Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:39, дипломная работа
Разработка экономической стратегии развития любого предприятия – это основа в управлении предприятием. Она позволит обеспечить устойчивое развитие организации, повышение его конкурентоспособности
Введение…………………………………………………….……………………….3
Глава 1. Теоретические основы разработки экономической стратегии предприятия……………………………………………….…………………………7
1.1 Сущность и роль разработки экономической стратегии в развитии предприятия…………………………………………………………………...….….7
1.2 Классификация стратегий развития предприятия…………………………...12
1.3 Этапы разработки экономической стратегии предприятия….……………..21
Глава 2. Экономическая оценка деятельности предприятия ООО «СамНит»..30
2.1 Общая характеристика ООО «СамНит»……………………………………..30
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности ООО «СамНит»………..33
2.3 Оценка внешней среды ООО «СамНит»…………………………………….54
Глава 3. Разработка экономической стратегии как фактор повышения эффективности деятельности компании ООО «СамНит»……………………….63
3.1 SWOT-анализ деятельности компании ООО «СамНит»……………………63
3.2 Основные направления экономической стратегии ООО «СамНит»……….69
Заключение…………………………………………………………………………72
Библиографический список…………………………………………………..……75
1.2. Классификация стратегий развития предприятия
Единой стратегии для всех предприятий не существует. Каждое предприятие даже одной отрасли уникально, поэтому и определение его стратегии также оригинально, так как зависит от позиции предприятия на рынке, его потенциала, динамики развития, поведения конкурентов, особенностей выпускаемой продукции или оказываемых услуг, состояния экономики, социальной среды и многих других факторов. В то же время определенны основополагающие нормы и обобщенные модели выработки стратегии бизнеса (рис. 1.1). [11, c. 182]
В условиях растущего рынка у
каждого предприятия
- стратегию совершенствования деятельности;
- инновационную;
- товарную экспансию – разработку новых или улучшение уже выпускаемых товаров;
- маркетинговую;
- развития рынка;
- диверсификации.
Выработанные с помощью приведе
Таблица 1.1
Возможные стратегии роста по товарам и рынкам
Товары |
Рынки | |
Существующие |
Существующие (освоенные) |
Новые |
1 Стратегия совершенствования деятельности («того, что и делаешь») |
2 Стратегия развития (расширение границ рынка) | |
Новые |
3 Стратегия разработки новых товаров (товарная экспансия) |
4 Стратегия диверсификации |
Квадрант 1 показывает направленность стратегии предприятия на существующие продукты и рынки. Эту стратегию называют методом экономии издержек или «улучшай то, что уже делаешь». Эта стратегия выбирается хозяйственными подразделениями (ХП) предприятия, рынок продукции которых продолжает развиваться или еще не насыщен. Предприятие стремится расширить сбыт выпускаемых товаров на традиционных рынках путем установления конкурентоспособных цен, наступательной рекламы или интенсификации продвижения товаров и других маркетинговых усилий. При этом возможны следующие альтернативы интенсивного роста:
- развитие первичного спроса
путем привлечения новых
- увеличение доли рынка за
счет покупателей предприятий-
- расширение рынка путем
- защита положения на рынке
с помощью функционального
- рационализация рынка –
Квадрант 2 показывает направленность стратегии на развитие рынка, т.е. на создание новых рынков для выпускаемой уже достаточно долго продукции. Эта стратегия эффективна, если организация стремится расширить свой рынок за счет проникновения на новые географические рынки, в том числе в других странах; внедрения новых предложений существующих товаров и интенсификации рекламы; освоения новых сегментов рынка, когда для известной продукции выявляются новые области применения, и т.п. В стратегии рыночной экспансии возможны следующие альтернативы:
- освоение новых сегментов на том же рынке;
- выход на новые рынки в стране и зарубежных странах.
В квадранте 3 представлена стратегия товарной экспансии – совершенствования выпускаемых товаров и разработки новых продуктов для сложившихся и давно освоенных рынков. Эта стратегия применяется, когда ХП имеет ряд успешных моделей изделий, завоевавших большую популярность у потребителей. Предприятие разрабатывает новые и модифицирует старые товары улучшенного качества и реализует их лояльно настроенным клиентам.
