Экономическая стратегия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:39, дипломная работа

Описание работы

Разработка экономической стратегии развития любого предприятия – это основа в управлении предприятием. Она позволит обеспечить устойчивое развитие организации, повышение его конкурентоспособности

Содержание работы

Введение…………………………………………………….……………………….3
Глава 1. Теоретические основы разработки экономической стратегии предприятия……………………………………………….…………………………7
1.1 Сущность и роль разработки экономической стратегии в развитии предприятия…………………………………………………………………...….….7
1.2 Классификация стратегий развития предприятия…………………………...12
1.3 Этапы разработки экономической стратегии предприятия….……………..21
Глава 2. Экономическая оценка деятельности предприятия ООО «СамНит»..30
2.1 Общая характеристика ООО «СамНит»……………………………………..30
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности ООО «СамНит»………..33
2.3 Оценка внешней среды ООО «СамНит»…………………………………….54
Глава 3. Разработка экономической стратегии как фактор повышения эффективности деятельности компании ООО «СамНит»……………………….63
3.1 SWOT-анализ деятельности компании ООО «СамНит»……………………63
3.2 Основные направления экономической стратегии ООО «СамНит»……….69
Заключение…………………………………………………………………………72
Библиографический список…………………………………………………..……75

Файлы: 1 файл

экономическая стратегия СамНит.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

Конкурентные преимущества могут  формироваться также за счет:

- монопольного положения предприятия  в отрасли;

- нематериальных активов – патентов, ноу-хау, престижа, имиджа предприятия;

- высокоэффективного производства;

- доступ к источникам сырья  или коммуникациям;

- инновационной деятельности, ведения  долговременных НИОКР;

- развития маркетинга и менеджмента;

- использование новейших технологий  и др.

1.3 Этапы разработки экономической стратегии предприятия

 

В любой сфере  предпринимательской деятельности формирование (рис.1.2) эффективной экономической стратегии начинается с новой идеи, определения миссии и общей цели предприятия. Без хорошей идеи в рыночной среде бизнес невозможен. Предпринимательские способности, как важнейший фактор производства, выражается в умении генерировать, накапливать и разрабатывать новые идеи. [12, c. 172]

Рис. 1. 2 Цикл разработки экономической стратегии предприятия

[8, c. 65]

 

1. Бизнес-идеи, как и другие идеи – продукт мыслительной деятельности человека и определяются совокупностью внешних стимулов и внутренних потребительских сил: желаний, потребностей, интересов, установок, ценностных ориентаций, мотивов, идеалов и эмоций. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатков и или возможностей улучшения удовлетворения существующих (явных) и еще не осознанных потребностей различных слоев населения и сфер деятельности. Они – результат субъективного анализа предпринимателем объективного современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации производства, сбыта, поведения, потребностей и других элементов общества.

Бизнес-план как сценарий деятельности предпринимателя  в течении нескольких часов или дней работы покажет, стоит ли реализовывать предпринимательский проект. Таким образом, начинающий предприниматель может сэкономить свои деньги, время и труд и найти оптимальное решение. Игнорирование систематической плановой работы приведет к применению неэффективных управленческих решений, а в результате – к нерентабельности перспективного предпринимательского проекта.

Поскольку в  бизнес-плане оценивается перспектива  развития фирмы, он необходим и для  принятия решений, который одобрили бы партнеры, соучредители или акционеры фирмы. На его основе решаются жизненно важные для фирмы вопросы – распределение прибыли, выплата дивидендов, совершенствование организационной структуры производства, изменение характера взаимоотношений с фирмами-партнерами и т.д.

Грамотно  оформленный и обоснованный план важен и для персонала предприятия, так как способствует уверенной  работе по его реализации.

Мотивация продуцирования, накопления и реализации идей проявляется  в виде стремления предпринимателя  удовлетворить свои потребности в процессе бизнеса.

Наконец, вся совокупность факторов превращается в замысел и план действий. Далее следует волеизъявление – практическое формирование стратегии и заложенной в ней идеи.

Формирование  стратегии развития предприятия – итеративный поэтапный процесс.

