Экономическая эффективность ресурсосбережения предприятия ОАО «МАРИНА»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 17:41, дипломная работа

Описание работы

ОАО «МАРИНА» специализируется на производстве изделий верхнего трикотажа для взрослых. Модели изготавливаются из натуральных, искусственных и синтетических волокон и нитей, из купонов с плосковязальных машин, из деталей с плосковязальных и котонных машин.
Ассортиментная политика организации направлена на расширение ассортимента выпускаемой продукции, улучшение его качества путем вовлечения в производство новых видов сырья, внедрения новых прогрессивных технологий, нового оборудования.

Содержание работы

Введение
1. Роль и значение ресурсосберегающей деятельности в экономике предприятия
1.1 Сущность, виды и содержание ресурсосберегающей деятельности
1.2 Система показателей ресурсосберегающей деятельности предприятия
1.3 Система факторов ресурсосбережения
2. Оценка эффективности ресурсосберегающей деятельности на ОАО «МАРИНА»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «МАРИНА»
2.2 Анализ динамики уровня и эффективности использования материальных ресурсов на исследуемом предприятии
2.3 Анализ системы управления и обращения с отходами в ОАО «МАРИНА»
3. Направления совершенствования ресурсосберегающей деятельности в ОАО «МАРИНА»
3.1 Комплекс технико-технологических мероприятий и обоснование их эффективности
3.2 Организационно-экономические мероприятия активизации ресурсосберегающей деятельности
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 117.25 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.1.4 – Конкурентоспособность  продукции ОАО «МАРИНА» на внутреннем рынке по цене изделий

Наименование товара

(товарной группы) Цена изделия, тыс. р. Республики Беларусь

ОАО «МАРИНА» ОАО «Элма» ОАО «Полесье» УП

«Ромгил» ООО «Ареол»

Платье женское 120,0-150,0 150,0-180,0 96,0-135,0 140,0-170,0 180,0-300,0

Джемпер, свитер, жилет женский 87,0-160,0 120,0-150,0 80,0-150,0 100,0-160,0 170,0-280,0

Жакет женский 90,0-140,0 130,0-200,0 80,0-125,0 120,0-180,0 200,0-290,0

Джемпер, свитер, жилет мужской 102,0 - 80,0 130,0-160,0 80,0-150,0 120,0-150,0 190,0-250,0

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

В настоящее время трикотажная  отрасль в Российской Федерации  развивается стремительными темпами, благодаря высокопроизводительному  современному оборудованию фирм «Protti», «Shima Seika», «Stoll», «Juki», «Brother» и др., внедрению новейших технологий и квалифицированным сотрудникам, которые проходят обучение в европейских странах, использованию новых видов сырья и модных конструктивных особенностей.

Наиболее известными производителями  верхнего трикотажа в Российской Федерации являются такие предприятия  как: ЗАО «Курский трикотажный комбинат», г. Курск, ЗАО «Сактон», г. Ижевск, «Уфимская трикотажная фабрика», г. Уфа, ОАО «Тульский трикотаж», г. Тула, ООО "Калининградский трикотаж", г. Калининград, трикотажная фабрика «ALEGRO» , г. Орел (таблица 2.1.5).

 

Таблица 2.1.5 – Конкурентоспособность  продукции ОАО «МАРИНА» на внешнем рынке по цене изделий

Наименование товара (товарной группы) Цена изделия, р. Российской Федерации

ОАО «МАРИНА»

г. Минск ЗАО «Сейм»

г. Курск ЗАО «Сактон»

г. Ижевск «Уфимская трикотажная фабрика» ОАО «Тульский трикотаж»

Платье женское 490,0-670,0 400,0-600,0 650,0-1000,0 500,0-700,0 600,0-680,0

Джемпер, свитер, жилет женский 350,0-800,0 300,0-500,0 500,0-890,0 400,0-600,0 440,0-650,0

Жакет женский 400,0-700,0 400,0-650,0 500,0 -650,0 550,0-700,0 650,0-750,0

Джемпер, свитер, жилет мужской 400,0-600,0 400,0-650,0 400,0-600,0 450,0-700,0 540,0-660,0

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

В 2011 г. заключено 14 договоров  на поставку собственной трикотажной  продукции российским клиентам.

Основными покупателями ОАО «МАРИНА» в Российской Федерации являются торговые организации и индивидуальные предприниматели с различным объемом продаж:

1 крупные оптовые организации:  ООО «Одеждаоптторг», г. Москва, ООО «Чаровница», г. Краснодар, ООО «Оптический центр», ООО «Трик», ООО «М-Стиль», г. Санкт- Петербург;

2 оптово-розничные торговые  организации: ООО «Архитекс», ООО «Ксения», г. Новозыбков, Брянская обл., ООО «Русь-Обувь» г. Ульяновск, ООО «Дан-Строй», г. Дубна, Московская обл.;

3 индивидуальные предприниматели:  ИП Коноплева, г. Екатеринбург, ИП Буйнова, г. Саранск Республика Мордовия, ИП Стрижова, г. Снежинск Челябинская обл., ИП Шорохов, г. Тольятти Самарская обл.

