Экологическая политика ХМАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: провести анализ экологической политики в Ханты – Мансийском автономном округе.

Задачами являются:
- определить сущность, цели и принципы региональной экологической политики;
- определить нормативную базу, регламентирующую реализацию региональной экологической политики РФ;
- выявить сущность показателей оценки эколого-экономического состояния региона;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экологическая политика РФ
Цели и принципы экологической политики
Обязательства по реализации экологической политики
Глава 2. Экология Ханты – Мансийского Автономного округа – Югры
2.1. Воздействие промышленного производства и прочих факторов, на окружающую природную среду
2.2. Разработка и финансирование региональных программ
2.3. Мероприятия в ХМАО - Югра, направленные на улучшение экологической обстановки
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Экологическая политика ХМАО.docx

— 225.73 Кб (Скачать файл)

предотвращение вредного воздействия на окружающую среду  отходов производства;

восстановление и предотвращение гибели типичных и уникальных ландшафтов и экосистем;

внедрение экологически чистых и малоотходных технологий;

обеспечение функционирования системы экологического мониторинга  окружающей среды;

информирование населения  о состоянии окружающей среды, в  том числе проведение эколого-просветительских мероприятий.

Сроки реализации Программы - 2005-2010 годы.

Основными мероприятиями  Программы являются:

1. Проектирование и строительство  межмуниципальных объектов для  размещения отходов производства.

2. Обеспечение улучшения  и восстановления земель, подвергшихся  загрязнению и захламлению.

3. Внедрение экологически  чистых и малоотходных технологий.

4. Охрана лесов.

5. Развитие особо охраняемых  природных территорий и сохранение  биологического разнообразия.

6. Мониторинг окружающей  среды.

7. Информирование населения  о состоянии окружающей среды,  в том числе проведение эколого-просветительских  мероприятий.

Объемы и источники  финансирования Программы.

Объем финансирования Программы  за счет средств бюджета автономного  округа составляет 1 189 202 тыс. рублей.

Ежегодные объемы финансирования Программы определяются в соответствии с утвержденным бюджетом автономного  округа на соответствующий финансовый год.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляется Правительством Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры или специально уполномоченными им органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры.

Для реализации Программы  Правительство автономного округа или специально уполномоченные им органы вправе привлекать в установленном  законодательством порядке сторонние  организации.

От реализации  программы  ожидается реализация мероприятий  по проектированию и строительству  межмуниципальных объектов для размещения отходов производства в рамках решения  задачи по предотвращению вредного воздействия  на окружающую среду отходов производства предполагает размещение 750 тыс. тонн накопившихся отходов производства с несанкционированных  свалок и ежегодное размещение до 211,5 тыс. тонн образующихся отходов  производства.

Также реализация мероприятий  по обеспечению улучшения и восстановления земель, подвергшихся загрязнению и  захламлению, охране лесов, развитию особо  охраняемых природных территорий и  сохранению биологического разнообразия в рамках решения задачи по восстановлению и предотвращению гибели типичных и  уникальных ландшафтов и экосистем  предполагает рекультивацию одной  шестой части от общего объема загрязненных и захламленных земель, обеспечение  противопожарной безопасности населения  автономного округа и сохранение лесных массивов, расширение региональной сети особо охраняемых природных  территорий, сохранение уникальных природных  комплексов и редких представителей флоры и фауны автономного  округа.

Планируется реализация мероприятий  по внедрению ультрафиолетовых установок, установок по обезвреживанию опасных  медицинских отходов и строительству  головного природоохранного судна  в рамках решения задачи по внедрению  экологически чистых и малоотходных технологий предполагает исключение сброса хлорсодержащих веществ в водные объекты с четырех канализационно-очистных сооружений автономного округа, ежегодное  обезвреживание до 2 тыс. тонн образующихся опасных медицинских отходов  от лечебно-профилактических учреждений автономного округа и снижение сброса загрязняющих веществ до 200 кубических метров в сутки в основные водотоки автономного округа.

Мероприятий по мониторингу  окружающей среды в рамках решения  задачи по обеспечению функционирования системы экологического мониторинга  окружающей среды предполагает создание единой системы наблюдений и банков данных экологического мониторинга  в границах и вне границ около 250 лицензионных участков, получение  оперативной информации о выбросах, сбросах загрязняющих веществ, местах возникновения очагов пожаров и  другой информации о негативных воздействиях на окружающую среду, принятие своевременных  мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера.