Альтернативные варианты действий:
- добавление потребительских
- расширение товарной
Квадрант 4 – стратегия диверсификации. Применяется она с целью избежать чрезмерной зависимости предприятия от одного ХП или одного ассортиментного набора продукции, а также в том случае, если предприятие желает покинуть свертывающиеся рынки или рынки, находящиеся в состоянии застоя. Реализация стратегии диверсификации предлагает разработку новых продуктов и новых рынков. Поэтому она более рискованная, так как никогда нет полной уверенности, что новые рынки готовы принять новую продукцию и она будет пользоваться вниманием покупателей.
Опыт выработки стратегий
Диверсификация имеет не только положительные, но и отрицательные последствия. Основной риск связан с распылением сил и сложностью управления комбинированными предприятиями. [19, c. 43]
Виды стратегий:
1. Стратегию ограниченного роста применяют предприятия со стабильной технологией и устойчивым положением на рынке. Цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменение условий. Поскольку положение коммерческой организации устойчиво, то в перспективе целесообразно придерживаться ранее избранной стратегии, что снижает риск.
2. Стратегия роста (табл. 1.2) обычно применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Для нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года.
Если предприятие планирует увеличение своей доли на рынке, оно может достичь цели несколькими путями; понизить цены на продукцию, продавать товар через большее число магазинов, представить новую модель и т.п. Каждый путь открывает различные возможности.
Таблица 1.2
Стратегия роста предприятия
Виды стратегического роста | ||
Интенсивный рост |
Интеграционный рост |
Диверсификационный рост |
|
|
|
3. Стратегия сокращения выбирается предприятиями реже всего. Для нее характерно установление целей на уровне, более низком, чем достигнутые в прошлом. К стратегии сокращения прибегают, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют ее.
4. Комбинированная стратегия – это любое сочетание рассмотренных альтернатив – ограниченного роста, роста и сокращения и др. Такой стратегии, как правило, придерживаются крупные организации, активно функционирующие в нескольких отраслях. Так, предприятие может продать или ликвидировать одно из своих производств и взамен приобрести одно или несколько других. В этом случае будет иметь место сочетание двух базовых альтернативных стратегий – сокращения и роста.
Каждая из названных выше стратегий представляет собой базовую стратегию, которая, в свою очередь, имеет множество альтернативных вариантов. Так, стратегия роста может осуществляться путем приобретения другой фирмы (внешний рост) или путем значительного расширения ассортимента выпускаемой продукции (внутренний рост). Стратегия сокращения имеет альтернативы: ликвидация – самый радикальный вариант, когда фирма перестает существовать; отсечение лишнего, при котором фирма ликвидирует или перепрофилирует свои неэффективные подразделения.
5. Портфельная стратегия определяет распределение инвестиций между структурными подразделениями предприятия, взаимодействие которых может создать эффект синергизма или стратегического рычага – более высокий общий совместный экономический результат всей хозяйственной системы.
6. Стратегия фокусирования – сосредоточение усилий на одном из сегментов рынка, на отдельной группе покупателей или определенной группе товаров.
7. Применение общих конкурентных стратегий связано с определенными рисками. Так, при стратегии диверсификации предприятие может оказаться в зоне опасности, если расширение сфер и видов приложения усилий не подкрепляется вовремя обеспечением конкурентных преимуществ.
В стратегии дифференциации предприятие рискует отстать в технологии производства и снижении издержек и есть опасность, что конкурирующие предприятия могут быстро перейти в атакующую позицию. Сохраняется опасность имитации уникальных свойств товара.
Риск стратегии лидерства в снижении издержек:
Стратегия дифференциации продукции:
- предложение товаров с качествами и (или) дизайном лучшими, чем у конкурентов;
- сужении ассортимента продукции (фокусировании на дифференциации) или его расширении;
- уклонение от ценовой конкуренции путем перехода в другой рыночный сегмент;
- изготовление особой продукции (модификации стандартного товара), приспособленного к нуждам определенных потребительских групп.
Для применения стратегии дифференциации продукции необходимы следующие условия:
- наличие множества характеристик товара, которые выделяются и ценятся покупателями;
- преобладание неценовой
- существование сравнительно
- разнообразие спроса на
- защищенность признаков
- интенсивная реклама,
8. Инновационная стратегия – выпуск высокотехнологичной продукции на основе коммерческого использования интеллектуальной собственности и инноваций.
Риск стратегии узкой специализации или фокусирования усилий на одном сегменте рынка:
9. В зависимости от особенностей отрасли, рынка, товара и других условий стратегия конкурентных преимуществ может воплощаться в различных ее вариантах и их комбинациях.
Стратегия конкурентных преимуществ на основе лидерства в издержках: