Экономическая стратегия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:39, дипломная работа

Описание работы

Разработка экономической стратегии развития любого предприятия – это основа в управлении предприятием. Она позволит обеспечить устойчивое развитие организации, повышение его конкурентоспособности

Содержание работы

Введение…………………………………………………….……………………….3
Глава 1. Теоретические основы разработки экономической стратегии предприятия……………………………………………….…………………………7
1.1 Сущность и роль разработки экономической стратегии в развитии предприятия…………………………………………………………………...….….7
1.2 Классификация стратегий развития предприятия…………………………...12
1.3 Этапы разработки экономической стратегии предприятия….……………..21
Глава 2. Экономическая оценка деятельности предприятия ООО «СамНит»..30
2.1 Общая характеристика ООО «СамНит»……………………………………..30
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности ООО «СамНит»………..33
2.3 Оценка внешней среды ООО «СамНит»…………………………………….54
Глава 3. Разработка экономической стратегии как фактор повышения эффективности деятельности компании ООО «СамНит»……………………….63
3.1 SWOT-анализ деятельности компании ООО «СамНит»……………………63
3.2 Основные направления экономической стратегии ООО «СамНит»……….69
Заключение…………………………………………………………………………72
Библиографический список…………………………………………………..……75

Файлы: 1 файл

экономическая стратегия СамНит.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение…………………………………………………….……………………….3

Глава  1. Теоретические основы разработки экономической стратегии предприятия……………………………………………….…………………………7

1.1 Сущность и роль разработки экономической стратегии в развитии предприятия…………………………………………………………………...….….7

1.2 Классификация стратегий развития предприятия…………………………...12

1.3 Этапы разработки экономической стратегии предприятия….……………..21

Глава  2. Экономическая оценка деятельности предприятия ООО «СамНит»..30

2.1 Общая характеристика ООО «СамНит»……………………………………..30

2.2 Анализ финансово-экономической деятельности ООО «СамНит»………..33

2.3 Оценка внешней среды ООО «СамНит»…………………………………….54

Глава 3. Разработка экономической стратегии как фактор повышения эффективности деятельности компании ООО «СамНит»……………………….63

3.1 SWOT-анализ деятельности компании ООО «СамНит»……………………63

3.2 Основные направления экономической стратегии ООО «СамНит»……….69

Заключение…………………………………………………………………………72

Библиографический список…………………………………………………..……75

Приложение…………………………………………………………………...........78

 

 

Введение

 

Разработка экономической стратегии  развития любого предприятия – это  основа в управлении предприятием. Она позволит обеспечить устойчивое развитие организации, повышение его  конкурентоспособности.

Отсутствие четко разработанной экономической стратегии приводит к возникновению ряда проблем, препятствующих эффективной работе предприятия в рыночных условиях. К ним относятся следующие:

1. Неэффективность системы управления  предприятием, обусловленная:

- отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесуточным и долгосрочным;

- недостаточным знанием конъюнктуры рынка;

- низкий уровнем квалификации  менеджеров и персонала, отсутствием  трудовой мотивации работников, падением престижа рабочих профессий;

-  неэффективностью финансового  менеджмента и управления издержками  производства.

2. Низкий уровень ответственности  руководителей предприятий перед  участниками (учредителями) за последствия  принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущество предприятия. Несмотря на наличие в законодательных и иных правовых актах ряда положений, позволяющих акционерам (участникам) контролировать деятельность исполнительных органов предприятия, действенных механизм разграничения функций, полномочий и ответственности между акционерами (участниками) и управляющими не отлажен.

3. Низкие размеры уставного капитала  акционерных обществ.

4. Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса, что снижает его инвестиционную привлекательность.

5. Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для акционеров (участников), руководителей предприятия, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также их органов исполнительной власти.

Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы.

Итак, стратегия сложное и мощное оружие, с помощью которого современные организации могут противостоять меняющимся условиям. Успешное создание стратегии зависит от видения бизнеса, грамотного анализа конкуренции и отрасли предпринимательского искусства, успешное выполнение стратегии определяется лидерством, мотивацией, работой каждого.

Актуальность  выбранной темы состоит в том, что одной из ключевых составляющих стратегического управления является экономическая стратегия. Разработка и выбор экономической стратегии составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественное определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающее среде. Если цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения.

Цель дипломной работы состоит  в  разработке основных направлений экономической стратегии ООО «СамНит» для эффективного взаимодействия с внешней средой данного предприятия и продуктивного использования ресурсов его внутренней среды, что позволит в краткосрочной перспективе повысить конкурентоспособность компании.

Для достижения поставленной цели в дипломной работе решены следующие задачи:

  1. Освещены теоретические аспекты разработки экономической стратегии предприятия.
  2. Представлена эволюция взглядов на сущность экономической стратегии предприятия.
  3. Дана оценка внешней и внутренней среды компании ООО «СамНит».
  4. Проведен SWOT – анализ деятельности предприятия ООО «СамНит», на основе которого выявлены проблемы развития компании.
  5. Разработана экономическая стратегия ООО «СамНит».

Объектом исследования является ООО «Самнит».

Предметом дипломной работы является разработка эффективной экономической стратегии ООО «СамНит».

Данная дипломная работа состоит  из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

 

 

Глава 1. Теоретические основы разработки экономической стратегии предприятия

 

1.1 Сущность и роль разработки экономической стратегии в развитии предприятия

 

Стратегия представляет собой детальный  комплексный план управленческих действий, предназначенный для того, чтобы  обеспечить достижение долговременного успеха предприятия. Разработка и выбор стратегии должны обосновываться обширными исследованиями и достоверными данными.