В 2011 г. продолжилась работа по продвижению товара на прибалтийский  рынок, объем поставки за данный период составил 7,8 тыс. евро.

На 2012 г. заключен контракт с  немецкой фирмой «Wunsch & Rudolp e.К.» на изготовления корпоративной одежды. Планируемый объем поставки в первом квартале 2012 г. – 3,5 тыс. штук на сумму 27,0 тыс. долларов США.

Для формирования торгово-экономических  связей, заключения контрактов специалисты  управления маркетинга предприятия  постоянно принимают участие  в ежегодной выставке-ярмарке  «БелТЕКСлегпром»

г. Минск, Московских Федеральных  оптовых ярмарках, в Петербургской ярмарке «Индустрия моды». Также для постоянного изучения моды на рынке верхнего трикотажа специалисты предприятия посещают ежегодную выставку «CPM» в г. Москва, где можно в полной мере получить информации о направляющих тенденциях на предстоящий период, что позволяет выпускать продукцию, соответствующую мировой моде и потребностям покупателей.

Управление ОАО «МАРИНА» в течение 2012 года будет осуществляться по следующим направлениям: маркетинговая деятельность, экономическая, производственная, техническая, а также непромышленная сфера деятельности.

Достигнутому успеху в  работе способствует современная структура  управления предприятием. Производственные и человеческие ресурсы позволяют  нам уверенно держаться в трикотажной  отрасли, ставить и выполнять  перед собой новые стратегические задачи [Приложение А].

Общее руководство деятельностью  общества осуществляет директор. Непосредственно  директору подчинены: главный бухгалтер, экономический отдел, ООТ и З, руководитель художественной мастерской, бюро управления качеством, группа АСУП, ведущий юрисконсульт, подразделение охраны.

Для современного производства, обеспечивающего выпуск конкурентоспособной  продукции, высокую экономическую  эффективность производства, необходимо постоянно повышать квалификацию специалистов и рабочих, новых технологий и  приемов.

С учетом данного вопроса  сформирована кадровая политика ОАО «МАРИНА», главной целью которой является обеспечение эффективного использования и развития кадрового потенциала, достижения высокого уровня профессионального обучения персонала. Численность, состав и образовательный уровень работников приведён в таблице 2.1.6.

 

Таблица 2.1.6 – Численность, состав и образовательный уровень  работников за 2011год, человек

Списочная численность работников на конец года В том числе

Служащие Из них Рабочие

руководи-тели специалисты др. служащие 

Всего 440 108 45 61 2 332

В т. ч. имеют образование:      

Высшее 64 49 20 29  15

Среднее специальное 116 46 15 31  70

Среднее 260 13 10 1 2 247

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

На предприятии проводится профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников. В таблице 2.1.7 приведены данные о  профессиональном обучении работников за 2011 год.

 

Таблица 2.1.7 – Профессиональное обучение работников за 2011 год, человек

Всего обучено В том числе

Служащие Из них Рабочие

руководи-тели специа-листы др. служащие 

Прошли обучение 42 3 - 3 - 39

В том числе:      

Повысили квалифик. 7 3 - 3 - 4

Прошли стажировку - - - - - -

Прошли подготовку 3 - - - - 3

Прошли переподготовку 32 - - - - 32

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

Результативность рабочих  прошедших обучение показала, что  значительно увеличились нормы  выработки, снизилось количество несоответствующей  продукции, возвращенной на исправление. Затраты на обучение руководителей, специалистов и рабочих за 2011 год составили 11 582 866 р.

В настоящее время 42 работника  являются студентами заочных отделений  высших и средних специальных  учебных заведений, из них 37 человек  в возрасте до 31 года.

Для совершенствования подбора  и расстановки персонала проводится аттестация руководителей и специалистов. На основе объективной оценки профессиональных, деловых и личностных качеств, результатов  практической деятельности в занимаемой должности, потенциальной способности  руководящей деятельности, учёта  коллегиального мнения высшего звена  управления, а также по результатам  аттестации на предприятии формируется  резерв на ключевые должности высшего  и среднего звена.

 

2.2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ УРОВНЯ  И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ИССЛЕДУЕМОМ  ПРЕДПРИЯТИИ

 

Глобальный финансово-экономический  кризис, разразившийся в IV квартале 2008 и проявляющийся в течении всего 2009 года, который выразился в резком снижении деловой активности и внешнеторговых обменов, привел к негативным тенденциям в мировой текстильной промышленности. Производство, а также уровень потребления испытали резкое снижение с июня 2008 по июнь 2009 года.

Среди комплекса проблем  повышения устойчивости разнопланового бизнеса важное место занимают вопросы  эффективного управления потенциалом материальных ресурсов, включая сокращение образования и рациональное использование неизбежных отходов производства. В условиях преодоления последствий масштабного финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг., требующих мобилизации всех резервов хозяйствования, задачи ресурсосбережения становятся еще более актуальными.