2. На втором этапе разработки стратегии определяется миссия (философия, видение) предприятия – краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона, общества.

Предприятие в таком случае выступает в  виде системы и понимается как:

- производитель  товаров (услуг, работ) для потребителей;

- социальная  организация, в который сотрудники  могут проявить и развивать  свои потребности;

- конкурент  другим товаропроизводителям;

- социальная  единица, учитывающая интересы  всего общества;

- часть рыночной  многоукладной экономики.

Миссия коммерческих организаций в России обычно формулируется  очень просто и весьма прямолинейно – максимум прибыли. [36, c. 289] У оптовых предпринимателей такой подход вызывает в лучшем случае улыбку, а для потребителей продукции (услуг) предприятия размер его прибыли не только не представляет интереса, но и более того – их цели противоположны. Прибыль – часто внутренняя проблема предприятия, которую на показ выставлять не вполне прилично, а тем более записывать в учредительные документы. Любое предприятие является открытой системой, и успешно развиваться она может только в случае, если будет удовлетворять определенный спрос потребителей, находящихся за его пределами – во внешней среде. Если предприятие способно выполнить такую миссию, оно одновременно будет получать необходимую прибыль. Поэтому только в окружающей среде можно найти цель и миссию коммерческой организации. Прибыль – не цель, а средство достижения цели.

Миссия предприятия  тесно связана и с его культурой  – совокупностью типичных для  предприятия ценностей, норм и идей, формирующих репутацию (марку, имидж) предприятия.

В реальной жизни  она выражается:

- в поведении предприятия – единых принципах всех сотрудников;

- в коммуникациях фирмы  – стиле передачи информации;

- в средствах наглядного  представления предприятия –  фирменных знаках, оформлении продукции,  ритуалах, внешнем виде и т.п.

Имидж предприятия во внешней среде поддерживают его этичные отношения с конкурентами и доверие участников рынка, а во внутренней – интегративный эффект в результате комплиментарного поведения сотрудников, координации всех предприятий фирмы, лучшей мотивации и самоотождествления работников с системой ценностей предприятия. Он выражает ответственность фирмы перед потребителями, районами и обществом. В данном случае миссия отражает стремление предприятия произвести на внешний мир желаемое впечатление.

3 . Определение целей разработки предприятия. Цель – это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников.

В системе бизнеса цель выполняет следующие функции:

  • инициативы – сопоставления существующего и желаемого состояния фирмы, мотива действий;
  • критерия принятия решения – оценки информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе;
  • инструмента управления – руководящие требования к действиям, определение направлений бизнеса;
  • координации – обеспечение бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений;
  • контроля – сопоставление оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем.

В отличие  от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия.

Любое предприятие, как  сложная социально-экономическая  система, имеет многоцелевой характер. В процессе функционирования организации  наряду со стратегическими целями обычно одновременно решают большое количество тактических и оперативных целей. С чисто экономическими тесно связаны социальные, технические и организационные задачи. Структуризация целей осуществляется по различным признакам.

Цели должны быть четкими, ясными, однозначно понимаемыми и  сформулированы в терминах, отражающих перспективное будущее состояние предприятия. Поэтому, при разработке целей необходимо учитывать целую совокупность требований, предъявляемых к их содержанию и форме.

Основная цель товаропроизводителя  – создание высокорентабельного  предприятия по производству конкурентоспособной продукции (изделий) мирового уровня и оказания различного рода услуг потребителям на основе постоянного повышения личной заинтересованности, в том числе и материальной, непосредственных участников производства, его сотрудников, а также акционеров. [31, c. 471]

Достижение этой цели невозможно без всестороннего учета возрастающих запросов потребителей, дилеров, поставщиков, государства и всех тех, чьи интересы близки к производителю. Поступая справедливо, добросовестно и разумно во всем, с кем производитель имеет дело, можно наилучшим образом защищать интересы акционеров, сотрудников и обеспечивать долгосрочную рентабельность предприятия.

