случаи размещения их на свалках твердых  бытовых отходах и на несанкционированных  свалках.

Продолжается оставаться сложной ситуация с вывозом металлолома. На территории округа отсутствуют предприятия  по переработке, централизованному  приему и транспортировке металлолома; отходы металлического лома занимают большие площади, захламляют производственные площадки предприятий, берега рек, зеленые  зоны городов. Большое скопление  металлолома наблюдается на месторождениях, на несанкционированных свалках, на свалках ТБО.

В округе отсутствует единая система управления по обращению  с отходами, этой проблемой занимаются предприятия разной формой собственности  и частные лица.

Комитетами по охране окружающей среды выдаются разрешения, устанавливаются  лимиты на размещение отходов, проводятся проверки, к нарушителям природоохранного законодательства применяются меры административного воздействия  в виде штрафовю

 

2.2. Разработка  и  финансирование  региональных  программ

 

В автономном округе действует  несколько видов программ:

а) экономические (в том  числе инвестиционные и инновационные), направленные на решение экономических  проблем отраслей народного хозяйства;

б) социальные, формирующие  целенаправленное преобразование социальных отношений в обществе;

в) обеспечения жизнедеятельности, направленные на реализацию прав и  свобод человека, повышение качества жизни населения автономного  округа;

г) научно-технические, направленные на реализацию достижений в науке  и технике, развитие технологий в  автономном округе;

д) производственные, реализующие  отраслевые и межотраслевые структурные  изменения;

е) экологические, направленные на осуществление природоохранных  мероприятий.

Сроки реализации программ совершенно различные: краткосрочные (продолжительностью до 3 лет); среднесрочные (продолжительностью от 3 до 5 лет); долгосрочные (продолжительностью свыше 5 лет).

Предложение о разработке программы автономного округа может  быть внесено Правительством автономного  округа, Губернатором автономного округа, Думой автономного округа, органами местного самоуправления муниципального образования, юридическими и физическими  лицами.

Основными критериями отбора проблемы для ее разрешения посредством  реализации программы автономного  округа являются:

а) необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы;

б) устранение социальной напряженности;

в) общественная значимость проблемы.

Предложение о разработке проекта программы вносится на рассмотрение Правительства автономного округа.

Предложение о разработке проекта программы автономного  округа должно содержать:

а) цели, задачи и сроки  реализации предлагаемой к разработке программы;

б) основной комплекс мероприятий, необходимых для реализации программы;

в) ожидаемые результаты реализации программы;

г) финансово-экономическое  обоснование разработки и реализации программы.

Одобренное Правительством автономного округа предложение  о разработке проекта программы  автономного округа является основанием для разработки программы в порядке, установленном Правительством автономного  округа.

Государственным заказчиком по разработке конкретной программы  автономного округа является Правительство  автономного округа или уполномоченный им исполнительный орган государственной  власти.

Государственный заказчик утверждает на конкурсной основе разработчиков  программы, определяет координатора программы.

Государственный заказчик организует и проводит работу по подготовке разработки программы, заключает от имени Правительства  Ханты-Мансийского автономного округа договоры с разработчиками, организует и координирует действия разработчиков.

Разработку проекта программы  могут осуществлять физические и  юридические лица, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, при наличии опыта  работы в данной сфере, а в необходимых  случаях - при наличии соответствующей  лицензии. Разработчиками могут являться научно-исследовательские, проектно-конструкторские  учреждения, высшие учебные заведения  и другие специализированные организации.

Программа автономного округа должна быть разработана в соответствии с требованиями, установленными настоящим  Законом, иными нормативными правовыми  и нормативными актами Российской Федерации  и автономного округа.

Подготовленная  программа  автономного округа проходит экспертизу и рассматривается в соответствующих  уполномоченных Правительством автономного  округа исполнительных органах государственной  власти в порядке, установленном  Законом автономного округа "О  нормативных правовых актах Ханты-Мансийского  автономного округа" и иными  нормативными правовыми и нормативными актами автономного округа, до внесения ее на рассмотрение Думы автономного  округа.

Программа автономного округа утверждается законом Ханты-Мансийского  автономного округа по представлению  Губернатора автономного округа.

Внесение программы Ханты-Мансийского  автономного округа для рассмотрения Думой автономного округа осуществляется в порядке, установленном Законом  автономного округа "О нормативных  правовых актах Ханты-Мансийского  автономного округа", настоящим  Законом и Регламентом Думы автономного  округа.

Внесенная в Думу автономного  округа в установленном законодательством  порядке программа направляется для экспертизы в Счетную палату Ханты-Мансийского автономного округа, результаты которой оформляются  заключением.

Проект закона автономного  округа о программе должен содержать:

а) цели и задачи программы;

б) сроки и этапы ее реализации;

в) перечень основных мероприятий, разработанный Правительством автономного  округа для реализации программы;

г) объемы и источники  финансирования программы;

д) исполнителей программы;

е) механизм реализации программы.

5. В пояснительной записке  к проекту закона о программе  указываются:

а) характеристика состояния  проблемы;

б) ожидаемые результаты реализации программы.

