Экономическая эффективность ресурсосбережения предприятия ОАО «МАРИНА»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 17:41, дипломная работа

Описание работы

ОАО «МАРИНА» специализируется на производстве изделий верхнего трикотажа для взрослых. Модели изготавливаются из натуральных, искусственных и синтетических волокон и нитей, из купонов с плосковязальных машин, из деталей с плосковязальных и котонных машин.
Ассортиментная политика организации направлена на расширение ассортимента выпускаемой продукции, улучшение его качества путем вовлечения в производство новых видов сырья, внедрения новых прогрессивных технологий, нового оборудования.

Содержание работы

Введение
1. Роль и значение ресурсосберегающей деятельности в экономике предприятия
1.1 Сущность, виды и содержание ресурсосберегающей деятельности
1.2 Система показателей ресурсосберегающей деятельности предприятия
1.3 Система факторов ресурсосбережения
2. Оценка эффективности ресурсосберегающей деятельности на ОАО «МАРИНА»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «МАРИНА»
2.2 Анализ динамики уровня и эффективности использования материальных ресурсов на исследуемом предприятии
2.3 Анализ системы управления и обращения с отходами в ОАО «МАРИНА»
3. Направления совершенствования ресурсосберегающей деятельности в ОАО «МАРИНА»
3.1 Комплекс технико-технологических мероприятий и обоснование их эффективности
3.2 Организационно-экономические мероприятия активизации ресурсосберегающей деятельности
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 117.25 Кб (Скачать файл)

Для увеличения производительности, повышения качества отделки в 2008 году закуплены три новых пресса фирмы NEPI OTELLO&C.s.r.l. (Италия). Эти пресса позволяют на новом более качественном уровне производить влажно-тепловую обработку изделий с высоких классов оборудования и ластиков для котонных изделий. Аналогичным оборудованием предприятие ранее не располагало.

Разработка ассортимента трикотажных изделий осуществляется по заявке отдела материально-технического снабжения, маркетинга и сбыта. После  поступления заявки разрабатывается  техническое задание на разработку ассортимента с учетом сырья, оборудования и шкалы размеров. Каждый месяц  рабочая комиссия рассматривает  эскизы разработчиков и утверждает их для изготовления авторских моделей. Готовые авторские модели представляются на утверждение Художественному  Совету предприятия и утверждается Образец-Эталон изделия. Объем производства каждой модели определяется с учетом спроса на нее и экономической целесообразностью, которая тщательно взвешивается с учетом анализа затрат на создание каждой модели.

На ОАО «МАРИНА» ежегодно осваивается производство новых, пользующихся спросом у покупателей моделей. Условия жесткой конкуренции, колебания рынка и спроса покупательской способности диктуют предприятию о необходимости тщательной работы с ассортиментом. В таблице 2.1.2 приведены данные о сменяемости изделий.

Таблица 2.1.2 – Данные о  сменяемости изделий

Показатели 2006

год 2007 год 2008 год 2009 год 2010

год 2011 год

Количество моделей собственного ассортимента, штук 

178 

307 

253 

287 

283 

356

Средняя партия одной модели, штук 470 392 624 705 679 638

Сменяемость моделей, % 93 83 79 79 97,5 100

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

Постоянно производится разработка и внедрение в производство изделий  из новых видов сырья.  Для вязания облегченных изделий летнего ассортимента используются хлопко- и вискозосодержащие виды пряжи. В весенне-летний период изделия из такого сырья особенно востребованы покупателем, так как обладают хорошей гигроскопичностью, прочностью, расширенной цветовой гаммой.

Для улучшения потребительских  качеств и внешнего вида изделия  используется современное отделочное оборудование. Так стирально-отжимная машина «Примус» позволяет быстро и  качественно отделывать как полушерстяные, так и чистошерстяные изделия, изделия  с использованием льна и вискозы, изделий с использованием различных  фасонных и комбинированных пряж. Сушильная машина «Примус» позволяет  более бережно и качественно  осуществлять сушку изделий, обеспечивая  регулируемый режим и экономию затрат энергоресурсов.