Цели, как и стратегии, всегда достигаются при определенных ограничениях, которые могут задаваться самим предприятием и воздействовать извне. Внешними ограничениями могут выступать законодательные нормы, инфляция, конкуренты, изменения экономической конъюктуры и уровня доходов населения, финансовые принципы фирмы, уровень издержек, производственные мощности, состояние маркетинга и управленческого потенциала, различные диспозиции и т.п., поэтому в процессе разработки миссии предприятия, целей и стратегий его развития на третьем этапе необходимо оценить многочисленные факторы, которые будут влиять на его деятельность.

4. Практическая эффективность стратегии предпринимательского проекта зависит от правильной оценки и анализа внешних факторов, повлиять на которые фирма, как правило, сразу не сможет. Эти факторы многочисленны и включают: общие политические макроэкономические условия развития бизнеса в стране, законодательство, уровень доходов населения, сложившиеся традиции потребления, культуру населения, его демографическую структуру ряд других важных параметров. Кроме того, важным для предпринимателя является информация о конкретной среде и сложившимся уровне спроса на эти или аналогичные товары и услуги.

Существенным  фактором является представление информации о конкуренции и конкурентах. Для его учета полезно сопоставление  предпринимательского проекта, его  товаров и услуг с теми товарами, которые уже имеются на рынке.

Анализ и  сопоставление конкурентных преимуществ  и возможностей охватывает оценку емкости рынка, возможности его сегментации; выгоду, которую предлагают потребителю конкуренты. Выгоды для потребителя, которые предлагает внедряемый проект, должны дать ответ на вопрос о перспективности его в завоевании достаточного рыночного сегмента.

При анализе  внешней среды предприятия все  ее факторы объединяют в две большие группы:

1. Среда прямого воздействия на организацию:

- поставщики  ресурсов;

- покупатели (потребители);

- законы и  государственные органы и службы;

- конкуренты;

- профсоюзы.

2. Среда косвенного  воздействия включает:

- научно-технический прогресс;

- политико-правовые нормы;

- макроэкономическое состояние  в регионе и стране;

- международную обстановку;

- социокультурные факторы  (изменяющиеся общественные ценности, установки, нравы и др.).

Для внешней среды предприятия  присущи следующие особенности:

- сложность – множество  факторов и их вариантность;

- взаимосвязь факторов – изменение одного из них может вызвать изменения многих других;

- неопределенность –  стратегические перспективные решения  обычно принимаются в условиях  недостатка информации, которая  часто имеет вероятностный характер;

- подвижность – изменения в окружающей среде предприятий происходят с нарастающей скоростью.

5. На пятом этапе выбора стратегии предприятия проводят анализ его внутреннего состояния во взаимодействии с внешней средой. [4, c. 290] Одним из наиболее распространенных методов оценки среды является метод SWOT, основанный:

- на выявлении  преимуществ сильных сторон фирмы (S);

- оценка узких  мест (слабостей) в потенциале предприятий (W);

- установлении  возможностей, предоставляемых внешней  средой (О);

- выявление  возможных угроз со стороны внешнего окружения (Т).

При изучении внутреннего состояния предприятия  необходимо учитывать его потенциальные возможности и наличие производственных резервов.

Анализ получаемой информации объективнее оценить  место предприятия на рынке, определить степень восприимчивости его к внешним факторам и выработать эффективную стратегию.

При кардинальных переменах в деятельности фирмы, в случае наступления кризисных  ситуаций и угрозы банкротства руководство  должно немедленно реагировать путем  изменения стратегии и тактики фирмы.

Самая выгодная для предприятия ситуация складывается, когда благоприятные возможности внешней среды совпадают с сильными сторонами предприятия. Напротив, угрозы со стороны окружающей среды, наложенные на слабые стороны предприятия, создают предпосылки кризисной ситуации и невозможности эффективного осуществления бизнеса. Предприниматель, учитывая различные сочетания внешних и внутренних факторов, формирует основные стратегические направления деятельности предприятия и корректирует в соответствии с ними все свои действия.

 

 

 

 

Глава 2. Экономическая оценка деятельности предприятия ООО «СамНит»

Информация о работе Экономическая стратегия