Прежде всего, стратегия большей  частью формулируется и разрабатывается  высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней  управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.[2, с. 275]

Стратегия определяет долгосрочный успех компании. Разработка стратегии развития предприятия - процедура разработки желаемого состояния организации: видения, миссии, целей и конкретных мероприятий по использованию сильных (слабых) сторон для достижения возможностей (нивелирования угроз).

1. Цель разработки стратегии  - повышение управляемости бизнеса  за счет вовлечения и обучения  персонала в принятие управленческих  решений.

2. Решаемые задачи:

- Формирование образа будущей  компании

- Разработка миссии, карты целей  и счетной карты показателей

- Разработка плана реализации  стратегии на 5 лет.

- Разработка плана-графика реализации  стратегии на 1 год.

В ходе разработки стратегии определяются:

- важность сильных и слабых  сторон в деятельности предприятия; 

- вероятность достижения и  привлекательность возможностей и угроз;

- причинно-следственные связи между  возможностями, угрозами, сильными  и слабыми сторонами

- построение матрицы сильные стороны/возможности, слабые стороны/возможности, сильные стороны/угрозы, слабые стороны/угрозы.

- стратегические, среднесрочные и  оперативные цели развития компании

- показатели, характеризующие цели  различных периодов;

- последовательность и трудоемкость  выполнения решений, ответственные  исполнители.

Предприятие без ясной и эффективной  стратегии развития — это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне. Стратегическое планирование — это выработка стратегии с помощью комплекса формализованных процедур, которые направлены на построение как модели будущего компании («как хочется»), так и программы перехода из текущего состояния к этой модели.

Тактика – это совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели.[16, c. 238]

Управление бывает Стратегическое и Тактическое.

Стратегическое управление - процесс  определения и достижения долгосрочных целей (перспектив) организации.

Являясь директором или владельцем компании очень важно учиться стратегическому управлению. Оно должен как бы заглядывать в будущее, чтобы предугадать, какие лучше товары производить, чтобы компания успешно развивалась, какие рынки сбыта занимать, какие инвестиции привлекать для расширения вашего бизнеса, какую часть бизнеса просто продать.

Цели бизнеса компании – так называемые «Бизнес - задачи» могут быть разными. Все зависит от обстоятельств. Например, в следующем году руководство компании собирается:

- Открыть 10 новых розничных магазинов.

- Увеличить продажу существующей продукции на 15%.

- Начать производство новых  продуктов.

- Привлечь заемные средства  для переоборудования предприятия.

- Сократить расходы на производство.

- Выйти на другие регионы  со своей продукцией.

Постановка подобных целей и является стратегическим управлением.

Российская школа стратегии (наряду с немецкой) предусматривает также  дополнительный уровень рассмотрения: оперативно-тактический, связующий  тактику и стратегию.

Тактическое (ситуационное) управление – процесс определения и достижения краткосрочных (текущих) целей организации, в котором руководитель использует различные стили руководства в зависимости от особенностей подчиненного и конкретной ситуации. Проще выражаясь, тактическое управление- это каждодневная работа руководителя. Это его умение так управлять другими людьми, чтобы они делали свое дело не просто хорошо, а отлично. И тогда все цели компании будут выполнены.

Тактическое (ситуационное, оперативное) управление – процесс определения и достижения краткосрочных целей организации. Тактические цели управления (повседневные задачи руководителя) задаются, с одной стороны, исходя из стратегических целей, а с другой – учитывают текущую ситуацию и особенности (профессиональный уровень и мотивацию) подчиненного. Достижение долгосрочных целей всей организации складывается из результатов ежедневных действий подчиненных. Таким образом, тактическое управление – это инструмент руководителя для решения стратегических задач.

Стратегия экономическая – долговременные, наиболее принципиальные, важные установки и планы руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен и др.

Формирование экономической стратегии  в общем виде можно определить как процесс разработки целей  развития и функционирования предприятия на определенный период времени, а также способов использования средств для достижения поставленной цели.

Стратегия изначально направлена на достижение целей организации  и получение экономической прибыли. Исходя из этого и всего вышеизложенного можно сделать вывод что стратегия и экономическая стратегия  - это одно и тоже.

В настоящее время в сфере  бизнеса существуют следующие понимания стратегии в широком смысле:

  • система организованно-экономических мер по достижению долгосрочных целей предприятия;
  • генеральное направление деятельности предприятия, обеспечивающее согласование целей, возможностей организации и интересов работников;
  • программа (стратегический план) действий,  определяющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели;
  • эффективная деловая концепция по достижению конкурентных преимуществ предприятия;
  • средство достижения целей;
  • исследование будущего, анализ возможных сценариев развития предприятия;
  • постановка целей и выработка соответствующей политики по их достижению;
  • идея, дающая преимущество в конкурентной борьбе;
  • система способов управления деятельностью предприятия;
  • совокупность перспективных ориентиров для работы предприятия.

Сущность экономической стратегии  на уровне предприятия состоит в  ответе на четыре важных вопроса:

1. В каком финансово-экономическом  состоянии находится предприятие в настоящее время;

2. Какое его состояние в перспективе желательно и реально возможно;

3. Какие возможны альтернативные  направления развития системы  с учетом сильных и слабых сторон, шансов и рисков;

4. Какими действиями (методами и  средствами, управленческими решениями)  можно реализовать избранную систему.

По своему содержанию экономическая стратегия учитывает основные базисные процессы на предприятии и в его внешней среде, возможности роста экономического потенциала. В основе выработки стратегии и ее практической реализации лежит стратегические управленческие решения:

Информация о работе Экономическая стратегия