Производство любого вида продукции (работ, услуг) связано с  использованием материальных ресурсов. Материальные ресурсы определенного  ассортимента и качества являются основой  и необходимым условием выполнения программы выпуска и реализации продукции (работ, услуг), снижения себестоимости. Комплексное использование ресурсов, их рациональный расход, применение более дешевых и эффективных материалов является важнейшим направлением увеличения выпуска продукции и улучшения финансового состояния.

Разработка ассортимента трикотажных изделий на ОАО «МАРИНА» осуществляется по заявке отдела материально-технического снабжения, маркетинга и сбыта. После поступления заявки разрабатывается техническое задание на разработку ассортимента с учетом сырья, оборудования и шкалы размеров.

Сырье является одним из основных факторов, формирующих качество трикотажных изделий. В настоящее  время ОАО «МАРИНА» перерабатывает практически все виды и разновидности пряжи. Основным видом технологического сырья для производства трикотажных изделий является полушерстяная пряжа, а также пряжа, изготовленная с использованием натуральных волокон (льна и хлопка) и искусственных волокон (вискоза).

Поставки сырья для  ОАО «МАРИНА» осуществляются со стороны таких предприятий, как ОАО «Слонимская камвольно-прядильная фабрика», ОАО «Полесье» г. Пинск, ОАО «Кобринская прядильно-ткацкая фабрика «Ручайка» г. Кобрин.

Производителями импортной  пряжи, являющимися партнерами ОАО «МАРИНА», стали такие компании как:

- Filivivi Srl Lanerossi Folco Martex (Италия);

- TVU Garnnvertrieb GmbH&CoKG (Германия);

- Alpes Manifattura Filati S.p.А (Италия);

- F.LLI Campagnolo S.p.А (Италия).

Специалисты управления маркетинга ОАО «МАРИНА» ведут постоянную работу, направленную на поиск новых партнеров и контролируют текущую ситуацию на рынке сырья и фурнитуры. Кроме того, такой мониторинг рынка помогает найти качественно новые виды сырья и даёт возможность улучшить и создать более интересные модели.

Основными задачами организации  закупок в 2012 году, осуществляемой на предприятии, являются:

- формирование объёмов  и ассортимента сырья и вспомогательных  материалов, материалов и технических  ресурсов для обеспечения собственного  производства;

- исследование конъюнктуры  рынка сырья и вспомогательных  материалов, материалов и технических  ресурсов, оценка и выбор поставщика;

- порядок получения, согласования  и заключения договоров (контрактов) на поставку сырья и вспомогательных  материалов, материалов и технических  ресурсов;

- порядок оформления и  хранения поступившего груза;

- доставка ресурсов на  предприятие, приёмка их по  количеству;

- входной контроль качества  поступивших сырья и вспомогательных  материалов, материалов и технических  ресурсов;

- контроль за выполнением договоров (контрактов);

- повторная оценка поставщиков.

Работа по закупкам необходимого сырья и материалов (пряжа и  материалы) производится ежемесячно в  зависимости от плановой потребности, формируемой производственно-диспетчерским  отделом. Порядок определения потребности  в сырье и вспомогательных  материалов в ассортименте и их объеме осуществляется ПДО и представляется в виде потребности в сырье  и вспомогательных материалах с  предоставлением образцов сырья  и вспомогательных материалов согласно утвержденного образца-эталона изделия.

Закупка вспомогательных  материалов и комплектующих в  основном производится у резидентов Республики Беларусь, что создает  необходимые условия для поставок в кратчайшие сроки и в необходимом  количестве. На основе долгосрочного  сотрудничества с данными поставщиками применяются разнообразные формы  и сроки оплаты.

На предприятии постоянно  ведется работа по поиску и оценке потенциальных поставщиков сырья  и вспомогательных материалов. Исследование конъюнктуры рынка ОМТСМиС производится на основе следующих источников:

- материалы оптовых ярмарок;

- справочник каталог промышленной  продукции;

- рекламная информация  из периодической печати;

- информация из телекоммуникационных  сетей;

- корреспонденция и информация  от поставщиков и другие виды  информации.

Сравнительный анализ проводится по вышеуказанным критериям и  выбор поставщиков продукции  на следующий период производиться  по результатам анализа полученной информации.

Для определения себестоимости  продукции рассматриваются схемы  материальных потоков, анализ которых  позволяет выявить возможные  точки сбросов, выбросов и образования  отходов, а также помогает определить наиболее материалоемкие стадии технологических  процессов. Кроме общего количества используемых материалов и веществ, при составлении массового баланса  можно установить общее число  используемых веществ, как для всего  процесса в целом, так и для  каждой его стадии. Баланс материалов и ресурсов помогает рассчитать, какой  процент сырья превращается в  конечную продукцию, какой преобразуется  в энергию или полезную работу и какой теряется в виде сбросов, выбросов или образующихся твердых  отходов.

Материальный и энергетический баланс изготовления изделия приведен в таблице 2.2.1.

 

Таблица 2.2.1 – Материальный и энергетический баланс на жакет  женский модель 4824 арт. 0с200-мп

Информация о работе Экономическая эффективность ресурсосбережения предприятия ОАО «МАРИНА»