Процесс изготовления трикотажного изделия состоит из следующих  операций:

1 Перематывание пряжи  на мотальной машине с использованием  парафиновых колец, через которые  проходит нить для улучшения  ее гладкости, что способствует  уменьшению разрывов в процессе  вязки.

2 В процессе вязания из пряжи получают полуфабрикат (например спинки и рукава), на этой стадии происходит выделение меховой пыли, в допустимых концентрациях, и утечка масла, которое необходимо для смазывания деталей оборудования.

3 Далее полуфабрикат поступает на участок стачивания, где происходит соединение полочки, спинки и рукавов.

4 Сшитое изделие поступает  на участок влажно-тепловой обработки.  Там происходит выравнивание  петельной структуры изделия.  Обработка паром состоит из 2 этапов: до стирки и после.

5 Промывка необходима  для смягчения полученного изделия.

6 После влажно-тепловой обработки, окончательно закрепившей петельную структуру, придавшей окончательную форму и необходимые размеры изделие поступает на раскрой для выкраивания горловины. Образовываются отходы в виде обрезков ткани.

7 Далее изделие попадает на приккетлевывание необходимой горловины в зависимости от модели.

8 Уже готовое изделие попадает на контроль, где упаковывается в индивидуальную упаковку и короба, в которых отправляется на склад готовой продукции.

Расчёты мощности швейного производства произведены с учётом производства продукции из давальческого  сырья.

В соответствии с ними расчётная  мощность шейного производства в  номенклатуре и ассортименте отчётного  года по состоянию на 01.01.2012 года определена на уровне – 341,5 тыс. шт.

Уменьшение мощности в  количестве – 103,5 тыс. шт. сложилось  из следующих факторов:

- уменьшение мощности  за счёт уменьшения количества  рабочих мест – на 79,2 тыс. шт.;

- уменьшение мощности  за счёт уменьшения фонда рабочего  времени – на 0,2 тыс. шт.;

- уменьшение мощности  за счёт изменения номенклатуры  продукции (увеличения трудоёмкости) – на 24,1 тыс. шт.

Увеличение мощности в  количестве – 49,3 тыс. шт. сложилось  из следующих факторов:

- увеличение мощности  за счёт ввода оборудования  из консервации –

на 49,3 тыс. шт.

Среднегодовая производственная мощность швейных цехов составила  – 422,7 тыс. шт. верхних трикотажных  изделий.

Средняя затрата времени  на пошив единицы изделия увеличилась  к уровню 2010 года на – 0,7 %.

Трикотажные изделия, выпускаемые  ОАО «МАРИНА», соответствуют современному направлению моды, отличаются удобством конструкции, комфортностью и качеством исполнения.

Ассортиментная политика организации направлена на расширение ассортимента выпускаемой продукции, улучшение его качества путем  вовлечения в производство новых  видов сырья, внедрения новых  прогрессивных технологий, нового оборудования.

В организации разработана  и внедрена система менеджмента  качества, разработанная на соответствие СТБ ISO 9001-2009 (приказ № 552 от 26 ноября 2007 г.). Сертификат соответствия № ВY/112 05.01.019 1181 от 27 декабря 2007 г.

Это способствует внедрению  в организации современных высокоэффективных  методов управления качеством, расширению производства качественной и конкурентоспособной  продукции, соответствующей требованиям  международных стандартов и удовлетворяющей  требованиям потребителей.

