Важнейшее значение в системе
налогового контроля имеют инструменты
его практической реализации. Наиболее
значимым из таких инструментов, занимающим
наиболее важное место в системе налогового
контроля, являются налоговые проверки.
Важным также является сторона
налогового законодательства, как налоговое
администрирование, которое в соответствии
с Налоговым кодексом включает в себя
два элемента: налоговый контроль и процедуру
должностных лиц органов налоговой службы-разделы
17 и 18 Налогового кодекса. Связующим звеном
между этими двумя сторонами налогового
законодательства, то есть между тем как исчислять и
как уплачивать налоги, с одной стороны,
и как осуществлять
контроль,
2. Объекты налогового
контроля и их классификация.
Под объектами налогового контроля
можно понимать относительно обособленные
в структуре налогового контроля сферы
контрольной деятельности, охватывающие
однородные по своему содержанию действия
налогоплательщиков, плательщиков обедов,
налоговых агентов и иных лиц по исполнению
возложенных на них обязанностей в сфере
налогообложения.
Учитывая, что финансовая наука
и практика достаточно динамично развивается,
в настоящее время с известной степенью
условности можно выделить следующие
объекты налогового контроля:
· Учет юридических и физических
лиц;
· Налоговый контроль за своевременность
уплаты налогов и сборов;
· Налоговый контроль за правильностью
исчисления и полнотой уплаты сумм налогов
и сборов, за надлежащим учетом доходов,
расходов и объектов налогообложения;
· Налоговый контроль за законностью
использования налоговых льгот;
· Налоговый контроль за своевременностью
и правильностью удержания сумм налогов
налоговыми агентами;
· Налоговый контроль за соответствием
крупных расходов физических лиц их дохода;
· Налоговый контроль за своевременным
перечислением налоговых платежей и исполнением
платежных поручений налоговых органов
в кредитных организациях;
· Налоговый контроль за правомерностью
возмещения сумм косвенных налогов из
бюджета;
· Организация и контроль за соблюдением
налоговых режимов (таких, как налоговый
склад).
Таможенные органы осуществляют
налоговый контроль в пределах своей компетенции
по взиманию налогов и других обязательных
платежей в бюджет, подлежащих уплате
в связи с перемещением товаров чрез таможенную
границу Республики Казахстан, в соответствии
с настоящим Кодексом и таможенным законодательством
Республики Казахстан.
Контрольная деятельность
имеет ярко выраженный циклический
характер, а мероприятия налогового
контроля повторяются периодически,
как правило, в одной и той
же последовательности. Общепризнано,
что контроль имеет многостадийный
характер и развивается поэтапно.
Однако при определении основных
этапов контрольной деятельности
существует целый спектр научных
мнений, использующих различные
критерии для отделения одной
стадии (этапа) контроля от другой.
Некоторые авторы выделяют
стадии логической последовательности
контрольного процесса, это:
· Установление фактических обстоятельств
дела;
· Выбор и анализ нормы права;
· Решение дела, выраженное в
акте, а также стадии функционального
назначения;
· Организационно – подготовительная;
· Установление фактических обстоятельств
дела, анализ фактов;
· Выработка и принятие решения;
· Проверка исполнения решения.
Другие авторы разбивают
процесс осуществления контроля
на ряд последовательно следующих
друг за другом стадий:
· Планирование проверки и организационных
мероприятий по ее проведению;
· Подготовка к проверке;
· Проведение проверки;
· Составление, обсуждение и принятие
контролирующим органом (лицом) акта проверки,
принятие решения по ней и ознакомление
с ними заинтересованных органов и лиц;
· Реализация принятого по материалам
проверки решения;
· Рассмотрение возможных жалоб
на принятое контрольным органом (лицом)
решение;
· Контроль за фактическим исполнением
решений, а также предложений и рекомендаций,
содержащихся в акте проверки.
