Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 19:35, дипломная работа
Цель дипломной работы - проанализировать хозяйственную деятельность предприятия и разработать инновационные мероприятия повышения рентабельности в ОАО «ПИИ «ПРОМЛЕСПРОЕКТ».
Для достижения этой цели следует выполнить следующие задачи:
исследовать показатели эффективности деятельности предприятия;
рассмотреть инновационные факторы, обуславливающие развитие предприятий строительной отрасли;
дать организационно - экономическую характеристику ОАО «ПИИ «ПРОМЛЕСПРОЕКТ»
выполнить анализ использования ресурсов и себестоимости продукции предприятия ОАО «ПИИ «ПРОМЛЕСПРОЕКТ»;
рассмотреть анализ прибыли и показателей рентабельности предприятия ОАО «ПИИ «ПРОМЛЕСПРОЕКТ»;
разработать инновационные мероприятия повышения рентабельности в ОАО «ПИИ «ПРОМЛЕСПРОЕКТ».
с.
ВВЕДЕНИЕ
5
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
7
1.1 Экономическая сущность категории эффективности
7
1.2 Показатели эффективности деятельности предприятия
13
1.3 Инновационные факторы, обуславливающие развитие предприятий строительной отрасли
21
2
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ПИИ «ПРОМЛЕСПРОЕКТ»
27
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
27
2.2 Анализ использования ресурсов и себестоимости продукции
38
2.4 Анализ прибыли и показателей рентабельности
45
3
РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ОАО «ПИИ «ПРОМЛЕСПРОЕКТ»
55
3.1 Применение технологии проектирования домов в 3d формате
55
3.2 Использование универсальной конструктивной системы сборно-монолитного безригельного каркаса «КУБ-2,5»
62
3.3 Применение визуальных моделей при разработке проекта организации строительства (ПОС)
70
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Себестоимость продукции – один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).
Проанализируем изменение затрат по элементам в динамике за 2010 – 2012 г.г. в таблице 2.11.
Исходя из данных таблицы 2.11 видим, что себестоимость проектно-изыскательных работ увеличивается, в 2012 году она возросла на 59,4% по сравнению с предыдущим годом и на 26,3% по сравнению с 2010 годом. По всем элементам затрат прослеживается рост в 2012 году по сравнению с 2011 годом. Материальные затраты увеличились почти в четыре раза по сравнению с 2011 годом, затраты на оплату труда на 30,7%, взносы во внебюджетные фонды увеличились на 29,8%, очень значительно возросла амортизация по сравнению с 2010 годом, прочие затраты увеличились на 14,5% по сравнению с 2011 годом.
Таблица 2.11- Динамика и структура себестоимости ОАО «ПИИ «Промлеспроект»
Элементы затрат |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение |
Темп роста, % | ||
2012 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. |
2012 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. | ||||
Материальные затраты |
7343 |
15829 |
58483 |
51140 |
42654 |
696,5 |
369,5 |
Затраты на оплату |
79050 |
52007 |
67970 |
18920 |
15963 |
85,9 |
130,7 |
Отчисления на соц.нужды |
16439 |
11696 |
14832 |
-1607 |
3136 |
90,2 |
126,8 |
Амортизация |
2098 |
4029 |
5053 |
2955 |
1024 |
240,8 |
125,4 |
Прочие затраты |
37399 |
29215 |
33446 |
-3953 |
4231 |
89,4 |
114,5 |
Итого себестоимость |
142329 |
112776 |
179784 |
37455 |
67008 |
126,3 |
159,4 |
Рост затрат связан с увеличением объёма выполненных проектно-изыскательских работ, уровнем инфляции.
2.3 Анализ прибыли и показателей рентабельности
Важнейшим финансовым показателем, определяющим способность предприятия обеспечивать необходимое для его нормального развития превышение доходов над расходами, является прибыль. Для анализа финансовых результатов используется в первую очередь информация отчета о прибылях и убытках.
В 2012 году у общества наблюдался рост по всем основным показателям деятельности, что напрямую связано с активизацией деятельности института на рынке ПИР, а также некоторого увеличения спроса на проектно-изыскательские работы со стороны государственных, муниципальных и частных заказчиков. При этом ценовая конкуренция между проектными организациями продолжала оставаться сильной.