Вся продукция сертифицирована  по показателям безопасности в Национальной системе сертификации и, в установленном  порядке, проходит гигиеническую регламентацию. В 2007 году получены сертификаты соответствия, зарегистрированные под номерами:

- № ВY/112 03.1.3. БА12651 на изделия трикотажные верхние для мужчин и женщин;

- № ВY/112 03.03.01903112 на изделия трикотажные верхние для мальчиков и девочек;

- № ВY/112 03.1.3.БА12652 на головные уборы и шарфы трикотажные в комплектах и отдельными предметами для детей и взрослых;

- № РОСС ВY. РБ 01.НО1231 на головные уборы и шарфы трикотажные в комплектах и отдельными предметами для взрослых (добровольная сертификация);

- № РОСС ВY. РБ 01.НО1230 на изделия трикотажные верхние для женщин и мужчин (добровольная сертификация);

- № РОСС ВY. РБ 01.В18984 на изделия трикотажные верхние из полушерстяной пряжи для девочек и мальчиков;

- № РОСС ВY. РБ 01.В18985 на головные уборы и шарфы трикотажные в комплектах и отдельными предметами для детей из полушерстяной пряжи.

Вся продукция изготавливается  в строгом соответствии с требованиями ТНПА:

- ГОСТ 7474-88 «Изделия трикотажные  верхние для женщин и девочек.  ОТУ»;

- ГОСТ 28039-89 «Изделия трикотажные  верхние для мужчин и мальчиков.  ОТУ»;

- ГОСТ 5274-90 «Шарфы трикотажные»;

- СТБ 1432-2003 «Головные уборы  »;

- ГОСТ 28554-90 «Полотно трикотажное.  ОТУ».

Показатели качества продукции  планируются на стадии разработки новой  продукции и контролируются в  процессе производства. Испытания по основным показателям проводятся в  лаборатории бюро управления качеством.

С целью удовлетворения требований покупателей и повышения конкурентоспособности  продукции в мае 2009 года разработаны  и внедрены новые ленты с изображением товарного знака. Разработан дополнительный товарный ярлык с нанесением географического положения Республики Беларусь в Европе (согласно требований СТБ 993-95) и информацией по уходу за изделиями верхнего трикотажа.

В организации осуществляется 100% приемочный контроль готовой продукции  на соответствие внешнего вида образцу-эталону  и требованиям ТНПА.

С целью предотвращения запуска  в производство продукции, не соответствующей  требованиям ТНПА, договоров на поставку проводится входной контроль сырья  и вспомогательных материалов.

Рекламаций на качество сертифицированной  продукции и претензий от потребителей ОАО «МАРИНА» не имеет.

Организация зарегистрирована в международной системе товарной нумерации и штрихового кодирования EAN/UCC и является ее пользователем  с 2005 г. В 2012 году планируется продолжить выпуск продукции в красочной  упаковке с использованием фирменного стиля.

Задачей предприятия в  современных условиях является достижение не высочайших технических параметров изделий, которые потребитель не в состоянии оценить, а лишь такого их уровня, на который существует реальная потребность в выбранном сегменте. Дифференцированный подход к исследованию потребностей целевого рынка предполагает углубление процесса стандартизации продукции, поскольку производитель вынужден определять и закладывать в проекты  изделий нормативы потребительских  свойств, соответствующие стандартам потребления конкретных сегментов  рынка.

Одним из ключевых вопросов доведения продукции до потребителя  является выбор канала товаропродвижения. ОАО «МАРИНА» имеет разветвленную товаропроводящую сеть. Участники канала товаропродвижения выполняют следующие функции: собирают и распространяют маркетинговую информацию, стимулируют сбыт, устанавливают контакты, подгоняют продукт под требования потребителей (сортировка, сборка, упаковка); проводят переговоры; транспортируют и хранят товары.

Проанализировав структуру  сбыта предприятия в 2011 году, можно  определить следующие каналы сбыта (рисунок 2.1.1):

 

 

Рисунок 2.1.1 – Структура  сбыта предприятия в 2011г.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

В 2011 году покупателями продукции  предприятия являлись крупные торговые организации:

- г. Минска: СП ТД «На  Немиге» ООО, УП «Кирмаш» ОАО «ЦУМ», ОАО «ГУМ», УП «Универмаг «Беларусь», ОАО «Трикотажторг», ОАО «Торгодежда»;

- областных городов, районов  республики: ОАО «Витебский Универмаг», г. Витебск, ОАО «Дом торговли», г. Новополоцк, ОАО «Дом торговли», УП «Гродноторгодежда», г. Гродно, г. Полоцк, ОАО «Брестский Центральный Универмаг», г. Брест;

- сеть гиппермаркетов г. Минска - ИП БелВиллистден (ГИППО), СЗАО «Простор- маркет» (ПРОСТОР), СООО «Табак – Инвест» (КОРОНА) и др.