А также реализация эколого-просветительских мероприятий в рамках решения  задачи по информированию населения  о состоянии окружающей среды  предполагает повышение уровня экологической  культуры и снижение факторов экологического риска населения автономного  округа.

 

2. 3. Мероприятия  в ХМАО - Югра направленные на  улучшение  экологической обстановки

Так,  для рационального  использования природных ресурсов Обь-Иртышского речного бассейна и  обеспечения экологической безопасности необходимо разработать комплексную  межрегиональную программу. Такое  решение было принято в Салехарде  на совместном заседании, в котором  приняли участие депутаты Тюменской  областной Думы, Думы Ханты-Мансийского  автономного округа, Думы Ямала и  представители исполнительной власти трех субъектов Федерации.

Это предложение в свое время было выдвинуто депутатами Ямальской Думы. Экологическая ситуация в регионе вследствие интенсивного освоения углеводородного сырья  уже давно вызывает тревогу и  негативно влияет на здоровье местного населения. В связи с этим особое внимание, считают ямальские парламентарии, следует уделять вопросам социальной ответственности крупного бизнеса. Но решить экологические проблемы Оби  силами отдельно взятого субъекта Федерации  невозможно. Необходима целенаправленная и систематическая работа всех органов  государственной власти, предприятий, общественности и науки.

Совет трех Дум поддержал  предложение ямальцев. Принято решение  рекомендовать Совету губернаторов трех территорий разработать комплексную  региональную программу «Обеспечение охраны окружающей среды, экологической  безопасности и рационального использования  природных ресурсов Обь-Иртышского бассейна». Депутаты обратились также  к органам государственной власти субъектов, на территории которых расположен Обь-Иртышский бассейн, с предложением о разработке аналогичной межрегиональной  программы. Протокол согласия Совета Дум  по этому вопросу направлен в  Правительство Российской Федерации, в субъекты РФ, входящие в ассоциации «Сибирское соглашение» и «Большой Урал».

Особое внимание хотелось бы обратить на то, что в Ханты-Мансийске  на базе Югорского научно-исследовательского института информационных технологий создана уникальная научно-производственная площадка. Здесь пристальный взгляд из космоса помогает решать ежедневные проблемы охраны окружающей среды и  рационального использования природных  ресурсов. С помощью космического мониторинга можно заниматься поиском  новых нефтегазовых месторождений, сверху их видно по структуре специфических  разломов земной коры. Также можно  отслеживать, как осваивается нефтяное месторождение. Можно указать, где  надо строить дороги, чтобы они  не попали в затапливаемую зону. По словам руководителя центра дистанционного зондирования Земли ЮНИИИТ в Ханты-Мансийске  Василия Копылова, Ханты-Мансийский автономный округ очень большой, плотность населения низкая, многие территории доступны только зимой. Поэтому  взгляд из космоса единственный метод  оповещения при чрезвычайных ситуациях  и стихийных бедствиях в недоступных  местах. Спутник способен обнаружить очаг пожара в тайге еще до того, как появился большой дымовой  шлейф. Это позволяет быстро потушить очаг возгорания. Сейчас в России создается  единая система обнаружения пожаров. В Западной Сибири эту систему  будет поддерживать именно наш центр  дистанционного зондирования земли.

Также в  рамках  рационального  использования природных  ресурсов  в округе  проводятся различные  выставки. Так в 2005 году  была  проведена выставка - энергосберегающий  путь развития Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры.

Сокращение энергозатрат в промышленной, социальной и бытовой  сферах в настоящее время является одной из самых актуальных народнохозяйственных проблем. Рациональное использование  природных ресурсов, сокращение вредных  выбросов в атмосферу и эффективное  использование электрической и  тепловой энергии приобретают исключительную роль в современном обществе. Поэтому  основной задачей сегодня является систематизированный перевод экономики  на энергосберегающий путь развития. Реализация этой задачи невозможна без  широкого внедрения энергосберегающего оборудования, технологий и материалов, без информационного обеспечения  процесса энергосбережения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экополитика — мощная социально-экологическая  технология и инструмент устойчивого  развития. Необходимо разрабатывать  и внедрять ее во все отрасли и  сферы деятельности, повышать ее приоритет  среди других видов политик (экономической, финансовой, научно-технической, военной  и т.д.).