Контроль за исполнением  программы осуществляют Дума автономного  округа, Правительство автономного  округа и органы местного самоуправления муниципальных образований автономного  округа в соответствии с законом  автономного округа.

Правительство автономного  округа ежегодно не позднее чем за месяц до внесения в Думу автономного  округа проекта закона о бюджете  Ханты-Мансийского автономного округа на очередной финансовый год представляет в Думу автономного округа информацию о ходе выполнения утвержденных программ за прошедший год.

Финансирование программы  автономного округа может осуществляться за счет средств бюджета автономного  округа, местных бюджетов, внебюджетных источников, а также иных привлеченных средств граждан и юридических  лиц.

Перечень программ, финансируемых  за счет средств бюджета автономного  округа, включается в закон автономного  округа о бюджете автономного  округа на очередной финансовый год  приложением "Перечень программ автономного  округа и приоритетных отраслей, финансируемых  из бюджета автономного округа" с расшифровкой конкретных программ и указанием суммы необходимых  бюджетных средств.

Правительство автономного  округа, органы местного самоуправления вправе для реализации программы  изыскивать и использовать дополнительные источники финансирования программы, а также осуществлять реализацию программы досрочно.

Перечень программ автономного  округа формируется Правительством автономного округа и вносится в  Думу автономного округа вместе с  проектом бюджета автономного округа на очередной финансовый год.

Рассмотрим  комплексную  целевую программу Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры "Оздоровление экологической обстановки в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре в 2005-2010 годах".

Заказчиком Программы  выступает Управление по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры.

На основании эколого-экономического анализа и оценки состояния окружающей среды автономного округа в рамках реализации полномочий субъекта Российской Федерации разработан комплекс основных мероприятий Программы, направленный на оздоровление экологической обстановки в автономном округе в 2005-2010 годах .

В промышленно развитых районах  с наибольшим уровнем образования  отходов производства Программой предусмотрена  реализация мероприятия по строительству  межмуниципальных объектов для размещения отходов производства на общую сумму 392 778 тыс. рублей, что составляет 33,0 процента от общего объема финансирования Программы. Это в первую очередь  завершение строительства четырех  карт для размещения отходов производства в Нефтеюганском и Нижневартовском  районах с местом расположения вблизи поселка городского типа Пойковский и города Радужный соответственно общей  мощностью 343,4 тыс. тонн, а также проектирование и строительство полигонов для  размещения отходов производства в  Нижневартовском, Сургутском и Октябрьском  районах с местом расположения вблизи городов Нижневартовск, Сургут и  Нягань соответственно общей мощностью 5 900 тыс. тонн.

Учитывая месторасположение  существующих и строящихся объектов размещения отходов, а также предложения  муниципальных образований автономного  округа, Программой предусмотрена реализация межмуниципального проекта по рекультивации  земель, подвергшихся загрязнению и  захламлению, на общую сумму 50 000 тыс. рублей (4,2 процента). Общая площадь  восстановленных земель в девяти муниципальных образованиях автономного  округа (города Радужный, Урай, Пыть-Ях, Югорск, Сургут, Нижневартовск; Нижневартовский, Ханты-Мансийский, Октябрьский районы) составит 253,5 гектара.

Принимая во внимание предложения  органов государственной власти автономного округа, Программа предусматривает  реализацию трех межмуниципальных проектов по внедрению экологически чистых и  малоотходных технологий на общую сумму 193 181 тыс. рублей (16,3 процента). Это внедрение  ультрафиолетовых установок на четырех  канализационно - очистных сооружениях  автономного округа (города Когалым, Югорск, Нягань, Урай), строительство  головного природоохранного судна  с местом расположения в устье  реки Иртыш, приобретение и монтаж установок  по обезвреживанию опасных медицинских  отходов для четырех лечебно-профилактических учреждений автономного округа (города Радужный, Мегион, Урай, Когалым).

Для получения оперативной  информации о состоянии окружающей среды и принятия своевременных  мер по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Программой предусмотрена  реализация межмуниципальных проектов по ведению мониторинга окружающей среды в границах и вне границ лицензионных участков на территории автономного округа, дистанционному космическому зондированию и сопровождению  технологии администрирования в  области охраны окружающей среды  на общую сумму 151 781 тыс. рублей (12,8 процента).

С целью повышения уровня экологической культуры населения  Программой предусмотрено продолжение  реализации комплекса мероприятий  по информированию населения о состоянии  окружающей среды, а также других эколого-просветительских мероприятий (работа со средствами массовой информации, рекламно-издательская деятельность, создание кино- и видеопродукции, развитие музейного и выставочного дела, развитие центров экологического просвещения, развитие общественного экологического движения, проведение международных  акций "Спасти и сохранить", проведение всероссийских акций "Дни защиты от экологической опасности" и "Марш парков", проведение окружных экологических  слетов школьных лесничеств) на общую  сумму 88 354 тыс. рублей (7,4 процента).

Целью Программы является обеспечение благоприятной экологической  обстановки на территории Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры в 2005-2010 годах  путем решения следующих задач:

Информация о работе Экологическая политика ХМАО