В 2011 г. активизировалась работа с индивидуальными предпринимателями. Заключено 19 договоров на поставку товаров на условиях предоплаты, получено денежных средств, в размере 1 млрд р.

За последнее время  ОАО «МАРИНА» сотрудничает с клиентами по выпуску корпоративной одежды для их фирм, созданной в едином стиле, которая, несомненно, привлекает внимание, запоминается, подчеркивает целостность и индивидуальность компании.

В 2011 г. обеспечено выполнение квоты на поставку товаров на внутренний рынок республики. Всего поставлено 205,4 тыс. шт., что составило 113,5 % к  доведенному заданию (181,0 тыс. шт.). На 2012 г. утвержденный объем поставок по квотам – 190,0 тыс. шт.

ОАО «МАРИНА» имеет 3 собственных фирменных магазина, что является хорошим показателем для предприятия, а именно быстрая реализация, быстрое реагирование на конъюнктуру рынка, наличие объективной информации от покупателя.

На 2012 год составлен график выездов фирменных магазинов  для участия в выставках-ярмарках в Республике Беларусь и в Российскую Федерацию. Эти меры позволяют увеличить  долю экспорта собственной продукции, валютную выручку, которая необходима для постоянной закупки высококачественного  сырья.

За период 2010-2011гг. достигнуты показатели роста производства продукции  и увеличение объема продаж как на внутреннем рынке Республики Беларусь, так и на внешнем рынке.

 

 

Рисунок 2.1.2 – Динамика роста  продаж за 2010-2012 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

Таблица 2.1.3 – Динамика реализации продукции ОАО «МАРИНА» в разрезе рынков сбыта млн р.

Наименование показателя Период, год

2010 2011 2012 (прогноз)

Собственный ассортимент  итого:

в том числе 9402,1 16 234,7 32 873,0

- внутренний рынок 7439,8 12 928,9 26 226,0

- страны СНГ (Россия) 1942,6 3 249,2 6 502,0

- страны дальнего зарубежья 19,7 56,6 145,0

Давальческая услуга итого:

в том числе 1262,7 2 148,3 3 596,0

- внутренний рынок 1100,5 1 697,1 2 882,0

- страны СНГ (Россия) 162,2 451,2 420,0

- страны дальнего зарубежья - - 294,0

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

Изменение спроса платежеспособной части населения в сторону  более качественной и модной продукции  меняет ассортиментную политику. Повышенным спросом пользуется повседневная одежда для молодежи, студентов, подростков, школьников. Трикотажные изделия - ноские и неприхотливы в использовании, поэтому заслужили особую и заслуженную  популярность у данного сегмента.

В стратегическом плане продвижения  своего товара на рынке ОАО «МАРИНА» придает большое значение цене продукции в обеспечении конкурентоспособности товара, т.к. цена является сильнейшем оружием в борьбе с конкурентами. Предприятием планируется увеличение, соответственно, и объема продаж собственной продукции, а также поддержание стабильной ситуации в выполнении давальческих заказов, которые обеспечивают постоянную загрузку свободных производственных мощностей и стабильный обеспеченный сбыт данной продукции.

Для деятельности предприятия  на данный момент характерна высокая  степень развития отношений конкуренции. Изучаются прямые существующие конкуренты такие как: предприятия Концерна «Беллегпром» - ОАО «Полесье», ОАО «Брестская трикотажная фирма «Элма», ОАО «Бобруйсктрикотаж», УП «Ромгиль», ООО «Ареола». Соотношение цен на трикотажные изделия ОАО «МАРИНА» и его основных конкурентов на внутреннем рынке характеризуется следующими данными (таблица 2.1.4):

Информация о работе Экономическая эффективность ресурсосбережения предприятия ОАО «МАРИНА»