Таблица 2.12 - Динамика формирования балансовой прибыли ОАО «ПИИ «ПРОМЛЕСПРОЕКТ», тыс.руб.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Изменения |
Удельный вес,% |
Отклонение удельного веса, % | ||
Абсолютные, тыс. руб |
Относительные, % |
2011 г. |
2012 г. | |||||
Выручка |
115597 |
136248 |
140556 |
4308 |
103,16 |
100 |
100 |
0 |
Себестоимость продаж |
83934 |
98661 |
104440 |
5779 |
105,86 |
72,41 |
74,31 |
1,9 |
Валовая прибыль |
31663 |
37587 |
36116 |
-1471 |
96,09 |
27,59 |
25,69 |
-1,9 |
Управленческие расходы |
28842 |
24996 |
26529 |
1533 |
106,13 |
18,35 |
18,68 |
0,33 |
Прибыль от продаж |
2821 |
12591 |
9587 |
-3004 |
76,14 |
9,24 |
6,82 |
-2,42 |
Прочие доходы |
991 |
425 |
20604 |
20179 |
- |
0,31 |
14,66 |
14,35 |
Прочие расходы |
68539 |
4964 |
7994 |
3030 |
161,04 |
3,64 |
5,69 |
2,05 |
Прибыль до налогообложения |
-61975 |
7750 |
21791 |
14041 |
281,21 |
5,69 |
15,50 |
9,81 |
Чистая прибыль отчетного года |
-63080 |
5516 |
15989 |
10473 |
289,87 |
4,05 |
11,38 |
7,33 |
Размер выручки в 2012 году существенно увеличился. Рост, по сравнению
с 2011 годом, составил 4308 тыс. рублей или 3,16%. Наиболее сильно объем выполненных ПИР увеличился у института в сфере проектирования объектов дорожного хозяйства (мостов, дорог, мостовых переходов, транспортных развязок). Вместе с тем, по итогам года выручка от проектных работ в сфере промышленного и гражданского строительства несколько уменьшилась.
В 2012 году себестоимость реализации увеличилась до 104440 тыс. рублей или на 5,86%, что объясняется ростом цен на коммунальные услуги, ГСМ, командировки сотрудников, а также увеличением расходов на экспертизы проектной документации.
Прибыль от продаж в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшилась на 3004 тыс. рублей.
На формирование финансового результата по обычным видам деятельности в 2012 г оказали влияние фактор снижения объемов продаж и сокращения себестоимости работ и услуг.
Определим влияние каждого из факторов на сумму прибыли от продаж.
1.Влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль от продаж по формуле 2.1:
∆Ппр = Ппб * (Ир – 1), (2.1)
где ∆Ппр – прирост (увеличение) прибыли от продаж за счет изменения выручки от продажи продукции, тыс. руб.;
Ппб – прибыль от продаж базисного периода, тыс. руб.;
Ир – индекс изменения выручки от продаж, определяемый отношением выручки от продажи-нетто отчетного периода (Во) к выручке от продаж предыдущего периода (Вб) по формуле Ир = Во / Вб.
∆Ппр = 12591 * (1,0316– 1) = 398,90 тыс. руб.
То есть, за счет увеличения выручки от реализации на 3,16 % прибыль от реализации повысится на 398,90 тыс. руб.
2.Влияние изменения уровня
где Сб, Со – себестоимость продукции предыдущего и отчетного периода, тыс.руб.
∆Ппс = 98661 * 1,0316 – 104440 = -2661,30 тыс. руб.
За счет увеличения себестоимости продаж прибыль от реализации снижается на 2661,30 тыс. руб.
3.Влияние изменения уровня
где УРб, УРо – управленческие расходы предыдущего и отчетного периода соответственно, тыс. руб.
∆Ппкр = 24996 * 1,0316 – 26529 = -742,01 тыс. руб.
За счет повышения управленческих расходов прибыль от реализации уменьшилась на 742,01 тыс. руб.
В итоге сумма факторных изменений дает общее изменение прибыли от продаж продукции за анализируемый период по формуле 2.4:
∆Пп = ∆Ппр + ∆Ппс + ∆Ппур,
∆Пп = 398,9 – 2661,3 - 742,01 = -3004 тыс. руб.
Сведем результаты факторного анализа в таблицу 2.13.
Таблица 2.13 - Результаты факторного анализа прибыли от реализации услуг
Результат анализа |
2012 г. к 2011 г. |
Общее изменение: |
-3004 |
За счет изменения выручки от продажи |
398,90 |
За счет изменения уровня себестоимости |
-2661,30 |
За счет изменения уровня управленческих расходов |
-742,01 |
При уменьшении себестоимости продукции и управленческих расходов, прибыль от продаж сократилась на 3004 тыс. руб.
