Экологическая политика ХМАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: провести анализ экологической политики в Ханты – Мансийском автономном округе.

Задачами являются:
- определить сущность, цели и принципы региональной экологической политики;
- определить нормативную базу, регламентирующую реализацию региональной экологической политики РФ;
- выявить сущность показателей оценки эколого-экономического состояния региона;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экологическая политика РФ
Цели и принципы экологической политики
Обязательства по реализации экологической политики
Глава 2. Экология Ханты – Мансийского Автономного округа – Югры
2.1. Воздействие промышленного производства и прочих факторов, на окружающую природную среду
2.2. Разработка и финансирование региональных программ
2.3. Мероприятия в ХМАО - Югра, направленные на улучшение экологической обстановки
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Экологическая политика ХМАО.docx

— 225.73 Кб (Скачать файл)

Добыча газа в России в 2009 г. уменьшилась на 12,1 % по сравнению  с предшествующим годом и достигла 584 млрд. м 3.

Объём разведочного бурения  в 2009 г. сократился на 41,2 %. Всего пробурено 267,9 тыс. м. Проходка в эксплуатационном бурении скважин в 2009 г. снизилась  на 3,5 % и составила 14090,9 тыс. м. Сокращение объёмов бурения зафиксировано  впервые за последние 5 лет.

Наилучшие показатели в ОАО  «Сургутнефтегаз» – единственной компании, увеличившей в 2009 г. объём разведочного бурения. ОАО «Роснефть» снизило  объём бурения на 17,5 % (до 24,5 тыс. м), ОАО «Лукойл» – на 42,5 % (до 36 тыс. м), ОАО «Газпромнефть» – на 75,7 % (до 10,1 тыс. м).

В 2009 г. на объектах нефтегазодобычи  произошло 17 аварий, (в том числе 1 – в геологоразведке), что на 7 аварий больше по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года, и 16 несчастных случаев со смертельным исходом, в том числе 3 групповых, что на 8 случаев больше, чем в 2008 г.

К основным организационным и техническим причинам аварий и несчастных случаев следует отнести:

• неэффективную организацию  и осуществление производственного и технического контроля;

• нарушение технологии производства работ;

• производство работ с  нарушением требований руководств по эксплуатации;

• нарушение работниками  трудового распорядка и дисциплины труда;

• ненадлежащее содержание и техническое обслуживание оборудования;

• применение неисправного оборудования или оборудования, отработавшего  нормативный срок эксплуатации

 

Во всех зарегистрированных случаях аварий и производственного  травматизма фигурируют подрядные  сервисные и дочерние компании недропользователей. Не снимая ответственности с этих компаний, необходимо ставить вопрос о повышении эффективности проведения надзора за соблюдением требований промышленной безопасности со стороны  головных структур вертикально интегрированных  компаний, занимающихся нефтегазодобычей. Основное препятствие, не позволяющее  принять эффективные меры к снижению аварийности и травматизма, –  недостаточное внимание первых руководителей  компаний к вопросам интеграции управления промышленной безопасностью подразделений  и подрядных организаций в  общую систему управления компаний.

 

Обстоятельства и причины  крупных аварий и несчастных случаев

01.02.09 ООО «Нафтабурсервис», Иркутская обл., скв. 279 Чайкинского месторождения. При подъёме бурильного инструмента из-за обледенения не сработал ограничитель подъёма буровой установки Уралмаш 3-Д. Произошёл разрыв талевого каната с падением талевой системы. Помощник бурильщика получил тяжёлую травму.

08.03.09 ООО «Меридиан», пос. Нижний Одес (Республика Коми). При установке подъёмника УПА-60 на скважину совершён наезд на устьевое оборудование. В результате нарушения герметичности скважины произошёл выброс газоводяной смеси. При этом помощник бурильщика получил смертельные травмы, будучи придавлен к фонтанной арматуре.

14.03.09 ЗАО «Самотлорнефтепромхим», г. Нижневартовск, Тюменская обл. При подъёме НКТ на скважине начался перелив жидкости по затрубному пространству. При наворачивании запорной компоновки произошёл выброс пачки газа с пропантом. Скважина перешла к неуправляемому фонтанированию. 15.03.09 фонтан ликвидирован, устье скважины загерметизировано.

19.04.09 ОАО «Татнефть» НГДУ«Лениногорскнефть», цех подготовки нефти. При производстве работ по пропарке РВС-2000 м 3 в результате выброса газонефтяной смеси произошёл взрыв. Пять человек получили термические ожоги II–III степени. Пожарный расчёт ликвидировал открытое горение на РВС.

08.04.09 ООО «Байкитская нефтегазоразведочная экспедиция». Возгорание топливно-воздушной смеси в двухблочной котельной (ПКН-2М) из-за разгерметизации вентиля подачи топлива. Пожар продолжался до выгорания топлива. Выведено из строя котельное оборудование.