Важную роль играет экополитика  отраслей, секторов, сфер деятельности, однако ее разработка и внедрение, особенно в России, идут с отставанием, отсутствуют  методология, политическая воля и система  выработки и реализации отраслевой экополитики.

Актуальная задача — разработка и внедрение целостной и эффективной  системы экополитики, охватывающей все сферы, сектора, отрасли экономики  на всех уровнях (от международного до местного), в дополнение к региональной экополитике и в балансе с  ней.

Особое внимание следует  уделить трансграничным и глобальным отраслям и сферам (аэрокосмической, военной, атомной, нефтегазовой и др.), которые, в силу своего генезиса и  особенностей, ускоряют пространственную экспансию и глобализацию, являются мощными экологическими дестабилизаторами, в том числе вследствие активности транснациональных корпораций. Эти  отрасли (сектора) должны быть взяты  под особый контроль и сбалансированы адекватной национальной и международной  экополитикой.

Необходимы политическая воля, контроль государства и гражданского общества для реализации экополитики, адекватной современным вызовам  и тенденциям; систематические исследования, разработка методологии, оценка экополитики  и разработка мер для повышения  ее эффективности, внедрение результатов  в образование и практику; активное международное сотрудничество в  сфере экополитики.

В окружающую среду Ханты-Мансийского  автономного округа ежегодно выбрасывается  огромное количество загрязняющих веществ. Главным источником загрязнения  природной среды являются аварийные  порывы трубопроводов, обусловленные  в основном физическим износом технического оборудования.

Остаточное содержание загрязнителя в почвах, вследствие неудовлетворительного  качества сбора нефти в местах аварийных разливов, по результатам  обследований исчисляется десятками  тонн на каждый гектар замазученных земель.

Наиболее негативными  факторами воздействия на лес  округа остаются пожары и нефтедобыча. При обустройстве месторождений, строительстве  дорог, ЛЭП, трубопроводов, вырубаются леса, значительное количество древесины  не вывозится, нарушая санитарное состояние  лесов. Изменение гидрологического режима территории вследствие промышленного  строительства, разливы нефти и  подтоварных вод приводят к гибели лесов.

Неблагоприятную экологическую  обстановку в округе обостряет проблемы сбора, размещения, обезвреживания и  утилизации токсичных отходов, являющихся вторым по значимости источником загрязнения  окружающей среды.

Сложившаяся в округе экологическая  ситуация требует регулирования  техногенного воздействия на окружающую среду, учитывающего не только экономические  потребности, но и состояние природных  ресурсов. Решение проблем сохранения слабоустойчивой к антропогенному воздействию окружающей среды территории Ханты-Мансийского автономного округа возможно только на основе внедрения  в практику эффективного хозяйственного механизма рационального природопользования.

Для  решения проблем  экологии округа  необходимо разработать  научно обоснованные нормативно-правовые акты, направленных на перспективное  эколого-мотивированное развитие социально-экономической  структуры округа и создать эколого-экономический  механизм инновационной деятельности.

Также необходимо стимулирование создания рынков экологических услуг, продукции, технологий и оборудования и привлечение российских и зарубежных инвесторов для финансирования ресурсосберегающих, малоотходных и экологически чистых технологий по добыче и переработке  углеводородного сырья.

Проведение тендеров и  аукционов для выбора фирм, гарантирующих  применение передовых технологий также  является предпосылкой эффективной  экологической политики региона.

Экологическая политика ХМАО – Югра имеет развивающийся характер, еще  очень   много  недоработок  и  упущений.

В последнее десятилетие  в большинстве постепенно формируются новые подходы к  экологической политике. Необходимость обновления природоохранных мер обусловлена нарастанием современных экологических проблем , которые имеют уже не локальный, а общенациональный и даже глобальный характер. Механизмы, на которые до последнего времени опиралась экологическая политика округа, были нацелены в основном на ликвидацию последствий и отдельных очагов загрязнения, являются сейчас недостаточно эффективными. Совершенно очевидно, что необходим «встроенный» в социально-экономическую систему механизм экологического регулирования превентивного действия.

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

Нормативные документы


Закон от 29.11.2007 г N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете  и системе государственной статистики в Российской Федерации"  

 

Закон 13.05.1992 года N 2761-1"Об ответственности за нарушение порядка  представления государственной  статистической отчетности "  

 

Постановление Правительства  от 18.08.2008 г. N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных  статистических данных и административных данных субъектам официального статистического  учета"  

 

Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях



Информация о работе Экологическая политика ХМАО