Представление многообразие
научных мнений позволяет найти
те критерии, ориентация на которые
обеспечит оптимальное разграничение
контрольно – процессуальной деятельности
на отдельные этапы. Учитывая однородность
задач и осуществляемых в ходе каждого
этапа действий, состав участников, методы
и формы контрольной деятельности, а также
состав документов оформляющих итоговые
результаты, можно выделить следующие
этапы налогового контроля в целом (таблица
1).
Этап 1 |
Проведение учета юридических
и физических лиц в налоговых органах |
Этап 2 |
Подготовительный этап и проведение
налогового контроля |
Этап 3 |
Назначение мероприятий налогового
контроля |
Этап 4 |
Проведение мероприятий налогового
контроля |
Этап 5 |
Оформление результатов мероприятий
налогового контроля и составление итогового
документа |
Этап 6 |
Обмен контрольной информацией
с уполномоченными органами |
Этап 1. Проведение учета юридических
и физических лиц в налоговых органах.
На данном первоначальном
этапе деятельности налоговых
органов предполагается, что каждый
налогоплательщик должен быть
зарегистрирован в налоговых
органах по основаниям, установленным
налоговым законодательством. Целью
постановки налогоплательщика на
учет является, прежде всего, получение
информации о налогоплательщике
и его имущества, необходимой
для проведения мероприятий налогового
контроля (в том числе юридический
адрес, адрес фактического местонахождения
(места жительства) налогоплательщика,
сведения о руководителях и
организационно – правовой форме
организации – налогоплательщика
и др.). Результатом учета становится
создание и ведение налоговыми
органами единого государственного
реестра налогоплательщиков.
Этап 2. Подготовительный этап
и проведение налогового контроля
Эффективность налогового
контроля, которая во многом определяет
« наполняемость» бюджетной системы
налоговыми доходами, предполагает
получение качественных результатов
при минимальных затратах на
подготовку и осуществление контрольных
мероприятий, что достигается прежде
всего качественными планированием
и организацией деятельности
налогового органа. Поэтому на данном
этапе предполагается совершение следующих
действий:
· Определение целей и сроков
проведения мероприятий налогового контроля;
· Составление планов проведения
мероприятий налогового контроля на определенный
период времени;
· Отбор организаций и физических
лиц, в отношении которых предполагается
проведение мероприятий налогового контроля;
· Предварительное ознакомление
с состоянием расчетов налогоплательщика
с бюджетами (внебюджетными фондами), в
отношении которого предполагается проведение
мероприятий налогового контроля (наличие
задолженности по уплате налогов или сборов,
предоставление отсрочек, рассрочек или
налоговых кредитов, проведение мероприятий
по реструктуризации задолженности и
т.д.);
· Анализ и оценка экономических
характеристик деятельности налогоплательщика
(объем выручки, объем продаж, вид деятельности,
число работников и т.д.);
· Выбор форм и методов осуществления
контрольной деятельности; подбор исполнителей
(специалистов) и их инструктаж;
· Оставление плана проведения
конкретного мероприятия налогового контроля
в отношении конкретного налогоплательщика.
Этап 3. Назначение мероприятий
налогового контроля.
Необходимо заметить,
что данный этап налогового
контроля отсутствует при проведении
некоторых конкретных мероприятий
налогового контроля (таких, например,
как камеральные проверки). Однако
выделение данного этапа контроля
представляется целесообразным
в силу того, что законодатель
в ряде случаев придает особую
правовую форму и устанавливает
особый порядок назначения мероприятий
налогового контроля, несоблюдение
которого может привести к существенным
правовым последствиям, таким, например,
как признание недействительным результатов
контрольной деятельности. В частности,
соответствии со ст. НК РК, выездная налоговая
проверка назначается специальным решением
руководителя или заместителя налогового
органа.
Этап 4. Проведение мероприятий
налогового контроля.
Непосредственное проведение
мероприятий налогового контроля
является центральным этапом
контрольной деятельности уполномоченных
органов. Именно в рамках данного
этапа происходит реализация
большей части контрольных полномочий
налоговых органов, а также выявление
и установление фактов нарушений
налогового законодательства. В
настоящем исследовании уже был
отмечен тот факт, что проведение
налоговых проверок всегда в
определенной степени является
«вторжением» в хозяйственную
деятельность проверяемых организаций.