18.07.09 Пермский филиал Буровой компании «Евразия», Этышское месторождение, кустовая площадка в 8 км от г. Чернушки. При перемещении вышечного блока БУ 2000/125 ЭП-2 произошло самопроизвольное скатывание в сторону передвижения с разрушением вышки, деформацией рамы шасси автокрана и поворотной части стрелы.

07.08.09 ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз». В результате противоправных действий неустановленных лиц, попытки несанкционированного отбора нефти на устье скважины № 320 Кудиновского месторождения, произошло фонтанирование сырой нефти с возгоранием. Высота факела составила 10 м, Р раб 80 атм. Фонтан ликвидирован работниками противофонтанной службы.

23.09.09 Белорусское УПНП и КРС ХМАО-Югра, Верхне-Коликеганское месторождение, куст № 38, скв. № 640. При подъёме перфоратора началось нефтеводопроявление. Превентор закрыть не смогли. Произошло открытое фонтанирование. Фонтан ликвидирован.

02.10.09 «Нефтехимтранс», ХМАО-Югра, Ватинское месторождение, кустовая площадка № 19, скважина № 51. При обработке скважины ингибитором СОНПАР 5403 произошёл взрыв кислотного агрегата с последующим его возгоранием, в результате чего водитель-машинист кислотного агрегата получил ожоги кожного покрова (около 80 %) и от полученных травм скончался.

 

Большинство аварий и связанных  с ними случаев травматизма со смертельным исходом можно предотвратить  постоянным мониторингом реального  состояния ОПО, своевременным проведением  мероприятий по их техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции, а также  пропагандируя культуру производства и соблюдая безопасные режимы работы.

Анализ контрольной и  надзорной деятельности показал, что  в последние годы с учётом реформирования территориальных органов и передачи функций по охране недр значительно  снизилась активность этой деятельности, что во многом повлияло на аварийность  и травматизм со смертельным исходом  на ОПО нефтегазодобывающего комплекса  в 2009 г.

Эффективность надзорной  деятельности обеспечивается повышением требовательности инспекторского состава.

В то же время, территориальным  органам не удалось добиться эффективности  производственного контроля на отдельных  предприятиях, эксплуатирующих ОПО, особенно в организациях, допустивших  аварии и несчастные случаи, о чём  свидетельствует анализ результатов  контрольной и надзорной работы, в том числе анализ аварий и  травматизма.

Отмечено значительное увеличение аварийности и травматизма на предприятиях, поднадзорных Северо-Уральскому управлению, на территории Ханты-Мансийского  и Ямало-Ненецкого автономных округов. Здесь травматизм увеличился по сравнению  с 2008 г. в 2,25 раза, аварийность – в 1,4 раза.

В Печорском управлении (Республика Коми и Ненецкий автономный округ) произошло 4 несчастных случая (в 2008 г. – не было).

В целях снижения аварийности  и травматизма при производстве работ на ОПО, а также повышения  эффективности надзорных и контрольных  функций территориальных органов  Ростехнадзора в области промышленной безопасности (в 2009 г. выявлено 4 случая неэффективной организации и  осуществления производственного  и технического контроля) в территориальных  органах Ростехнадзора необходимо провести совещания с руководителями предприятий о состоянии (и организации) производственного контроля за состоянием промышленной безопасности и травматизма.

В части нарушения технологии производства работ (1 случай), отсутствия контроля за выполнением работ (3 случая), отсутствия организационно-технических  мероприятий (1 случай), установки спецтехники  во взрывоопасной зоне (1 случай), территориальным  органам Ростехнадзора необходимо при проверке предприятий обращать внимание на следующие показатели:

• состояние производственного контроля;

• разработку и функционирование СУПБ в целом;

• соответствие лиц, ответственных  за производство работ на ОПО, уровню профессиональной подготовки.

Чтобы не допустить производства работ с нарушением требований руководств по эксплуатации (3 случая), нарушения  работниками трудового распорядка и дисциплины труда (2 случая), требований соответствующих инструкций и правил по оборудованию производственных рабочих  мест (1 случай), необходимо установить особый контроль за своевременным и  полным выполнением мероприятий  по устранению отступлений от требований промышленной безопасности, снижению степени риска техногенных аварий и несчастных случаев на производстве, обеспечивать соблюдение установленного порядка расследования аварий и  несчастных случаев, соблюдение сроков расследования, полноты и объективности  его проведения и своевременного представления в Центральный  аппарат актов и материалов расследования  причин аварий и несчастных случаев.

Нельзя допускать ненадлежащее содержание и обслуживание оборудования (1 случай), необходимо обращать внимание на состояние инвентаризации оборудования и степени его износа.

Для предупреждения аварий по техническим причинам из-за применения оборудования, отработавшего нормативный  срок эксплуатации (1 случай), производства работ на неисправном оборудовании (3 случая) предлагается контролировать своевременное проведение необходимых испытаний и освидетельствований технических устройств на объектах, ремонта и проверки контрольных средств измерения.

