Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:39, дипломная работа
Разработка экономической стратегии развития любого предприятия – это основа в управлении предприятием. Она позволит обеспечить устойчивое развитие организации, повышение его конкурентоспособности
Введение…………………………………………………….……………………….3
Глава 1. Теоретические основы разработки экономической стратегии предприятия……………………………………………….…………………………7
1.1 Сущность и роль разработки экономической стратегии в развитии предприятия…………………………………………………………………...….….7
1.2 Классификация стратегий развития предприятия…………………………...12
1.3 Этапы разработки экономической стратегии предприятия….……………..21
Глава 2. Экономическая оценка деятельности предприятия ООО «СамНит»..30
2.1 Общая характеристика ООО «СамНит»……………………………………..30
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности ООО «СамНит»………..33
2.3 Оценка внешней среды ООО «СамНит»…………………………………….54
Глава 3. Разработка экономической стратегии как фактор повышения эффективности деятельности компании ООО «СамНит»……………………….63
3.1 SWOT-анализ деятельности компании ООО «СамНит»……………………63
3.2 Основные направления экономической стратегии ООО «СамНит»……….69
Заключение…………………………………………………………………………72
Библиографический список…………………………………………………..……75
Конкурентные преимущества могут формироваться также за счет:
- монопольного положения
- нематериальных активов –
- высокоэффективного
- доступ к источникам сырья или коммуникациям;
- инновационной деятельности, ведения долговременных НИОКР;
- развития маркетинга и
- использование новейших
1.3 Этапы разработки экономической стратегии предприятия
В любой сфере
предпринимательской
Рис. 1. 2 Цикл разработки экономической стратегии предприятия
[8, c. 65]
1. Бизнес-идеи, как и другие идеи – продукт мыслительной деятельности человека и определяются совокупностью внешних стимулов и внутренних потребительских сил: желаний, потребностей, интересов, установок, ценностных ориентаций, мотивов, идеалов и эмоций. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатков и или возможностей улучшения удовлетворения существующих (явных) и еще не осознанных потребностей различных слоев населения и сфер деятельности. Они – результат субъективного анализа предпринимателем объективного современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации производства, сбыта, поведения, потребностей и других элементов общества.
Бизнес-план как сценарий деятельности предпринимателя в течении нескольких часов или дней работы покажет, стоит ли реализовывать предпринимательский проект. Таким образом, начинающий предприниматель может сэкономить свои деньги, время и труд и найти оптимальное решение. Игнорирование систематической плановой работы приведет к применению неэффективных управленческих решений, а в результате – к нерентабельности перспективного предпринимательского проекта.
Поскольку в
бизнес-плане оценивается
Грамотно
оформленный и обоснованный план
важен и для персонала
Мотивация продуцирования, накопления и реализации идей проявляется в виде стремления предпринимателя удовлетворить свои потребности в процессе бизнеса.
Наконец, вся совокупность факторов превращается в замысел и план действий. Далее следует волеизъявление – практическое формирование стратегии и заложенной в ней идеи.
Формирование стратегии развития предприятия – итеративный поэтапный процесс.
2. На втором этапе разработки стратегии определяется миссия (философия, видение) предприятия – краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона, общества.
Предприятие в таком случае выступает в виде системы и понимается как:
- производитель
товаров (услуг, работ) для
- социальная
организация, в который
- конкурент другим товаропроизводителям;
- социальная единица, учитывающая интересы всего общества;
- часть рыночной многоукладной экономики.
Миссия коммерческих организаций в России обычно формулируется очень просто и весьма прямолинейно – максимум прибыли. [36, c. 289] У оптовых предпринимателей такой подход вызывает в лучшем случае улыбку, а для потребителей продукции (услуг) предприятия размер его прибыли не только не представляет интереса, но и более того – их цели противоположны. Прибыль – часто внутренняя проблема предприятия, которую на показ выставлять не вполне прилично, а тем более записывать в учредительные документы. Любое предприятие является открытой системой, и успешно развиваться она может только в случае, если будет удовлетворять определенный спрос потребителей, находящихся за его пределами – во внешней среде. Если предприятие способно выполнить такую миссию, оно одновременно будет получать необходимую прибыль. Поэтому только в окружающей среде можно найти цель и миссию коммерческой организации. Прибыль – не цель, а средство достижения цели.
Миссия предприятия
тесно связана и с его
В реальной жизни она выражается:
- в поведении предприятия – единых принципах всех сотрудников;
- в коммуникациях фирмы – стиле передачи информации;
- в средствах наглядного представления предприятия – фирменных знаках, оформлении продукции, ритуалах, внешнем виде и т.п.
Имидж предприятия во внешней среде поддерживают его этичные отношения с конкурентами и доверие участников рынка, а во внутренней – интегративный эффект в результате комплиментарного поведения сотрудников, координации всех предприятий фирмы, лучшей мотивации и самоотождествления работников с системой ценностей предприятия. Он выражает ответственность фирмы перед потребителями, районами и обществом. В данном случае миссия отражает стремление предприятия произвести на внешний мир желаемое впечатление.
3 . Определение целей разработки предприятия. Цель – это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников.
В системе бизнеса цель выполняет следующие функции:
В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия.
Любое предприятие, как
сложная социально-
Цели должны быть четкими, ясными, однозначно понимаемыми и сформулированы в терминах, отражающих перспективное будущее состояние предприятия. Поэтому, при разработке целей необходимо учитывать целую совокупность требований, предъявляемых к их содержанию и форме.
Основная цель товаропроизводителя – создание высокорентабельного предприятия по производству конкурентоспособной продукции (изделий) мирового уровня и оказания различного рода услуг потребителям на основе постоянного повышения личной заинтересованности, в том числе и материальной, непосредственных участников производства, его сотрудников, а также акционеров. [31, c. 471]
Достижение этой цели невозможно
без всестороннего учета
Цели, как и стратегии, всегда достигаются при определенных ограничениях, которые могут задаваться самим предприятием и воздействовать извне. Внешними ограничениями могут выступать законодательные нормы, инфляция, конкуренты, изменения экономической конъюктуры и уровня доходов населения, финансовые принципы фирмы, уровень издержек, производственные мощности, состояние маркетинга и управленческого потенциала, различные диспозиции и т.п., поэтому в процессе разработки миссии предприятия, целей и стратегий его развития на третьем этапе необходимо оценить многочисленные факторы, которые будут влиять на его деятельность.
4. Практическая эффективность стратегии предпринимательского проекта зависит от правильной оценки и анализа внешних факторов, повлиять на которые фирма, как правило, сразу не сможет. Эти факторы многочисленны и включают: общие политические макроэкономические условия развития бизнеса в стране, законодательство, уровень доходов населения, сложившиеся традиции потребления, культуру населения, его демографическую структуру ряд других важных параметров. Кроме того, важным для предпринимателя является информация о конкретной среде и сложившимся уровне спроса на эти или аналогичные товары и услуги.
Существенным
фактором является представление информации
о конкуренции и конкурентах.
Для его учета полезно
Анализ и сопоставление конкурентных преимуществ и возможностей охватывает оценку емкости рынка, возможности его сегментации; выгоду, которую предлагают потребителю конкуренты. Выгоды для потребителя, которые предлагает внедряемый проект, должны дать ответ на вопрос о перспективности его в завоевании достаточного рыночного сегмента.
При анализе внешней среды предприятия все ее факторы объединяют в две большие группы:
1. Среда прямого воздействия на организацию:
- поставщики ресурсов;
- покупатели (потребители);
- законы и
государственные органы и
- конкуренты;
- профсоюзы.
2. Среда косвенного воздействия включает:
- научно-технический прогресс;
- политико-правовые нормы;
- макроэкономическое состояние в регионе и стране;
- международную обстановку;
- социокультурные факторы
(изменяющиеся общественные
Для внешней среды предприятия присущи следующие особенности:
- сложность – множество факторов и их вариантность;
- взаимосвязь факторов – изменение одного из них может вызвать изменения многих других;
- неопределенность –
стратегические перспективные
- подвижность – изменения в окружающей среде предприятий происходят с нарастающей скоростью.
5. На пятом этапе выбора стратегии предприятия проводят анализ его внутреннего состояния во взаимодействии с внешней средой. [4, c. 290] Одним из наиболее распространенных методов оценки среды является метод SWOT, основанный:
- на выявлении преимуществ сильных сторон фирмы (S);
- оценка узких мест (слабостей) в потенциале предприятий (W);
- установлении возможностей, предоставляемых внешней средой (О);
- выявление возможных угроз со стороны внешнего окружения (Т).
При изучении
внутреннего состояния
Анализ получаемой информации объективнее оценить место предприятия на рынке, определить степень восприимчивости его к внешним факторам и выработать эффективную стратегию.
При кардинальных переменах в деятельности фирмы, в случае наступления кризисных ситуаций и угрозы банкротства руководство должно немедленно реагировать путем изменения стратегии и тактики фирмы.
Самая выгодная для предприятия ситуация складывается, когда благоприятные возможности внешней среды совпадают с сильными сторонами предприятия. Напротив, угрозы со стороны окружающей среды, наложенные на слабые стороны предприятия, создают предпосылки кризисной ситуации и невозможности эффективного осуществления бизнеса. Предприниматель, учитывая различные сочетания внешних и внутренних факторов, формирует основные стратегические направления деятельности предприятия и корректирует в соответствии с ними все свои действия.
Глава 2. Экономическая оценка деятельности предприятия ООО «СамНит»