В ходе реализации налоговыми
органами своих контрольных полномочий
возникает непосредственное столкновение
интересов представителя государств,
которым является должностное
лицо налогового органа, осуществляющее
контрольное действие, с одной
стороны, и должностных лиц организации
– налогоплательщика (или индивидуального
предпринимателя) – с другой. Поэтому
для установления сбалансированности
интересов обеих сторон необходимо
было ввести четкую правовую
регламентацию их прав и обязанностей,
а также последовательность их
действий, что и было установлено
в Налоговом кодексе РК. До введения в
действие Налогового кодекса сроки совершения
действий налоговых органов в ходе осуществления
мероприятий налогового контроля не регламентировались
на законодательном уровне, что нередко
приводило к негативным последствиям.
В настоящее время соответствующим контрольным
налоговым правоотношениям, возникшим
при проведении налогового контроля, придана
процессуальная форма, которая в значительной
степени является гарантией соблюдения
законности при непосредственном совершении
контрольных действий уполномоченными
лицами.
В ходе данного этапа
контрольной деятельности должностные
лица налоговых органов в зависимости
от вида проводимого контрольного
мероприятия совершают определенные
действия, предписанные им законодателем,
по установлению правильности и своевременности
расчетов проверяемого лица по уплате
налогов и сборов. При этом эффективность
совершаемых действий всегда будет связана
с правильным выбором методов осуществления
контроля, с результативностью и действенностью
применяемых уполномоченными должностными
лицами мер по воздействию на поведение
проверяемых лиц, а также с правильностью
юридической квалификации их действий
(бездействия). Неправильное применение
норм налогового законодательства в ходе
контрольной деятельности налоговыми
органами может привести не только к отказу
в удовлетворении их требований, но и к
возмещению ущерба налогоплательщику
со стороны государства, что, естественно,
не позволит говорить о какой - либо эффективности
контроля.
Этап 5. Оформление результатов
мероприятий налогового контроля и составление
итогового документа.
Фиксация результатов налогового
контроля в документальном виде является
основой контрольной деятельности налоговых
органов и имеет решающее значение для
последующего привлечения виновного лица
к ответственности за нарушение норм законодательства.
Документы налогового контроля, фиксирующие
результаты проведенных контрольных действий,
являются итоговыми документами налогового
контроля. Как правило, такие документы
содержат описание выявленных фактов
нарушений, состояние расчетов налогоплательщика
с бюджетами и внебюджетными фондами по
уплате налоговых платежей, а также правовую
оценку действий (бездействия) налогоплательщиков
и иных обязанных лиц. Документами, оформляющими
результаты налогового контроля, является
акты налоговых проверок, протоколы отдельных
процессуальных действий, заключение
эксперта, акт инвентаризации имущества
налогоплательщика, свидетельство о постановке
на учет в налоговом органе и др.
На данной стадии налогового
контроля осуществляется подготовка текста
и подписание документов налогового контроля
уполномоченными должностными лицами,
а в установленных случаях – вручение
итоговых документов налогового контроля
проверяемым лицам.
Этап 6. Обмен контрольной информацией
с уполномоченными органами.
Заметим, что обмен информацией,
получаемой налоговыми органами, с другими
уполномоченными органами, имеющими право
на получение такой информации, осуществляется
постоянно, а не только после проведения
мероприятий налогового контроля. Тем
не менее, в случаях, когда необходимо
получение документально зафиксированной
информации, соответствующие данные и
документы передаются в государственные
органы обычно после завершения конкретных
контрольных процедур. Кроме того, информация,
полученная в результате осуществления
налогового контроля, необходима для осуществления
текущего финансового контроля за исполнением
бюджетов. Таким образом, передача контрольной
информации имеет весьма важное значение
для реализации в полной мере результатов
налогового контроля.