В 2009 г. проведены комплексные  проверки нефтяных компаний ОАО «Руснефть», ОАО «Новатек» и компании «ТНК-ВР». Отмечен рост объёмов добычи нефти  и газа за счёт введения в эксплуатацию новых объектов обустройства месторождений. Отмечено снижение доли сжигания и  рассеивания попутного нефтяного  газа в названных компаниях по сравнению с прежними годами.

Проведены целевые проверки операторов проектов в рамках соглашений о разделе продукции. Компанией  «Эксон Нефтегаз Лимитед» – проект Сахалин-1 при строительстве подводного трубопровода допущены отклонения от проектных решений. Компанией «Тоталь  Разведка, Разработка, Россия» на Харьягинском месторождении не выполняется программа  использования ПНГ, доля сжигаемого ПНГ составляет 70 %, в то время  как, Соглашением о разделе продукции  предусмотрено достижение уровня использования  ПНГ 95 % в 2009 г.

Результаты проверок показывают, что нефтегазодобывающие компании соблюдают требования законодательных  процедур регулирования промышленной безопасностью. Производится регистрация в государственном реестре ОПО и страхование ответственности за причинение вреда при их эксплуатации. Производственный контроль в дочерних обществах ведётся в рамках внедряемых СУПБ головных и управляющих компаний. Проводится экспертиза промышленной безопасности технических устройств при эксплуатации, проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО.

К нерешённым проблемам большинства  компаний следует отнести инциденты, связанные с утечками нефти из промысловых трубопроводов, низкие темпы проведения ремонта, замены, диагностики  и ингибиторной защиты трубопроводов, замены физически и морально устаревшего  оборудования. Проблемным является вопрос эксплуатации нефтяных и газовых  скважин с негерметичными обсадными  колоннами. При эксплуатации таких  скважин нарушаются режимы эксплуатации пластов, что приводит к сокращению доли извлекаемых запасов нефти.

В целях готовности к ликвидации и локализации последствий аварий в нефтегазодобывающих организациях созданы собственные внештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников организаций, заключены договоры с профессиональными противофонтанными военизированными частями (ПФВЧ). Надзор за готовностью ПФВЧ к ликвидации и локализации последствий аварий с 2004 г. полномочиями Ростехнадзора не предусматривается.

В 2009 г. нефтегазодобывающим  организациям выдано 85 лицензий на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, в 6 случаях заявителям отказано в выдаче лицензий. Изготовителям  и поставщикам нефтегазопромыслового  оборудования выдано 574 и отказано в  выдаче 85 разрешений на применение технических  устройств. Зарегистрировано и утверждено 815 заключений экспертизы промышленной безопасности технических устройств, проектной документации и деклараций промышленной безопасности, в 42 случаях  в утверждении отказано.

К последствиям мирового финансового  кризиса следует отнести сокращение объёмов разведочного бурения в 2009 г. на 41,2 % и в эксплуатационном бурении скважин на 3,5 %, до 14090,9 тыс. м.

Сокращение объёмов бурения  зафиксировано впервые за последние 5 лет. Также из-за финансовых проблем  некоторые компании сократили или  приостановили работы по реализации программ рационального использования  ПНГ и планов внедрения современных  систем и средств измерений, позволяющих  повысить достоверность учёта добываемых и используемых углеводородного  сырья (УВС) и ПНГ.

Высокая аварийность обусловлена  в основном состоянием технических  средств и оборудования, которое  физически изношено и морально устарело, имеет низкую степень надежности. Многие объекты требуют модернизации или коренной реконструкции, отдельные  подлежат выводу из эксплуатации. Значительная часть оборудования, отработавщего  амортизационный срок, продолжается находиться в работе, в результате чего происходят аварии. Особенно велико количество старых систем нефтесбора на предприятиях “Юганскнефтегаз”, “ЛУКойл-Урайнефтегаз”, “Сургутнефтегаз”, “Нижневартовснефтегаз”.

Аварии являются также  вследствие ошибочно принятых в проектах технологических схем добычи, сбора, транспортировки продукции скважин, поддержания пластового давления, отступлений  от проектов при их реализации, низкой производственной дисциплины и недостаточной  квалификации обслуживающего персонала, отсутствие должного опыта работы в  нештатных экстремальных ситуациях.

Основной причиной аварий на трубопроводах является коррозия металла. Коррозия металла нефтесборных коллекторов и водоводов, как  правило, ручейковый или питтинговый  характер и обусловлена агрессивными физико-химическими свойствами водной фазы добываемой из недр продукции.

Объективной оценке воздействия  нефтедобывающего комплекса на окружающую среду препятствует искажение информации о действительных размерах аварийных  разливах загрязняющих веществ, а также  сокрытие самих аварий. Предприятия, стремясь, уклонится от уплаты экологических  платежей, всемерно пытаются занизить площади загрязненных земель и объемы разлитой нефти.

Информация о работе Экологическая политика ХМАО