Предприятие считается рентабельным, если в результате реализации продукции, работ, услуг оно покрывает все свои издержки и получает прибыль. Поэтому в широком смысле слова понятие рентабельность означает прибыльность, доходность. Но определение рентабельности как прибыльности не достаточно точно раскрывает её экономическое содержание из-за отсутствия тождества между ними, т.к. сумма прибыли и уровень рентабельности, как правило, изменяются не в равной пропорции, а зачастую и в разном направлении. Для определения рентабельности используют формулы, по которым рассчитываются показатели рентабельности.
Показатели рентабельность характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (операционной, инвестиционной, финансовой) (таблица 2.14). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потреблёнными ресурсами.
Так как в 2010 году организацией был получен убыток, показатели рентабельности отрицательны (убыточность).
Таблица 2.14 - Показатели рентабельности ОАО «ПИИ «ПРОМЛЕСПРОЕКТ»,%
Показатели |
Методика расчета |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение 2012 г. от | |
2010 г. |
2011 г. | |||||
1. Рентабельность продаж |
ПР/ВР*100 |
2,44 |
9,24 |
6,82 |
4,38 |
-2,42 |
2. Рентабельность основной деятельности |
ПР/С*100 |
3,36 |
12,76 |
9,18 |
5,82 |
-3,58 |
3. Рентабельность активов |
ЧП/А*100 |
-53,89 |
6,87 |
19,31 |
-34,58 |
12,44 |
4. Рентабельность реализованной продукции |
ЧП/ВР*100 |
-54,57 |
4,05 |
11,38 |
-43,19 |
7,33 |
5. Рентабельность фондов |
(Пб/(ОПФ+НОС))*100 |
-52,99 |
9,69 |
26,48 |
-26,51 |
16,79 |
6. Рентабельность собственного капитала |
ЧП/СК*100 |
-118,63 |
22,61 |
45,49 |
-73,14 |
22,88 |
За 2011-2012 гг. рентабельность активов ОАО «ПИИ «Промлеспроект» возросла на 12,43%, и составила в 2012 году 19,296 %. Это означает, что на каждый рубль актива предприятие получило примерно 19 коп. прибыли до налогообложения. Связано это, прежде всего, с ростом прибыли до налогообложения в анализируемом периоде.
Улучшилось использование основных фондов и внеоборотных активов. На 1 руб. использованных фондов предприятие стало получать 26,5 коп прибыли, вместо 9,7 коп. Об этом свидетельствует показатель рентабельности фондов, который в 2012 г. составил 26,5 %. По сравнению с прошлым годом он повысился на 16,79 %.
Рентабельность собственного капитала в 2012 году увеличилась по сравнению с 2011 годом на 22,88%. Таким образом, на каждый вложенный рубль капитала в 2012 году приходится примерно 46 коп. чистой прибыли, что на 23 коп. больше, чем в 2011 году.
Рентабельность активов может повышаться при неизменной рентабельности продаж и росте объема реализации, опережающем увеличение стоимости активов, то есть ускорением оборачиваемости активов. И, наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти за счет роста рентабельности продаж. В 2012 г. рентабельность продаж составила 6,82 %. Это значит, что на единицу реализованных работ приходится 6,82 коп. прибыли. По сравнению с прошлым годом этот показатель уменьшился на 2,42 %.
Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен или снижением затрат. Однако эти способы временны и недостаточно надежны в нынешних условиях. Наиболее последовательная политика предприятия, отвечающая целям укрепления финансового состояния, состоит в том, чтобы увеличивать производство и реализацию тех видов услуг и работ, необходимость которых определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.
Таким образом, наблюдается некоторое повышение эффективности деятельности предприятия в 2012 году по сравнению с 2011 годом.
Для более детальной оценки динамики некоторых показателей рентабельности проведем факторный анализ.
Проанализируем влияние факторов на изменение рентабельности продаж, общей рентабельности и рентабельности основной деятельности.
Формулу рентабельности продаж можно представить (2.5):
где КР – коммерческие расходы
УР – управленческие расходы.
2011 г. = = 9,24 %
2012 г. = = 6,82 %
Изменение рентабельности продаж за счет изменения выручки нетто от реализации, % ∆Rпр(вр)
∆Rпр(вр) = =